Болота
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Васильева Елена Александровна

При рассмотрении темы "Болота" необходимо познакомить учащихся растительности болот;  выделить закономерности их образования;  определить значение в природе и для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolota.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «БОЛОТА»

Цели: 1)  познакомить учащихся с размещением растительности болот;

  1. выделить закономерности образования;
  2. определить значение в природе и для человека.

Оборудование: 1)  физическая карта России;

  1. карты атласа;

                                                     ХОД УРОКА:

  1. ОПРОС:

  1. По индивидуальным карточкам (выполняют 3-4 ученика)

Задание: Дополнить слова, термины:

Широколиственные …

Мягкая зима, влажное лето

Берёза, ель, …

Степи

Ковыли, типчак

Мхи, кустарники, …

  1. Вопросы и задания:
  • Каким образом адаптировались растения степей и тундры?
  • Сопоставить карту распространения степей и тундры с климатической картой. Определить важнейшие особенности территориального размещения тундры и степей и факторы, их обусловившие.

  1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:

  1. Слово учителя:

Болото – это переувлажнённый участок земной поверхности, где произрастает характерная (болотная) растительность. Болота можно считать безлесными сообществами. Чаще всего размещение их сопровождается угнетённой древесной растительностью. Многие деревья не могут развиваться из-за переувлажнённости и недостатка кислорода и впоследствии погибают. Характерной чертой болот является образование торфа вследствии того, что отмершие растительные остатки плохо и долго разлагаются.

       ЗАДАНИЕ №1.

Перечислить виды болотных растений и условия распространения болот (Использовать текст учебника, с.150-151). Информацию представить в виде таблицы:

                   Виды растений

Примечание (климат, условия увлажнения)

 

  1. Слово учителя:

Болота образуются в результате зарастания озёр, застоя воды в местах выхода родников и при близком залегании грунтовых вод или в результате застоя воды в понижения и плоских участках рельефа под лесами и лугами (наиболее часто заболачиваются лесные вырубки и гари). Много болот находится в северной части нашей страны, где коэффициент увлажнения больше единицы.

        ЗАДАНИЕ №2:

Определить по физической карте России области распространения болот; объяснить, как по карте можно определить заболоченную территорию.

         ЗАДАНИЕ №3:

Объяснить понятии низинных и верховых болот (с.152), рассмотреть рис. 118 и сформулировать вывод. Определить значение болот в природе и для человека.

3. ИТОГ УРОКА:

Таким образом болота имеют большое значение как в природе, так и для человека. Болота накапливают огромные запасы воды. Они регулируют водный режим и поддерживают стабильность водного баланса территории. Кроме того, болота играют роль гигантских фильтров, очищающих воду, они – истоки многих рек, накопители торфа – ценного удобрения и запасов горючего. После осушения болота можно использовать как сельскохозяйственные угодья, на болотах произрастают лекарственные травы и ценные по содержанию витаминов ягоды, например клюква.

     

4.  ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

1)  п.26;

2)  задание 3№ (с.153) выполнить письменно в тетради.

3)  Заполнить таблицу основных видов растений и условий распространения ещё для одного безлесного сообщества – пустыни.

                                        Растительность пустыни

Основные типы растительности

Виды растений

Примечание (климат,           условия увлажнения)

Пустыни

     

         

Задание: Дополнить слова, термины:

Широколиственные …

Мягкая зима, влажное лето

Берёза, ель, …

Степи

Ковыли, типчак

Мхи, кустарники, …

Задание: Дополнить слова, термины:

Широколиственные …

Мягкая зима, влажное лето

Берёза, ель, …

Степи

Ковыли, типчак

Мхи, кустарники, …

Задание: Дополнить слова, термины:

Широколиственные …

Мягкая зима, влажное лето

Берёза, ель, …

Степи

Ковыли, типчак

Мхи, кустарники, …

Задание: Дополнить слова, термины:

Широколиственные …

Мягкая зима, влажное лето

Берёза, ель, …

Степи

Ковыли, типчак

Мхи, кустарники, …

Задание: Дополнить слова, термины:

Широколиственные …

Мягкая зима, влажное лето

Берёза, ель, …

Степи

Ковыли, типчак

Мхи, кустарники, …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок географии в 6кл. "Болото"

методическая разработка...

урок - практикум " Таинственное болото"

урок в 6 классе проводится в условиях полевого лагеря...

ТПК болота

Работа выполнена с целью изучения территориально-природного комплекса болота.   В работе рассматривался вопрос о торфе, о его происхождении и применении, особенно подчеркн...

Болота

Материал подготовлен для курса "Природа родного края". Содержит три презентации, в которых рассматриваются вопросы классификации болот и их охраны; растительный и животный мир....

Конспект урока. "Озера и болота России".

Материал можно изпользовать в 8 классе при изучении раздела "Внутренние воды России"....

ОЗЁРА, ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ, БОЛОТА, МНОГОЛЕТНЯЯ МЕРЗЛОТА И ЛЕДНИКИ

Раздел II .  ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕКТема 3. Богатство внутренних вод РоссииУрок № 24. Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.Практическая работа № 9Обозначения на контурной...