Вода в природе
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Иванова Галина Михайловна

Более полное и комплексное изучение материала достигается при использовании интегрированных уроков. Главный минус- на подготовку тратиться много времени. Такой урок был проведён в 8 классе при изучении темы "Вода в природе" (география + химия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_v_prirode.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вода в природе».

Интегрированный урок  географии и химии.

Сегодня мы собрались с вами на необычный урок и посвятим мы его самому важному минералу на Земле? Какому?

 Видио «Капли воды»

Давайте с вами сформулируем тему цель нашего занятия.

Тема: «Вода в природе».

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме “Вода в природе” из курсов химии и географии.

Задачи:

  1. установить межпредметные связи: химия-география
  2. расширить знания о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека.
  3. продолжить формирование экологической культуры личности, вызывать чувство сопричастности в решении экологических проблем своей страны (слайд №1-3)

Оборудование:  физическая карта России; таблица "Круговорот воды".

Журналы «География в школе», «Химия в школе»,  «Популярная механика»

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма работы: парная, индивидуальная.

                                Ход урока.

Учитель географии:

Под фильм шум моря

 «У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца… ты самое большое богатство на свете…».

Учитель химии:

Слова: аквариум, акватория, акваланг, акварель, аквамарин.) 
Понятно ли вам значение этих слов?

Какое отношение эти слова имеют к  теме нашего урока? 
«Аква» в переводе с латинского языка значит «вода».

 Как алфавит начинается с буквы  «А» так и жизнь начинается с воды.

 Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью.

Девиз  сегодня нашего урока:  «Вода – это жизнь».  

Стихотворение (Мельникова Мария)

Полезная, нежная, просто безбрежная,
Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
Холодная, жгучая, в гневе могучая.
В мир ты приходишь рекой, океанами,
В доме встречаешь открытыми кранами,
Каплей росы, что укрыла трава,
Слезным дождем, что нам шлют небеса.
Жизнь без тебя на Земле невозможна,
И будем действовать мы осторожно,
Чтоб сохранилась твоя чистота –
Незаменимая наша вода.

Давайте с вами вспомним из географии:

  1. Что такое гидросфера?
  2. Из каких частей она состоит?
  3. Какую долю гидросферы составляют воды суши?
  4. Чем в нашей стране представлены воды суши?

Слайд№4-7

Мы с вами познакомились на уроках географии с реками, озёрами, водохранилищами нашей страны, расклассифицируйте названия по группам (двое учащихся работает на доске). Готовятся показать на карте.

Учитель химии. Сегодня по ходу нашего урока вы будете выполнять задания, за работу на уроке будет выставлено две оценки: по географии – за умения применять знания и по химии – за усвоение новых знаний.

Рекорды о воде (сообщения)

     Учитель химии:

Продолжите предложение

  1. состоит из….. водорода и кислорода.
  2. Кипит при температуре…… 100°С.
  3. Температура замерзания…… 0°С.
  4. Хороший растворитель……
  5. Находится в природе в трех агрегатных состояниях…….
  6. Каков состав воды? ……
  7.  Каково строение её молекулы? ……..

(ответы учащихся)

Учитель географии

Вода - единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует во всех трех агрегатных состояниях . Каких?

 твердом, жидком и газообразном (ответы учащихся)

Благодаря какому процессу вода на Земле не иссякает?

Как называется этот процесс, где вода участвует в 3 состояниях. (Нарисовать на доске) Пока читает ученик стихотворение, другой учащийся рисует на доске.

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

(Усманов Усман)

Учитель химии: (Слайды №8-11)

По отношению к воде все вещества можно разделить на гидрофильные и гидрофобные. Что это за вещества? Ответы учащихся.

Гидрофильные вещества- это вещества ,хорошо растворимые в воде; гидрофобные вещества- вещества ,практически нерастворимые в воде. Многие обитатели водоемов приспособлены к использованию гидрофильности и гидрофобности. К примеру , утка остается сухой, сколько бы она ни ныряла за кормом,  -перья ее смазаны гидрофобным жиром. А водомерки «обуты» в гидрофобные «башмачки».

