Развитие метапредметных умений на уроках географии в 6 классе
статья по географии (6 класс) на тему

Н.Н. Михайлова

комплекс упражнений на примере темы "Температура воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_metapredmetnyh_umeniy_na_geografii_mihaylova.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Наталья Николаевна

Учитель географии1 категории

МБОУ СШ №23

 г.Гуково Ростовской области

Развитие метапредметных умений на уроках географии в 6 классе

Многие, как и я, любят путешествовать. Но какое  же путешествие в  середине учебного года, или в неподходящей походу погоде? И вот мне вспомнились слова поэта А.Т. Твардовского:

Есть два разряда путешествий.

Один - пускаться с места вдаль,

Другой - сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

        Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи не выходя из стен школы. 

География даёт благодатный материал для экологического, интернационального, эстетического и  патриотического воспитания обучающихся.

Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

             Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные  в начальной школе.

            Изучая понятие «метапредметные умения» хочу процитировать выдержки из статьи Шубенковой Н.М. «Практика формирования и развития метапредметных умений на уроках географии» учителя географии и экономики заведующей кафедрой экономики и географии:

         «Метапредметные умения – это обобщенные способы действий, которые позволяют учащимся самостоятельно организовывать образовательный процесс, включающий в себя

- постановку целей и задач учебной деятельности;

-выявление и проведение учебных действий и операций, необходимых для достижения целей;

-анализ и оценку состояния исходных ресурсов, при необходимости их дополнение и преобразование;

-оформление результатов в виде, соответствующем заданию».

         Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития познавательной деятельности детей, дает возможность научиться метапредметным умениям: анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся.

Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

В своей педагогической деятельности я постоянно наблюдаю то, что каждый ученик имеет свои индивидуальные особенности и типологические различия. В связи с этим важной задачей организации обучения считаю изучение и учет индивидуальных особенностей. По анализу бесед с педагогами, учениками и родителями выяснила, что  эти различия проявляются в темпах морфологического, функционального созревания организма, в физиологических особенностях, в нервно-психических характеристиках. Они влияют на работоспособность  и выносливость детей, на их адаптивные возможности. Моя задача как педагога вовлечь всех учащихся класса в работу на уроке. Осуществить результативно такую работу с использованием традиционных методик и средств обучения очень трудно, поэтому для предотвращения переутомления и повышения работоспособности я пользуюсь специальными коррекционными методами.

Задания, которые я предлагаю проводить на уроках должны быть разнообразны, так как этого требует:

1.различный по содержанию и сложности  материал;

2.необходимо активизировать и развивать различные познавательные умения, в том числе и, в первую очередь, различные мыслительные операции;

3.задания предусматривают постоянную тренировку доминантных анализаторов и их частую смену, что позволяет обеспечить обработку поступающей учебной информации с помощью наиболее развитого анализатора;

4.развивающие упражнения необходимо выполнять каждому учителю на конкретно своем  предмете во всех учебных звеньях школы.

Я предлагаю комплекс упражнений для учеников 6 класса по географии

Упражнения, обеспечивающие произвольность психических процессов, формирование важнейших учебных действий

На примере темы «Температура воздуха»

Тип упражнения

Примеры

Концентрация восприятия

Составьте из предложенных букв слово. Какие две буквы лишние?

Е А  Й М П Е Р Т Т К У А

Развитие и концентрация внимания и памяти

«Мозговой штурм»

-Атмосфера – это не водная оболочка Земли, а …

-Ветер это поток….. из областей с … давлением в области с ….

-Термометром измеряют…..

-Чем выше в горы , тем …..

