Главные вкладки

    Контрольная работа "Земля - планета людей" 7 класс УмК "Сферы"
    тест по географии (7 класс) на тему

    Иванова  Галина Ивановна

    Тест по теме    " Земля - планета  людей "2 варианта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kontrolnyy_rabota.docx33 КБ
    Файл vserossiyskiy_urok.docx29.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Контрольная работа №1 "Земля - планета людей"      1 вариант 

    1.  Крупнейшая страна мира по экономической мощи:  

    а) Китай         б) Германия           в) США         г) Бразилия

    2. Родиной первых людей на Земле считают:

    а) Австралию   в) Северную Америку

    б) Африку        г) Евразию

    3. К наиболее распространенным в мире языкам относятся ...

    а. шведский, китайский, русский, французский, хинди

    б. русский, английский, французский, хинди

    в. китайский, арабский, испанский, русский, английский

    г. английский, французский, хинди

    4. 8.Выделите 3 самых больших по территории стран мира: а)США б)Канада  в) Австралия г) Бразилия д)Россия е) Казахстан  ж)Китай  з)Индия

    5. Самое большое число людей живет на материке:

    а) Африка                            в) Евразия

    б) Северная Америка        г) Южная Америка        

    6. Религия Китая:         а) иудаизм                в) конфуцианство

    б) христианство        г) индуизм


    7. ….Расположена на архипелаге:

    а) Япония                в) Ватикан

    б) Монголия             г) Канада

    8. Вдали от морей расположена:

    а) Австралия                в) Монголия        

    б) Канада                г) Япония

    9. Группы людей родственные языком, культурой, территорией проживания называются:

      A. сельчанами.    Б. расами.    В. народами.   Г. горцами.  

    10. Потомки от смешанных браков представителей негроидной и европеоидной рас:

    а) метисы           б) мулаты         в) самбо   г) мальгаши

    11. К какому сектору экономики относится животноводство:

    а) к первичному          в) к третичному    б) к вторичному

    12. Основные виды хозяйственной деятельности людей в пределах Европы и Северной Америки — ...

    а). развитая промышленность

    б). земледелие с применением техники, промышленность

    в)охота, собирательство, примитивное земледелие

    г)научные исследования

    2.Контрольная    работа №1 "Земля - планета людей" 2 вариант

    1.Сейчас на Земле проживает около

    А) 6 млрд человек; Б) 7 млрд человек; В) 8 млрд человек

    2. Выбрать народ, относящийся к индоевропейской языковой семье

    А) Китайцы; Б) немцы; В) Монголы

    3.  Выберите пару, где верно указанны название страны и наиболее распространенный в ней язык:

    а) Корея – китайский              в) Турция - арабский

    б) Мексика – испанский          г) Австралия - французский

    4.Страны, занимающие  с первого по третье места в мире,  по численности населения:

     A. Индия                В. Китай  

      Б. России               Г.США

    5. В настоящее время Россия по численности населения среди стран мира занимает:

    А) 5 место; Б) 6 место; В) 9 место       

    6. Религия Индии:

    а) иудаизм                в) конфуцианство

    б) христианство        г) индуизм

    7. Страна размером с материк:

    а) Япония                в) Канада

    б) Ватикан                г) Австралия

    8.  В большинстве стран каких частей света рождается много детей, и численность населения этих государств увеличивается очень быстро?

    А) Азии; Б) Африки; В) Европы

    9. Группы людей родственные языком, культурой, территорией проживания называют

    А) раса; Б) этнос; В) нация

    10. Потомки от смешанных браков представителей монголоидной и европеоидной рас:

    а) метисы           б) мулаты         в) самбо г) мальгаши

    11. К какому сектору экономики относится заготовка леса:

    а) к первичному          б) к вторичному   в) к третичному    

    12. Охота, собирательство, примитивное земледелие — основной вид деятельности людей в пределах ...

