Элективный курс "Анализ картографического, статистического и графического материала на уроках географии"
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс) на тему

Мзокова-Марзоева Зоя Николаевна

программа на 34 час  в 9 классе. Материал для использования при подготовке к экзамену в 9 классе  ГИА.  Распределение часов и тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета

МКОУ СШ  пос. Мизур

Протокол .N __

………………………..

от ……………..2016г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ СШ п. Мизур _ ………………………О.Н.Калоева

Заместитель директора по УВР

…………………Н М Решетова

_____ 2016г.

____    2016 г.

                     Программа

                    Элективный  курс

         «Анализ  графического, картографического и статистического материала на уроках географии»

Составитель: учитель географии   Мзокова З.К.

В федеральном компоненте государственного стандарта  общего среднего образования по географии сказано, что изучение данного курса  в школе должно быть направлено на «овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов».

Информационный источник  структуры «Использование школьной географической информаций»   направлен на достижение таких требований к уровню подготовки выпускника общеобразовательной школы, как умения

    выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

      составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

     определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

 

 

В настоящий момент при обучении географии в массовой общеобразовательной школе ученик и учитель работают на уроке практически с единственным источником географической информации – традиционной бумажной географической картой или атласом. При этом, в ходе освоения учебного содержания ученику часто предлагаются работы разной степени сложности и самостоятельности по поиску и анализу географической информации, имеющейся на карте.

Основные цели и задачи курса: 

  1. Способствовать активному формированию географического мышления; 
  2. Дать начальные сведения о свойствах карт, атласах, планах, снимках и научит пользоваться ими в повседневной практике; 
  3. Ознакомление с основными видами и типами карт, получить навыки работы с ними, взаимного сопоставления, совместного анализа карт; 
  4. Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению данного курса; 
  5. Развивать познавательную активность, наблюдательность, интерес и грамотность при анализах карт, графиков, картодиаграмм; 
  6.  Познакомить со статистическим методом  и  укрепить  умение  обобщать и анализировать цифровые показатели, делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков, динамики роста численности населения, сельскохозяйственной и промышленной продукции и др.
  7. Способствовать самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной деятельности. 

Программой предусматриваются различные формы и методические приемы проведения занятий – лекционные, практические (беседа, деловая игра, работа с контурной картой, контрольно-проверочные, практические работы и др.).

Элективный курс рассчитан на 34 учебных часов, состоит из 7 тем. При планировании учебно-воспитательного процесса может быть изменено количество часов по темам, но общее количество должно составлять 34  часов за год 


2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 

Введение (1 час)

Тема 1. План, карта, аэрофотоснимок, космический снимок (2часа)

Понятия о планах, картах, снимках. Инструментальные и глазомерные съемки для составления планов. Использование планов в практической деятельности. Свойства и способы создания карт. Аэрофотоснимки – фотографические изображения, получаемые с летательных аппаратов. Космические снимки. Урок практикум: наглядное знакомство с планами картами, аэрофотоснимками.

Тема 2. Масштаб, проекция, система координат (7 часов)

Знакомство с числовым и линейным масштабами. Пользование масштабами при измерениях по картам и нанесении объектов на карты и планы. Искажения, возникающие при переходе сферической поверхности Земли к плоскости карты. Основные виды проекций – равновеликие, равнопромежуточные, произвольные. Широта и долгота. Параллели и меридианы, система отсчета. Практические работы по определению географических координат, нанесение объектов на карты по географическим координатам.

Тема 3. Условные знаки. Картографические способы изображения (6 часа)

Виды картографических условных знаков: точечные, линейные, динамические, пояснительные надписи, буквенные и цифровые обозначения. Знаковые системы на тематических картах: значки, линейные знаки, изолинии, ареалы, знаки движения. Способы изображения рельефа: горизонтали, изобаты. Отметки высот и глубин. Абсолютная и относительная высота. Послойная окраска рельефа. Практические работы по ориентированию на местности по планам и топографическим картам, знание условных знаков, составление планов местности.

Тема 4. Виды и типы географических карт и атласов (4 часа).

Классификация карт по содержанию: общегеографические, тематические. Деление карт по назначению: научно-справочные, технические, навигационные, культурно-просветительные. Классификация карт по территории, тематике, назначению, формату. Национальные и региональные атласы. Практикумы по чтению тематических карт, составление географических описаний.

Тема 5. Использование карт (2 часа)

Тема 6. Чтение  и анализ статистических данных, имеющихся в комплекте, с построением соответствующих картограмм и картодиаграмм. (5 часов)

Тема 7. Построение  картограмм и картодиаграмм. (5 часов)

по курсу         «Анализ  графического, картографического и статистического материала на уроках географии»

                              (34 часов) 

Тема

дата

1

2-3

4-10

11-17

18-21

22-23

24-28

29 -34

  1. Введение

Тема 1: План, карта, аэроснимок. (2 часа)

Знакомство с планом и картами, аэроснимками и космическими снимками и их чтение.

Тема 2:  Масштаб, проекция, система координат. (7 час)

Понятие о масштабе карт, планов, космических снимков.

Географические координаты.

Практическаяработа: Определениегеографическихкоординатпокартам.

Практическая работа: «Местоположение и нанесение объектов на контурные карты по географическим координатам»

Тема 3: Условные знаки. Картографические способы изображения (6 часов)

Условные знаки.

Знаковые системы на тематических картах.

Способы изображения рельефа.

Практическая работа: «Чтение топографических карт, знание условных знаков»

Практическая работа: «Составление планов местности, схематических карт»

Тема 4: Видыитипыгеографическихкартиатласов. (4часов)

Общие принципы классификации картографических произведений.

Практическая работа: «Изучение тематических карт»

Практическая работа: «Составление географических описании по тематическим картам».

Тема 5: Использование карт.  (2 часа)

Практическая работа: «Измерение высот, глубин, длин рек, и дорог».

Практическая  работа: «Построение профилей»

Тема: 6: « Чтение и анализ статистических данных, имеющихся в комплекте». (5 час)

Статистические данные в изучении физической географии.

Практическая  работа: «Статистические данные на картах физической географии».

Статистические данные в изучении экономической географии.

Практическая работа: «Статистические данные на картах экономической географии».

Тема 7: Построение картограмм и картодиаграмм.

Графические изображения в географии и их виды  (столбиковые, линейные, круговые).

Практическая работа: «Составление графиков, картодиаграмм по физической географии»

Практическая работа: «Составление графиков, картодиаграмм и картограмм в экономической географии»

Практическаяработа: «Чтениеграфиков, картодиаграммиделатьвывод».

Итоговый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида

Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...

Использование этнографического материала на уроках географии

Выступление  с докладом на Всероссийской конференции по этнографическому воспитанию...

Дополнительный материал к урокам географии

7ой класс "Удивительный мир Австралии". 8й - 9й классы "Экология Санкт-Петербурга - Калининского района". 9й - 10й классы "Решение экономических задач в курсе географии". Работы учащихся школы 633....

Доклад на тему: «Использование картографического материала на уроках географии в коррекционной школе VIII вида».

Карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характериз...

Обобщение опыта "Графические конспекты на уроках географии"

В данной статье обобщен опыт по использованию графических конспектов на уроках географии. Приводятся примеры схем, которые можно использовать при изучении и закреплении материала "Экономические районы...

Дополнительный материал к урокам географии России или к внеурочным мероприятиям "География с юмором"

Список смешных географических названий из разных регионов России (населенные пункты, реки), собранных учащимися во время декады географии. Возможно применить на уроках, внеклассных мероприятиях для ми...