«Использование интерактивной доски на уроках» . Учитель географии Князева Елена Николаевна
методическая разработка по географии на тему

Князева Елена Николаевна

В наши дни каждому – ребенку, подростку, взрослому – необходимо иметь хотя бы общее преставление о технологиях, окружающих его в школе, дома, на улице. Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями, предоставляемыми новыми технологиями во всех сферах человеческой деятельности, нужно быть достаточно подготовленным, обладать набором знаний и умений. Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и интерактивной доски.Сейчас   существует   определенное       количество    мультимедийных   учебников    по    географии.     Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий.   Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно  в конкретном случае и подходит данному классу     и     данному    учителю.     Тогда     остается     создать     и     использовать     свои     уроки      с     ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_knyazeva_e.n.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование интерактивной доски

 на уроках»

Учитель географии Князева Елена Николаевна

“Дитя требует деятельности беспрестанно, а

утомляется не деятельностью, а ее однообразием”

К.Д. Ушинский 

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.

Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы «Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об образовании», книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:

  • школа является важнейшим фактором развития личности;
  • школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
  • систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Одним из важнейших направлений является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Среди них обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии, портфолио, интерактивное обучение и мн.др.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Основные инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.  Слово « интерактив» пришло к нам из английского и означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы. Интерактивное обучение – это, прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
  • игровые технологии;
  • тестовые технологии;
  • модульно-блочные технологии;
  • интегральные технологии и т.п.;

Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в нашей школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?

Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.

При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.

В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.

Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.

То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.

Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог продавливает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительство.

Многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто без тени сомнения считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учениками.

Анализ опроса показывает, что 73% учителей отметили наличие необходимого контакта в работе со школьниками, в то время как положительно ответили не этот вопрос только 18% учеников. Полное отсутствие контакта отметили 28% школьников и только 3% учителей.

Возникает вопрос: откуда такой разрыв в оценках отношений?

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность и теплоту в межличностных отношениях.

Объяснительно-иллюстративные технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, но сверх доминирующая позиция: он командир, судья, начальник, он как бы стоит на пьедестале, но при этом обременен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает.

Обучающиеся на уроке практически ничего самостоятельно не делают, самостоятельно не думают, а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем.

Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными, учёба для него должна стать естественным и интересным делом.       

В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Можно выделить два направления использования ИКТ: 

  1. Овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин.
  2. Использование компьютерных технологий как мощного средства обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.

Использование на уроке географии ИКТ дает кроме достижения учебных целей и возможность формирования информационной грамотности у учащихся - они получают знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток современной информации, учатся ее осмыслять и пользоваться ею же, а также управлять этой информацией для достижения различных практических целей. Сегодня владение ИКТ является общей культурой человека.

Мне в учебном процессе, наиболее часто удается использовать такие элементы ИКТ, как электронные учебники, интерактивную доску, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с иллюстрациями,   геоинформационные   программы,   пособия,   презентации,   демонстрируемые   с   помощью мультимедийного проектора.

Уже сегодня многие ученики с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой.

В наши дни каждому – ребенку, подростку, взрослому – необходимо иметь хотя бы общее преставление о технологиях, окружающих его в школе, дома, на улице. Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями, предоставляемыми новыми технологиями во всех сферах человеческой деятельности, нужно быть достаточно подготовленным, обладать набором знаний и умений. Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа.

Хотя применение компьютера на уроке разными специалистами оценивается по-разному. Вместе с тем полного отрицания использования компьютера в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере, целесообразности и месте компьютера в обучении. Однако приход компьютера в школу неизбежен, он во многом способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера. Вводить компьютерные элементы можно в уроки любых предметов. Меня, как учителя географии, заинтересовала проблема применения информационных технологий по предмету.

Необходимо найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми - задача учителя географии, задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке и во внеурочной деятельности. Уверена, что ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению.

 

  Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;        

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

 

Три  основные формы работы с ИКТ на уроках  географии:

1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.

2. Во-вторых, это применение ИКТ  для организации  самостоятельной работы  учащихся  по географии вне  школьных  занятий.

 3. И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными  средствами обучения.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они способны «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в диалог. Компьютер можно использовать на всех этапах обучения:

- как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного,

- как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков,

- как  наглядное   пособие   качественно   нового  уровня   для   организации   активной   учебно-познавательной деятельности,

- как    индивидуальное    информационное    пространство    для    организации    исследовательской    работы, самоподготовки и индивидуальной работы,

- как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений

Сейчас   существует   определенное       количество    мультимедийных   учебников    по    географии.     Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий.   Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно  в конкретном случае и подходит данному классу     и     данному    учителю.     Тогда     остается     создать     и     использовать     свои     уроки      с     ИКТ.