    а. Антарктиды

    б. Западной Европы, Японии

    в. Европы и Северной Америки

    г. Австралии, Амазони ,  Нов.Гвинеи

    11. По какой карте атласа можно определить местонахождение перуанцев на материке Южная

          Америка:

    а) расы                                   в) народы

    б) физическая карта             г) плотность населения

    12. К какому сектору экономики относится заготовка леса:

    а) к первичному          в) к третичному

    б) к вторичному

    13. Какие климатические пояса соседствуют с умеренным поясом:

    а) экваториальный и тропический

    б) субтропический и субарктический

    в) арктический и субарктический

    г) субтропический и арктический

    14. Какая страна не располагается в пределах арктического пояса:

    а) Россия        в) Бразилия

    б) Канада       г) Дания (о.Гренландия)

    15. Древним платформам соответствуют:

    а) равнины     б) горы    

    Уровень В.

    В1. Какие карты вам понадобятся для характеристики материка?

    В2. Назовите причины, определяющие разнообразие природных условий Земли.

    11. По какой карте атласа можно определить местонахождение перуанцев на материке Южная

          Америка:

    а) расы                                   в) народы

    б) физическая карта             г) плотность населения

    12. К какому сектору экономики относится заготовка леса:

    а) к первичному          в) к третичному

    б) к вторичному

    13. Какие климатические пояса соседствуют с умеренным поясом:

    а) экваториальный и тропический

    б) субтропический и субарктический

    в) арктический и субарктический

    г) субтропический и арктический

    14. Какая страна не располагается в пределах арктического пояса:

    а) Россия        в) Бразилия

    б) Канада       г) Дания (о.Гренландия)

    15. Древним платформам соответствуют:

    а) равнины     б) горы    

    Уровень В.

    В1. Какие карты вам понадобятся для характеристики материка?

    В2. Назовите причины, определяющие разнообразие природных условий Земли.

       

    Тема «Численность и размещение население мира».

    1.Сейчас на Земле проживает около

    А) 6 млрд человек; Б) 7 млрд человек; В) 8 млрд человек

    2. В настоящее время Россия по численности населения среди стран мира занимает

    А) 5 место; Б) 6 место; В) 9 место

    3. Самое малонаселенное государство мира расположено

    А) Африка; Б) Европа; В) Азия

    4. В большинстве стран каких частей света рождается много детей, и численность населения этих государств увеличивается очень быстро?

    А) Азии; Б) Африки; В) Европы

    5. Самый заселенный материк мира

    А) Африка; Б) Северная Америка; В) Евразия

    6. Христианство преимущественно распространено

    А) Азия; Б) Европа; В) Австралия

    7. Группы людей родственные языком, культурой, территорией проживания называют

    А) раса; Б) этнос; В) нация

    8. Самая распространенная религия мира

    А) христианство; Б) ислам; В) буддизм;

    9. Государства, где власть принадлежит одному человеку

    А) федерация; Б) республика; В) монархия;

    10. Страна, занимающая первое место по площади

    А) Канада; Б) Россия; В) США

    11. Выбрать народ, относящийся к индоевропейской языковой семье

    А) Китайцы; Б) немцы; В) Монголы

    12. Темный цвет кожи, темные курчавые волосы, широкий нос – это признаки расы

    А) европеоидной; Б) монголоидной; В) негро-австролоидной

    13.Место возникновение этой расы – материк Африка

    А) европеоидной; Б) монголоидной; В) негро-австролоидной

    14. самые крупные городские агломерации расположены

    А) Европа; Б) Азия; В) Америка

    15. самая высокая плотность населения характерна для

    А) Европы; Б)Африки; В) Австралии

    Тест по теме: Население мира.         Вариант №1.

