Рабочая программа по географии 8 класс.
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Семченко Александр Николаевич

К линии УМК под ред. Дронова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch._prog.8_kl.geo_.docx73.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа составлена на основании авторской программы основного общего образования

по географии. 5—9 классы.                                                                                                                                  Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева из - во «Дрофа».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Основными целями курса являются:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире; воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов; формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно

относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства; формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов; развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов; развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы; создание образа своего родного края.

Место курса географии в базисном учебном плане:                      

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс.

На изучение географии отводится в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю).

Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Изучение предмета направлено на приобретение следующих знаний, умений и навыков.

Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География».

Достижение предметных результатов в учебниках линии обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний

о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Для реализации этих требований представленная линия строилась на основе следующих концептуальных принципов:

обеспечение комплексности и логической преемственности содержания отдельных школьных географических курсов. Линия построена в соответствии с традиционным для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе — от общего к частному.

В соответствии с ним в учебниках идет поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально-экономических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном — материков и океанов и их частей — России и ее отдельных районов— своей местности (малой Родины). При этом во всех учебниках линии реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманитаризация, социологизация, экологизация,

способствующие формированию общей культуры молодого поколения;

единый методологический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала (методологической основой линии учебников являются положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны. Содержание всех учебников линии обеспечивает формирование мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности.

В учебнике содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки

и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие экологического мышления,

умение применять его на практике.

Достижение личностных результатов обучения:

воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России. В учебниках линии дается материал о российских путешественниках и ученых, в частности С. И. Дежневе, П. П. Семенове-Тян-Шанском, Н. М. Пржевальском, Л. С. Берге, В. В. Докучаеве, что дает возможность учителю

формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.

Таким образом, содержание учебника: реализует требования к результатам освоения основной

образовательной программы основного общего образования; организовано в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода; создает мотивацию для изучения предмета;

способствует реализации интересов и развитию творческого потенциала и личности учеников.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел (тема)

Часы

1

Введение.

1

2

Географическое положение России.

8

3

Рельеф.

5

4

Климат.

5

5

Внутренние воды.

3

6

Почвы.

3

7

Биологические ресурсы.

9

8

Население России.

7

9

Хозяйство России.

9

10

География своей области.

4

11

Уроки - обобщения.

16

Итого:

70 часов

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО.  8 КЛАСС  (2 ч в неделю, всего 70 ч.)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч) Повторение и коррекция знаний по курсу 7-го класса. Входная диагностика. Что изучает география России. Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

Часть I. Россия на карте мира (8 ч) ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (8 ч)

Границы России. Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российских границ. Сухопутные границы России. Морские границы России. С кем соседствует Россия. Россия на карте часовых поясов. Что такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно. Географическое положение России. Какие типы географического положения существуют. Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. Где расположены крайние точки России. Как на разных уровнях оценивается экономико-географическое положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно-географического положения страны. Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. В чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное положение России. Эколого-географическое положение. Как формировалась государственная территория России. Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации. Этапы и методы географического изучения территории. Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в XVIII в. Что отличало географические исследования в XIX в. Что исследовали в XX в. Какие методы использовались для географического изучения России. Особенности административно-территориального устройства России. Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.

Практические работы. 1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2 Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады. Анализ административно-территориального деления России.

Часть II. Природа России (26 ч) ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (5 ч)

Геологическая история и геологическое строение территории России. В чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России. Рельеф России. Каковы особенности рельефа России. Как размещены основные формы рельефа на территории нашей страны. Как и почему изменяется рельеф России. Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры. Как влияет на рельеф деятельность ледников. Стихийные природные явления в литосфере. Что такое стихийные явления природы. Какие стихийные явления происходят в литосфере. Человек и литосфера. Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу.

Практические работы. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (5 ч)

Факторы, определяющие климат России. Что влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности. Циркуляция воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения. Сезонность климата. Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека. Типы климатов России. Арктический и субарктический климат. Климат умеренного пояса. Климат и человек. Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными.

Практические работы. 3. Определение по картам закономерностей климата (распределения солнечной радиации, радиационного баланса). Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Влияние внутренних вод на природу и жизнь человека. Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки. Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Озера. Болота. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники. Водные ресурсы и человек. Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды.

Практические работы. 4. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

Образование почв и их разнообразие. Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв. Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. Закономерности распространения почв на территории России. Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв.

Практические работы. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (9 ч)

Растительный и животный мир России. Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Живые организмы на Земле. Охрана живой природы. Разнообразие природных комплексов. Что такое природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико- географическое районирование. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные. Природно-хозяйственные зоны России. Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными. Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Природные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях. Леса. Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов. Лесостепи, степи и полупустыни. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России. Высотная поясность. Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько нужно иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечить ее устойчивое развитие.

