Внеклассная работа по географии
методическая разработка по географии (5, 6, 7 класс) на тему

Урал – это территория России уникальной природной. Мы, живя на Урале , ежедневно созерцаем это чудо. А во внеклассной работе по географии, естественно, что мы стараемся привить учащимся любовь к родной природе, к нашей Родине. В связи с этим, во внеклассной работе мы не только изучаем по видеофильмам, слайдам и другим источникам, красоты нашей природы, мы выходим на природу, посещаем экскурсии, совершаем поездки для более подробного изучения территории Урала, Челябинской области и окрестностей нашего города. Учащимся это очень нравится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota_uchitelya_geografii_truhinoy_l.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа учителя географии Трухиной Л.Г. по изучению родного края.

«Урал – опорный край державы,

Ее добытчик и кузнец.

Ровесник нашей древней славы,

И славы нынешней творец.»  

                                                       (А. Твардовский)

     Сколько названий со словом Урал? Это Уральские горы, хребет Уралтау, река Урал, город Верхнеуральск, Каменскуральск, Раньше всех появилось, пожалуй, название «Уральские горы», одновременно жили и прежние названия гор – Рифейские, Каменный пояс. Река Урал до 1755 года называлась Яиком.

Разве это не интересно? Конечно интересно. Поэтому мы с учениками и изучаем свой край не только на уроках, но во внеклссное время: на экскурсиях, в поездках, по книгам, делаем презентации о наших исследованиях, о минералах и горных породах нашей Челябинской области, о городах, об озерах и реках, о легендах о нашем крае.

     Не устаешь восхищаться красотами Урала: заснеженные вершины горных хребтов, непроходимые леса, величественные и таинственные пещеры, быстрые ледяные горные реки.

     Можно по-разному относиться к месту, где ты живешь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что все здесь происходящее тебя не касается. А, если же относиться к этой земле, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить и дальше, тогда важно знать историю, географию, экономику и культуру.

Урал разделяет Европу и Азию. Наш Урал – это прародина многих народов, которые живут сегодня в Европе. На Урале есть знаменитое место Аркаим, откуда предполагают, пошла индоевропейская раса. Существует много подтверждений тому, что Урал – это центр цивилизации. Здесь высокая энергетика, что широко известно, и поэтому на Урале рождаются способные, талантливые люди.

     Высокого уровня на Урале достигла металлургическая промышленность, черная и цветная. Это связано в первую очередь с высокой насыщенностью Урала полезными ископаемыми. Здесь есть практически все природные богатства – медная и железная руда, цинк, марганец, никель, хром, ванадий, алюминий, месторождения бокситов, уголь; добывается золото, платиновые

металлы, серебро, алмазы. На весь мир Урал славится месторождениями малахита, изумрудов и других поделочных камней.

     Нескончаемые ресурсы! Хотя сейчас мы собираем только то, что рассыпалось за сотни миллионов лет на поверхности Земли, а в недрах нашей земли еще осталось много неизвестного.

     Одной из форм изучения родного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии. Изучаемый на уроках материл дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, в поездках по родному краю, который способствует расширению кругозора учащихся.

     Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет  сформировать у учащихся представление о природе как едином целом, в котором все части теснейшим образов взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на экскурсиях, в поездках, сливаются в более широкое понятие – «природа».

     Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсии приучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.

     В течение нескольких лет было проведено несколько экскурсий в краеведческие музеи Снежинска, Каслей, Кыштыма, Верхнего Уфалея и других городов, проведены поездки по территории Челябинской области и конечно же в Ильменский заповедник. Территорию Ильменского заповедника можно назвать экологическим достоянием нашей страны. Слава же этой земли давно перешагнула границы нашей Родины. Ученые многих стран, очутившись здесь впервые, и все увидев собственными глазами, сравнивали Ильмены с лучшими уголками Швейцарии.

     Край уникальный своими природным ландшафтом и животным миром. Здесь найдено более 260 минералов, из которых 11 открыты впервые в мире, а среди растений есть виды, встречающиеся только здесь. Более 30 озер – прекрасные места для отдыха.

     С 1930 года существует минералогический музей, основанный А.Е.Ферсманом, в котором представлено более 200 различных минералов, обнаруженных в Ильменском хребте, в том числе топазы, корунды,

амазониты и др. Минералы заповедника можно увидеть в музее. Но в штольнях и копях, которые специально оберегаются, увидеть драгоценные камни еще увлекательней, ведь это место рождения минералов. Копи и есть месторождения минералов. Их так много, что потребуется несколько недель, чтобы их обойти.

      А.Е.Ферсман, пораженный сказочным богатством Ильмен, писал:»Я никогда не видел более прекрасной картины. Глаз не мог оторваться от голубых отвалов прекрасного шпата; все вокруг было засыпано остроугольными обломками этого камня, которые блестели на солнце и отливали мельчайшими пертитовыми вростками, резко выделяясь на зеленом фоне листвы и травы».

     В здании музея представлены геолого-минералогические и биологические выставочные залы. В них представлено 9000 экспонатов, всего в фондах музея более 20000 единиц хранения. Уникальность недр и живой природы возводит Ильменский заповедник в статус национального достояния.

      После приезда из Ильменского заповедника ученики написали сочинения о нашей поездке. В 5-7 классах мы начали собирать материал о минералах и горных породах, оформили материал на листах , а также сделали о минералах презентации. В начальных классах с 1 по 4 учащиеся старших классов провели цикл бесед о минералах и горных породах Урала и Челябинской области. Собирали легенды об Урале (об истории Урала, о происхождении  озер и гор, о мастеровых людях, проживающих на Урале и т.д.). Вот одна из легенд о происхождении названия озера Чебаркуль.

     У русского богатыря Семигора, хозяина гор Ильменких, было хрустальное зеркало, да не простое. Посмотрит в него Семигор – все, что на земле, на воде и в воздухе делается, ему видно. И жила в тех местах старушонка одна завистливая. Юрмой звали. Ох, как хотелось Юрме зеркало такое иметь! Забралась как-то Юрма в горную кладовую Семигора и так и сяк зеркало из скалы выворачивает. Не хватает силенки. Грохнула Юрма клюкой железной по хрусталю – разбилось голубое зеркало на мелкие осколки, по всему краю разлетелось. Каждый осколок в голубое озеро превратился. А Юрма со злости комья земли в ближнее озеро стала бросать. То тут, то там островки на озере выросли. А дело-то вот чем кончилось: старуху Юрму богатырь Семигор в гору каменную превратил.

     Давным-давно поднялся на высокую гору человек и увидел внизу озеро с бесконечными островками: «Пестрое озеро,- сказал тот человек. – Чебаркуль!»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы по географии.

Статья помогает раскрыть сущность внеклассной работы по географии. Описывает самые распространенные виды внеклассной работы....

Материалы к внеклассной работе "Занимательная география"

Данный материал содержит интересные викторины, анаграммы, шарады, ребусы и др. по географии. Могут быть использованы при проведении предметной недели...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

Внеклассная работа по географии.Кружок " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

Внеклассная работа по географии как условие развития учащихся на основе индивидуализации обучения

Тема моей работы "Внеклассная работа по географии как условие развития учащихся на основе индивидуализации обучения. Это целенаправленная образовательно-воспитательная работа учащихся под руководством...

Внеклассная работа по географии в 10 классе

Внеклассное мероприятие    для 10 класса к проведению недели географии в школе. В разработке даны 14 конкурсных заданий. Цель:  в игровой форме повторить курс географии и закрепить прак...

Презентация "Внеклассная работа по географии и экологии"

В презентации кратко рассказала о внеурочной работе по географии и экологии....