    1. Самые заселенные участки суши расположены:

    а) в центре материка      б) на побережье     в) в горах

    2.  Крупнейшая страна мира по экономической мощи:  

    а) Китай         б) Германия           в) США         г) Бразилия

    3.  Выберите пару, где верно указанны название страны и наиболее распространенный в ней язык:

    а) Корея - китайский

    б) Мексика - испанский

    в) Турция - арабский

    г) Австралия - французский

    4.  Агломерация, какой из указанных городов является крупнейшей в своей стране    а) Осака      б) Рио-де-Жанейро         в) Мехико           г) Дели

    5. Укажите, в какой части Австралии наиболее высока плотность населения, сосредоточены крупнейшие города, развита промышленность:                                                                                                            а) северо-восток;     б) юго-восток;    в) юго-запад;      г) центральные районы;

    6. Назовите страны, не имеющие выхода к открытому морю: а)Иран  б)Боливия в)Уругвай г)Парагвай д)Казахстан е)Перу ж)Швейцария з)Бельгия

    7.Ислам распространен: а)Австралии б)Европе в)Америке г)Африке

    8.Выделите 3 самых больших по территории стран мира: а)США б)Канада  в) Австралия г) Бразилия д)Россия е) Казахстан  ж)Китай  з)Индия

    9. Главный признак, по которому человек причисляет себя к определенному народу, это

    а) язык     б) самосознание       в) культура         г) территория проживания

    10. К абсолютной монархии относится:

    а) Великобритания  б) Япония    в) Саудовская Аравия    г) США

    11. Этнос - это

    а) племена народов мира.         б) экономически активное население.

     в) трудовые ресурсы. г) исторически   сложившаяся общность людей.

               

    12.  Сейчас на Земле живет:

    а) 10 млрд. человек   б)  7 млрд. человек  в)  5 млрд. человек      г)  8 млрд. человек

    Тест по теме: Население мира.         Вариант №2.

    1. На карте «Народы и плотность населения» территории с разной

    плотностью показаны:

           A. Способом качественного тона.      Б. Способом точек.

           В. Способом специальных условных знаков.

           Г. Способом изолиний.        Д. Способом штриховки.

    2.        Страны, занимающие  с первого по третье места в мире,  по численности населения: A. Индия.  Б. России   В. Китай   Г. Индонезия.  Д. США. Е. Перу

    3. Назовите самую малочисленную страну мира:

       A. Бельгия.     Б. Греция     В. Нидерланды   Г. Болгария.   Д. Ватикан.

    4.По форме политического устройства Франция ...

        А. Монархия.      Б. Федеративное государство.

        В. Республика    Г. Конфедерация.     Д. Унитарное государство.

    5. Группы людей родственные языком, культурой, территорией проживания называются:

       A. сельчанами.    Б. расами.    В. народами.   Г. горцами.  Д. горожанами.

    6. Страна, занимающая первое место в мире по площади

    А. Китай.    Б. Россия.    В. США.   Г. Индия.      Д. Канада.

    7. Национальными религиями, среди перечисленных, считают:

    A. Синтоизм, конфуцианство, индуизм.    Б. Буддизм, индуизм.

    В. Буддизм, христианство, индуизм.     Г. Христианство, ислам, синтоизм.

    Д. Ислам, буддизм, синтоизм.

    8. Самый крупный город Южной Америки:

    A. Стамбул.   Б.  Лондон.    В.  Москва.    Г.  Сан-Паулу.     Д. Пекин.

    9. Страна, занимающая целый материк:           A. Куба    Б. Шри-Ланка     В. Великобритания    Г. Япония    Д. Австралийский Союз

     10. Средняя  плотность населения Земли:

    А. 30 чел/ км  Б. 40 чел/ км   В. 50 чел/ км    Г. 44 чел/ км   Е. 9 чел./км

    11. Большинство населения Земли проживает в:

    А. городах      Б. в деревнях и селах     В. в пустынях     Г. на экваторе

    12. Назовите 3 народа индоевропейской семьи:

    А. финны;  Б. латыши    В. шведы    Г. эстонцы      Д. литовцы

    Проверочная работа по разделу: «Человек»

    1. Тестовые задания

    1. Какой регион Земли, по мнению ученых, является родиной человечества?

    А) Африка и Юго-Западная Евразия в) Северная и Южная Америка

    б) Австралия и Океания г) Китай и Индия

    2. По каким признакам были сделаны выводы о путях расселения человека?

