Географическое положение Африки
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Урок посвящен изучению и исследованию Африки. Естьь материал про исследователей Африки. и практическая работа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon afrika_1ur.ppt2.38 МБ
Microsoft Office document icon afrika._g.p._istoriya_isledovaniya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель географии Абзалова А.Р.

Слайд 2

Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar , что значит «пыль». Когда Карфаген стал Римской провинцией , римляне сохранили это слово и добавили суффикс « -ca » , что означало «страна» или «край». Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент. Происхождение названия

Слайд 3

Физическая карта мира Африка

Слайд 5

Определить, как расположен материк относительно экватора, тропиков, (полярных кругов), нулевого меридиана. 2. Найти крайние точки материка, определить их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток. 3. Определить, какие океаны и моря омывают материк. 4. Как расположен материк относительно других материков. План изучения географического положения материака

Слайд 6

А́фрика — континент , расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана. Это второй по величине континент после Евразии. Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 30 065 000 км², или 20,3 % площади суши, а с островами — около 30,2 миллиона км², покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши. На территории Африки расположены 53 государства, 4 непризнанных государства и 5 зависимых территорий (островных). Физическая карта Африки

Слайд 7

1. Африка почти посередине пересекается экватором 2. Большая часть лежит между тропиками, поэтому Африка самый жаркий материк. 3. Крайняя северная и крайняя южная точки почти одинаково удалены от экватора ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Слайд 8

КРАЙНИЕ ТОЧКИ 1 . Северная – мыс Рас-Энгела Географические координаты 37гр. с.ш. и 10 гр. в.д. 2. Южная – мыс Игольный Географические координаты 36 гр. ю.ш. и 20 гр. в.д. 3. Западная – мыс Альмади Географические координаты 15 гр. с.ш и 16 гр. з.д. 4. Восточная – мыс Рас-Хафун Географические координаты 12 гр. с.ш и 52 гр. в.д.

Слайд 9

Определить размеры материка 1. Расстояние с севера на юг по 20 меридиану в градусах и км 32 + 37 = 69 (градусов) 69 х 111 = 7659 (км) 2. Расстояние с запада на восток по 10 параллели в градусах и км 15 + 52 = 67 (градусов) 67 х 109,6 = 7343,2 (км) 3. Сравнить расстояния, сделать выводы

Слайд 11

КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ АФРИКИ

Слайд 12

История исследования Африки 1.Начальныйэтап исследования Африки (2-е тыс. до н. э. — до 6 в.) Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В 6 в. до н. э. карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк). В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки. Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.

Слайд 13

После завоевания Северной Африки (7 в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад. В одной из наиболее ранних географических сводок Ибн Хордадбеха в 9 в. содержатся сведения о Египте и торговых путях в эту страну. В начале 12 в. Идриси показал Северную Африку на карте мира, которая по точности значительно превосходила существовавшие тогда в Европе карты. Ибн Баттута в 1325-49, выйдя из Танжера, пересек северную и восточную Африку, посетил Египет. Позднее (1352-53) он прошел Западную Сахару, побывал в г. Тимбукту на реке Нигер и затем возвратился назад через Центральную Сахару. Оставленное им сочинение содержит ценные сведения о природе посещенных им стран и нравах населяющих их народов. Второй этап исследования Африки — арабские походы (7-14 вв.)

Слайд 14

Корабли Васко да Гама Третий этап исследования Африки — путешествия XV - XVII вв. Васко да Гама – португальский путешественник

Слайд 15

В 1498 году португальский путешественник Васко да Гама, завершая открытие морского пути в Индию, обогнул Южную Африку, прошел вдоль восточного побережья материка, впервые из европейцев пересек Индийский Океан и достиг побережья Индии. Маршрут Васко да Гама

Слайд 16

ДАВИД ЛЕВИНГСТОН (1813-1873) Исследовать внутренние районы Африки европейцы начали только в конце 19 века, когда быстро развивающимся странам Европы потребовались земли, где можно было бы добывать дешевое промышленное сырье и выгодно сбывать готовые товары. В середине 19 века несколько путешествий вглубь материка совершил английский исследователь Давид Левингстон. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им в честь королевы Англии Виктории. Он дал описание верхнего течения реки Конго, озера Ньяса. Четвертый этап - современный

Слайд 18

Исследование Африки русскими путешественниками и учеными Большой вклад в изучение природы и жизни народов Африки внесли русские исследователи. Они ставили перед собой цель – изучить далекие, неизведанные страны и собранные научные материалы сделать достоянием всего человечества.

