Методическая разработка урока: "Географические координаты", 6 класс.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Методическая разработка урока: "Географические координаты",  может быть использована в 6 классе при изучении нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geograficheskie_koordinaty.docx43.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по теме «Географические координаты»

 в 6 классе.

Цель урока: организация осознанной деятельности учащихся по формированию понятия о географических координатах и их определении.

Задачи урока:

Образовательные:

Способствовать формированию у учащихся целостной системы знаний по определению географических координат на географической карте.

 Закрепить и систематизировать знания и умения по теме урока.

 Научить детей применять знания, полученные на уроке, при решении практических задач.

Способствовать совершенствованию работы с картами, учебным материалом, прививать навыки самостоятельной работы, научить учащихся проводить взаимопроверку и самооценку своей деятельности.

Развивающие:

  Способствовать развитию пространственного  картографического мышления,         внимания, памяти.

Способствовать развитию  умений ориентироваться по географической карте.

Способствовать развитию умения сравнивать, сопоставлять.

Воспитательные:

способствовать формированию познавательного интереса   в форме сотрудничества, атмосферы увлеченности и ощущения  успешности.

воспитывать умение работать в парах, повысить интерес к изучению географии и воспитывать настойчивость в достижение цели. 

Тип урока:  комбинированный

Средства обучения:  Физическая карта полушарий, УМК «Сферы»: учебник А.А Лобжанидзе А.А. География 6 класс. Планета Земля. Серия: Сферы

 Москва. «Просвещение»,2012; атласы; контурные карты; раздаточный материал.

Методы:

 по источникам знаний: словесные,  наглядные;

 по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

 относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

                                                Ход урока:

 I этап: Организационный момент.  

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку,  отмечает отсутствующих.

I I . этап.

Самоопределение к деятельности

(целеполагание).

Учитель.

На карте огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на карте зовется «объект»-
Такое понятие ввел человек.
Недавно мы с вами узнали о том,
Что каждая точка имеет свой дом,
Чтобы ее отыскать в целом мире,
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам,
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой,
Номер квартиры – ее долготой.
Как отыскать в дом заветный ключик?
Карта и глобус нас этому учат.
Нам остается припомнить немного,
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Искомые точки сразу найдутся.

- Итак, какая сегодня тема урока?

Ученики. Тема сегодняшнего урока «Географические координаты».

Учитель. Какие задачи мы с вами поставим на уроке?

- Определять местонахождение объектов на карте.

- Откройте тетради и запишите тему урока.

- Кто внимательно слушал стихотворение, тот, наверное, сможет сказать, из чего складывается адрес любой точки на карте?

Поэтому, сегодня на уроке мы с вами должны:

Вспомнить! Что такое меридиан, параллель, экватор, полюс?

 Узнать! Что такое долгота, широта?

 Научиться делать! Определять географические координаты.

Учитель: «На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Градусная сеть».

 Узнали, что её составляют параллели и меридианы. А сейчас мы с вами   повторим домашнее задание. (Слайд презентации 3-7)

 III этап. Учебно-познавательная деятельность.

Объяснение учителя.  У шахматной доски 64 клеточки, каждая из которой имеет свой « адрес». Все вертикальные ряды обозначены латинскими буквами, а горизонтальные цифрами. Можно ли определить «адрес» фигуры на игровом поле, зная или только букву, или только цифру? Теперь посмотрим на карту полушарий. Она покрыта параллелями и меридианами, которые помогут нам найти адрес или координаты любой точки на поверхности Земли. Каждая точка поверхности имеет географические координаты, по которым определяется ее точное положение на Земле. По учебнику стр.50 определите, что такое географические координаты.

Ученики.

По учебнику стр50. находят, что такое географические координаты. Из чего складываются географические координаты?  

Работают с учебником стр50. узнают, что такое географическая широта, какая она бывает,  где подписывается на карте полушарий, России.

Самолет,  летевший из Англии в Америку, упал в море на 300 с.ш. и летчик в резиновой лодке плыл долго на северо-восток и был подобран на корабль на 360с.ш.  Обозначить место падения самолета крестиком, путь летчика в резиновой лодке пунктиром, а место встречи с кораблем кружочком.

Затем  учатся определять географическую  широту пошагово, используя алгоритм определения географической широты (слайд 9).

Учитель контролирует ход работы. Можно ли определить географические координаты, зная только географическую широту? Нет.

Учитель. Чтобы определить местонахождение, нужно знать географическую долготу.