    А) по руинам древних дворцов в) по отпечаткам следов

    Б) по ископаемым останкам людей г) по древним дорогам и тропам

    3. В настоящее время численность населения Земли составляет:

    А) 6 млрд. человек б) 5 млрд. человек в) 7 млрд. человек г) 7 млн. человек

    4. К территориям с высокой плотностью населения относятся…

    А) север Северной Америки в) Южная и Восточная Азия и Западная Европа

    Б) Северная Африка г) север Южной Америки

    5. Самое большое число людей живет на материке…

    А) Африке б) Северная Америка в) Евразия г) Южная Америка

    6. Найдите соответствие.

    1. Раса

    А) это обожествление сил природы и поклонение духам.

    2. Этнос

    Б) территория, в пределах которой осуществляется определенная система власти.

    3. Язычество

    В) исторически сложившаяся группа людей, которая имеет характерные внешние признаки, передаваемые по наследству.

    4. Страна

    Г) народ

    5. Форма правления

    Д) страны, которые имеют под своим началом зависимые от них страны

    6. Колония

    Е) организация власти в стране

    7. Метрополия

    Ж) страна, жизнь которой контролируется другой страной

    7. Человек современного типа появился на Земле:

    А) 40 тыс. лет назад б) 2 тыс. лет назад в) 1 млн. лет назад г) 10 тыс. лет назад

    8. Число стран на политической карте мира

    А) неизменно б) постоянно увеличивается в) постоянно сокращается г) может как увеличиваться, так и сокращаться

    2. Теоретические вопросы?

    1. В чем разница между заповедником и национальным парком?

    2. Перечислите основные расы.

    3. Перечислите мировые религии мира, перечислите этнические религии.

    4. Сколько стран существует на планете?

    5. Приведите примеры стран-гигантов (не менее 5). Приведите примеры стран – карликов ( не менее 3 стран).

    6. В чем разница в монархической и республиканской формой правления?

    ТЕСТ

    «НАСЕЛЕНИЕ МИРА»

    1. В настоящее время население Земли составляет ...

    а. 1 млр.чел. б. 4 млр.чел.

    в. 6 млр.чел. г. 10 млр.чел.

     

    2. Наиболее вероятно, что население Земли ...

    а. стабилизируется б. будет уменьшаться в. будет расти

     

    3. Родиной первых людей на Земле считают ...

    а. Северную Африку

    б. Южную Америку

    в. Южную и Восточную Африку

     

    4. Современная картина расселения людей показывает, что большая часть живет ...

    а. в Южном и Северном полушариях

    б. в Северном и Западном полушариях

    в. в Западном и Южном полушариях

    г. в Восточном и Северном полушариях

     

    5. Основная масса людей живет в пределах ... поясов

    а. умеренного, субтропического и субарктического

    б. умеренного, субэкваториального и субтропического

    в. жаркого, умеренного и тропического

    г. субтропического и тропического

     

    6. К территориям с высокой плотностью населения относятся ...

    а. север Северной Америки б. Северная Африка

    в. Южная и Восточная Азия и Западная Европа

    г. север Южной Америки

     

    7. Самое большое число людей живет на материке ...

    а. Африка б. Северная Америка

    в. Евразия г. Южная Америка

     

    8. Городское население преобладает над сельским в ...

    а. Африке и Европе

    б. Европе, Австралии, Северной и Южной Америке

    в. Африке и Азии

    г. Азии, Европе и Австралии

     

    9. К наиболее распространенным в мире языкам относятся ...

    а. шведский, китайский, русский, французский, хинди

    б. русский, английский, французский, хинди

    в. китайский, арабский, испанский, русский, английский

    г. английский, французский, хинди

    10. Религия Китая — ...

    а. иудаизм

    б. христианство

    в. конфуцианство

    г. индуизм

     

    11. Буддизм является религией ...

    а. Монголии б. Алжира в. Израиля г. Индии

     

    12. Основные виды хозяйственной деятельности людей в пределах Европы и Северной Америки — ...

    а. развитая промышленность

    б. земледелие с применением техники, промышленность

    в. охота, собирательство, примитивное земледелие

    г. научные исследования

     

    13. Охота, собирательство, примитивное земледелие — основной вид деятельности людей в пределах ...