Слайд 19

Путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце 19 века. Собрал интересные сведения о природе и жизни населения этих районов материка. Проводил топографические работы, вел гидрологические и метеорологические наблюдения. Написал книгу «Путешествия по Африке». ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЮНКЕР

Слайд 20

Значительный вклад в изучение северо-восточной части материка внесли Егор Петрович Ковалевский, Александр Васильевич Елисеев и другие русские исследователи. Ковалевский Е.П. Елисеев А.В.

Слайд 21

В 1926-1927 гг. была организована экспедиция в северо-восточную часть материка для изучения культурных растений Африки. Ее возглавил крупнейший ученый Николай Иванович Вавилов. Было собрано более 6000 образцов культурных растений. Вавилов установил, что Эфиопия является родиной ценных (твердых) сортов пшеницы.

Слайд 22

1. Каковы особенности географического положения материка? 2. Каковы размеры материка? 3. Какова изрезанность береговой линии? 4. Какие географические объекты отделяют Африку от Европы и Азии? 5. Назовите крайние точки Африки 6. Какие русские исследователи изучали материк? 7. Какой вклад в исследование Африки внес Давид Левингстон? ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Слайд 23

Параграф 24. Ответить на вопросы в конце параграфа . Задание № 3 письменно в тетради. На контурную карту нанести крайние точки Африки и подписать географические координаты. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме урока:

 «Африка. Географическое положение, история исследования»

                                                   (география, 7 класс)

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка Африка.
  2. Раскрыть общее понятие «географическое положение материка».
  3. Показать особенности географического положения материка Африка.
  4. Научить составлять опорный конспект по описанию географического положения.
  5. Познакомить с особенностями береговой линии материка.

Материалы и оборудование: 

  1. Карта мира
  2. Контурная карта материка Африка
  3. ПМК «Интерактивные плакаты. География материков: история открытий и население»
  4. Оборудование: интерактивная доска (или экран) и мультимедийный проектор, ПК

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

  • Африка – это самый жаркий, самый зелёный, самый густонаселённый материк. А что вы знаете об Африке?

Беседа с учениками.

 

II. Объяснение нового материала.

План:

  1. История исследования материка (доклады учеников).
  2. Физико-географическое положение (практическая работа с контурной картой  Африки).
  3. Очертание береговой линии материка (игра-путешествие).
  1. История открытия и исследования материка (доклады учеников).

Подготовка. Учитель предлагает 6 ученикам подготовить по ролям рассказ об истории открытия и исследования Африки. Учащиеся должны выучить свой текст, научиться показывать на карте все географические объекты, о которых они будут рассказывать классу, с помощью интерактивного плаката, а также подготовить костюм.

Учитель:

– История освоения Африки длилась очень долго. И поможет нам разобраться с ней

   интерактивный плакат «Из истории исследований и открытий» и команда любителей

   истории.

  1. Ученик в костюме древнего египтянина:

– В глубь веков уходят первые воспоминания о материке Африка. Накопившиеся сведения  

  передавались, как по эстафете, от одной цивилизации к другой. Первые в этом длинном  

  историческом марафоне были мы, древние египтяне. Мы изучали землю к западу и к югу

  от своего государства. Мы дали описание Ливийской пустыне и верхнего течения реки

  Нил.

  1. Ученик в костюме древнего финикийца

– Следующими были мы, финикийцы. Мы устремились к южному Средиземноморью. На  

территории современного Туниса мы основали знаменитую колонию Карфаген,  первыми открыли Атласскую горную систему. Финикийцы продвигались на запад,  вышли к Атлантическому океану. Но, к сожалению, мы, древние народы, не имели истинного представления о размерах материка и считали Африку гигантским островом, а название было дано не сразу. Известные части материка называли Ливией. 