Конкретно остановлюсь на использовании интерактивной доски на уроках географии. Это еще одно достижение науки и техники, вошедшее в нашу жизнь совсем недавно, но уже заслуженно пользующееся уважением и учителей, и учеников. Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс. Обучение с помощью интерактивной доски сравнимо с привычными методами преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует учитель. Прежде всего, любой урок должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов.  Эффективность работы с доской зависит от самого учителя, от его таланта, творчества и опыта. В своей работе я использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий   можно   отнести   и   интерактивные   атласы,   и   компьютерные   лекции   и   уроки-презентации, разработанные    при   помощи   Power   Point.   Использовать   их   можно   и   на   уроках  закрепления   знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе . В ходе лекции используются  различные  информационные объекты: изображения  (слайды), звуковые и  видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.

Урок   закрепления, обобщения  и систематизации знаний  - это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования   для   глубокого понимания учащимися темы или раздела. Использование для этого презентации может происходить по-разному:  можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием         иллюстративного         материала         или         же         организовать         дискуссию. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника. Немало важным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект.  На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся. Программа разработки презентаций   Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point:

1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме. Эту запись учащиеся ведут самостоятельно, составляя опорный конспект. На следующем уроке есть возможность дать учащимся озвучить слайды по своему   конспекту. На слайдах остается либо различные изображения по теме, либо план (ключевые слова);

2)  уроки-иллюстрации    по   темам,    где    существует необходимость ярких зрительных образов; особенно это эффективно при изучении стран;

3)  уроки   -   наглядные   пособия,   помогающие   как   образцы,   создавать    учащимся   подобные   работы самостоятельно.

Компьютерная презентация Power Point - это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление учителя. Презентации отличаются по содержанию и оформлению в зависимости от целей.  Приступая к созданию презентации необходимо определить: Какова цель, которую должна решить презентация? Через какие задачи будет достигнута цель? Какова аудитория, перед которой предстоит выступать? Каковы мотивы   аудитории, чтобы Вас   слушать?

Уроки географии должны быть яркими, формирующими познавательный интерес. Фрагменты урока нуждаются в иллюстративном материале в виде слайдов, видеофрагментов о природе, городах, культуре стран. К урокам я готовлю иллюстративные приложения. Например, уроки в 10 классе: США, Мексика, Китай, Индия, Япония, Франция.  Уроки в 7 классе: общая характеристика всех материков и некоторых стран, изучаемые в этом курсе.   Здесь я использую видеофрагменты и слайды, на которых изображены памятники архитектуры, культуры, природы. Например, каждый слайд - это вопрос. Нужно назвать страну по предложенному кадру и строке описания. Ученики быстро справляются с этим заданием. Ученики сами на уроке   или   вне  урока  создают  презентации.  Даже  сопровождают  презентацией   подготовленный  доклад, сообщение, реферат. Очень активно мы используем презентации при защите творческих, исследовательских проектов по географии, естествознанию  и экологии.

На уроках, где доска используется всеми учащимися и большую часть урока, учащимся необходимо создавать флипчарты по теме, ими рассматриваемой. При изучении темы «Природные зоны Южной Америки» учащимся необходимо было выделить характерные признаки природных зон и создать флипчарт на интерактивной доске.

Карта помогает проверить знание номенклатуры по теме.  И интерактивная доска дает возможность проверки номенклатуры. Но на начальном этапе можно работать с контурной картой, помещенной на доске, используя карты   атласа.   Здесь   идет   сопоставление   карт.   Например,   показать   зависимость   между   рельефом   и тектоническим   строением   Америки,   отметив   разными   цветами   на   контурной   карте,   размещенной   на интерактивной доске.  Показать движение литосферных плит, используя  функции движения  интерактивной доски.

Однако, если использовать компьютер как наглядное пособие, то это через время не приносит результата. Из такой ситуации есть выход:   нужна  деятельность   учащихся,   а   не   содержание   готового   продукта.  

 И   лучше   всего   проектная. Главная идея этого метода – стимулировать интерес ребёнка к лично и социально значимым проблемам. Сущность метода проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, позволяющих решать прикладные задачи в результате самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией результатов. Использовать доску можно в течение всего урока, а можно только на одном из этапов урока или нескольких этапах. Например, при актуализации знаний можно использовать метод свободного письма - составить рассказ по изображению, по ключевым словам, а затем сравнить с нужным текстом, который при этом был закрыт шторкой или прожектором. Либо, при проверке домашнего задания - дать на доске текст с ошибками и предложить учащимся исправить или подчеркнуть ошибку прямо на доске. Или же решить тест на соотнесение, причем здесь могут быть в виде ответов и изображения. Реальна  работа с контурной картой для проверки номенклатуры на интерактивной доске; создание карты по изучаемой теме (например, при изучении темы «Климат Южной Америки» путем работы нескольких групп создается на доске карта климатическая Южной Америки, на которой  показываются все основные данные: температура января, июля, осадки, климатические пояса, минимум и максимум температуры и осадков и пр.); создание карты природных зон или одной зоны. Использую и одну из технологий критического мышления - перемешанные события: необходимо восстановить последовательность ГП материка, страны,  причинно-следственные связи.