Практические работы. № 5 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон». Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Часть III. Население России (7 ч)

Численность населения России. Как изменялась численность населения России. Что влияет на изменение численности населения. Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Кого в России больше — мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни. Народы, языки и религии. Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России. Городское и сельское население. Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими. Размещение населения России. Какова плотность населения в России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое зоны расселения. Миграции населения в России. Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны. Люди и труд. Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население. От чего зависит занятость людей и безработица.

Практические работы. Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России. Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

Часть IV. Хозяйство России. ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ—ОТРАСЛИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ ПРИРОДУ (9 ч)

Что такое хозяйство страны? Что такое хозяйство страны и как оценить уровень его развития. Как устроено хозяйство России. Как география изучает хозяйство. Что такое условия и факторы размещения предприятий. Что такое территориальная структура хозяйства. Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы. Что относят к первичному сектору экономики. Что такое природные ресурсы и как их подразделяют. Природно-ресурсный капитал России. Что такое природно-ресурсный капитал, и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала страны. Сельское хозяйство. Чем сельское хозяйство отличается от других отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Что такое агропромышленный комплекс. Растениеводство. Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду. Животноводство. Какие отрасли животноводства наиболее развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду. Лесное хозяйство. Сколько лесов в России. Можно ли рубить лес. Какова роль леса в российской истории и экономике. Охота и рыбное хозяйство. Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство.

Практические работы. Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России. Определение главных районов животноводства в России. № 6 «Составление типовой схемы агропромышленного комплекса».

ГЕОГРАФИЯ СВОЕЙ ОБЛАСТИ (4). Географическое положение на физической карте России. Рельеф и полезные ископаемые, их значение в хозяйстве страны. Климат, его влияние на сельское хозяйство. Внутренние воды, их значение и особенности.

Практические работы.№ 7 «Определение по картам географического положения территории».

УРОКИ-ОБОБЩЕНИЯ (16). Тестирование и его анализ. Игры по карте. Диспуты. Конференции.  

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;
  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.                                                                                            

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 9 -10 правильных ответов, «4» - 7-8, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 20 -25 мин.
  • Оценка «5» - 19-20 правильных ответов, «4» - 14-18, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 30 - 40 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30 - 40 мин.
  • Оценка «5» - 29 (38) и более правильных ответов, «4» - 22 (30), «3» - 15(20), «2» - менее 15 (20) правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Оценка за творческие задания (доклады, рефераты).

Оценка «5» - творческое задание (доклад, реферат) оформлен правильно (титульник, вопросы, ответы, сам кроссворд; все отдельно). Ученик сам знает свое творческое задание и может ответить на любой вопрос по нему и не только ответить устно, но и показать объект на карте. Если урок предусматривает игру или диспут, то ученик должен оказаться победителем.

Оценка «4» - если одна ошибка, когда:

а) творческое задание (доклад, реферат) оформлен правильно, но с одним недочетом (титульник, вопросы, ответы, сам кроссворд; все отдельно).  

б) ученик знает свое творческое задание и не ответил лишь на один вопрос по нему и не только устно, но и по карте.

в) урок предусматривает игру или диспут, а ученик оказался проигравшим.

Оценка «3» - если две ошибки, когда:

а) творческое задание (доклад, реферат) оформлен правильно, но с двумя недочетами (титульник, вопросы, ответы, сам кроссворд; все отдельно).  

б) ученик плохо знает свое творческое задание и не ответил на два вопроса по нему и не только устно, но и по карте.

в) урок предусматривает игру или диспут, а ученик оказался не способным активно принимать в нем участие.

г) в ключевых словах сделана ошибка: в слове РОССИЯ, в своем ФИО или в ФИО учителя, в названии своей реки или поселка. Даже, если во всем остальном все правильно и ученик знает кроссворд.

Оценка «2» - существенные недостатки:

а) если творческое задание (доклад, реферат) не выполнен.  

б) если творческое задание (доклад, реферат) выполнен не полностью.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

 1. Учебник «География России». Авторы:  Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. Дрофа 2014 год.

2. Атласы 8 класс. «Дрофа» из-во. 2010-2016г.г.

3. Контурные карты 8 класс «Дрофа» из-во.2016г.г.

4. Программа линии УМК под ред Дронова В.П. 2014 г.