    а. Антарктиды

    б. Западной Европы, Японии

    в. Европы и Северной Америки

    г. Австралии, Амазонии, Нов.Гвинеи

     

    14. Природа ... в наибольшей степени изменена в результате хозяйственной деятельности

    а. Африки, Евразии

    б. Евразии, Северной Америки

    в. Евразии, Антарктиды, Австралии

    г. Австралии, Южной Америки

     

    15. Страна размером с материк — ...

    а. Япония б. Ватикан в. Канада г. Австралия

     

    16. ... расположена на архипелаге

    а. Япония б. Монголия в. Ватикан г. Канада

     

    17. Вдали от морей расположена ...

    а. Австралия б. Канада в. Монголия г. Япония

     

    18. Канада — ...

    а. страна размером с материк

    б. расположена на архипелаге

    в. очень маленькая страна

    г. занимает половину материка

     

    19. Научные исследования являются основным видом деятельности людей в ...

    а. Австралии, Амазонии

    б. Европе и Северной Америке

    в. Западной Европе, Японии

    г. Антарктиде

    20. Индуизм — религия ...

    а. Индии б. Японии в. Израиля г. Алжира

     



    Предварительный просмотр:

    Всероссийский урок: «Арктика – фасад России»

    Цель урока: Повысить осведомленность обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики.

    Развивать мышление и интерес к заданной тематике.

    Воспитывать чувство гордости за большие достижения в области освоения полярной территории нашей страны.

    Оборудование: презентация.

    Ход урока:

    Ребята разделены на группы, каждая группа получает задание .но работают они на общий результат

    Группы:

    1.Арктика.ФГП.

    2.Исследование Арктики

    3.Черты природы

    4.Человек и Арктика

    Изложение нового материала при помощи презентации:

    1.Арктика.ФГП.

    Арктику можно смело назвать самым уникальным местом на нашей планете. Над «макушкой мира» дуют только восточные ветра. Благодаря особенностям вращения Земли тут звезды никогда не всходят, но и не заходят. А Полярная звезда тут застыла на одном месте. Первые туристы, которые отважились на путешествие в Арктику, были сражены теми пейзажами, что были созданы самой природой. Богатство нетронутой природы поразит любого. Такого удивительного путешествия вы не сможете найти во всей Европе.

    Если идти на север, никуда не отклоняясь, вы обязательно попадете на Северный полюс. Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго не сходит с неба. Полярная ночь и полярный день в течение многих суток — наиболее приметный признак северной околополюсной области Земли. Издавна ее называют Арктикой — от греческого слова arkticos — северный, которым древние греки обозначали расположенное в северной стороне неба созвездие Большой Медведицы.

    2.Исследование Арктики

    Загадочные земли, увенчанные ледниками, ослепительно сияющие в лучах незакатного солнца, моря, покрытые льдами, и обитающие в них удивительные животные — все это с давних пор привлекало отважных путешественников. Преодолевая неимоверные трудности, они проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту. Это были представители разных народов мира: американцы Д. Франклин и Р. Пири, голландец В. Баренц, норвежцы Ф. Нансен и Р. Амундсен, итальянец У. Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

             Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 30— 40-х гг. нашего столетия. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах "Г. Седов", "Красин", "Сибиряков", "Литке". Их возглавляли известные полярники О. Ю. Шмидт, Р. Л. Самойлович, В. Ю. Визе, капитан В. И. Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс. Се́верный морско́й путь — кратчайший морской путь между Европейской частью Российской Федерации и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе.. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км). Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль. Полярные станции на льду: дрейфующие исследовательские посёлки


    Россия – первое государство, которое занялось исследованием Арктики при помощи дрейфующих станций. Ещё в 1937 году первая подобная экспедиция под названием «Северный полюс» высадилась у отметки 90 градусов северной широты. Дрейфующая полярная станция – это установленный на льдине комплекс стационарных построек, в которых проживают учёные и исследователи. Также в состав станции входит полный комплекс необходимого оборудования. Сегодня полярные экспедиции предпринимает целый ряд мировых держав. Россия – один из наиболее активных участников. В 2007 году в результате российской глубоководной экспедиции на дне океана в точке Северного полюса установлен государственный флаг РФ из сверхнадёжного титанового сплава. Этот флаг был установлен в самой северной точке Земли во время погружения группы исследователей на глубину 4200 метров на глубоководных аппаратах «Мир-1» и «Мир-2». Впервые в истории человечества люди достигли дна в точке Северного полюса. Путь экспедиции прокладывали атомный ледокол «Россия» и флагманское научное судно «Академик Фёдоров».

