Конспект урока по теме "Численность населения и естественное движение населения"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Рудченко Татьяна Ивановна

Разработка конспектов урока по теме "Численность населения и естественное движение населения" из раздела "Население Российской Федерации" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chislennost_naseleniya_i_estes.prirost_9_klass.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рудченко Татьяна Ивановна,

учитель географии МАОУ СОШ №1

МО Новопокровский район

Урок географии в 9 классе.

Тема урока  ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ

Цели урока:

  • Знакомство с новыми терминами «демография», «демограф», «кризис»,

«естественный прирост», «депопуляция», «естественное движение

населения».

  • Дать анализ динамике численности населения России.

  • Познакомить учащихся  с основными видами естественного прироста.

  • Развивать умения самостоятельно проводить картографические

и статистические исследования.

  • Формировать умения анализировать половозрастные пирамиды.

  • Составлять демографические прогнозы.

  • Развивать умения выявлять причинно-следственные связи.
  • Выработка у учащихся здоровых ценностных ориентаций.

  • Активизация нравственно-психологических аспектов рождаемости в России.

  • Пропаганда здорового образа жизни.

  • Выявление значения современной демографической ситуации с точки зрения перспектив исторического и экономического   развития России в 3 тысячелетии.  

Тип  урока: исследование.  

Оборудование:

1.График ЕДН с 1927 года.

2.Карта k Рождаемости в России  в 1990-1996 г.г.

3.Карта k Смертности в России в 1990-1996 г.г.

4.Карта Е.Прироста в России в 1990-1996 г.г.

5.Таблица 2 «Изменение численности населения в России»

Новые понятия (на доске) :

 

-- ДЕМОГРАФИЯ

-- ЕДН ( естественное движение населения) - воспроизводство

-- ЕСТЕСТВЕННЫЙ  ПРИРОСТ

-- ДЕПОПУЛЯЦИЯ

-- ЭМАНСИПАЦИЯ

-- ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Содержание  урока:

1. Изучение численности населения  России ( табл.2,  табл.8 )

2. ЕДН

  (график ЕДН с 1927 года, рис.10, карты  k Рождаемости и k Смертности за 1990-1996 г )

3. Естественный прирост населения и его виды

  (табл.9, карта k  Естественного прироста за 1990-1996 г.г.;

    «Русский крест»,  формула Естественного прироста)

4. Естественный прирост, причины его изменения в России

   (схема «Факторы», «Прогнозы»)

5. Анализ полововозрастной  пирамиды в России

Домашнее задание: П.5,

                                  Эссе на тему: 1. Ваш демографический прогноз и его перспективы

                                                              на 1-е полугодие 21 столетия.

                                                          2. Депопуляция  как необъявленная война против

                                                              России и ее геополитические последствия.

Ход урока.

Вводное слово учителя.

---Сегодня мы начинаем изучение животрепещущей темы в современной России

    «Численность и естественный прирост населения в России».

          ( Знакомство с планом на доске)

    В ходе урока:

 1. Мы должны ответить на вопрос:

 Почему эта тема  для России столь животрепещущая в настоящее время?

2. Попытаться сделать демографический прогноз и выявить его демографические

 перспективы как для нации в целом, так и для государственности Российской.

3. Оценить при данной ситуации возможности России с точки зрения ее исторического

 и экономического развития.

Письменное д/задание эссе на основе дискуссионных вопросов.

В процессе знакомства с содержанием урока вы, наверно, отметили появление новых незнакомых ранее терминов.

Работа со словарем: чаще всего встречается слово ДЕМОГРАФИЯ.

ДЕМОГРАФИЯ- наука, занимающаяся проблемами народонаселения и его воспроизвод-

ства (пополнение за счет новых поколений).

Наиболее полные демографические сведения о численности населения страны, его составе

обычно получают при переписях.

Первые переписи проводились еще в Царской России.

Запись на доске:

    1-я перепись (1897 г.) – 67,5 млн. человек

    2-я перепись (1910 г.) – 90,0 млн. человек

Данные переписей в послереволюционной России (1917 г.) отражает нам табл.8 на с.31

учебника.

  В некоторые учебники не вошли данные последней переписи 2002 года,

по которой в России насчитывается уже 145,2 млн. человек.    

Данные за 2005 год – 142 млн. человек.

