Методическая разработка «Практические и самостоятельные работы по географии в 6, 8,9 классах с использованием регионального компонента»
методическая разработка по географии (6, 8, 9 класс) на тему

В методическом пособие представлены  практические и самостоятельные работы по географии с использованием регионального компонента. Подробно показано, как, с помощью каких источников географической информации выполняется та или иная работа, в какой форме, представляются ее результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.11.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Практические и самостоятельные работы

по географии в 6, 8,9 классах с использованием регионального компонента».

Работа № 1

Тема: Климатические особенности моей малой Родины.

Цель работы: формирование умений обрабатывать  результаты  наблюдений за погодой метеорологических станций РТ для своего населенного пункта.

Оборудование: учебник « География Республики Татарстан 8-9 классы»,

материал наблюдений за погодой на сайте www.gismeteo.ru, подготовленная  основа-бланковка.

 Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая (в парах).

Рекомендации:  для каждого ученика заранее подготовить на двойных тетрадных листах основу для построения графика изменения среднегодовой температуры воздуха, основу для построения розы ветров, основу для построения диаграммы количества осадков за год. Масштаб определяется заранее  в зависимости от показателей.

Последовательность выполнения работы.

  1. Постройте  и проанализируйте график изменения среднегодовой температуры воздуха для своего населенного пункта ( см. приложение № 1 на стр.233 учебника « География Республики Татарстан 8-9 классы»);
  2. Рассчитайте среднюю годовую температуру, амплитуду колебания температуры;
  3. Постройте розу ветров. Сделайте вывод о преобладающих ветрах в вашей местности и их влияние на экологическую ситуацию вашего населенного пункта.
  4. Постройте диаграмму распределения осадков  по сезонам  года ( см. приложение № 2 на стр.234 учебника « География Республики Татарстан 8-9 классы»). В каком месяце выпало наибольшее количество осадков, в каком наименьшее? В какое время года выпадает наибольшее количество  осадков,  в какое – наименьшее?
  5. Подведите итоги своей работы.

Данную работу я провожу с учащимися 6 классов  при изучении темы «Атмосфера. Погода». Работа выполняется под руководством учителя поэтапно. Я предлагаю своим ученикам стать на один урок метеорологами. Сама работа вызывает интерес, учит  ученика не только строить графики и диаграммы, розы ветров, но и анализировать их. Ситуация успеха позволяет учащимся получать оценки «4» или «5», что способствует повышению их самооценки и развитию познавательного интереса к науке «География».

Работа № 2

Тема: Характеристика рельефа  и полезных ископаемых Республики Татарстан.

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической  и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на территории РТ.

Оборудование: атлас РТ, атлас по географии России, учебник « География Республики Татарстан 8-9 классы».

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая (в парах).

Рекомендации: работа может быть представлена в виде рассказа или картосхемы.

Последовательность выполнения работы.

1.По физической карте Татарстана составьте характеристику рельефа и полезных ископаемых РТ;

2. По тектонической карте России расскажите об особенностях строения Восточно-Европейской равнины.

3. Выделите районы распространения нефтяных и газовых месторождений и укажите, на территории каких муниципальных районов РТ они находятся.

4. Определите, какими полезными ископаемыми обеспечен ваш муниципальный район.

Используя физическую  карту РТ, тектоническую карту России, учащиеся устанавливают, что рельеф РТ равнинный (Республика расположена в пределах Восточно-Европейской равнины), в основании лежит Русская платформа. Рельеф представлен Заволжской низменностью ( высота 100-200 м) и двумя возвышенностями: Бугульмино-Белебеевской на юго-востоке и Приволжской на западе ( Ундорские горы, Щучьи горы, Богородские горы) с высотами от 200 до 500 метров..

Минеральные ресурсы представлены осадочными органическими и неорганическими полезными ископаемыми ( примеры).

По карте «Топливная промышленность» (стр.168) учащиеся определяют, что на территории Елабужского, Тукаевского, Заинского, Альметьевского , Муслюмовского, Азнакаевского, Бугульминского, Бавлинского, Лениногорского, Нурлатского районов ведется добыча нефти и горючего газа (т.е. на юго-востоке РТ).

Работа № 3

Тема: Изменение климатических условий в пределах РТ (вдоль линии следования).

Цель работы: развитие умений работать с картосхемами, с климатическими картами,  выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.

Оборудование: картосхемы и приложения в учебнике -  А.С.Тайсин. География Республики Татарстан 8-9 классы.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая (в парах).

