Ролевая игра "США – «визитная карточка»"
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему

изучение нового материала с использованием групповых технологий и погружением в проблемную ситуацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssha.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

США – «визитная карточка»

Цель: сформировать представление о ЭГП США; определить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП; сформировать представление об общих особенностях населения США, этапах формирования американской нации; природных ресурсах и предпосылках  развития хозяйства страны.

Оборудование: атласы, учебник, карты: физическая, политическая, катра плотности населения или компьютер.

Ход урока

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной страной. Вы много  о ней слышали, наверняка говорили, обсуждали события в этой стране, говорили о ее значении и влиянии в мире.

  - Посмотрите видеоряд фрагментов и объявите тему урока.

Вопрос к классу - Что вы знаете об этой стране?

Возможные варианты ответа: - экономически развитая страна

                                                         - 4 по площади

                                                         - 3 по численности населения

                                                         - доллар – валюта страны и т.д    

С чего мы начинаем знакомство с новым регионом?

  1. ЭГП
  2. Население
  3. Природные ресурсы
  4.  Общая характеристика хозяйства страны.
  5. География промышленности и сельского хозяйства

Сегодня мы познакомимся подробнее с 4 пунктами вашего плана. Вы в течении 8-10 минут  должны ответить на вопросы маршрутного листа и отчитаться.

1 команда получает задание  ЭГП США.  – Работа с картами

Вопросы карточки маршрутного листа:

  1. Из каких частей состоит
  2. Положение по отношению к другим странам
  3. Положение по отношению к главным морским границам
  4. Положение по отношению к топливно-сырьевым базам
  5. Положение по отношению к районам сбыта продукции
  6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

Выступление докладчика – « Формирование государственной территории США» 3 минуты.

Формирование государственной территории США

  Формирование государственной территории США происходило с                         Выделяются 3 этапа:

  1. Первый продолжался от начала европейской колонизации до формирования США. В основном события разворачивались на атлантическом побережье будущих Соединенных штатов. Самым старым поселением считается Сент-Огюстин во Флориде, который был основан испанцами в 1565 году. Первое постоянное английское поселение – Джемстаун, возникло на берегу Чезапикского залива, в начале 17 века. Фактически оно положило начало английской колонизации, а принадлежало Лондонской компании, которая получила от короля право колонизации новых земель в Америке.

2 английская колония возникла на берегу Массачусетского залива. Появилось много городских поселений, среди которых Бостон

   Западное побережье и внутренние районы изучались  испанцами. Они обследовали побережье Калифорнии. Возникли города Сан-Диего, Лос-Анжелес, Сан-Франциско, побывали в районе Аппалачей, Скалистыхъ гор и Большого Каньона. А на севере продвигались русские. Самая южная фактория Русской Америки была в районе Сан-Франциско.

  1. Второй этап связан с провозглашением США и достижением ими независимости. В 1776 году в Филадельфии  Конгресс постановил прекратить торговлю с Англией и провозгласил независимость 13 колоний  и отделение их от Англии

( с этим связанно появление 13 полос на американском флаге)

Слайд флаг США

После завершения войны здесь была провозглашена поныне действующая конституция США. Стал решаться вопрос о столице. Чтобы уладить разногласия, решили построить столицу посередине между северными и южными штатами, на берегу реки Патомак. Строительство поручили первому президенту США Джорджу Вашингтону.

Слайд штаты США

  1. Третий этап формирования продолжался с начала 18 -  к 19 в. На этом этапе происходило быстрое наращивание площади США

1803г. у Франции за 15 млн долларов куплена Луизиана

1819г. Испания за бесценок уступила США Флориду

1845г. у Мексики отвоеваны Техас, Нью-Мексико, часть Колорадо, Оклахома, Канзас

1846 по соглашению с Великобританией присоединены Орегон, Вашингтон, Айдахо. Вайоминг

1848 захват у Мексики Невады, Юты, Аризоны

1867 за 7,2 млн долларов у России купили Аляску

Параллельно с захватами, покупками происходило заселение новых земель.

2 команда. Задание маршрутного листа  – «Население США»

  1. Проанализировать половозрастную пирамиду. Дать характеристику полового и возрастного состава населения США
  2. Определить среднюю плотность населения
  3. Формирование американской нации  Курсивом выделен предполагаемый ответ

В стране проживают более ста этносов. Ученые объединяют их в три главные этнические группы.