Итак, мы можем  подвести итог всем высказываниям: «Какая животрепещущая проблема

ярко выражена в России?»

Ответ: идет процесс сокращения численности населения.

В демографии этот процесс называется  «демографический кризис».

Работа со словарем:     демографический кризис.

    Изменения в численности населения прежде всего связано с особенностями ЕДН

    (естественного  движения населения).

Работа с понятием:     в П.5, на с.30  найдите определение понятия

                                      («под карандаш»  на дом)

ЕДН  -  изменения в соотношении численности  родившихся и  умерших жителей

              страны.

Анализ графика  1 .    ЕДН  за 1927-1996  г.г. в Российской  Федерации.

                                     (находятся  у каждого ученика на столе

Давайте проанализируем сложившуюся в России ситуацию по ЕДН

=================================================================

1.Какие тенденции наблюдают в соотно- I 1.В России смертность постепенно возрастает

   шении k Р и k С за последние 40 лет      I    рождаемость не растет, а с середины 80-х

   с 1960 годов?                                             I    также начинает интенсивно снижаться, но

                                                                       I    k Р остается больше k С.

                                                                       I

2.В каком году произошел коренной         I  2.В 1991 году k Р= k С. Развал СССР.

   перелом в динамике ЕДН?                       I

   Чем это вызвано?                                      I

                                                                       I

       Продолжение  этого графика  в  учебнике  на с. 30,  рис  10

                                                                       I

3.Как ведет себя кривая рождаемости       I 3.Кривая смертности стремительно растет,

   по отношению к кривой смертности      I    а кривая рождаемости стремительно падает.

   после 1991 г.?                                            I    C 1992 года  k Р > k С

                                                                       I

4.Были еще в истории России такие          I  4.Да.   !932-1937 годы.

   времена? (по графику на столах)            I

                                                                       I

5.Вспомните исторические события         I  5.   Голод  1932 года.

   Что это были за годы для России?         I         Репрессии   1937 года.

                                                                      I         Данных за военные годы нет.

=================================================================

Вывод:  k P < k C  на сегодняшний момент, но тенденции наметились в 60-х годах.

Давайте проследим географию ЕДН более конкретно.

Как же обстоят дела в регионах России?

Опережающее задание: Ребятам перед уроком дается карта с заданием по характеристике

ЕДН в субъектах России ( 3 чел. k P, 3 чел.k C)

Показ карты на доске.

Ребятам давалось опережающее задание: нужно было проследить изменения в регионах

за период 1990-1996 г.г. по  kP,  kC, а также отметить их  MAX  и  MIN  показатели.

Анализ карт kP  в регионах России проводится у доски учащимся по плану, остальные с картами на местах.

===================================================================

1.Какие изменения произошли в   I 1.За 6 лет рождаемость значительно уменьшилась и

   регионах за период 1990-1996 г  I    по значениям и по количеству регионов.

                                                           I    Если в 1990 г. в России насчитывалось 15 областей

                                                           I    с очень низкими показателями k P – это были

                                                           I    регионы Центральной России, С-Петербург и

                                                           I   Москва, то в 1996 году – это уже регионы всей

                                                           I   европейской части России и Урала.

                                                           I

2.Где наблюдаются наименьшие   I 2.Традиционно настораживает  самыми низкими пока

   показатели  k P в России?            I    зателями – Тульская,Ярославская,Тверская,Смолен-

                                                           I    ская,Мурманская, Нижегородская,Ивановская обл.

                                                           I    Если в 1990 г. – 10-12 %, то в 1996 г. – 6-8 %.

                                                           I

3.Чем можно объяснить эту            I 3.Экономический кризис привел к сокращению произ-

    закономерность?                          I    водства, безработица в промышленных регионах.

                                                           I    Нечерноземье- процесс вымирания деревни. Русские        

                                                           I

4.Где в России наблюдается           I 4.Ненецкий АО,Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский,

   наибольшие k P?                           I     Эвенкийский,Дагестан, Чечня,Ингушетия,Кабарди

                                                           I     но-Балкария,Карачаево-Черкесия.

                                                           I

5.Почему?                                         I 5.Не меняющийся веками уклад жизни. Религия.

                                                           I

6.Вывод?                                           I 6.В целом k P < k C  по 77 регионам, рост населения в

                                                           I    России идет в национальных образованиях.