Рекомендации:  данную работу можно предложить выполнить учащимся письменно самостоятельно,или устно под руководством учителя при изучении темы «Климат РТ».

Последовательность выполнения работы.

Вариант 1

  1. Используя картосхемы в учебнике (стр.31 рис.8 стр.,34 рис.9,), приложение  №2 на стр. 234 учебника, заполните таблицу.

План  сравнения

Зеленодольск

Чистополь

Бугульма

1.Географическое положение.

2.Средняя t января

3.Средняя t июля

4.Годовое количество осадков, мм.в год

5.Направление ветра.

 2.Объясните выявленные различия  основных  климатических показателей  для  районов РТ.

3. Сделайте общий вывод.

 Учащиеся заполняют таблицу, выявляют и объясняют основные климатические показатели для районов РТ. Приходят к выводу, что континентальность климата увеличивается при направлении с северо-запада на юго-восток.  Учащимся можно предложить дать более подробную характеристику географического положения городов РТ.

Примерное заполнение таблицы:

План  сравнения

Зеленодольск

Чистополь

Бугульма

1.Географическое положение.

С-З

ЦЕНТРАЛЬНОЕ

Ю-В

2.Средняя t января

- 13,3

-14

-14,5

3.Средняя t июля

+19

+19,5

+18,5

4.Годовое количество осадков, мм.в год

520-540

480-500

520-540

5.Направление ветра.

С-З

С-З

С-З

Вариант 2

1.Используя картосхемы в учебнике (стр.31 рис.8 стр.,34 рис.9,), приложение  №2 на стр. 234 учебника, нанести на контурную карту РТ города: Зеленодольск, Чистополь, Бугульма.

2. Определить и нанести на контурную карту средние показатели летней и зимней температуры воздуха, годовое количество осадков для каждого города. Стрелками показать направление господствующих ветров.

3.Объясните выявленные различия  основных  климатических показателей  для  районов РТ.

4. Сделайте общий вывод об изменении климатических условий в пределах РТ (вдоль линии следования).

Работа № 4

Тема: Характеристика реки Кама в пределах территории РТ с использованием различных тематических карт.

Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.

Оборудование: атлас России по географии для 8 (8-9) класса, атлас РТ, учебник « География Республики Татарстан 8-9 классы».

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая  (в парах).

Последовательность выполнения работы.

Используя различные тематические карты, составьте характеристику реки Кама в пределах РТ.

План характеристики реки:

  1. Географическое положение реки;
  2. Исток;
  3. Устье;
  4. Общее направление течения реки;
  5. Притоки;
  6. Водохранилища на реке, примерная их протяженность;
  7. Режим реки;
  8. Города, лежащие на реке;
  9. Хозяйственное использование реки.

Примерный список карт:

  1. Карта политико-административного устройства России;
  2. Физическая карта России;
  3. Тектоническая карта России;
  4. Природные зоны РТ ( стр.62, рис. 17 учебника « География Республики Татарстан 8-9 классы»);
  5.  Карта водного режима рек РТ ( атлас РТ,стр.74-75);

  1. Карта ледового образования и половодья на реках РТ ( атлас РТ,стр.74-75);
  2. Городские поселения РТ ( атлас РТ, стр.135).

Примерное содержание работы.

По карте федерального устройства России ученики могут определить, что исток Камы находится  в  Республике Удмуртия, что река протекает по территории  Пермского края, Республики Башкортостан и Республике Татарстан.

По физической карте России или Восточно-Европейской равнины учащиеся могут определить:

  • Общее направление течения реки;
  • Расположение относительно крупных форм рельефа;
  • Расположение истока (Верхнекамская возвышенность);
  • Устье реки;
  • Крупные притоки, в том числе в пределах РТ, назвать Нижнекамское и Куйбышевское  водохранилища на реке, вычислить примерную протяженность  в пределах РТ.

По тектонической карте ученики могут установить следующее:

  • Кама протекает по Русской платформе.

    По карте природных зон РТ  ( стр.62, рис. 17 учебника « География Республики Татарстан 8-9 классы»);

учащиеся определяют, что река является  естественной границей между лесной  природной зоной и лесостепной зоной РТ.

По карте водного режима  определить режим реки, питание.

По картам ледовые образования и половодье (см. атлас  РТ, стр.74-75) на реках Татарстана могут подсчитать продолжительность ледостава  в нижнем, среднем и верхнем течении реки в пределах нашей республики.