Чем объясняется аномальность воды (слайд №  ) ответы учащихся. Вследствие полярности молекул воды между ними образуются водородные связи. Структура льда неплотная, в ней имеются пустоты. Плотность льда 0,9188г/см. Плотность воды 1г/см. Температура замерзания воды 0. При замерзании воды между молекулами возникает химическая связь- водородная, при этом энергия выделяется. Не случайно все животные «отогреваются на льду». Плотность воды при температуре от 0 до 4 градусов увеличивается. Воде свойственна скрытая теплота плавления. Чтобы расплавить 1 кг льда необходимо 79 ккал (у стали и свинца в 15 раз ниже). Всё это способствует насыщению земли талой водой весной и объясняет отсутствие паводков. При дальнейшем повышении температуры плотность воды уменьшается.

Как  изменяется объем воды при ее замерзании? Как изменяется плотность воды при ее замерзании. Какое это имеет значение для водоемов и жизни обитателей? (Ответы учащихся, слайд 5).

При замерзании воды увеличивается её объём. Плотность льда меньше плотности воды. Это имеет большое значение в жизни обитателей водоемов. Водоёмы не промерзают до дна. Температура подо льдом всегда постоянна +4. Лед остается на поверхности. Это оптимальные условия выживания животных и растений в зимнее время.

Выясняют, почему вода в твердом состоянии (лед) легче воды (плотность воды в жидком состоянии равна 1 г/см3, а плотность воды в твердом состоянии – льда, равна 0,92 г/см3). Это имеет огромное значение, так как в противном случае все водоемы холодного и умеренного климатических поясов промерзли бы до дна и лишь в летнее время оттаивали бы с поверхности.

Меньшая плотность льда по сравнению с жидкой водой обусловлена его кристаллической структурой, содержащей пустоты, которая разрушается при плавлении (рис. “Структура льда” и “Форма снежинки”)

Какое значение имеет теплоемкость воды? (ответы уч.)

У воды  огромная удельная теплоемкость  и огромная теплота парообразования. Это имеет большое значение при регуляции климата. При охлаждении 1  куб. м воды на 1 градус выделяется тепло, которым можно нагреть на 3 градуса 1000 куб. м. воды. В природе сглаживается резкость температурных переходов от зимы к лету и наоборот, что позволяет живым организмам постепенно приспосабливаться к сезонным условиям, ведь 80% массы клетки –это вода. При меньшей удельной теплоемкости воды Т тела человека от стакана горячего чая повысилась бы на 8- 10 градусов. При нагревании воды  идет разрушение водородных связей. Для превращения воды в пар требуется энергия , происходит поглащение тепла из окружающей среды.

Какое значение имеет испарение воды с поверхности организмов?

(слайд №  )

Благодаря испарению воды с поверхности организмов регулируется их температура, 1 г тела теряет 2430 Дж энергии. Если бы вода не испарялась, то за день работы тело человека нагрелось бы до 100 градусов.

Какую роль играет вода в фотосинтезе растений?(слайд12)

В природе на свету из воды и углекислого газа в листьях зеленых растений в присутствии хлорофилла происходит  синтез органического вещества глюкозы и выделяется кислород. Происходит фотосинтез.

Решение задач:

а) Рассчитайте массу 1 м3 и 1л воды.(1000кг, 1кг)

б) Глина (Al2O3·2SiO2·2H2O) – продукт выветривания горных пород. Вычислите массовую долю воды в глине.(13,95%)

(два ученика решают задачи у доски, остальные в тетрадях по вариантам, затем проверяют решение задач)

- Тестовая работа по решению задач:

1. Чему равна массовая доля воды в медном купоросе CuSO4·5H2O?

а). 36%
б). 40%
в). 30%

2. Чему равна массовая доля водорода в воде?

а). 18%
б). 11%
в). 12%

3. Чему равна массовая доля кислорода в воде?

а). 80%
б). 88%
в). 89%

4. Вычислите массу 3 моль воды. (_______________)

5. Сколько молекул содержится в воде массой 18г. (______________)

Учитель географии:

Вода свои свойства имеет и в географии. Какие?