Материально – техническое оснащение процесса обучения:

Учебная и методическая литература

Учебно-методические пособия

для ученика

(рекомендуется)

  • Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
  • Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954.
  • Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  • Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.
  • Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
  • Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.
  • Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.
  • Майорова Т.С. География: справочник щкольника – М.: Слово, АСТ, 1996.
  • Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.
  • Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь – М.: Русские словари, 1998.
  • Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.
  • Пятунин В.Б. – Гимназия на дому (учебное пособие) – М.: Дрофа, 2005.
  • Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.
  • Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.
  • Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах – М.: Астрель, АСТ, 2007.
  • Яворовская И.    – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

Электронные издания

  • География: 8 класс. Природные зоны.

ИИнтернет-ресурсы

  • http: //www.gao.spb.ru/Russian и drofa.ru
  • http: //www.fmm.ru
  • http: //www.mchs.gov.ru
  • http: //www.national-geographic.ru
  • http: //www.nature.com
  • http: //www.ocean.ru
  • http: //www.pogoda.ru
  • http: //www.sgm.ru/rus
  • http: //www.unknowplanet.ru
  • http: //www.weather.com

Физическая карта России

1

Политико-административная карта России

2

Атласы 8 класса

комплект

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану.

Факт.

1 четверть.

17

Введение.

1

1

Повторение изученного материала в 7 классе.  

1

Географическое положение России.

8

2

Границы России.

1

3

Россия на карте часовых поясов. № 1 «Решение задач на определение поясного времени».

1

4

Географическое положение России.

1

5

Физико-географическое, экономико и транспортно-географическое положение России.

1

6

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. № 2 «Характеристика географического положения России».

1

7

Как формировалась территория России.

1

8

Этапы и методы географического изучения территории.

1

9

Особенности административно-территориального устройства России.

1

10

Обобщение по теме:  «Географическое положение России».

1

Рельеф

5

11

Геологическое строение территории России.

1

12

Рельеф России.

1

13

Как и почему изменяется рельеф России.

1

14

Стихийные природные явления в литосфере.

1

15

Человек и литосфера.

1

16

Обобщение по теме «Рельеф».

1

17

Обобщение за первую четверть по теме: «Гео положение, границы, устройство и рельеф России».

1

2 четверть

15

Климат.

5

18

Факторы, определяющие климат России.

1

19

Закономерности распределения тепла и влаги.

1

20

Сезонность климата. № 3 «Определение по картам закономерностей климата».

1

21

Типы климатов России.

1

22

Климат и человек.

1

23

Обобщение по теме «Климат».

1

Внутренние воды

3

24

Реки. 

1

25

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. № 4 «Составление характеристики одной из рек».

1

26

Водные ресурсы и человек.

1

27

Обобщение по теме «Внутренние воды».

1

Почвы.

3

28

Образование почв и их разнообразие.

1

29

Закономерности распространения почв.

1

30

Почвенные ресурсы России.

1

31

Обобщение по теме «Почвы».

1

32

Обобщение за вторую четверть: «Климат, почвы и внутренние воды».

1

3 четверть

21

33

Обобщение за полугодие: «Россия и природа».

1

Биологические ресурсы.

9

34

Растительный и животный мир России.

1

35

Биологические ресурсы.

1

36

Разнообразие природных комплексов.

1

37

Природно-хозяйственные зоны России.

1

38

Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

1

39

Леса.

1

40

Лесостепи, степи, полупустыни. № 5 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон». 

1

41

Высотная поясность.

1

42

Особо охраняемые природные территории.

1

43

Биологические ресурсы (обобщающий урок).    

1

Население России

7

44

Численность населения России.

1

45

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

1

46

Этнический, языковой и религиозный состав населения.

1

47

Городское и сельское население.

1

48

Размещение населения России.

1

49

Миграции населения в России.

1

50

Люди и труд.

1

51

Население России (обобщающий урок).

1

52

Обобщение за третью четверть: «Население и ресурсы».  

1

Хозяйство России.

9

53

Что такое хозяйство страны?

1

4 четверть

17

54

Как география изучает хозяйство.

1

55

Состав первичного сектора экономики.

1

56

Природно-ресурсный капитал России.

1

57

Сельское хозяйство.

1

58

Растениеводство. № 6 «Составление типовой схемы агропромышленного комплекса».

1

59

Животноводство.

1

60

Лесное хозяйство.

1

61

Охота и рыбное хозяйство.

1

62

Хозяйство России, (обобщающий урок).

1

География своей области.

4

63

Географическое положение Воронежской области. № 7 «Определение по картам географического положения территории». 

1

64

Рельеф и полезные ископаемые.

1

65

Климат.

1

66

Внутренние воды.

1

67

География Воронежской области (обобщающий урок).

1

68

Обобщение за четвертую четверть: «Хозяйство, Воронежская область».

1

69

Обобщение за полгода: «Природа, население и хозяйство России».  

1

70

Обобщение за год: «Устройство, природа, население и хозяйство России».  

1