На этапе закрепления знаний использую текст с пропущенными словами (по теме), учащимся необходимо вставить эти слова, причем здесь есть возможность работы у доски и одного ученика, и всего класса. Затем сразу же провести проверку, открыть закрытый шторкой правильный текст. Работая с интерактивной доской можно изучать и новую для учащихся тему. Например, в 8 классах учащиеся создают флипчарты по теме «Крупные природные районы». Каждый район составляет страницу из флипчарта. Учащимся необходимо отразить все основные характеристики природного района. Такая работа занимает большую часть урока: ученики создают свои мини-проекты, результат - флипчарт. Компьютерные технологии помогают учителям сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

Что можно было бы посоветовать, порекомендовать учителям, начинающим работать с интерактивной доской.

Всегда четко планируйте время, отводимое на работу ученика с доской.            

Если вы с детьми только начинаете с ней работать - не беритесь сразу за проекты, даже мини-проекты - на их создание нужно много времени, а если у учеников нет навыка работы - вы не успеете за урок сделать все, что задумали. Начинайте с малого. Сначала используйте доску только на одном из этапов. Примените только один элемент.

Не старайтесь, чтобы каждый ученик поработал за урок у доски, только если это не тест и т.п., где они работают очень быстро.

Дифференцируйте задания в зависимости от класса и выработанных навыков и имеющихся знаний у учащихся.

Сохраняйте и накапливайте весь созданный материал.

Используйте те материалы, флипчарты, страницы, которые создали на следующих уроках: ученики будут видеть, что они не зря работали, что это было не одномоментно и от их работы есть польза.

Хорошо использовать созданный материал на уроках повторения, подготовки к контрольной работе, практической работе, в качестве мотивации к уроку.

   

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе.

Это – когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континент учащихся.

Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды в классе, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых в школе – большинство.

Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.

Отсюда – мои «пусть пожелания»:

Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.

Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.

Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.

Пусть светит в вашем классе радуга открытий.

Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.

Пусть совсем «не грянет буря» в вашем классе.

Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.

Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света.Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком. И пусть вашим лозунгом будет:

«Учить всегда, учить везде,
До дней последних донца!
Учить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой – и солнца»

До дней последних донца!
Учить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой – и солнца»

   

Современный учитель должен идти в ногу с современными технологиями, а не просто ждать, что они придут к нему сами. Информационно- коммуникативные технологии, обновляя содержание образования, дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронный ресурс, в частности, Интернет.

Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься".

Такой подход к образованию включает в себя формирование информационной культуры новых поколений. Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею.

Список литературы:

  1. Знаменская В.Н. Повышение мотивации изучения через создание мультимедийных ученических презентаций (обобщение педагогического опыта).
  2. Журнал «Директор школы» № 6, 2005 г, Алматы. «Желание и стремление», Р.Куанышбаева.
  3. Информационно-коммуникационные технологии. Данные Интернет.
  4. Нагорная И.И. География. 7 класс. Поурочные планы. Волгоград. Учитель, 2007.
  5. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. Москва. «ВАКО», 2007

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ледники, лиманы, озера Краснодарского края.Выполнил ученик 10 “А” класса МБОУ СОШ №10 Никитченко Владимир.Научный руководитель- учитель географии Лысова Марина Николаевна.

Памятники природы  – редкие или достопримечательные объекты природы, ценные в научном, культурном или оздоровительном отношении. К ним могут относиться как отдельные «точечные произведения природ...

Портфолио учителя математики Шевченко Елены Николаевны

Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”.Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в результате своей деятельности.......

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя географии Маньковой Светланы Николаевны

Индивидидуальный план работы рсчитан на 5 лет работы. В него включены основные задачи по повышению уровня профессионального уровня учителя, поставлены цели и задачи....

Сотрудничество учителя- логопеда Курусь Елены Николаевны с учителями начальных классов

Данный материал располагает информацией о совместной работе учителя- логопеда с педагогами начальных классов....

Особенности детей с синдромом Дауна влияющие на развитие речи и их преодоление. Учитель- логопед Курусь Елена Николаевна, первая квалификационная категория.

В данной статье рассматриваются основные особенности детей с синдромом Дауна. Педагогические методы и приёмы коррекции занимающие ведущее место среди всех видов работ. Описывается медицинская направле...

Обобщение опыта работы учителя музыки Висич Елены Николаевны

В  статье обобщение опыта  работы данный материал освящает многолетний опыт работы учителя музыки Висич Е. Н. и отражены разнообразные  подходы в преподавании уроков музыки. Применение ...