Методическое обеспечение открытого урока "Арктика фасад России"
план-конспект занятия по географии (10 класс) на тему

 Людмила Александровна Гусева

Методическое обеспечение урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_arktika-fasad_rossii.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии «Арктика – фасад России»

Задачи урока:

  • Образовательные: Сформировать представление об особенностях природы Арктики, привлечение внимание обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли;
  • Развивающие: Развитие логического мышления, развитие интереса к урокам географии. Учить школьников делать выводы, отстаивать свою точку зрения, грамотно выражать географические идеи.
  • Воспитательные: Способствовать воспитанию культуры межличностного общения, трудолюбия, ответственности.
  • Здоровьесберегающие: привлечение внимания обучающихся IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» организуемой Благотворительным оздоровительным фондом «Клуб «Приключение».

Форма урока: урок – игра

Форма деятельности учащихся: групповая

Методы и методические приемы:

Словесный (ведение игры – вступление, беседа, заключение)

Наглядный (использование презентации, географических карт)

Технологии: интерактивная, игровая, информационно-коммуникационная

Средства обучения:

  • карта океанов,
  • карта атласа “Северный Ледовитый океан”
  • презентация 
  • компьютер
  • экран
  • проектор

Подготовительная работа: разработать игру, подготовить ведущего и членов жюри.

За две недели до проводимого урока, класс делится на группы, каждая из которых получает задание, расширяющее знания школьников

  • об истории покорения Северного полюса спортивными экспедициями;
  •  об истории научной дрейфующей станции «Северный полюс 1», сделанных географических открытиях и исследованиях;
  •  об истории ледокольного флота России и его роли в арктических путешествиях;
  • об особенностях животного и растительного мира Арктики, в том числе обитателей Северного Ледовитого океана и его отдельных морей.

Ход урока

1.  Установочный момент 

Урок начинается с краткого вступления, актуализирущее проблему, рассматриваемую на уроке,

Ведущий: Сегодня мы с вами встретились не в телестудии Останкино,  а на дрейфующей льдине в Северном Ледовитом океане для участия в занимательной интеллектуальной викторине «Арктика - фасад России». Таинственной и загадочной снежной шапке Северного полюса – Арктике посвящается наша игра (Слайд 2).

Территория Арктики занимает примерно шестую часть Земли.   Жизнь здесь кажется почти невозможной: вечная мерзлота, морозы за минус шестьдесят, ураганные шквалистые ветры. Однако, вот уже более 8 тысяч лет здесь живут люди (Слайд 3).

История открытия, исследования и освоения Арктики полна ярких, значимых, порой драматических событий, знакомство с которыми и их возможное изучение могут способствовать воспитанию современного школьника, формированию у него чувства гордости историей исследования и освоения территории своей страны (Слайд 4).

Природа Арктики уникальна. Чудеса этого региона поражают своими масштабами: ледяные торосы и плавающие льдины, ледяные цветы, полярные день и ночь (Слайд 5-7).

Но наибольшее впечатление на человека оказывает полярное сияние (Слад 8).

За последние десятилетия Арктика неузнаваемо изменилась. В этом регионе работает больше десятка международных экспедиций, полярные станции и радиометцентры. Построены города. Живут и творят люди (Слайд 9-10) .

2. Цель игры

Выявить уровень усвоения материала, закрепить знания, расширить кругозор учащихся через дидактическую игру.

3. Правила игры

Правила командной игры похожи на правила телевизионной версии. Класс делится на команды. Одновременно играют все команды. Количество участников в команде зависит от количества человек в классе. Участникам предлагается 5 тем, связанных с Арктикой.  Каждая тема состоит из 4 вопросов разной степени сложности – от 100 до 400 баллов.

Начинает игру команда, первой правильно разгадавшая загадку.

Загадка:

Здесь Ледовитый океан, плывет на льдине капитан.

Он в белой шубе, он лохмат, как брат лесной он косолап.

Отгадка – белый медведь

Она выбирает тему и уровень сложности вопроса. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим.

Игроки могут отвечать не в любой момент после того, как вопрос был выведен на экран, а только после сигнала.

В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса и получает право выбрать следующий вопрос. В случае неправильного ответа команда теряет количество очков, равное стоимости вопроса. В этом случае оставшиеся команды имеют право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение 10 секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает тот же игрок, что выбирал и предыдущий. Если команда вообще не дает ответа, то ничего не происходит.