 кого называют: -американцами США        Слайд

                              - переходными иммигрантами

                              - аборигенами

                              - афроамериканцами

Назвать районы, где преимущественно проживают аборигены, афроамериканцы, почему именно здесь?

  1. Этнический состав США.

1 место американцы европейского происхождения -80% населения страны

2 место американцы африканского происхождения  -12% . Самые «негритянские» штаты: Детройт 85% населения; Вашингтон, Чикаго, Нью-Йорк

3 место американцы латиноамериканского происхождения. Доля их велика в населении штатов Техас, Калифорния, Нью-Мексико, Колорадо

4 место американцы азиатско-тихоокеанского происхождения – 2,9%

5 место алеуты, индейцы, эскимосы – 0,6%

  1. Урбанизация – дополнить предложения:

Процент  городского населения США………

Город численностью населения более 10 млн человек……

Перечислите мегалополисы США и города входящие в них:

А)…………………………………..

Б)……………………………………

В) …………………………………..

6  Миргация в регионе – доклад  «Волны миграции» 2-3 минуты.

Примерный текст.

США называют страной иммиграции. США быстро наращивали площадь страны и поэтому нуждались в людях, которые будут осваивать новые земли. К тому же социально-экономическая обстановка в Европе, вспышки голода, религиозные гонения создавали условия для удовлетворения таких потребностей. Поэтому рос миграционный поток в США. Но все-таки миграционный приток не всегда был одинаков. Принято выделять волны миграции.

      На первом – основную массу составляли выходцы из Великобритании и Ирландии.  Шотландцы и ирландцы были крестьянами и ремесленниками, англичане в свою очередь представляли аристократическое сословие, которые привозили с собой крестьян, которые должны были отработать свой проезд и бытовое устройство.

     Когда рабочей силы стало не хватать, начался завоз рабов-негров. Первая партия негров прибыла в 1619 году. Уже к началу 18 века на континенте было 10 тысяч рабов, в середине 18 века -100 тысяч, а в 1860 – 4,5 миллиона (25% населения страны)

      В 19 веке стали прибывать выходцы из Германии  и Ирландии

      В 20 веке иммиграция в США стала возрастать за счет стран Восточной и Южной Европы: Италии, Астро-Венгрии, Украины, Польши.

     В 1965 году США приняли меры по ограничению миграции – в страну могло въезжать не более 290 тысяч человек, но такой уровень миграции не удалось сдержать, появились нелегальные мигранты. И сегодня в страну только легальных мигрантов около 1 миллиона человек.

Во внутренней миграции потоки миграции – из северных штатов в южные, из центра в пригород.

3 команда. Задания маршрутного листа -  Тема: природные ресурсы.

  1. Заполнить таблицу:    Курсивом выделен предполагаемый ответ.

Полезные ископаемые

Район добычи

Штаты добычи

Значение в хозяйстве

Железная руда

Приозерье

Мичиган, Миннесота

Сырье для развития черной металлургии

Каменный

уголь

Аппалачинский бассейн, Иллинойский,

Западный внутренний

Иллинойс, Монтана, Северная Дакота, Вайоминг, Колорадо, Юта, Нью-Мексико

Сырье для черной металлургии, ТЭС, производства искусственных тканей.

Нефть, газ

Мексиканский залив,  Примексиканская низменность, Аляска, Западный внутренний

Техас, Аляска, Иллинойс, Оклахома, Мичиган

Сырье для нефтехимии,  топливо

Руды цветных металлов

Кордильеры

Калифорния, Вашингтон, Невада, Нью-Мексико, Колорадо, Юта

Цветная металлургия

  1. Почему США ввозят такие виды сырья, которыми располагают сами?
  2. В результате  чего обострились проблемы ресурсообеспеченности?

4 команда. Задания маршрутного листа - Общая характеристика хозяйства

  1. Проанализировать таблицу 21 в «Приложениях».  Доказать ведущую роль экономики США.
  2.  Что называют «Второй экономикой США»? и что такое валовой национальный продукт.
  3. Тип сельскохозяйственного предприятия в США, постадийная специализация
  4. Особенности развития всех видов транспорта.
  5. Факторы, сформировавшие территориальную структуру хозяйства США.
  6. Региональная политика.

Итак мы с вами разобрали основные факторы, которые оказали влияние на заселение, хозяйство огромного региона. Давайте повторим и проверим основные выводы урока. Возьмите задания и ответьте на вопросы.

Тестирование.