  1. Ученик в арабском костюме

– Мы, арабы, изучали береговую линию материка. Очень подробно изучали мы восточное

побережье Африки. Открыли Эфиопское нагорье, озёра Чад и Тана, описали Драконовы горы и нижнее течение реки Замбези. В XIV веке арабские путешественники пересекли пустыню Сахара, а в XV веке обошли весь материк с юга. Все народы тщательно скрывали информацию о своих открытиях. В Европе об этих открытиях узнали значительно позже, и поэтому им пришлось как бы заново открывать материк.

  1. Член команды Васко да Гамы 

– В XI веке Португалия явилась первой из европейских стран, приступивших к изучению

материка. Португальцы ставили перед собой задачу найти кратчайший путь в Индию. Они открыли устье реки Конго, прошли все западное побережье. В 1498 году эскадра под командованием Васко да Гамы обогнула южное побережье материка и прошла вдоль восточного. Таким образом, заканчивающийся XV век ознаменовался важнейшим событием: наконец в представлениях европейцев контуры материка приобрели достоверные очертания. Продолжая изучение Африки, португальцы открыли истоки Голубого Нила. Но они, так же как и древние народы, держали свои открытия в тайне (рассказ сопровождается показом маршрута путешествия Васко да Гамы).

  1. Добропорядочный англичанин

– Большую роль в изучении Африки сыграл Давид Ливингстон. Живя в Англии, он изучал нравы, обычаи, языки племён, что во многом предопределило успех его экспедиции. В 1849 году Ливингстон пересекает с юга на север пустыню Калахари и описывает ее природу. В 1853 году он совершает новое путешествие и изучает реку Замбези. Открывает водопад, который он называет «Виктория». Изучает озёра Ньяса и Таганьика. К этому времени больной малярией Ливингстон стал жаловаться на здоровье, его самочувствие с каждым днём ухудшалось. В Европе 5 лет о нём ничего не слышали, а солдаты, бежавшие из экспедиции, распространяли слухи о его гибели. Первого мая 1873 года Ливингстон умер. Африканцы за 1500 км доставили его забальзамированное тело к морю, откуда оно было отправлено в Англию. Ливингстон был одним из немногих, искренне желающих помочь африканцам. Он был против колонизации.

  1. Представитель русского географического общества

– Я хочу вам рассказать о вкладе русских путешественников и учёных в исследование

Африки. И начну я свой рассказать с российского писателя и государственного деятеля Егора Петровича Ковалевского. Он открыл приток Нила – реку Тумат и тем самым опроверг мнение немецких учёных Гумбольта и Риттера, утверждавших, что у Нила есть лишь один приток – река Атбара. Следующим в моём повествовании будет российский этногеограф Африки Василий Васильевич Юнкер. Он путешествовал по Северной и Восточной Африке, изучал южные районы Судана, составил подробное описание долины Нила и прилежащих к ней пустынных территорий. Одним из крупнейших географических достижений его было то, что он фиксировал положение водораздела Нил – Конго почти на всём его протяжении (1200 км). Вывезенную из Африки этнографическую коллекцию Юнкер подарил Российской Академии наук. В 1926 году Африку посетил русский ботаник, растениевод, генетик и организатор науки Николай Иванович Вавилов. Его интересовали древние очаги культурных растений. Больше всего исследований он провел в Эфиопии. Н.И. Вавилов установил, что горные районы Эфиопии – один из центров происхождения культурных растений, родина твёрдых сортов пшеницы, сорго, бананов, кофе. Весь рассказ сопровождается показом материалов электронного плаката.

Класс во время докладов должен заполнять табличку:

Имя исследователя

Время (дата)

Результаты исследований

  1. Физико-географическое положение материка (практическая работа с контурной картой Африки).

  1. Вводится понятие «географическое положение».

