Урок географии 6 класс по теме "Интересный нам вулкан"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Михайлова Ирина Витальевна

Урок формирует представление о вулканах, их особенностях, областей распространения и влияния вулканов на жизнь людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii.docx62.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: география

Класс: 6

Тема: «Интересный нам вулкан»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о вулканах, их особенностях, областей распространения и влияния вулканов на жизнь людей.

Задачи:

учебные:

  • сформировать представление о вулканах;
  • объяснить особенности их строения.

развивающие:

  • развивать умения работать с различными источниками информации;
  • способствовать развитию навыка исследования объектов природы;
  • совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы.

воспитательные:

  • воспитать бережное отношение к природе;
  • воспитать чувство сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование и материалы: проектор, презентация для интерактивной доски, компьютер, физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры», учебник Т. П. Герасимова Начальный курс географии, 6 класс. – М.: Дрофа, 2003

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте. У нас сегодня необычный урок, у нас сегодня гости.  Я рада вас всех приветствовать уроке.

- Чтобы у нас с вами урок прошел продуктивно и успешно, чтобы настроиться на хорошую работу друг с другом, давайте проведем эмоциональную подготовку

-Я вас вижу

-Я вас слышу

-Я вас понимаю

-Вы в моем сердце

  -Я думаю, каждый человек за свою работу хотел бы получать отметку. И вот чтобы вы в конце урока смогли поставить себе отметку, со стороны посмотреть, как вы поработали, я предлагаю по ходу урока заполнять технологическую карту, где одним из пунктов этой карты и будет ваша самооценка. На каждом этапе урока вы будете себе ставить баллы. В конце урока общее количество баллов мы переведем в отметку. Запишите Ф.И, дату и класс в технолог. карте.  

II. Определение темы и цели урока

    -Скажите, какую большую тему в разделе «Строение Земли» мы начали изучать? (Литосфера).

   -Предлагаю вам закрыть глаза и услышат звук одного из явлений природы каким-то образом связанного с литосферой Земли. (звук извержения вулкана)

 -Что это за явление? Как вы поняли?

-Какова тема нашего урока? (Вулкан). Запишите тему урока в технологическую карту.

- Посмотрите на экран, какие красивые и грозные бывают вулканы.

-Как вы думаете мы что-то уже знаем о вулканах? Т.е они нам знакомы?

А можно еще что-то узнать?  

- Поэтому вы согласитесь со мной, если я добавлю к названию нашей темы – интересный нам вулкан. Допишите в технологических картах название темы.

-Давайте попробуем ваши мысли об изучении вулканов, то что вы хотели бы еще узнать, выразить в вопросах

Что (такое)                          Зачем (необходимы)

Как (образуются)               Почему (происходит извержение)

Какие (бывают)                  Где (самые известные)

Каковы (особенности)       Как (выглядят)

- Тему урока вы сформулировали. А эти вопросы чем будут являться для урока? (это цель урока). Т.е. будем искать ответы на все эти вопросы.            

                  Проведите самооценку в ТК 1 этапа урока

-В жизни мы ставим перед собой цель и стараемся добиться ее. А какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь поставленной цели?

(ученики называют качества, учитель записывает их кратко на доске)

- Я вам желаю, чтоб вы смогли все эти качества на уроке проявить.

-Вы задали много вопросов по теме Вулкан. А где мы можем на них найти ответы? (в разных информационных источниках). Кто понял для чего мы сидим по группам?  (чтобы успеть ответить на все эти вопросы? (можно поработать по группам)

-Но прежде чем начнется наша работа предлагаю послушать одну историческую справку откуда произошло слово вулкан?

Сообщение ученика: Слово «вулкан» происходит от латинского слова «вулканос» - бог огня и кузнечного дела. Древние римляне считали, что владения этого бога находились на маленьком острове Вулькано в 50 км к северу от острова Сицилия. Большую часть этого островка занимает гора, из вершины которой часто вырывались облака черного дыма, с грохотом вылетали раскаленные камни и столбы огня. Древние народы считали, что извержение вулкана — это великий гнев бога. Известен и знаменит был у греков Гефест — искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие. Со временем любую огнедышащею гору стали называть вулканом, как и бога огня.

III. Работа по теме урока. Работа в группах.

   Организация групповой работы.                                                                               - Чтобы узнать этого незнакомца, мы разделимся на следующие группы (на парты поставить таблички). У каждой группы свое задание, они отвечают на свои вопросы. Правила работы группы. (работать в сотрудничестве, уметь слушать друг друга, уметь договариваться, определить выступающего или двух выступающих)

 1 группа – теоретики;

 Что такое вулкан?  В разные исторические эпохи ученые давали определение вулканам. Подумайте и разберитесь, какие из этих определений совершенно не верны, какие справедливы частично. Попробуйте сформулировать собственное определение вулкана. Предложите лучший вариант определения под запись.