Учащиеся: температуру и солёность

Беседа о солености воды.

Одна из легенд повествует, что во время осады Иерусалима римлянами несколько рабов были приговорены к смертной казни, закованы в цепи и сброшены в Мертвое море. Однако пленники не утонули: они всплывали всякий раз после того, как их снова и снова бросали в воду. Это так поразило римлян, что они решили помиловать осужденных. Объясните это явление. (Высокая соленость воды Мертвого моря обуславливает ее большую плотность. По этой причине в море нельзя утонуть.)

Мы говорили о наземной воде. А что представляет собой грунтовая вода?

Пресная вода – не более 0,1% солей

Минерализованная вода – от 0.1 до 5% солей:

Сообщение учащихся о Марциальных водах

Марциальные воды, Карелия

Недалеко от Петрозаводска, который является столицей Карелии, находятся знаменитые на весь мир минеральные источники. Вода обладает неповторимыми целебными свойствами. Не зря в этом месте императором Петром I был открыт первый в России подобный курорт под названием «Марциальные воды».

Впервые в XVIII веке обнаружил источник минеральной воды крестьянин, который страдал от болезни сердца. Он утверждал, что излечился, попив целебной воды из него. Царские придворные врачи исследовали воду и подтвердили ее полезные свойства. Петр I несколько раз приезжал в эти места на лечение со всей своей семьей. К его первому приезду здесь построили из дерева три дворца с большим количеством комнат, соединенных с источниками. Поэтому деревню рядом с источниками стали именовать Дворцы, а сами железистые источники назвали в честь Марса, бога войны и железа.

Лечебная  (Кавказские источники)

По презентации “О святой воде”

Игра Брейн-Ринг «Что? Где? Когда?»

География:

  1. В былые времена знатные особы в дальние походы брали с собой серебряную посуду. (Между прочим, современные туристы используют для этого перманганат калия, а вот древние греки использовали для этого вино).

Для чего? (Для обеззараживания воды).

Химия:

  1. Да, древние греки были умнее нашего сказочного персонажа. В длительных плаваниях у берегов, лишенных пресной воды, они кипятили морскую воду и собирали пар в губки, из которых потом высасывали воду, чтобы утолить жажду.

Как называют этот метод опреснения воды в наше время? (Дистилляция)

География:

  1. Михаил Васильевич Ломоносов писал об этом явлении так: «…вода, когда горы проницает, растворяет их частицы и образует нарослый камень по стенам и сводам свисает».

Дайте название этому явлению. Как называем мы эти «наросты»?

(Карст, сталактиты, сталагмиты)

География:

  1. В  Финляндии, до недавнего времени можно было видеть крестьян, занимающихся интересном делом: в трещины валунов или в специально высверленные отверстия они тщательно заливали воду. Что делали эти люди? Почему именно воду использовали?

 (Вода при замерзании расширяется и разрушает горные породы.)

Химия:

  1. Расцвела в саду у Ивана Царевича яблонька. Так зацвела, что глаз не оторвать. Да на беду к ночи заморозок будет. Спросил он у Василисы Премудрой совета, а та отвечает: «Облей ты её, Иванушка, холодной водой, авось до утреннего солнца не замерзнет!» Взял Иван кадушку с водой, вышел в сад, да боязно, жалко яблоньку.

Дайте Иванушке свой совет! (Обладая большой теплоемкостью, вода, охлаждаясь, замедляет охлаждение воздуха на поверхности растения ; при замерзания воды выделяется скрытая теплота льдообразования/на 1 гр. Замерзающей воды 320 Дж тепла/)

Проверяем задание на доске

“Вода для нас” – учитель географии 

подводит учащихся к рассказу о значении воды.

 Отвечают на вопрос: “Для чего нужна вода человеку?”

 (Используются данные о потреблении воды, написанные на листе ватмана). Слайд№22

Вода место отдыха людей, восстановление физических и духовных сил.

Сообщение учащихся об самых удивительных водных объектах (Байкал, Енисей, водопады)

Учитель химии:

 Мы для воды.

Как же мы относимся к воде? Насколько мы её бережём?

Какими же способами человек загрязняет воду?