    В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь — важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. За четыре военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Защиту арктических коммуникаций осуществлял Северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев.

    Наблюдения полярных станций, равномерно распределенных по берегам Северного Ледовитого океана и его островам, обеспечивают бесперебойную работу Северного морского пути. По нему в наши дни и летом и зимой, в полярный день и в непроглядную многомесячную ночь идут грузовые корабли. Их ведут мощные атомоходы "Арктика", "Сибирь", и другие. Они доставляют всевозможные грузы в Якутию, на Чукотку, на север Западной Сибири, на островные полярные станции и на дрейфующие станции. Исследователи хорошо изучили Арктику — область земного шара, включающую окраины материков Евразия и Северная Америка и почти весь Северный Ледовитый океан с множеством островов (кроме прибрежных островов Норвегии). Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры.

    3.Черты природы

    Площадь Арктики составляет около 27 млн. км2 — почти в три раза больше Европы. Иногда специалисты проводят границу Арктики по Северному полярному кругу, и тогда площадь Арктики — 21 млн. км2. Центральную часть околополюсной области занимает Северный Ледовитый океан площадью 14,75 млн. км2. Очень высоких гор в нашей Арктике нет. Ледники в Арктике не только венчают горные вершины, но и спускаются до уровня моря. Плавающие края ледников обламываются, образуя айсберги — ледяные горы. Морские течения уносят их далеко на юг. Удивительно красивы ледники арктических островов, образующие правильные купола с пологими склонами. Ярко светящиеся белизной, они похожи на кусочки лунного диска, аккуратно расположенные по островам Земли Франца-Иосифа или Северной Земли, которые часто называют лунным архипелагом. На свободных ото льда участках островов господствует "полярная пустыня" — нагромождение валунов и щебня. Растительность там очень скудная: преимущественно лишайники. Впрочем, встречаются и цветы: полярные маки, лютики, куропаточья трава — и даже деревья: карликовые ива и береза. Но они поднимаются над землей всего на несколько сантиметров. Южнее, на побережье Северного Ледовитого океана, расстилаются широкие пространства тундры, обычно заболоченной, потому что очень близко к поверхности подходит вечная мерзлота, лишь слегка подтаивающая летом. Множество озер разбросано по тундре, самые большие— на полуострове Таймыр и на Кольском полуострове. Летом на них — изобилие гусей, уток. Животный мир Арктики очень своеобразен. Его составляют животные, которые больше нигде не встречаются. Белый медведь, морж, белуха, нарвал, различные виды тюленей живут среди льдов Северного Ледовитого океана. Песец, полярный волк, копытный лемминг (разновидность мыши-полевки) обитают в тундре. На отвесных скалах арктических островов селятся огромные колонии птиц. Это птичьи базары, на которых скапливаются десятки и сотни тысяч птиц. Все огромное пернатое население располагается на скале в определенном порядке. Каждый вид занимает свое место: чистики, кайры, глупыши, чайки-моевки... Выше всех располагаются поморники, которых не напрасно назвали морскими разбойниками. Невообразимый гвалт стоит на птичьем базаре, и находиться там небезопасно. В нашей стране неповторимый животный мир Арктики взят под охрану государства. Многие звери и птицы занесены в Красную книгу. А в начале 80-х гг. на острове Врангеля и на полуострове Таймыр появились новые обитатели. Это длинношерстные и мохнатые мускусные быки, которых называют овцебыками, потому что они одновременно похожи и на быка, и на овцу. Когда-то они жили по всей Арктике, но в большинстве ее районов вымерли и сохранились только на островах Гренландия и Шпицберген.