Справка:

  1. «Вулкан – это место, где происходит извержение» (А. Штюбель)
  2. «Вулкан – это аппарат, через который Земля периодически теряет тепло» (Г. Террель)
  3. «Вулкан – это окно, благодаря которому мы познаем состав глубинного вещества» (Г. Макдональд)
  4. «Вулкан – это место на поверхности Земли, где магматический материал извергается и извергался  в прошлом» (А. Риттман)

Определение: Вулкан-это геологическое образование, возникающее над трещинами в земной коре и по форме напоминающее гору.

Вулканы — геологические образования на поверхности земной коры, где магма выходит на поверхность, образуя лаву

Почему происходит извержение? По какой причине? (дайте краткое объяснение)

Справка:

Причина образования вулканов – движение литосферных плит. Плиты движутся, сталкиваются и от этого происходит извержение.

(учащиеся группы оформляют определение и видео в презентацию)

  2 группа – практики;

 Какое строение имеет вулкан?       Представьте схематический рисунок вулкана и подпишите его части. Покажите эти части на интерактивной доске и расскажите кратко для чего эти части нужны.

Справка:

Человек имеет строение тела: ноги, руки, голову… какое строение будет у вулкана?  В недрах земли находится вулканический очаг. +Канал, по которому поднимается магма, называется жерло. +Чашеобразное углубление на вершине вулкана – это кратер (в переводе с греч.- чаша)  +Все продукты извержения, поднявшиеся и выброшенные из жерла вулкана, образуют гору - конус вулкана  Запишите в картах магма – вещество мантии, насыщенное газом. Лава – магма, лишенная газов. схема

Зарисуйте в технологических картах строение вулкана.

 Как происходит извержение? Рассказать по схематическому рисунку на ИД.  (видео извержение вулкана + краткий комментарий учащихся)

Справка:

В недрах Земли повышается давление и вещество мантии вскипает, насыщается газом и по трещинам в земной коре поднимается и выходит на поверхность – это магма. Это похоже на воду в кипящем чайнике. При выходе магма теряет газы и превращается в лаву

Вулканы по частоте извержений

Действующие          Уснувшие         Потухшие

Действующими считают вулканы, которые извергались в недалеком  прошлом.  Уснувшими если известно, что в прошлом вулкан извергался, а сейчас спит.  Потухший вулкан, как предполагают, извергаться больше не будет.  Существуют вулканы, которые извергались всего один раз.

3 группа – исследователи;

Зачем на Земле нужны вулканы?  Приведите примеры вреда и пользы деятельности вулканов для человека.

Справка:

Положительные.

  • Вулканический пепел обогащает почву, сельскохозяйственных районов

Они наиболее плотно заселены.

  • Вблизи вулкана образуются месторождения полезных ископаемых.
  • Продукты вулканического извержения- пемза, вулканическое стекло, базальт - строительный материал

Отрицательные.

  • Гибнут люди, разрушаются постройки, меняется лик Земли.
  • При извержении вулкана Лаки в 1783 году в Исландии выбросило в верхние слои атмосферы столько пепла, что в течении следующего года температура воздуха упала на 1-2 градуса и в северном полушарии резко похолодало.
  • На земле насчитывается около 800 действующих вулканов. Большинство из них объединяются в гигантские вулканические пояса. Самый большой пояс-Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо. В нём сосредоточено более 80 % действующих вулканов.

IV. Физкультминутка:

В нашей России

Горы высокие,

Реки широкие,

Озера глубокие,

Леса красивые.

И все это наше богатство.

  4 группа – открыватели

Где находятся самые известные вулканы на Земле.   Отметить их на карте на ИД, дать краткую информацию о каждом из них. Отмечать красным треугольником       , а действующие вулканы и черным      – потухшие и уснувшие.

Самые известные вулканы на Земле: Кракатау, Везувий, Этна, Фудзияма, Килиманджаро, Ключевская сопка, Эльбрус.

Справка:

Кракатау (Индонезия) В 535 году состоялось настолько сильнейшее извержение, что оно смогло привести к глобальнейшем климатическим переменам. В результате были образованы острова Суматра и Ява.

Везувий (Италия) За все время своего существования Везувий был активным примерно 80 раз. Известнейшее извержение, в ходе которого разрушились несколько городов, среди которых и Помпеи.

 Этна (Италия) Активнейший из всех известных вулканов. Его извержения происходят примерно раз в 3 месяца.