По карте «Городские поселения РТ» ( см. атлас РТ, стр.135) ученики могут не только назвать города, лежащие на реке, но и указать время их возникновения, выделить наиболее древние из них.

Работа № 5

Тема: « География распространения почв РТ. Характеристика почв».

Цель:  формирование умений выявлять особенности  размещения основных типов почв РТ, путем сравнения тематических карт и анализа текста учебника.

Оборудование: учебник « География Республики Татарстан 8-9 классы».

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.

Последовательность выполнения работы.

1.Используя текст учебника (стр.106-109), карты  - «Почвы Татарстана» (стр.107), «Растительность Татарстана» (стр.62) заполните таблицу:

Тип почв

Природные зоны

Доля от общей земельной площади РТ, %

Содержание гумуса,%

Агротехнические мероприятия

Дерново-подзолистые

Серые лесные

Черноземы выщелоченные и оподзоленные

2.Как изменяются основные виды почв с севера на юг РТ?

3.Как изменяется  плодородность почв и от чего она зависит?

4.  Подумайте,почему для почв Предкамья характерна  в основном  водная эрозия, а для почв Закамья и Предволжья еще и ветровая эрозия?

Примерное выполнение работы:

Тип почв

Природные зоны

Доля от общей земельной площади РТ, %

Содержание гумуса,%

Агротехнические мероприятия

Дерново-подзолистые

лесная

17

3,5

Внесение органических и минеральных удобрений, известкование, правильная обработка почв

Серые лесные

лесная,

лесостепная

38

3,5-4,5

Известкование, глубокая вспашка с внесением органических удобрений

Черноземы выщелоченные и оподзоленные

лесостепная

32

до 8

Внесение органических и минеральных удобрений, правильная обработка почв

Учащиеся выявляют увеличение плодородности почвы  при движении с севера на юг. Объясняют эту закономерность.

Работа № 6

Тема: « Население Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».

Цель: формирование умений работать с демографическими показателями, делать выводы на основе их анализа, строить картосхемы.

Оборудование: статистический материал, контурная карта района.

 Форма организации учебной деятельности: групповая.

Рекомендации: данную работу можно провести по любому муниципальному району РТ, статистические данные есть на сайтах сельских поселений каждого муниципального района РТ. Продуктом такой работы может стать исследовательская работа или стенд о муниципальном районе.

 В начале урока  необходимо вместе с учащимися определить условные обозначения.

Планируемым результатом практической работы будет создание карт «Плотность населения Зеленодольского района» и « Национальный состав населения Зеленодольского района», их анализ, сравнение, расширение знаний учащихся по теме «Население РТ».

Последовательность выполнения работы.

Задания для групп №1-5:

1. Нанесите на контурную карту (к/к)  района границы сельских поселений, входящих в состав Зеленодольского района, подчеркните их центры, определите положение;

2. Определите и обозначьте на контурной карте среднюю  плотность населения каждого сельского поселения ( к/к №1);

3. Рассчитайте и нанесите на контурную карту  определенной штриховкой национальный состав каждого сельского поселения (к/к №2);

4. На к/к №2 обозначьте дату образования каждого сельского поселения.

Задание группы №6:

1.Рассчитать плотность населения района и города;

2.Определить соотношение городского и сельского населения района, построить столбчатую диаграмму;

3.Построить круговую диаграмму «Национальный состав населения» для района, для города; сравнить их  с данными рис.36,стр.117 учебника. См.приложение 1

Распределение сельских поселений по группам.

1 группа: Большеключинское, Раифское, Большекоргузинское, Большеякинское, Бишнинское;

2 группа: Айшинское, Новопольское, Васильево, Октябрьское, Осиновское;

3 группа: Нижние Вязовые, Мизиновское, Большеширданское, Большеходяшевское, остров Свияжск;

4 группа: Нижнеураспугинское, Нурлатское, Молвиновское, Большеачасырское, Утяшкинское;

5 группа: Кугушевское, Акзигитовское, Кугуевское, Мамадыш-Акиловское, Русско-Азелеевское.