                                                           I    Это – АО, национальные мусульманские кавказские

                                                           I    республики. Падает рождаемость за счет русского

                                                           I    населения Европейской России.( 77 регионов).

====================================================================

Заметка учителя: На 2003 г. рост  k P наблюдается лишь в 12 субъектах, в том числе

                               Москва, Тюменская область.

Вопросы для беседы:

1.Давайте определим, какие последствия несет для народа России столь длительное сокращение  k P?

(Необходимо составить причинно-следственную цепочку, расставив карточки с последствиями в логической последовательности)

По 1 человеку от ряда работают коллегиально. (Проверка цепочки).

Последствия:

---уменьшение доли детей

---повышение среднего возраста россиян

---старение нации

---уменьшение населения детородного возраста

---увеличение доли пенсионеров

---уменьшение трудоспособного населения

---увеличение демографической нагрузки на экономически активное население

---повышение возраста выхода на пенсию

---повышение показателей смертности

2. Пока ребята выстраивают цепочку, мы должны установить с вами факторы в той или иной степени влияющие на рождаемость.

Что, по-вашему, может повлиять на изменение k P?

  (заполнение схемы «Факторы рождаемости» вместе с классом)

---уровень благосостояния людей

---уровень медицинского обслуживания (совершенствование оборудования и технологий)

---религиозность (греховность аборта, в мусульманских странах- положение женщины)

---эмансипация (уровень вовлечения женщины в производство и общественную жизнь,

                             изменение ее статуса)

---уровень экономического развития региона (Москва, Тюмень)

---уклад жизни

---традиции (возраст вступления в брак,многодетность, в городах k P меньше, чем в селе)

---изменение системы ценностей(вместо духовных ценностей семьи – материальные,прак

                                                          тичные)

     1.социальная реализация

     2.интерес к работе, образованию

     3.карьерный рост

---психологические (нет адаптации у населения к рыночным условиям, дефолтам,

                                    отсутствуют все гарантии)

---нравственно-психологические факторы.

На Международном симпозиуме «Россияне в зеркале статистики» этому фактору было уделено особое внимание и отмечалось прежде всего то, что россияне потеряли веру и уверенность в будущем, они лишились идеи, идеалов, а, как известно, идеалы – это основа выживания. С докладом на симпозиуме выступил В.Е. Семенов

директор Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований СПбГУ, доктор психологических наук, профессор

« НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЖДАЕМОСТИ В РОССИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)»

Главные идеи его речи поведает …………

Вопрос: Что вы относите к категории счастливой жизни? (брак, семья, дети, понимание)

«Брак слишком совершенное состояние для несовершенного человека» (Никола Шамфор- французский писатель)

Переходим к анализу карты  k С в регионах России.

1.Изменения за 1990-1996 г?    I1.Значительный рост показателя смертности по количест-

                                                     I   венным показателям.

                                                     I   Постоянство территорий, где наиболее низкие и наибо-

                                                     I   лее высокие показатели k С

                                                    I

2.MIN  k C                                  I 2.Магаданская обл,Саха, Ненецкий АО, Ханты-Мансий-

                                                    I     ский АО, Ямало-Ненецкий,Северокавказские республи

                                                    I     ки, Тюмень, т.е. в регионах, где MAX  k P.

                                                    I

3.MAX k C                                 I 3.Псковская,Новгородская,Курская,Воронежская,Орлов-

                                                    I    ская,Тамбовская области.

                                                    I

4.Вывод.                                    I 4.Самая высокая смертность там, где самая низкая рожда-

                                                   I    емость, т.е.в Центральной России, самая низкая смерт-

                                                   I    ность в национальных образованиях.

=====================================================================

Заметка учителя: Россия по переписи 2002 г. (по схеме) занимает 1-е место в Европе по    

                              уровню смертности – 27,9 %,

                              1-е место по младенческой и детской смертности – 11 %.

                               При среднеевропейской 5,5 % - это результаты относятся как категории

                               «сверхсмертности».

Давайте подумаем, каковы факторы столь высокой смертности в истории России.

Да, в истории России было несколько социальных потрясений:

1. 1914-1919 г.г. – Первая мировая,гражданская война, революция, политика военного

                                Коммунизма.