    В Арктике немало различных полезных ископаемых: нефть, газ, каменный уголь, цветные металлы, алмазы. Для Российской Федерации, с её сырьевой экономикой, арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья. Через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути. Большие современные города построены за Полярным кругом: Мурманск, Кировск, Норильск, Магадан. Человек успешно осваивал Арктику, но при этом не всегда учитывалось, что северная природа необычайно чувствительна ко всякому неосторожному вмешательству. В наши дни, как правило, ни одно строительство не начинается без тщательного изучения возможных последствий для природы. Коренные жители Арктики — малые народы Севера (чукчи, ненцы, коми, юкагиры и другие) — умеют жить в согласии с природой. Их традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство — возрождаются и развиваются.

    Льды Арктики имеют огромное значение для климатической системы Земли. Ледяная шапка отражает солнечные лучи и таким образом не дает планете перегреться. Кроме того, арктические льды играют большую роль в системах циркуляции воды в океанах. Глобальное потепление приводит к уменьшению количества льдов в Арктике, что опасно для всего человечества.

    4.Человек и Арктика

    В Арктике обитают местные народы, имеющие высокую степень приспособленности к холодному климату и специфический быт, максимально приспособленный к выживанию в условиях постоянного холода. Среди традиционных занятий – охота и собирательство, а также оленеводство и рыбная ловля. Общая численность населения Арктики сегодня равна примерно 400 000 человек. Эти народы и сегодня сохраняют давние традиции самобытной культуры, а также многие особенности традиционного способа жизни, в том числе, вопросы питания и способы организации быта.

    Сегодня экономика арктической зоны развивается во многом за счёт промышленного освоения месторождений полезных ископаемых. В первую очередь, это залежи нефти и природного газа. Однако хозяйственная деятельность в северных районах ставит под угрозу местную природу и традиционный способ существования арктических народов, вовлекая полярное население в глобальный экономический процесс. Существуют оправданные опасения, что существование народов крайнего Севера как отдельных этносов в ближайшем будущем может быть поставлено под угрозу. Вызывает опасение и экологическая обстановка в Арктике, которая может существенно ухудшиться в результате интенсивного внедрения человека на эти территории.

    Проживание в Арктике имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают заметное влияние на организм человека. Это такие факторы, как постоянные низкие температуры, а также более низкая интенсивность солнечного излучения в ультрафиолетовом диапазоне. Коренные народы севера имеют соответствующие климатическим условиям мутации, включающие светлую кожу.

    Здоровье человека в Арктике и изучение типичных проблемы, возникающие в организме в условиях высоких северных широт, сегодня развилось в отдельное направление исследований, известное под общим названием о «Арктическая медицина».

    Сегодня арктические территории подробно изучены и картографированы, в водах Арктики ведут работу исследовательские группы учёных, а также компании по добыче полезных ископаемых. Международный режим разделяет территорию Арктики на пять различных секторов. Россия благодаря своей протяжённости вдоль высоких широт обладает наибольшим сектором экономических интересов в арктической зоне, а также большим количеством северных островов.

    Правовые отношения арктических держав регулирует международный орган, известный как Арктический совет. Каждое из полярных государств имеет своё представительство в этой структуре, а многие решения совета являются обязательными для всех пяти государств. Сегодня между государствами арктического региона происходит активная международная конкуренция за влияние в Арктике, а также борьба за те или иные спорные территории. В этих условиях наша страна занимает принципиальную позицию, направленную на всестороннюю защиту национальных интересов и присоединение новых шельфовых территорий к зоне экономических интересов России.

    Юридический статус Арктики и территориальные владения России в высоких широтах


    Статус Арктики закреплён на международном уровне в различных официальных соглашениях. Политически Арктика разделяется на пять секторов между Россией, Канадой, Норвегией, США и Данией. Однако точные границы арктической зоны до сих пор не установлены.