    Подведение итогов работы: каждая группа представляет   фрагменты своих контурных карт и выводы. На доске создаются  карты «Плотность населения Зеленодольского района» и «Национальный состав населения Зеленодольского района». В результате построения, сравнения и обсуждения представленных материалов был сделан общий вывод о населении района, а именно, учащиеся подтвердили расчетами, что район является высокоурбанизированным (77,5 % населения проживает в городе). Плотность населения района составила 113 человек на кв.км., это значительно выше, чем по республике(54 чел. кв.км.).По самостоятельно составленным картам ребята выявили следующую особенность: плотность населения высокая в сельских поселениях, расположенных вблизи к г.Зеленодольску и г.Казани,  вдоль автотрассы Казань-Зеленодольск. Самая высокая средняя плотность населения в Осиновском поселении (3905 чел. кв.км) и в г.Зеленодольске(3666 чел. кв.км).Самая низкая в Кугеевском(0,79 чел. кв.км).Учащиеся отметили многонациональность района, многочисленность русского населения(51,4%) и татарского(43,5%). Сравнив данные рис.37, на стр.117 учебника они пришли к выводу, что в последние годы численность русского населения в районе снизилась, а татарского увеличилась ( еще в 2001 году район считался населенным пунктом с преобладанием русского населения). Ребята предположили, что причинами этого явления является активная миграция русского населения за пределы района и РТ, более высокая рождаемость и продолжительность жизни среди татарского населения, реэмиграция татар из стран ближнего зарубежья.

По построенной карте «Национальный состав населения Зеленодольского района» ученики определили, что сельские поселения с преобладанием русского населения расположены вблизи к г. Зеленодольску, г. Казани, вдоль рек Волги и Свияги. Объяснили это историческим фактором: после взятия Казанского ханства(1552г.) татарское население было изгнано по указу Ивана Грозного за 50 верст от Казани, им также запрещалось селиться вдоль судоходных рек.

Информация о дате образования сельского поселения вызвала особое оживление в классах. Для многих семей учащихся сельские поселения на территории района являются «малой» Родиной.

Работа № 7

Тема: « Распределение численности занятого населения по видам экономической  деятельности  за период с 1992 по 2007 год по РТ».

Цель: формирование умений работать со статистическими показателями, делать выводы на основе их анализа.

Оборудование: статистический материал.

 Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, парная.

Рекомендации: данную работу можно провести, используя статистический материал по своему муниципальному району.

Последовательность выполнения работы.

1.Сравните данные занятости населения РТ по отраслям хозяйства  за 1992 г., 1996 г., 2001 г.,2003 г., 2007 г. Объясните выявленные вами изменения в структуре занятости населения.

2.Сделайте свой прогноз, как в будущем будет выглядеть структура населения, занятого в народном хозяйстве. Приведите  доводы, объясняющие ваш прогноз.

Структура населения, занятого в народном хозяйстве, %

Отрасли хозяйства

1992 г.

1996 г.

2001 г.

2003г.

2007 г.

Промышленность

35,8

28,1

26

23

21

Сельское и лесное хозяйство

16,3

17,4

13

13

7

Транспорт и связь

6,7

6,7

7

6

7

Строительство

10,9

8,4

5

8

7

Торговля и общественное питание

6,1

15,2

6

16

10

Здравоохранение

4,8

7,3

7

7

8

Народное образование

7,6

11,2

13

13

13

Жилищно-коммунальное хозяйство

2,0

5,6

3

4

Финансовая деятельность

1

2

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

8

9

Работа № 8

Тема: Изучение местного предприятия(очная экскурсия) и описание его по плану.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику местного предприятия на основе материалов, полученных во время экскурсии. Профориентация учащихся.

Оборудование: план местности своего населенного пункта, видео- и фотокамеры.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая (в парах).

Последовательность выполнения работы.

План:

1. Географическое положение.

2. Краткая история  возникновения производства.

3. Специализация предприятия, его цехи, внутрипроизводственные связи.

4. Технико-экономические особенности производства (расход сырья, энергии, трудоемкость).

5. Принципы размещения.

6. Производственные связи по сырью, топливу, готовой продукции.

7. Ведущие профессии.

8. Перспективы развития.

9. Проблемы производства.

10.Степень влияния производства на окружающую среду. Меры по охране природы.

Рекомендации: экскурсию на  местное предприятие  можно  провести во время изучения межотраслевых комплексов РТ. Работу  представить в виде газеты, рассказа, презентации, видеофильма. Материал данной практической работы может стать основой для исследовательской работы учащихся по направлениям: экология, краеведение, экономика.

Работа № 9

Тема: Характеристика транспортной сети РТ.

Цель работы: выявить особенности транспортной сети РТ в составе Поволжского экономического района.

Оборудование: атлас РТ, статистические данные Минтранса  РТ, текст учебника (стр.184-191), контурные карты  РТ для каждой группы.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Последовательность выполнения работы.