2. 1933-1940г.г. –голод, репрессии (6,5 млн.человек)

3. 1941-1845 г.г. – ВОВ (до 15 млн.человек)

4. 1985-2006 г.г. -  Чем же объяснить феномен сверхсмертности в России на рубеже

                                 20 и 21 веков?

Агенство РиФ выделило 13 причин убывания населения  (приложение).

Академик Львов на Международном симпозиуме в статье «ФЕНОМЕН СВЕРХСМЕРТНОСТИ, НЕИЗВЕСТНЫЙ СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ «,

подробно остановился на этой проблеме.

Прокомментировать его выступление попросим …………….

Наряду с ростом  k C, фиксируется еще и падение продолжительности жизни россиян.

1975 г.  – 35 место в мире

2004 г.  -  142 место,

2005 г.  -   148 место.

Средняя   продолжительность

  Жизни – 65,5 года (2004)

  Мужчин – 59,1 год ( на 15-19,5 лет меньше)

  Женщин – 72,5 года (на 8-13 лет меньше)

Хотя  40 лет назад –разница меньше на 2 года ,чем у развитых стран.

Наиболее информативным показателем, характеризующим состояние и перспективы воспроизводства населения, является естественный прирост, который рассчитывается как разность между общим  показателем Р и общим показателем смертности за определенный период.

Показатель формулы :  k  ЕП = k P  -  k C

Таблица 9 на стр.32 отражает общие  k P, С  и  ЕП

Анализ таблицы

====================================================================

1.С каких годов фиксируется     I 1.С 1960 годов  (это  второе эхо войны)

                                                       I

2.С каких годов растет                I 2.С 1980 – х годов

   смертность?                               I

                                                       I

3.Какие показатели может          I 3.Е.Пр. может быть 2 видов:

   иметь Е.Пр.?                              I     --- положительный, если k P > k C (до 1991 года)

                                                       I     ---отрицательный, если k P < k C(после 1991 года)

                                                       I

4.О чем говорит положитель-    I  4.Говорит об увеличении численности населения на

    ный Е.Прирост?                       I     определенной территории.

                                                       I

5.О чем говорит отрицатель-     I 5.Население территории уменьшается, убывает в

   ный Е.Прирост?                        I    количестве.

                                                       I     По данным переписи 2002 года Е.П.  7,4 %

===================================================================

Рассмотрение эволюции этого показателя за 1990-1996 г.г. приводит к неутешительным

выводам.

В двух картограммах показано распределение  k Е.П. по территории России.

Какие изменения вы заметили?

=====================================================================

1.Какие выводы напрашиваются?    I 1.В России становится все больше субъектов, где

                                                             I     фиксируется отрицательный Е.П.

                                                             I      Если в 1990 г. их – 22, то в 1996 – уже 72,

                                                             I      на 2005 год – 77 субъектов.

                                                             I

2.Назовите субъекты с положи-       I  2.   Название                              Причины

   тельным Е.Пр                                  I

                                                             I

                                                             I

                                                             I

=====================================================================

  При таких показателях  k P  и  k C  появление отрицательного Е.П. населения в России

было неизбежно, положительный Е.П. может сохраняться лишь  по инерции, но только до тех пор, пока не будет исчерпан потенциал демографического роста, накопленный за счет более высокой рождаемости в прошлые годы. Момент истины – переход от положительного Е.П. к естественной убыли населения наступил с 1992 года. А так как Е.П. в России в те времена был основным источником его общего роста, то сразу наступило сокращение численности населения. Когда этот процесс растягивается на десятилетия, то депопуляция становится неизбежной и принимает затяжной характер.

Работа с понятием.

Депопуляция – длительный процесс естественной убыли населения, приводящий к эволюционному вырождению нации.

Этот процесс можно представить графически, демографы называют эту картину

«Демографической катастрофой России»  или  «русский  крест»

Негативные последствия депопуляции в России несложно предсказать, а точнее просчитать. При сохранении нынешних тенденций население России будет уменьшаться вдвое через каждые 28-30 лет. Как  предсказывают ООН и наши демографы, численность населения к 2040 г. будет менее 100 млн. человек.

Рождаемость, которая последние 5 лет идет несколько в рост, будет расти до 2013 -15г.г., а с 2015 пойдет на спад, т.к.родителями (мамами)будут становиться сегодняшние 6, 7, 8 – классники, которых сегодня по статистике в 2 раза меньше по численности, чем вас.