Победителем игры объявляется команда, которая по итогам набрала наибольшую сумму баллов.  

Полноту и правильность ответов оценивает жюри.

4. Игровые задания (Слайды 11-31)

Блок 1. География Арктики

100 баллов: Переведите с греческого слово Арктика?

200 баллов: Сколько стран мира владеют арктическим сектором?

300 баллов: Чему равна площадь Арктики?

400 баллов: Где проводят южную границу Арктики?

Блок 2. История исследования Арктики

100 баллов: Когда проходил первый международный полярный год?

200 баллов: Когда появилась первая карта Арктики?

300 баллов: Как звали полярного исследователя, который называл Арктику «Страной ледяного ужаса»?

 400 баллов: В 1937 году начала работу первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс-1» (СП-1). Кто возглавил команду ученых?

Блок 3. Природа Арктики

100 баллов: Каковы средние температуры воздуха в Арктике?

200 баллов: Что такое паковый лёд?

300 баллов: К удивительным явлениям Арктики относится и так называемая «мертвая вода». В чем заключается эффект «мертвой воды» в арктических морях и заключается ?

400 баллов: 27 февраля отмечают международный день этого жителя Арктики. О ком идет речь?

Блок 4. Северный полюс

100 баллов: В 1909 году во время своей восьмой экспедиции к полюсу он  вместе с пятью носильщиками-эскимосами достиг своей цели. Назовите имя полярника?

200 баллов: Как назывался первый корабль, который в свободном плавании достиг Северного полюса?

300 баллов:  Кто в 1979 году возглавил первую в истории лыжную экспедицию на Северный полюс?

400 баллов: Кто руководил экспедицией, в ходе которой в 2007г. впервые два глубоководных обитаемых аппарата «Мир» (Россия) достигли на полюсе дна?

Блок 5. Северный морской путь

100 баллов: Назовите основные порты Северного морского пути?

200 баллов: Об этой драматической эпопеи покорения  Северного морского пути написан знаменитый роман В.Каверина "Два капитана". В его основе - мемуары выжившего штурмана корабля. О какой экспедиции идет речь, и как звали штурмана?

300 баллов:  Кто и когда впервые прошел Северный морской путь с запада на восток?

400 баллов: Какова протяженность Северного морского пути?

Ответы

Блок 1. География Арктики

100 баллов: Слово Арктика происходит от греческого   άρκτος  — «медведица»,  αρκτικός - «находящийся под созвездием  Большой Медведицы», «северный».

200 баллов: Арктика поделена на пять секторов ответственности между Россией, США (Аляска), Норвегией (Шпицберген), Канадой и Данией (Гренландия)

300 баллов: Площадь - около 27 млн км²

400 баллов: Южная  граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры, иногда границу Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом. 

Блок 2. История исследования Арктики

100 баллов: Первый международный полярный год проходил с августа 1882 г. по август 1883г., в исследованиях Арктики одновременно приняли участие учёные России, Швеции, Норвегии, Финляндии, Голландии, Дании, Англии, Канады, Германии, Австро-Венгрии, Франции, США. 

200 баллов: В первой половине XVI века появилась первая карта бассейна Ледовитого океана, составленная по  чертежу Д. Герасимова

300 баллов: Фритьоф Нансен. Пытался достигнуть Северного полюса на корабле «Фрам» - достиг  8 апреля 1895г. 86° 13′ 36" с. ш.

400 баллов: Выдающийся исследователь Арктики Иван  Папанин возглавил экспедицию СП-1, которая продлилась 247 дней, пройдя более 2000 км. Ученые собрали уникальные материалы по океанографии, метеорологии, биологии и географии.

Блок 3. Природа Арктики

100 баллов: С точки зрения климата в пределах «земли полуночного Солнца» средняя температура июля не превышает +10°C, а зимой понижается до - 40°C

200 баллов: Паковый лёд –  многолетний арктический лед толщиной не менее

3 м, переживший два или более сезона летнего таяния. Лёд почти полностью опреснён,  имеет голубой цвет. 