     Опираясь на информацию учебника и статистические материалы, каждая группа дает характеристику отдельному виду транспорта, составляет картосхему по плану:

  1. Протяженность путей;
  2. Грузооборот. Главные виды грузов, их направление;
  3. Пассажирооборот;
  4. География дорог ( транспортные узлы, порты, нефте- и продуктопроводы).

    Подведение итогов: каждая группа представляет результаты своей работы – картосхемы и выводы. В результате обсуждения представленных материалов делается общий вывод о транспортной обеспеченности РТ.

Рекомендации: Результаты этой работы могут использоваться при изучении экономико-географических районов РТ.

Статистический материал.

Таблица 1. Грузооборот по видам транспорта предприятий всех видов деятельности ( млн. тонно-километров).

Виды транспорта

2007г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Транспорт – всего, в т.ч.

203000,3

198331,3

190247,5

189966,6

191716,9

железнодорожный

31337,9

30798,8

26020,7

29150,7

30726,5

трубопроводный

(нефтепроводы)

162340,7

157647,7

157140,5

153633,5

152972,0

внутренний водный

3878,9

3616,0

1989,9

1260,8

1572,0

автомобильный

5187,5

6062,9

4961,9

5750,1

6249,5

воздушный

255,3

205,9

134,5

171,5

196,9

Таблица 2. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования

( млн.пассажиро-километров).

Виды транспорта

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Транспорт – всего, в т.ч.

8914,9

8407,3

7885,1

8581,3

8426,2

железнодорожный

2683,7

2710,1

2343,5

2417,6

2049,7

автобусный

3141,1

3234,3

3874,6

2417,6

2049,7

троллейбусный

170,5

129,6

127,5

113,5

110,5

трамвайный

501,9

323,4

280,5

269,6

249,8

метрополитенный

36,5

40,5

67,6

64,8

128,2

внутренний водный

38,3

46,1

42,3

35,8

14,3

воздушный

1,1

1,0

0,7

0,9

1,1

 Таблица 3. Густота путей сообщения (на конец года, километров путей на 1000 кв.км. территории).

Виды транспорта

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Ж/Д пути

22

23

23

23

23

Автомобильные дороги

255

327

364

370

367

Внутренние водные судоходные пути

16

16

16

16

16

Таблица 4. Эксплуатационная длина путей сообщения по видам транспорта

( на конец года; километров)

Виды транспорта

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

железнодорожный

1514,8

1530,6

1535,3

1520,4

1526,6

трамвайные пути

151,5

148,5

149,4

146,6

143,3

троллейбусные линии

118,6

124,2

124,0

123,1

122,7

пути метро

6,8

7,9

8,4

12,7

12,7

трубопроводы

5968,0

5968,0

5968,0

5968,0

5968,0

внутренние судоходные пути

1056

1056

1056

1057

1057

автомобильные дороги

18578,5

26567,0

33661,6

33627,5

32800,5

Работа № 10

Тема: Составление экономико-географической характеристики промышленных  узлов  РТ.

Цель работы:  углубление знаний о взаимосвязи различных отраслей производства; формирование умений составлять экономико-географическую характеристику промышленного узла на основе экономических карт  РТ и текста учебника.

Оборудование: атлас РТ, стр.166-167, стр.170-174.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Последовательность выполнения работы.

    Первая группа дает характеристику Казанско-Зеленодольскому  промышленному  узлу.

    Вторая группа характеризует Альметьевско-Бугульминский промышленный узел.

   Третья группа  - Челнинско-Нижнекамский промышленный узел.

Задание 1.

Дать характеристику промышленного узла по плану:

  1. Название промышленного узла,  оценка его географического положения;
  2. Города и промышленные предприятия, образующие промышленный узел;
  3. Обеспеченность промышленного узла ресурсами и основные виды используемых ресурсов;
  4. Развитие транспортной сети;
  5. Производимая продукция и перспективы развития промышленного узла.

 Задание 2.

Заполните таблицу:

Отрасли промышленности

Условия развития

Промышленные центры

     Подведение итогов работы: каждая группа представляет результаты своей работы. В результате обсуждения представленных материалов делается общий вывод о развитии промышленных узлов на территории РТ.

Рекомендации: Результаты этой работы могут использоваться при изучении  темы «Экономико-географические районы и города».

Работа № 11

Тема: География музеев-заповедников Республики Татарстан.

