Разработки и конспекты уроков
учебно-методический материал по географии на тему

Ирина Александровна Черепова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_forma_i_razmery_zemli.rar933.09 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Ф.И.О. (полностью): Черепова И.А.
  2. Предмет: география
  3. Класс: 5
  4. Тема и номер урока в теме: Форма и размеры Земли. Урок №6 в теме «Земля во Вселенной»
  5. Базовый учебник: География. Землеведение. 5-6 класс.  В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. М: Дрофа, 2013.
  6. Цель урока:Сформировать представление о форме и размерах Земли и их влиянии на процессы, происходящие на планете.
  7. Задачи:

Обучающая:углубить знания о планете Земля.

Развивающая: формировать умения учащихся получать информацию из различных источников. Развивать память, воображение, логическое мышление.

Воспитывающая: осознание себя как части целостности Вселенной, воспитывать любовь и уважение к природе, информационную культуру, создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать.

  1. Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование: учебники, атласы, компьютер с выходом в Интернет, настенная контурная карта, мультимедийный проектор.
  4. Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-  метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров  Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

  1. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные:принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Название ЭОР

Время

1

Организационный этап

Приветствует  учащихся, проверка готовности  к уроку

Приветствуют учителя, готовы  приступить к работе на уроке

1 мин

2

Актуализация знаний

1. Дежурный словарь

2. «Третий лишний»

Г) Венера, Юпитер, Марс;

Д) Земля, Уран, Юпитер.

3. Выставка творческих работ

4. Взаимоконтроль в парах  используя цифры: 30,150,4,6. 365

5. Вопрос на доске 4 дня в году

Вспоминают изученный ранее материал

Устные ответы у доски(ученик дает определения, одноклассники называют примеры, ученик показывает их на карте (по 2-3 примера) – океан, материк, остров, полуостров, архипелаг.

Учащиеся поясняют свои работы

Отвечают в парах и оценивают друг друга

Какие дни считаются астрономическим началом сезонов года на Земле

Выставляют баллы в лист оценивания.

Презентация слайды 1

Слайд 4

15 мин

3

Изучение нового материала

Проблемная ситуация: Земля  это половинка шара, которую держат слоны, стоящие на гигантской черепахе.?

Самое убедительное доказательство

В 5 – 3 вв до нашей эры древние греки высказали предположение о том, что Земля имеет форму шара и математически рассчитали ее примерные размеры.

 Как вы думаете, каким образом древние греки могли узнать форму и истинный размер Земли?

Сформулируйте тему урока.

Целью нашего урока будет: Сформировать представление о форме и размерах Земли и их влиянии на процессы, происходящие на планете.

Найдите в учебнике и атласе информацию о том, как древние люди представляли форму Земли. Чем отличались взгляды на форму Земли древних людей и современных?

25. Вес нашей планеты – это величина непостоянная. Ученые выяснили, что каждый год Земля поправляется на ~40 160 тонн и сбрасывает ~96 600 тонн, теряя таким образом 56 440 тонн.

Вспоминают, доказывают, что Земля - шар

Создание проблемной ситуации.  Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой - сначала появляется мачта, а потом корпус.

Слушают

Высказывают гипотезы.

Формулируют, записывают в тетрадь.

Работа с текстом учебника.Вступают в диалог, проговаривают и осознают

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9-12

Слайд 13

15

4

Физминутка

  • Руки вверх мы поднимали, раз примерно целых пять.
    А подняв, не забывали опускать их вниз опять.

(Подъем рук  над головой - на вдохе, их плавное опускание на выдохе - 5 раз)

  • Поворачивали тело то направо, то налево.
    Дело делали умело Саша, Катя, Ксюша, Сева...

(Повороты в стороны - 5-6 раз.И.п. - пятки  вместе,  носки врозь, руки на поясе)

  • Шишки дружно собирали и в корзинку их бросали.
    Вмиг окончили мы сбор, привели в порядок бор.

(5-6 наклонов туловища вперед)

Выполняют упражнения.

Слайд 14

3 мин

5

Работа в группах

Размеры Земли

Организует работу с учебником

1 группа: Составьте предложение из ключевых слов

Окружность, расстояние, круг, Северного, воображаемая, карта, экватор, орбита, поверхности, Южного, полюсов, на равном, это, проведенная, Луна.

2 группа: Кто впервые рассчитал размеры Земли

3 группа: Запишите кратко как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты

4 группа: О чем свидетельствуют эти цифры:  6357, 6378, 40076, 510 млн кв. км. Аргументируйте свой ответ.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

У Земли не сферическая форма! На самом деле она имеет форму сплющенного сфероида, она сплющена на полюсах и выпуклая на экваторе точно по направлению оси своего вращения.

Работают в группах.

Работают с учебником и атласом: находят  и узнают  информацию,  передают своими словами и записывают содержание.

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Дают развернутый ответ, обобщают информацию.

Слайд 15-16

10 мин

6

Рефлексия и выставление оценок

Предлагает учащимся разгадать  кроссворд по теме урока.