Ученики.  Работают с учебником стр.51. узнают, что такое географическая долгота, какая она бывает, где подписывается на карте полушарий, России. Затем учатся определять географическую  долготу пошагово ( слайд 10). Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 300 с. ш. и 700з.д. Летчик в резиновой лодке плыл долго на северо-восток и был подобран на корабль на 360с.ш. и 500 з. д. Обозначить место падения самолета крестиком, путь летчика в резиновой лодке пунктиром, а место встречи с кораблем кружочком. 

Физкультминутка. 

Повторяйте движения руками

Северная  широта -  вверх;
южная  широта – вниз;
западная долгота -  влево;
восточная долгота - вправо;

Усложним задание (показ точек)

Северная широта, восточная долгота;
южная широта; восточная долгота;
южная широта, западная долгота;
северная широта, западная долгота.

А сейчас мы с вами немного поиграем.

Игра « Бабочка» ( Посадить бабочку в заданную систему координат, работа с контурными картами и картой полушарий( слайд  14-22) .

1. В 1896 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил замечательное открытие в точке 18º ю. ш. 26º в. д.  

2. Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Определите ее, если координаты горы 3º ю. ш. 38º в. д.

3. На этом острове с координатами 8º ю. ш. 140º в. д.  русский путешественник Миклухо– -Маклай изучал обычаи и традиции папуасов.

4. Этот пролив, координаты которого 57º ю. ш. 70º з. д.  открыл мореплаватель, которого называли «Пират ее Величества». Его именем был назван этот географический объект.

 А  теперь   поиграем наоборот. По названию географического объекта определим географические координаты.

IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

 Работа в парах

Фамилия учеников____________________________

Найди соответствие, между городом и координатами. Соедини полученные результаты стрелками.

Проверка ученика

Проверка учителя

Москва

Санкт – Петербург

Казань

55 ° с. ш. и 50° вд.

60 ° с. ш. и 30 ° в. д.

56 ° с. ш. и  38° в. д

Точка географического объекта

Широта

Долгота

Вулкан  Кракотау

Вулкан  Орисаба

Вулкан  Везувий

Определение географической широты и долготы на карте России

г. Эльбрус

Г Белуха

Вулкан Ключевская сопка

V этап. Диагностика качества освоения темы.

Учитель. Для чего необходимо уметь определять  географические координаты

Ученики.  По глобусу и карте можно определить координаты любого места земной поверхности.

 Зная географические координаты, можно найти его точное место на карте.

Учитель.  Представителям  каких профессий это умение особенно необходимо?

Ученики.  Лётчикам, морякам, спасателям, военным, геологам...

Рефлексивная деятельность.

Вывод: Для определения местоположения объекта мы должны знать географическую долготу, географическую широту места, т. е. географические координаты.

А теперь каждый подумайте и оцените  себя, как вы усвоили полученные на уроке знания урок ( предлагается 3 типа смайликов)

Я всё понял на уроке и могу объяснить товарищу

Я усвоил тему, но объяснить не смогу.

Выставление оценок

   Используя политическую карту мира,  определите,  в  каких  странах  находятся  перечисленные ниже объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

1Стоунхендж ( 51 с. ш  2 з. д) – древнее  святилище и место наблюдения за звездами в6 -2 веке до нашей эры., построен из гигантских каменных плит

2. Храмы Христа Спасителя, Девы Марии, Церковь Креста( 14 с. ш 39 в. д) высечены в скалах по велению царя  Лалибелы. На протяжении столетий это место было древнейшим религиозным центром паломничества для христиан всего мира.

3.Мачу-Пикчу ( 8 ю. ш 109 з. д) – древний город инков, построенный на высоте 2450 метров над уровнем моря, его еще иногда называют «город среди облаков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты.»

Методическая разработка урока в 6 классе:   «Географические координаты.»...

Методическая разработка урока «Географическое положение города Кемерово» для 2 класса

урок, формирующий знания о географическом положении г.Кемерово и его символике - гербе. Рабочая программа "Родной Кузбасс! Растем вместе с тобой!...

Методическая разработка урока "Географические карты"

Конспект урока по географии в 5 классе к УМК "Сферы" География. Планета Земля. Урок построен на основе технологии Взаимообмена карточек. Работа в группах....

Методическая разработка урока "Географические координаты" 5 класс

Материал поможет начинающим педагогам грамотно подготовиться и провести урок по определению географических координат...

Методическая разработка "Рисуем по координатам" (Математика 6 класс)

Методическая разработка "Рисуем по координатам" для учащихся 6 класса. Материал будет полезен учителям математики, а также их ученикам при изучении раздела "Координатная плоскость"...

Методическая разработка. Урок "Географические карты"

Презентация к уроку географии по теме: "Географические карты" к учебнику «География 5-6 классы (изд. «Просвещение»)», Лобжанидзе А.А.. По требованиям ФГОС: мотив...