Источники загрязнения: Слайд  № 28-30

а) сточные воды;

б) стоки от животноводческих комплексов;

в) стоки с полей с минеральными удобрениями, пестициды, гербициды;

г) промышленные стоки (химических производств, целлюлозно-бумажная, металлургические заводы);

д) автозаправочные станции;

е) стоки от мытья автотранспорта;

ж) загрязнения земной поверхности и воды бытовыми отходами, вымывания ядохимикатов со свалок;

з) загрязнение Мирового океана нефтью.

Многие компоненты сточных вод представляют собой большую опасность для растительности, животных и человека:

(таблица “Загрязнители воды”) таблица в презентации слад №29

Очистка питьевой воды: (по таблице)

а) отстаивание (превращение мелких частиц в осадок)

б) фильтрация (уголь, песок, гравий)

в) обеззараживание (Clили O3)

Закрепление.

Учитель химии:

Выводы: Что делать?

  1. Бытовые и промышленные стоки не сбрасывать в естественные водоемы, а очищать и употреблять многократно;
  2. Очищать городские канализационные стоки;
  3. Употреблять минеральные удобрения так, чтобы их излишки не попадали в водоемы;
  4. Усовершенствовать уборку животноводческих ферм;
  5. Каждому человеку необходимо экономить воду

Чистой воды на Земле становится все меньше. Больше всего пресной воды используется в промышленности  и С\х. В результате запасы чистой пресной воды уменьшаются. Недостаток ее уже и сейчас ощущается во многих странах. Над водой возникла угроза загрязнения. Воду надо беречь, это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – это значит беречь мир, здоровье и  КРАСОТУ окружающей среды.

Вода в цифрах по химии

1) 18

А). Массовая доля кислорода в воде

2) 80

Б). Сколько необходимо энергии,чтобы расплавить 1 кг льда

3) 4

В). Сколько энергии теряет 1г тела человека

4)1

Г). Угол в структурной  формуле воды

5) 0,9188

Д). Молярная масса воды

6)79

Е). Сколько % воды входит в состав живых организмов

7) 2430

Ж). При какой температуре максимальная плотность воды

8) 89

З). Плотность воды в жидком состоянии

9) 104,5

И). Плотность льда

Вода в цифрах по географии:

1). 97%

А). Протяжённость реки Лена

2). 1637м

Б). Годовой сток Енисея

3) 4480км

В). Глубина Байкала

4) V=23000 км в кубе.

Г). Самая высокая солёность в Японском море

5).0,02%

Д). Чистота вод Байкала

6).  600 км3.

Е). Объём воды в Байкале

7). 40 метров

Ж). Солёность пресных вод

8).0,1 промилле

З). Доля воды в атмосфере

9). 34 промилле

И). Доля воды в Мировом океане

Рефлексия

Вопросы ученикам:

  1. Какие вопросы географии и химии повторили?
  2. Какова роль человека в сохранении водных ресурсов, лично вас?
  3. Какие навыки познавательной деятельности вы сегодня
    продемонстрировали?

Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.

Синквейн о воде

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Вода

Вода

Жидкая,прозрачная

Речная, родниковая

Течёт, движется, испаряется

Бежит, шумит, плескается

Источник всего живого

Водный объект

ЖИЗНЬ

Ручей, река

Ст.27-28Домашнее задание:

География: итоговые тесты в конце темы ст. 127-128

Химия:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.

Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по  программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...

Урок географии в 6 классе "Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части"

Цель: сформировать понятие «гидросфера», её основные части.1)      обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидр...

Урок по теме: "Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе".

Данный урок проводится в 5 классе по предмету природоведение, который знакомит учащихся со свойствами воды как растворителя, учит готовить растворы соли в воде и взвеси мела в воде; формирует знания о...

Розробка уроку "Значення води у природі. Використання води людиною" (природознавство 5 клас)

Про значення й використання води для задоволення потреб людини, для життя на Землі....

"Вода.Вода в природе, способы очистки воды"

Урок природоведения в 5 классе (можно использовать как внеклассное мероприятие", в котором раскрывается роль воды в природе и жизни человека, способах очитки воды....