Какие опасности несет в себе депопуляция?

ДЛЯ НАЦИИ:

--- вымирание русского населения,

--- потеря высокого места России в демографической иерархии стран.

      Если сейчас 8-е место, то к середине века  18-е место.

--- сокращение доли россиян в мировом населении до 1 %,

--- ассимиляция (смешение с другими нациями).

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ:

--- усложнение внешней политики: 1.слабозаселенная страна граничит с густозаселенны-

                                                                ми странами,которые время от времени заявляют

                                                                претензии на российские земли,

                                                             2.вызывает беспокойство резкое снижение численнос-

                                                                ти призывников в армию, это приведет к снятию

                                                                 всех освобождений, отсрочек, проблема защиты

                                                                 границы (професс армия на контр основе)

                                                             3.внутреннее положение. Усиление несоответствия

                                                                количества населения России и площади территорий

                                                                огромным количеством богатств,нуждающихся в

                                                                 освоении.

--- неразвитость поселочной сети.

Таким образом,ни по внутренним, ни по экономическим, ни по внешним соображениям убыль населения не отвечает интересам России.

Чем можно ответить на демографию,какие контр.меры предпринять?

--- восстановление устойчивого, положительного Е.П. населения России.

--- приток населения извне, т.е. крупномасштабная иммиграция

                                                             До 700-900 тыс.чел в год до 2015 года – это нереально

                                                             Что сильно изменит состав населения (этнический),

                                                              чревато последствиями:

                                                               1.межкультурные напряжения

                                                               2.образование национально-этнических анклавов

                                                               3.недовольство экономическим и социальным нера

                                                                венством местного и пришлого населения

Анализ таблицы:

==================================================================

1.В каком году проведена      I 1.В 1926 году – 92,7 млн.чел

   была перепись в социа        I    (больше на 2,7 млн. человек)

   листической России ?          I

   Какая зафиксирована чис    I

   леность?                                 I

                                                   I

2.Почему за прошедшие 16    I  2.На эти годы выпали многие исторические события

   между 2 и 3 переписью       I     1-я Мировая,Революция, гражданская война,политика

   население прибавилось       I     «военного коммунизма»,приведшая к сильнейшему

   столь незначительно?          I     голоду в 1921 году.

                                                  I

3.Как росла численность        I  3.Очень незначительный рост.

   населения России в 1          I     Голод 33-34 г.г, Репрессии 37 г.,ВО война.

   половине 20 века?                I

                                                  I

4.Как в это время росло          I  4.Темп роста был в 2 раза больше российского за счет

   население СССР и               I     --присоединения новых территорий

   и почему?                              I    --традиционно высокой рождаемости в азиат.странах

                                                  I    --за годы Советской власти население СССР выросло

                                                  I       на 130 млн.человек

                                                  I    -- в России на 56

                                                  I

5.Посчитайте, на сколько       I

   увеличилось население      I

   в России за годы                  I

   Советской власти?              I

                                                 I

6.Какую часть населения      I  6. Больше  50 % - 53 %

   СССР составляло насе       I

   ление России?                     I

                                                 I

7.Охарактеризуйте динами   I  7. Темпы роста и численности населения в послевоенные

   ку численности населе      I       годы начали расти до 1989 г., а после 1989 г. численность

   ния в России во 2 полов    I       населения пошла на убыль.

   20 века.                                I

                                                 I

8.С какими событиями свя   I  8.—Годы перестройки, связанные с переходом на рыночные

   зано,по-вашему, сокра       I          отношения,

   щение численности насе   I      ---Развал СССР,

    ления в России?                 I     ---Экономический кризис

=====================================================================

 

                                                                                         

.                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-защита практических работ по теме "Естественное движение населения России"

Урок проводился в слабом классе. Учащиеся были разделены на группы (по их желанию). Каждая группа выполняла всю работу, а на защиту выбрала одно из заданий....

конспект уроков по теме "Население мира"

Конспекты уроков по теме " Население мира", возможно сопровождение презентацией учащихся, предусмотрена работа с опережающим домашним заданием,уроки построены с использованием элементов технологии тво...

Конспект урока «Борьба за существование и естественный отбор»

Конспект урока«Борьба за существование и естественный отбор»(урок с использованием ИКТ). Учитель: Воробьёв Д.С. Цель урока: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отб...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"

На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....