Цель работы: получить знания о  музеях – заповедниках Республики Татарстан, развивать умения составлять картосхемы.

Оборудование: ресурсы интернет, видео или фото - экскурсии по музеям РТ.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Последовательность выполнения работы.

Задание: используя различные источники информации, составьте картосхему «Музеи и музеи-заповедники РТ». Дополните таблицу.

     Выполняя работу, учащиеся знакомятся с географическим положением наиболее известных в РТ и за ее пределами музеев, составляют картосхему. Учащиеся могут проанализировать число посещений музеев, попытаться объяснить причины, влияющие на  их посещаемость, связанные с их географическим и транспортным положением.

Рекомендации: эта практическая работа может проводиться с учителем истории или литературы. По такой же аналогии можно составить работу по музеям своего муниципального района.

    Работа должна вызвать желание посетить эти музеи, познакомиться с ними очно.

Музеи-заповедники РТ.

Муниципальный район РТ

Название

Год образования

Число посетителей за год

Достопримечательности

Спасский район, г.Булгар

Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

1969 г.

36 000 чел.

Алексеевский район, с.Билярск

Билярский государственный историко-археологический  и природный музей-заповедник

1992 г.

8 500 чел.

Елабужский район, г.Елабуга

Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

1989 г.

360 000 чел.

Высокогорский район, с. Камаево

Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник

1992 г.

6 600 чел.

г.Казань

Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский кремль»

1994 г.

200 000 чел.

Зеленодольский район, о.Свияжск

Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»

2009 г.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Определенные затруднения вызывает у учителей географии оценка качества выполнения учащимися практических и самостоятельных работ. Объективность в оценке выполнения практических работ особенно важна в том случае, когда учитель использует практические или самостоятельные работы с целью проверки уровня сформированности у учащихся теоретических знаний и практических умений.

Учитывая реальную потребность учителей в четком определении критериев в оценке качества выполнения практических и самостоятельных работ можно предложить такой вариант оценки их качества.

Отметка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполняется в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполняется  учащимися в полном объеме  и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата ( перестановка пунктов типового плана).Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику. Работа показывает знание учащимися основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»

Практическая работа выполняется и оформляется  учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных  и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени ( можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими  материалами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых знаний. Руководство и помощь со стороны учителя и  хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащихся.

Список использованной литературы.

1.Атлас Республики Татарстан. -Москва: « Картография», 2005г;

2.Крылова О.В. Материалы курса «Система практических работ по географии в 6-10 классах»: лекции 1 – 4. - Москва: Педагогический  университет «Первое сентября», 2008;

3.Крылова О.В. Материал курса «Система практических работ по географии в 6-10 классах»: лекции 5 – 8. - Москва: Педагогический  университет «Первое сентября», 2008;

4. Мустафин М.Р., Хузеев Р.Г. «Все о Татарстане»( экономико-географический справочник) – Казань: Татарское книжное издательство,1994 год;

5. Ресурсы интернета:

http//www.tatstat.ru;  http//www gismeteo.ru.

6.Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии( 6-10 классы): Пособие для учителя.- Москва: Просвещение,1991;

7.Тайсин А.С. География Республики Татарстан 8-9 классы. Учебник.-Казань: «Магариф», 1998 год;

8.Тайсин А.С. География Республики Татарстан 8-9 классы. Учебник.-Казань: «Магариф», 2009 год;

Приложение 1

Статистические данные.

1 группа.

Большеключинское сельское поселение.

Состав: с. Большие Ключи (центр), д. Ивановское, д. Маевка, с. Малые Ключи, д. Соловьевка, пос. Светлое Озеро.

Дата образования 1680 год;

S=55,96 кв.км;

Население-2044 чел;

Русские-980 чел.;

Татары-980 чел.;

Марийцы-36 чел.;

Др. нац-ти-48 чел.

Большекургузинское сельское поселение.

Состав: с. Большие Кургузи, д. Малые Кургузи, с. Большой Кульбаш, д.Чирючи, д. Сентяк.

Дата образования  1919 год;

S=4,34 кв.км.;

Население-1143 чел.;

Татары-99,2 %

Русские-0,17 %

Большеякинское сельское поселение.

Состав: с. Большие Яки, д. Каратмень, с. Уразла, д. Никольское, д. Утянгуш.

Дата образования 1395 год.

S= 43, 9 кв.км.;

Население-1035 чел.; данных о национальном составе нет.

Раифское сельское поселение. 

