Конспект урока географии в 10 классе "Численность и динамика населения мира"
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Сарбафиева Мадина Арагалиевна

Разработка урока для 10 класса базового уровня изучения географии с решением демографических задач олимпиадного уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chislennost_i_dinamika_naseleniya_mira.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №   17                                                                                                                                                                 Класс    10    

Тема: Численность и динамика населения мира

Тип урока: изучение новой темы

Цели: формирование представлений о численности населения мира и его изменениях

Задачи:                                                                                                                                                                                    Образовательная – рассмотреть численность населения мира и отдельных регионов, познакомиться с демографическими формулами                                                                                                                                                                     Воспитательная - воспитание толерантности, культуры семейных отношений                                                                  Развивающая- отработка приёмов самостоятельной устной деятельности, развитие навыков решении демографических задач.

Оборудование: атлас, учебник, статистический раздаточный материал

Методы и приёмы: частично-поисковый, репродуктивный, практический.

ЭТАПЫ УРОКА:

этап

деятельность учителя

деятельность ученика

Организационный момент 1 мин

Приветствие, проверка готовности к уроку

Приветствие, подготовка учебных принадлежностей

Мотивация

5 мин

Вспомните название нашего курса географии – «Экономическая и социальная география мира». С чем связано название «социальная»?

Из трёх слов – природа, население и хозяйство – сложите логическую цепочку. Что поставите на первое место? Почему? Объясните последовательность

Изучив природные ресурса мира, мы приступаем к изучению населения (кто использует эти ресурсы). Далее будем изучать экономику – то, что создало население, используя природные ресурсы.

Ответы

Природа – население - хозяйство

Целеполагание    1 мин

Тема урока: Численность и динамика населения мира.        Почему начинаем с этой темы?

Запись в тетради Предположения о цели урока

Усвоение новых знаний

15 мин

Запись на доске

Беседа

1. Актуализация знаний: - Вспомните, какова численность населения мира?  России?  Китая? Индии? США?                            - Дайте определения понятиям: Естественный прирост? Рождаемость? Смертность?

Демографическая формула ЕП= Р-С

При своей простоте эта формула очень информативна, например, в одной стране она выглядит так: 2=6-4, а в другой 2=44-42.  В какой стране людям живётся лучше? Какую страну можно назвать более благополучной?

2. Динамика численности населения.                                          Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Петти. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках.                                                                           - Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения?                                                                   Прокомментируйте график роста населения: - Отличаются ли темпы роста населения в первое тысячелетие нашей эры от второго тысячелетия?                                              

  В настоящее время происходит взрывообразный рост населения. Прокомментируйте  цифрами на конец  20 века и к 2025 года.

Прокомментируйте изменения численности населения  крупных стран по таблице 8, с34

Никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами!

“Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара”.

- В чем “зловещность” роста населения?

На эти вопросы, а также на глобальный вопрос: “А сколько людей выдержит Земля?”- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит - 12 млрд. Другие - что вообще неограниченное количество. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же “предпримет меры”, чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?

3. Воспроизводство населения.

Вспомните определение или найдите в тексте.

В зависимости от величины главных демографических показателей выделяют 3 типа воспроизводства населения. Какие?

Демографический переход, теорию которого разработал американский учёный Фрэнк Ноутстайн, объясняет зависимость демографических показателей  от уровня социально-экономического развития страны.

Класс разбивается на 4 группы: 1 фаза демографического перехода, 2,3 и 4 фазы.

4. Демографические проблемы и демографическая политика. -Как вы понимаете значение понятий «демографический кризис», «демографический взрыв», «демографическая зима» и «демографическая весна»?

- Являются ли они проблемами?  

Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, а умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн. человек - ежегодно. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн. человек. Знаменитое изречение Шиллера “Любовь и голод правят миром” ныне стало биологическим законом.

Голод сдерживает рост населения. А любовь к чему приводит?  Рождаемость же ведет к приросту населения.

Как вы думаете, стоит ли странам проводить демографическую политику и регулировать рождаемость? Каким образом?

Ответы

                                            Запись в тетради

ответы

Переписи населения.

                                               По рис 9 с.33 проанализировать график

                                                Работа с текстом учебника (конец 20 века – 10 стран с численностью более 100 млн  чел, а к 2025 –их число достигнет 15)                      Работа с таблицей учебника

                                 предположения

Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха?                            Надо пить. А хватит ли всем пресной воды?                            Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу?                                         Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов?