300 баллов: Эффект «мертвой воды» в арктических морях возникает при нахождении судна на границе слоев вод с различной плотностью,  корабль  мгновенно снижает или вовсе теряет скорость. Впервые  с таким явлением столкнулся норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен, совершавший в 1893 году плавание по Баренцеву морю. 

400 баллов: Белый медведь.

Блок 4. Северный полюс

100 баллов: Роберт Пири достиг своей цели Северного полюса. Он был истинным фанатиком Севера . В своих путешествиях он потерял шесть пальцев. 6 июля 1908 года он достиг полюса и записал в своем дневнике:  "Я на полюсе! Мечта трех Столетий и 23-х лет моей жизни достигнута".

200 баллов: В 1977 году атомный ледокол «Арктика» в свободном плавании достиг полюса. Капитан - Ю. С. Кучиев.

300 баллов:  Дмитрий Шпаро возглавил первую Лыжную экспедицию «Комсомольской правды», которая длилась долгих 76 дней: с 16 марта по 31 мая 1979 года.

400 баллов: Летом 2007 года Артур Чилингаров возглавил высокоширотную арктическую глубоководную экспедицию, в ходе которой осуществил погружение в точке географического Северного полюса на глубоководных обитаемых  аппаратах «МИР». Глубина  погружения составила 4261 м.

Блок 5. Северный морской путь

100 баллов: Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.

200 баллов: Экспедиция Георгия Брусилова на шхуне "Святая Анна« в 1912 году  должна первыми в России пройти Северным морским путём. Но в Карском море судно вмерзает в лёд. Две голодных зимовки. Из всего экипажа выжили двое: матрос Конрад и штурман Альбанов.

300 баллов:  Северный морской путь впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-1879 гг.. шведской экспедицией

Адольфа Нордшельда.

400 баллов: От Санкт-Петербурга до Владивостока дорога через Северный морской путь составляет 14 280 км, через Суэцкий канал — 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км. 

Ведущий: Наша страна в последнее время последовательно усиливает своё влияние в Арктике. Значимость этого региона объясняется тем, что на континентальном шельфе Арктики располагаются богатые запасы нефти и газа. Контролировать регион важно и для того, чтобы у наших берегов не оказывались вражеские корабли ВМФ. А еще один наш стратегический проект, связанный с Арктическим регионом - Северный Морской Путь. Арктика – это огромная и экологически чистая территория (Слайд 32-33).

Вот уже девятый год подряд к северному полюсу стартует российская молодежная экспедиция «На лыжах - к Северному полюсу», возглавляемая Матвеем Шпаро (Слайд 33-34).

5. Рефлексия

Обсуждение игры. «Незаконченные предложения»

Цели:

  • выявить личные проблемы в своей деятельности;
  • оценить значимость решаемых задач или рассматриваемых вопросов;
  • определить уровень осмысления, осознания происходящих процессов на уроке.

Инструкция: ребятам предлагается закончить односложно следующие предложения:

  1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня на уроке, – это…
  2. Самым трудным для меня на сегодняшнем уроке было….
  3. Сегодня я понял (а), что…
  4. Хотел бы в будущем участвовать в интеллектуальных играх или нет?
  5. Комфортно чувствовал себя в команде или нет?
  6. Оцени свою работу и работу своей команды по пятибалльной системе.

6. Результат игры.

Выставление оценок игрокам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого школьного мероприятия: "Россия многонациональная страна"

Даная методическая разработка направлена на повышения уровня толерантности учащихся 9-11 классов, в рамках формирования национальной идеи Российской Федерации, как целостного единого государства, с мн...

Арктика - фасад России. Страна льда, тьмы и холода

Все об Арктике: природа, исследование и исследователи, современное освоение...

Урок "Арктика - фасад России"

Урок "Арктика - фасад России"...

Арктика - фасад России.

Всероссийский урок в рамках IX российской молодежной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!...

Методическая разработка по географии "Арктика-фасад России"

В разработке предоставляется материал по исследованию Арктики, ее значении для нашей страны, ресурсах и природе....

Всероссийский урок "Арктика - фасад России" (урок- пресс-конференция)

Арктика – огромные северные пространства Северного-Ледовитого океана, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки. Ледяная, холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арк...

Арктика- фасад России

Презентация "Арктика- фасад России" даёт представление и расширяет  знания школьников о северном физико-географическом районе планеты Земля....