Фудзияма (Япония) считается высочайшей горой в Японии

Килиманджаро (Африка) высочайшая одиноко стоящая гора мира.

Йеллостоунская калдера - самая большая вулканическая система Северной Америки. Часто ее называют "супервулканом", 

Ключевская Сопка (Россия) на полуострове Камчатка, самый высокий действующий вулкан

г. Эльбрус (Россия)  потухший вулкан, самая высокая вершина страны

Ответы соотносятся с картой на интерактивной доске

Действующие вулканы 

Спящие вулканы 

Потухшие вулканы 

влк. Ключевская Сопка

влк. Везувий

г. Эльбрус (Кавказ)

влк. Льюльяйльяйко

влк. Килиманджаро

г. Аконкагуа

влк. Килауэа

влк. Орисаба

 

Картина «Последний день Помпеем»

Такая катастрофа произошла 24 августа 79 г. н.э., когда в результате извержения Везувия, проснувшегося вулкана, погибли 3 города – Помпеи, Геркуланум и Стабия.

Многие ученые описывали эту страшную катастрофу в своих трудах. Таким описанием занимались и поэты.

     А. С. Пушкин писал:

      «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя,

         Широко развивалось, как боевое знамя.

         Земля волнуется-  с шатнувшихся колонн

         Кумиры падают! Народ, гонимый страхом

         Толпами стар и млад, бежит из града вон»

 Извержение продолжалось 2 суток.

Несмотря на опасность вулкана, много желающих его увидеть по-настоящему. А вы бы хотели увидеть?

Учитель:  Провести опыт  «Извержение вулкана» с использованием уксуса, краски и пищевой соды.

V. Выступление групп. 

Работа с картами. Заполнение технологических карт. Словесная оценка выступающих.

VI. Подведение итогов урока

-Ребята, вы познакомились с нашим гостем? На какие вопросы мы смогли ответить, т.е. с какой целью справились. (открыть слайд с вопросами)

Как бы вы дополнили предложение «А я и не знал ……»

А хотите узнать еще больше? На ваших тех.картах указаны адреса сайтов, на которых вы можете узнать еще много интересного.

VII. Домашнее задание

- Домашнее задание тоже записано на ваших картах. Первое задание обязательное для всех, второе – творческое по желанию.

VIII. Самооценка. 

 В листах самооценки посчитайте общее количество баллов, сравните со шкалой оценивания и выведите себе отметку.

Я предлагаю вам подойти к доске и оценить в форме «Мишень» всю работу урока по следующим разделам: «Деятельность учителя», «Деятельность класса», «Моя деятельность на уроке», «Мое настроение в конце урока». Поставьте точку в той части мишени, которой соответствует ваша оценка.

-Давайте посмотрим на мишень и увидим результат моей и вашей работы. Отметки за урок я поставлю, когда посмотрю ваши отметки в ТК и + вашу работу на уроке.

Большое спасибо за работу с вами было интересно и легко общаться.

1 группа. Теоретики

Что такое вулкан?  В разные исторические эпохи ученые давали определение вулканам. Подумайте и разберитесь, какие из этих определений совершенно не верны, какие справедливы частично. Попробуйте сформулировать собственное определение вулкана. Предложите лучший вариант определения под запись.

  1. «Вулкан – это место, где происходит извержение» (А. Штюбель)
  2. «Вулкан – это аппарат, через который Земля периодически теряет тепло» (Г. Террель)
  3. «Вулкан – это окно, благодаря которому мы познаем состав глубинного вещества» (Г. Макдональд)
  4. «Вулкан – это место на поверхности Земли, где магматический материал извергается и извергался  в прошлом» (А. Риттман)

Почему происходит извержение?  По какой причине? (дайте краткое объяснение)

2 группа. Практики.

Какое строение имеет вулкан?       Представьте схематический рисунок вулкана и подпишите его части. Покажите эти части на интерактивной доске и расскажите кратко для чего эти части нужны.

Как происходит извержение?   Рассказать по схематическому рисунку на ИД.

 

3 группа. Исследователи.

Зачем на Земле нужны вулканы?

 Приведите примеры вреда и пользы деятельности вулканов для человека.

4 группа.  Открыватели

Где находятся самые известные вулканы на Земле.   Отметить их на карте на ИД, дать краткую информацию о каждом из них.

Самые известные вулканы на Земле: 

Кракатау,  Эльбрус, Везувий,  Этна,  Фудзияма,  Килиманджаро, Ключевская сопка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в коррекционной школе "Землетрясения. Извержения вулканов".

На уроке географии во вспомогательной школе решаются важные коррекционныве задачи: коррекция пространственных нарушений, познавательной активности, расширение и обогащение словарного запаса. Урок по т...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....