И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства?

Поиск информации в тексте

Поиск информации в тексте

Подготовить сообщение о своей фазе перехода с иллюстрированием  по карте. Выступление.

Ответы

Ответы

Предположения, поиск информации в тексте

Закрепление

15 мин

Решение демографических задач.

1. Вычислить число  прироста населения  Китая, если известно, что в тот год, когда Китай достиг 1 млрд, ЕП составлял 25 промилле.                                                                                    Решение: 1000 000 000 содержит в себе 1000 000 тысяч (ведь ЕП – число на 1000 чел в год), умножаем это число на 25= 25 000 000 чел в год. Таков был абсолютный прирост населения Китая в 1982 году.                                                                                       Здесь проводится демографическая политика на снижение рождаемости, которая даёт положительные результаты.

2. Вычислить число  прироста населения  Китая, если известно, что современный ЕП составляет 4 промилле, а численность населения 1329 млн чел.                                                                    Решение: 1329 000 000 содержит в себе 1329 000 тысяч, умножаем 1329 000 на  4=5 316 000 чел в год (современный прирост).

3. Вычислить число  прироста населения  Индии, если известно, что ЕП составляет 12 промилле, а численность населения 1169 млн чел.                                                                                                  Решение: 1169 000 (тысяч)*12=14 028 000 чел в год                                   - Как вы думаете, догонит ли Индия Китай с такими темпами ЕП?          Прогноз демографов – в табл.8 с. 34. К 2025 г  Индия выйдет на 1 место по численности населения.

4. Иногда естественный прирост превращается в естественную убыль населения. Например, в Германии ЕП = -2 промилле. При 82 млн жителей подсчитайте абсолютный прирост в Германии. Решение: 82 000*(-2)= -164 000 чел в год

Самостоятельная работа со статматериалом                                            1 вариант: США, Бразилия, Бангладеш, Россия                                 2 вариант: Индонезия, Пакистан, Нигерия, Япония

Записи в тетради

1 учащийся решает у доски, остальные – в тетради.

1 учащийся решает у доски, остальные – в тетради.

Ответы

Выполнение заданий с/р

Самоконтроль, рефлексия            2  мин

- Чему мы научились на уроке? Какие новые знания получили?

Какое количество детей вы планируете в своей будущей семье?

ответы

д/з 1 мин

П.4

Сообщение о демографической ситуации в стране (на выбор)

Записи в дневники

Приложение

Естественный прирост населения

 в крупнейших странах по численности населения в мире.

страна

Естественный прирост

1

Китай

4

2

Индия

12

3

США

5

4

Индонезия

10

5

Бразилия

8

6

Пакистан

16

7

Бангладеш

16

8

Нигерия

24

9

Россия

0,2

10

Япония

-1,3

Самостоятельная работа

1 вариант

1.США -  306 млн чел            306 000*5=1 530 000 чел в год

2. Бразилия – 192 млн чел              192 000*8=1 536 000 чел в год

3. Бангладеш -159 млн чел         159 000*16=2 544 000 чел в год

4. Россия  -142 млн чел                     142 000*0,2= 28 400 чел в год

2 вариант

1. Индонезия – 232 млн чел                  232 000*10=2 320 000 чел в год

2. Пакистан – 164 млн чел                     164 000*16=2 624 000 чел в год

3. Нигерия  - 148 млн чел                       148 000*24= 3 552 000 чел в год

4. Япония  -127 млн чел                          127 000*(-1,3) = -165 100 чел в год (убыль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

Конспект урока географии в 10 классе на тему: "Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика".

Представленный конспект урока географии в 10 классе на тему: «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика»  имеет личностно – ориентированный подход. Вся работа на урок...

Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"

Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"...

Конспект урока географии "Население мира" 10 класс

Конспект содержит подробный теоретический материал по теме "Население мира"...

Конспект урока географии в 9 классе "Миграции населения в России"

Конспект урока географии в 9 классе "Миграции населения России". Урок построен с использованием технологии учебного исследования. Конспект содержит описание этапов урока-исследования и приложения, нео...

конспект урока географии в 10 классе по теме "Состав (структура) населения мира"

Цель урока: Формирование комплекса знаний о половом, возрастном, этнолингвистическом и религиозном составе населения.Задачи урока: 1.      Выявить географические закономерност...