Учитель:

– Для того чтобы дать характеристику физико-географического положения материка,

  необходимо ответить на следующие вопросы:

  • В каких полушариях расположен материк?
  • Найти крайние точки материка.
  • Какое положение он занимает относительно экватора и начального меридиана?
  • В каких климатических поясах расположена Африка?
  • Какими океанами и морями омываются берега материка?
  • Какое положение материка относительно других материков и океанов?
  1. Практическая работа с контурной картой Африки, составление опорного конспекта. Контурную карту во время обсуждения на доске заполняет учитель с помощью инструмента Чертежник. Все сведения учащиеся должны будут зафиксировать в своем опорном конспекте.
  1. Африка расположена в четырёх полушариях. Площадь Африки = 30,3 млн км 2 с прилегающими островами. По площади Африка занимает второе место после Евразии.
  2. Крайние точки:
  • Северная – мыс Эль-Абъяд 370 с. ш.
  • Южная – мыс Игольный 350 ю. ш.
  • Восточная – мыс Хафун 510 в. д.
  • Западная – мыс Альмади 180 з. д.
  1. Экватор пересекает Африку почти посередине и делит её на две почти равные части. Северная часть значительно шире. Самое широкое место 7000 км. Раз экватор пересекает материк почти посередине, значит, здесь почти круглый год тепло, а лето и зима различаются лишь потому, что один сезон бывает влажным, а другой засушливым.
  2. От экватора по обе его стороны протянулся экваториальный пояс, затем субэкваториальный, тропический и субтропический.
  3. Западные берега омывает Атлантический океан, восточные – Индийский океан, северные – Средиземное море, северо-восточные – Красное море.
  4. По отношению к Южной Америке Африка находится на северо-востоке. К северной Америке – на юго-востоке. По отношению к Антарктиде – на севере. По отношению к Евразии – на юго-западе. По отношению к Австралии – на северо-западе. Таким образом, Африка как бы равноудалена от этих объектов. От Южной Америки и Северной Америки Африку отделяют Атлантический океан, от Австралии – Индийский океан, от Евразии – Средиземное и Красное моря.
  1. Очертания береговой линии материка (игра-путешествие).

Игра-путешествие.

Найдите на контурной карте нужные названия и подпишите. (Отвечая, учащиеся выходят к доске и отмечают объекты на карте с помощью Чертежника.)

  1. Пролив …..                (Гибралтарский)
  2. Море……..                (Средиземное)
  3. Канал…….                (Суэцкий)
  4. Море………                (Красное)
  5. Полуостров…        (Сомали)
  6. Океан………                (Индийский)
  7. Остров…….                (Мадагаскар)
  8. Пролив…….                (Мозамбикский)
  9. Залив………                (Гвинейский)
  10. Океан………                (Атлантический)

III. Закрепление.

Выполнение географического диктанта – фронтальный опрос. Ученики должны будут устно дать определение понятиям, представленным в диктанте. Проверка осуществляется с помощью программы по итогам ответов.

IV. Итог урока.

Повторение ключевых моментов по темам:

  1. История исследования материка.
  2. Физико-географическое положение Африки.
  3. Очертание береговой линии материка.

IV. Домашнее задание.

На контурную карту нанести элементы береговой линии, крайние точки, моря и океаны, омывающие Африку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Географическое положение Африки"

Групповая работа учащихся по инструкционным и информационным картам...

Урок географии в 7 классе Физико-географическое положение Африки.

Конспект урока гоеграфии ФГП Африки содержит план характеристики материка и подробный план изучения географического положения материка Африка. Имеются задания, которые необходимо выполнить  на ин...

Физико - географическое положение Африки. Из истории исследования

Применяя наглядные пособия ученики лучше усваивают учебный материал...

Географическое положение Африки.

Урок - практическая работа по определению географического положения материка. Учит детей самостоятельно добывать знания и давать правильное описание географического положения....

Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

Презентации к уроку географии 7 класс "Географическое положение Африки"

Презентация к уроку  "Географическое положение Африки" ...

Урок географии в 7 классе "Географическое положение Африки".

урок географии в 7классепо теме «Мы знакомимся с географическим положением Африки»....