Состав: с.Бело-Безводное( центр), пос. Садовый, пос. Местечко Раифа.

Дата образования 1982 год;

S=72,66 кв.км.;

Население-1899 чел.;

Русские-1062 чел.;

Татары-709 чел.;

Чуваши-66 чел.;

 Др. нац-ти- 62 чел.

Бишнинское сельское поселение.

Состав: с. Бишня, с. Русско-Марийские Ковали, д. Красный Кармыш, д. Берновые Ковали, д. Гремячий Ключ.

Дата образования 16 век;

S= 77,19 кв.км.;

Население- 730 чел.;

Татары-592 чел.;

Русские- 63 чел.;

Марийцы- 69 чел.;

Др. нац- ти – 6 чел.

2 группа.

Айшинское сельское поселение.

Состав:с. Айша, д. Красный Яр, пос. Нарат, с. Ильинское, д. Успенка, д. Сафоново.

Дата образования 1780 год.

S=175,4 кв.км.;

Население4321 чел.;

Русские-2035 чел.;

Татары- 1974 чел.;

Цыгане- 129 чел.;

Др.нац-ти – 183 чел.

Поселок городского типа Васильево.

Дата образования 1693 год.

S=37 кв.км.;

Население- 16797 чел.;

Русские-11655 чел.;

Татары- 4650 чел.;

Чуваши-195 чел.;

Др. нац-ти- 297 чел.

Новопольское сельское поселение.

Состав: пос. Новопольский, пос. Красницкий, пос. Дубровка, пос. Урняк, пос. Грузинский, пос. Новочувашский, пос. Раифский.

Дата образования 1890 год.

S=20,40 кв.км.;

Население - 673 чел.;

Татары- 282 чел.;

Русские- 279 чел.;

Чуваши- 107 чел.;

Др. нац-ти -5 чел.

Октябрьское сельское поселение. 

Состав: пос. Октябрьский, д. Ореховка.

Дата образования 1919 год;

Население- 2890 чел.;

Русские-1378 чел.;

Татары- 1337 чел.;

Др. нац-ти – 175 чел.

Осиновское сельское поселение. 

Состав: с. Осиново, с. Новая Тура, с.Ремплер, с. Новониколаевский, пос. Красно- Октябрьское лесничество.

Дата образования 1793 год;

S=4,94 кв.км.;

Население- 19292 чел. Данных о национальном составе нет.

3 группа.

Свияжское сельское поселение.

Дата образования 24 мая 1551 год;

S=0,62 кв.км.;

Население- 242 чел., русские.

Мизиновское сельское поселение.

Состав: с. Мизиново, д. Протопоповка, с. Исаково.

Дата образования 16 век;

S=38,80 кв.км.;

Население-815 чел., русские.

Большеширданское сельское поселение. 

Состав: с. Большие Ширданы, д. Малые Ширданы, д. Селище- Говядино, д. Старые Ширданы.

Дата образования 1567 год;

S= 40,71 кв.км.;

Население- 498 чел.;

Татары-446 чел.;

Русские- 17 чел.;

Таджики-13 чел.;

Др. нац-ти -22 чел.

Большеходяшевское сельское поселение.

Состав: с. Большое Ходяшево, пос. Малое Ходяшево, пос. Луговой, станция Ходяшево, станция Бритвино.

Дата образования 1546 год;

S= 46,95 кв.км.;

Население- 489 чел., преобладает русское население.

 Сельское поселение Нижние Вязовые.

Состав:П.Г.Т. Нижние Вязовые, д. Улитино, д. Русский Ширданы, д. Малые Юрты.

Дата образования 1957 год;

S= 4,43 кв.км;

Население- 6246 чел.;

Русские- 4031 чел.;

Татары- 1767 чел.;

 Др. нац-ти – 448 чел.

4 группа.

Большеачасырское сельское поселение. 

Состав: с. Большие Ачасыры, с. Бишбатман, д. Киреево.

Дата образования 1300 год;

S= 64,53 кв.км.;

Население- 843 чел.;

Татары- 767 чел.;

Русские- 80 чел.;

Украинцы- 1 чел.

Молвинское сельское поселение.

Состав: . Молвино, д. Городище.

Дата образования 1240 год;

Население на 99% состоит из татар.

Нижнеураспугинское сельское поселение.

Состав: с. Нижние Ураспуги, д. Верхние Ураспуги, д. Васюково, д. Малые Ачасыры, д. Кзыл Тан.