    Наша страна ведёт активную борьбу за национальные интересы в Арктике уже более 100 лет. В 1926 году вышло постановление ЦИК СССР, согласно которому советскими землями объявлялась вся территория Арктики от северного полюса до материковой границы Евразии. Однако до 1982 года оставался неопределённым статус арктических водных пространств. Принятие Конвенции о морском праве дало возможность определиться с юридическими вопросами по поводу северных вод. Шельфовая зона океана, согласно этому документу, могла являться зоной национальных интересов, в то время как внешельфовые воды получают статус международной правовой зоны. Согласно новому международному документу, государственной территорией признавались 12 миль прибрежных воды, а 200-мильная шельфовая зона объявлялась территорией исключительных экономических интересов. Однако Россией значительная часть территориальных вод в результате подписания этого договора была утрачена.

    Сегодня борьбу за расширение своих арктических территорий ведёт каждая из этих пяти стран, в том числе и Россия, которая получила на этом поприще в последние годы значительный международный успех, присоединив к своей национальной зоне значительные шельфовые территории.

    Закрепление:

    Викторина:

    • 1. Назовите наиболее приметный признак северной околополюсной области Земли.
    • 2. Почему северную полярную область называют Арктикой?
    • 3.Каким образом увековечены имена отважных полярных путешественников? Примеры.
    • 4. В какие годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс?
    • 5. Приведите примеры мощных атомоходов
    • 6. Продолжите: Се́верный морско́й путь — кратчайший морской путь между …
    • 7. Что находится в центральной части Арктики?
    • 8.Назовите деревья Арктики.
    • 9. Как называется скопление десятков и сотен тысяч птиц на скалистых берегах Арктики?
    • 10.Продолжите: В Арктике немало различных полезных ископаемых: …..
    • 11. Большие современные города построены за Полярным кругом: ………
    • 12. Коренные жители Севера……….
    • 13. Глобальные проблемы Арктики.

    Проверь себя:

    • 1. Полярная ночь и полярный день в течение многих суток.
    • 2. От греческого слова arkticos — северный, древние греки обозначали расположенное в северной стороне неба созвездие Большой Медведицы.
    • 3. Имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. (Баренцево море)
    • 4. В 30-40 гг. прошлого века.
    • 5. Мощные атомоходы "Арктика", "Сибирь».
    • 6. Се́верный морско́й путь — кратчайший морской путь между Европейской частью Российской Федерации и Дальним Востоком.
    • 7. Северный Ледовитый океан.
    • 8. Карликовые ива и береза.
    • 9. Птичьи базары.
    • 10. ВАрктике немало различных полезных ископаемых: нефть, газ, каменный уголь, цветные металлы, алмазы.
    • 11. Мурманск, Кировск, Норильск, Магадан.
    • 12. Малые народы Севера (чукчи, ненцы, коми, юкагиры и другие).
    • 13. Глобальное потепление приводит к уменьшению количества льдов в Арктике, что опасно для всего человечества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема. "Планеты Солнечной системы". Контрольная работа №3. ОМ - 5 класс

    контрольные вопросы и задания при повторении темы...

    Диагностическая работа "Земля-планета Солнечной системы"

    Вариант диагностической работы для 5 класса....

    Контрольная работа по географии 7 класс "Человек на планете Земля"

    Контрольная работа по географии 7 класс "Человек на планете Земля"...

    Контрольная работа по географии 7 класс "Земля и люди"

    Контрольная работа по географии 7 класс "Земля и люди"...

    Контрольная работа по географии 5 класс «Развитие географических знаний о Земле»

    Контрольная работа по географии 5 класс «Развитие географических знаний о Земле»...

    Контрольная работа по географии, 5 класс "Планета Земля". К учебнику линии "Полярная Звезда"

    РАДИ ТЕХ, КТО НЕ ПРОДАЛСЯ, КТО ОСТАЛСЯ С НАМИ, С НАМИ ДО КОНЦА....

    Контрольная работа по географии 5 класс "Развитие географических знаний о Земле"

    Контрольная работа содержит вопросы по курсу географии 5 класса, раздел "Развитие географических знаний о Земле"....