Словарная работа

Работа с «Дежурным словарем» (новые понятия, вводимые на уроке, есть в учебнике после каждого параграфа)

Развитие оперативной памяти, зрительного восприятия

Просмотр кинофрагмента «Атмосферные явления в природе». Перед просмотром знакомлю учеников с планом пересказа фрагмента)

Упражнение на развитие зрительной памяти (на основе сравнения, сопоставления)

Объяснение учениками природных явлений  с показом на картинках

Комплекс упражнений, направленный на развитие мышления

На примере темы «Гидросфера»

Тип упражнения

Примеры

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Прочитайте тему урока, записанную с помощью значков:4273  Р-4, Е-2, К-7,И-3

РЕКА

Развитие операции соотнесения

Расставьте карточки по порядку и сможете прочитать слово : 23-Е,14-О,18-З, 75 –Р , 88-А.

ОЗЕРА

Развитие аналитико –синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого

Д

                                Ж                    о

Д                      

                      Ь              

                                                Дождь

Слуховое восприятие и логическое соотнесение

Найдите «лишнее»  слово:

-озеро, канал, ручей

- океан, пруд, море,ветер              Канал,ветер

Комплекс упражнений, обеспечивающий тренировку  деятельности анализаторов

( возможно применение на любой теме)

Тип упражнения

Примеры

Тренировка зрительного анализатора, образной памяти

*Тема урока записывается на квадратах разного размера и цвета (после показа – закрывается. Учащимся задаются вопросы типа: На квадрате какого цвета была буква А? и т.п.)

* Подобное задание, но используются разные геометрические фигуры разного цвета и размера.

Тренировка слухового восприятия

*Чтение загадок по теме урока, но с ударением  не на опорные слова.

*Чтение текста тихо, громко и т. д.

Развитие слухового внимания

 Найдите «лишнее» слово:

*Чтение терминов по уроку и вставить несколько не из пройденной темы.

Синтез деятельности анализаторов

 Составление связного рассказа  о явлении, событии, опираясь на  схему учебника или карту или климатограмму, модель.

            На своих уроках я часто применяю и  комплекс упражнений, обеспечивающий поведенческую саморегуляцию. В целях регуляции поведения, овладения учащимися навыками самоанализа и самоконтроля при планировании урока включаю задания по самостоятельной обработке и последующему самоконтролю ( «выполните задание и проверьте…», «сравните с записью на доске» и т. д).Эффективна также работа в малых группах, когда ученики, успешно овладевшие каким-то видом деятельности помогают отстающим.Я моделирую учебные ситуации с переносом только что показанного способа обработки учебной информации на индивидуальное задание ученика.

          Каждый из приведенных комплексов упражнений способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развивает интерес к учению, учит думать и соотносить инструкцию, задание учителя. Все предложенные упражнения создают хорошую основу для формирования метапредметных учебных умений. Рекомендую выбирать любой прием, адаптировать и изменять его, исходя из конкретных целей урока и уровня подготовки учеников.

Использованная литература:

  1. Практика формирования и развития метапредметных умений на уроках географии  http://dok.opredelim.com/docs/index-54694.html
  2. В.Г. Суслов Развивающие упражнения на уроках географии 6 класс. Методическое пособие. Москва. Астрель.2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль кейс-технологии в развитии метапредметных умений на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Кейс-технология в школьном обучении стала применяться относительно недавно. Однако, её использование на уроках иностранного языка - одн из наиболее  эффективных способов проявления мета...

Устные задачи на развитие метапредметных умений учащихся 5-го класса на уроках математики

В презентации подобраны задачи на развитие метапредметных умений пятиклассников на уроках математики. Презентация составлена с учётом внешнего контроля знаний МЦКО....

Проект модуля"Схематизация математического текста на уроках математики как развитие метапредметного умения"Знак""

Цель модуля:обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов....

Разработка учебного занятие - развитие метапредметных умений на уроках истории

Москва революционная.: Материал данной статьи был апробирован мною в 2017 году в 9 классе массовой школы. Работа представляет собой организацию метапредметного занятия, целью которого было создание пр...

Развитие метапредметных умений на уроках физической культуры

Развитие метапредметных умений на уроках физической культуры...