Подводит итог урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок

Восстанавливают ход своей деятельности на уроке. Определяют степень продвижения к  цели. Оценивают работу на уроке всего класса и лично себя.

Выставляют отметки в дневник, заработанные за урок, подают на подпись учителю

Слайд 17-18

4 мин

7

Домашнее задание

  • § 11,
  • 1 уровень –Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
      Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
    Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
      Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
     Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км).
    Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
  • 2 уровень – решить задачу:  
    Вы получили приглашение поработать на каникулах в экспедициях. Одна экспедиция должна работать на Северном полюсе и вести наблюдения за дрейфом льдов. Вторая должна вести наблюдения за режимом осадков на экваторе. Какая из экспедиций будет ближе к центру Земли и на сколько? 

Записывают домашнее задание в дневник. Получают карточки с задачами

2 мин

  1. Фронтальная работа с глобусами

- Рассмотрите глобус, как вы думаете, что такое глобус? (модель Земли)

- Почему мы начинаем изучать форму Земли именно по глобусу?

- Найдите на глобусе экватор, северный полюс, южный полюс. Какова длина экватора? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к рисунку 24.

  1. Работа с рис.24. Задание: прочитайте текст над рисунком, ответьте на вопросы:

- Какова длина экватора?  (40 тыс.км)

- Что такое «радиус Земли»? Каков средний радиус Земли? (6371 км)

- Сколько времени понадобится путешественнику, чтобы обойти земной шар по экватору пешком без остановок? (год и 2 месяца)

  1. Работа над формированием понятия

Глобус – это модель земли.

 Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает? - ---- Круглый, шарообразный, шар.

-  Верно. Глобус  в переводе с латинского – шар. Первый, кто сказал, что земля шар - Аристотель - за 350 лет до н.э. Первый, кто определил радиус Земли - Эратосфен - за 220 лет до н.э.

  1. Рассказ учителя с использованием презентации «История появления глобуса. Самые удивительные глобусы»
  • Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.
  • Самым большим на Земле считается глобус диаметром 10 метров, вес 30 тонн, он находится в Италии.
  •  А известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба  приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.

6)        Работа в парах с глобусом «Цветовое изображение объектов на глобусе»

     Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю? (Глобус - это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать).

- Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами? (Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки).

- Голубой, синий цвет – это вода. На земле много океанов и морей.

Коричневый, зелёный цвет - это вся суша и горы.

Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые - самые высокие горы.

Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.            

- Глобус можно повернуть.  Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение? (Внутри находится штырь).

- А как при этом расположен глобус? (Он наклонен).

- Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.

- Как вы думаете, почему его сделали вращающимся? Нам с вами кажется, что вращается Солнце и звезды. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.

Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси. (Происходит смена дня и ночи).

Физкультминутка        

- А теперь не пора ли нам совершить выход в открытый космос?

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты как глобус покрутись,

А теперь остановись!

7.  Применение нового знания.

Решение географической задачи.

  • Определите расстояние от Москвы до Барнаула. Сколько раз это расстояние уложится в длину экватора?
  • По глобусу измерьте расстояние

- от Южной Америки до Африки по экватору

- от Москвы до экватора

- от Северного полюса до Москвы

8. Закрепление полученных знаний

Дополните рассказ

     Модель Земли -  _________________ .  Это слово в переводе с латинского  означает_____________.  На глобусе синим цветом  обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _______ океана  и _______ материков.  Главный пояс Земли  - это ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.Планета Земля наш общий дом и её надо __________!


Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
  Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
  Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
 Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км).
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

 

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
  Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
  Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
 Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км).
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

 

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
  Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
  Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
 Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км).
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения уроков по разделу «Черчение и графика» с разработкой плана-конспекта урока

В данной работе можно познакомиться с формами учебных занятий, узнать принципы методики проведения уроков и тематического блока. Здесь представлены разработки простого и поурочного календарного плана,...

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...

Методическая разработка схемы конспекта урока-практикума по технологии для 4 класса (учебник и рабочая тетрадь Т. М Геронимус) Тема урока: "Каскад колокольчиков"

Схема конспекта    урока-практикумапо технологиидля 4 класса Карточка    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4135195","attributes":{"alt":"","class":"media...

Разработка плана-конспекта урока по физике в 9 классе «Энергия связи атомных ядер»

Цель урока: ознакомить учащихся с понятием энергии связи атомных ядер, сформировать умение определять энергию связи и энергетический выход при синтезе ядер и делении ядер.Задачи:образовательные:...

Разработка и конспект урока по ИЗО в 5 классе "Портрет в скульптуре"

1."Портрет в скульптуре "  - разработка урока для 5-х классов....

1.Методическая разработка: «План-конспект урока английского языка с учетом профессиональной направленности» Тема урока: «Разведка нефтегазовых месторождений/ Exploring of Oil and Gas».

Методическая разработка составлена для студентов нефтегазовых профессий и специальностей с учетом профессиональной направленности ООП СПО. Методическая разработка состоит из конспекта преподавателя, и...