1 вариант.

  1. Какая страна является самым близким заморским соседом США?

А ) Мексика                               в) Россия

Б ) Багамские острова            г ) Япония

  1. Выберите вариант в котором правильно указанна страна-сосед и природный рубеж по которому проходит граница:

А ) Мексика – Рио-Гранде

Б ) Куба – пролив Святого Лавтентия

В  ) Канада – Большое Соленое озеро

 Г ) Россия – пролив Дэвисов.

  1. Выберите вариант, в котором верно указаны названия штатов с большей долей негритянского населения

Е ) Колорадо, Мэн, Вашингтон

К ) Аляска, Гаваи, Флорида

Л ) Монтана, Орегон, Пенсильвания

М ) Калифорния, Иллинойс, Техас.

  1. Какой штат США называют «самым пожилым»

Э ) Род-Айленд

Ю ) Флорида

Я )Техас

  1. Выберите вариант, в котором указаны штаты относящиеся к группе «угольных и металлургических штатов»

С ) Мэн, Техас, Калифорния

Т )Пенсильвания, Иллинойс, Кентуки

У ) Теннеси, Вашингтон, Флорида

  1. В каком из мегалополисов США проживает более 50 млн.человек?

А) Северо-Восточный

Б) Приозерный

Г) Калифорнийский.

2 вариант

  1. С какой из перечисленных стран США имеет сухопутную границу

Б ) Россия                        г)  Куба

В ) Гаити                          д  ) Мексика

  1. С чес связанно расселение коренного населения  на западе страны

М ) оно расселялось здесь до прихода европейцев

Н ) его привлекают уголки нетронутой природы

О  ) коренное население было отторгнуто сюда переселенцами

  1. Самый урбанизированный зоной США является:

Е ) агломерация города Хьюстона

К ) мегалополис Калифорнийский

Л ) Мегалополис БОСВАШ

М ) мегалополис Приозерный

  1. Почему мегалополисы США тяготеют к приморскому и приозерному положению?

Ж ) эти районы являются самыми старыми районами заселения

Е ) здесь издавна были большие города

К ) здесь сосредоточены месторождения полезных ископаемых

Л ) эти районы имеют выгодное ЭГП

  1. В каком из вариантов все перечисленные города относятся к одному  мегалополису?

А) Милуоки, Рочестер, Кливленд

Б) Сан-Хосе, Вашингтон, Сан-Диего

В) Миннеаполис, Сент-Пол, Балтимор

6. Выберите вариант, в котором указаны штаты относящиеся к группе «угольных и металлургических штатов»

О  ) Мэн, Техас, Калифорния

Р  )Пенсильвания, Иллинойс, Кентуки

С ) Теннеси, Вашингтон, Флорида

Самопроверка – 1 минута  Слайд

1 вариант – В А Л Ю Т А

2 Вариант – Д О Л Л А Р

Кто выполнил без ошибок – встаньте

Кто ошибся один раз?

Кто  два?  ( Мы еще продолжим изучение данного региона на следущих уроках)

Можем мы сейчас уже ответить на вопросы:

 Какие отрасли промышленности и где сформировались  в различных регионах страны?

Какие сельскохозяйственные районы выделяются на территории США?

На эта вопросы мы ответим на следующем уроке.

 - слайд флаг США (гимн) урок окончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитная карточка

                             Визитная карточка Ф.И.О.   Попсуевич Людмила АлексеевнаДата рождения                                    15 февраля 1960 годаОбразование, наименование учебного заведения, г...

Визитная карточка для конкурса "Учитель года"

в 2010 году я была участником коекурса "Учитель года " на муниципальном уровне. Там мной была предмтавлена следующая визитная карточка....

Создание визитных карточек в Paint

Урок может быть использован в качестве итогового при изучении программы Paint. В первой части урока рассказывается об истории создания и видах визитных карточек. Учащиеся создают эскизы карточек на бу...

Презентация "Визитная карточка ЦДТ"

В нашей презентации мы знакомим вас с нашими коллегами и деятельностью нашего Центра...

Визитная карточка для учителя математики

Творческое представление для учителя математики на профессиональных конкурсах...

Визитная карточка Японии

Интересные слайды по историческим местам...

Визитная карточка команды на турслёте

Разработка может быть использована для представления команды на туристическом слете, в походе. Сценарий в стихах, представление команды ФАНТ, представление завершается песней. Для учащихся 5-11 классо...