Дата образования 1927 год;

S= 42,50 кв.км.;

Население- 479 чел.; преобладает татарское население.

Нурлатское сельское поселение.

Состав: с. Нурлаты, с. Косяково, д. Татарское Исламово, станция Албаба, д. Албаба, д. Прибой, д. Рязаново, д. Булатово.

 Дата образования 1563 год;

S= 68 кв.км.;

Население- 3542 чел.;

Татары- 3057 чел.;

 Русские- 371 чел.;

 Узбеки- 41 чел.;

Др. нац-ти -73 чел.

Утяшкинское сельское поселение. 

Состав: с. Утяшки, с. Бузаево, станция Кубня, д. Луковское, д. Тенибяково, д. Утяково.

Дата образования 1870 год;

S= 53,60 кв.км.;

Население- 457 чел.;

Татары—173 чел.;

Русские- 255 чел.;

Чуваши-20 чел.;

Др. нац-ти -9 чел.

5 группа.

Акзигитовское сельское поселение.

Состав: с. Акзигитово, д. Бакрче, д. Сунчелеево.

Дата образования примерно 1500 год;

S= 51,29 кв.км.;

Население-884 чел.; преобладает татарское население.

Кугушевское сельское поселение. 

Состав: с. Кугушево, д. Айдарово, с. Тугаево.

Дата образования 1250 год;

S= 44,94 кв.км.;

Население- 721 чел.; преобладает татарское население.

Мамадыш- Акиловское сельское поселение. 

Состав: с. Мамадыш- Акилово, д. Татарское Танаево, д. Паново, д. Русское Танаево.

Дата образования 1526 год;

S= 54,19 кв.км.;

Население- 1006 чел.;

Татары- 922 чел.;

Русские- 61 чел.;

Чуваши- 23 чел.

Русско-Азелеевское сельское поселение. 

Состав: с. Русское Азелеево, с. Татарское Азелеево, с. Карашам, д. Татарские Наратлы, д. Русские Наратлы.

Дата образования 1469 год;

S= 42,50 кв.км.;

Население-485 чел;

Татары- 87%

Русские- 12 %,   Чуваши-1 %

Кугеевское сельское поселение.

Состав: с. Кугеево, с. Тавлино, пос. Урман, д. Русское Исламово.

Дата образования 1607 год;

S= 786,1 кв.км.;

Население- 626 чел.;

Татары- 603 чел.;

Русские- 5 чел.;

Чуваши- 11 чел.;

Др.нац-ти- 5 чел.

6 группа.

Зеленодольский район.

S= 1424,5 кв.км.;

Население- 162300 чел.;

Русские- 51,4 %

Татары- 43,5 %

Чуваши- 2,6 %

 Марийцы- 0,7 %

Город Зеленодольск.

Дата образования 4 августа 1938 год;

S= 27 кв.км.;

Население- 99061 чел.;

Русские-67 %

Татары-29,1 %

Численность населения крупнейших населенных пунктов Зеленодольского района по годам

Год

1859

1897

1968

2002

2010

Зеленодольск

580

1090

72000

100139

99061

Васильево

679

1076

19900

16846

16918

Нижние Вязовые

неизвестно

неизвестно

примерно 3000

8300

8169

Свияжск

2365

2080

неизвестно

252

252


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Менеджмент"

Методические разработки по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Менеджмент"предназначены для студентов отделения "Земельно - имущественные отношения"....

Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов в кружке «Эколог»

Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов в кружке «Эколог»...

Учебно-методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Создание корпусной библиотеки с помощью Мастера корпуса Pattern Wizard»

В пособии рассмотрен метод создания посадочного места  элемента с помощью Мастера корпуса Pattern Wizard, который не рассматривается при выполнении лабораторных работ по МДК 01.02. Изучив данный ...

Учебно-методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Создание символьной библиотеки с помощью Мастера символов Symbol Wizard»

В пособии рассмотрен метод создания изображения символа элементов с помощью Мастера символов Symbol Wizard, который не рассматривается при выполнении лабораторных работ по МДК 01.02. Изучив данный мет...

Задачи по математике для 6 класса с использованием регионального компонента (Челябинская область)

Задачи составлены на основе материала о Челябинской области (национальный состав жителей области, города, реки, горы, леса, ) по следующим темам:- делимость натуральных чисел;- сравнение, сложение и в...

"Методическая разработка по организации самостоятельной работы обучающихся в классе фортепиано"

В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбо...