Конспект урока географии в 10 классе "Численность и динамика населения мира"
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
Разработка урока для 10 класса базового уровня изучения географии с решением демографических задач олимпиадного уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chislennost_i_dinamika_naseleniya_mira.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 17 Класс 10
Тема: Численность и динамика населения мира
Тип урока: изучение новой темы
Цели: формирование представлений о численности населения мира и его изменениях
Задачи: Образовательная – рассмотреть численность населения мира и отдельных регионов, познакомиться с демографическими формулами Воспитательная - воспитание толерантности, культуры семейных отношений Развивающая- отработка приёмов самостоятельной устной деятельности, развитие навыков решении демографических задач.
Оборудование: атлас, учебник, статистический раздаточный материал
Методы и приёмы: частично-поисковый, репродуктивный, практический.
ЭТАПЫ УРОКА:
этап | деятельность учителя | деятельность ученика |
Организационный момент 1 мин | Приветствие, проверка готовности к уроку | Приветствие, подготовка учебных принадлежностей |
Мотивация 5 мин | Вспомните название нашего курса географии – «Экономическая и социальная география мира». С чем связано название «социальная»? Из трёх слов – природа, население и хозяйство – сложите логическую цепочку. Что поставите на первое место? Почему? Объясните последовательность Изучив природные ресурса мира, мы приступаем к изучению населения (кто использует эти ресурсы). Далее будем изучать экономику – то, что создало население, используя природные ресурсы. | Ответы Природа – население - хозяйство |
Целеполагание 1 мин | Тема урока: Численность и динамика населения мира. Почему начинаем с этой темы? | Запись в тетради Предположения о цели урока |
Усвоение новых знаний 15 мин Запись на доске | Беседа 1. Актуализация знаний: - Вспомните, какова численность населения мира? России? Китая? Индии? США? - Дайте определения понятиям: Естественный прирост? Рождаемость? Смертность? Демографическая формула ЕП= Р-С При своей простоте эта формула очень информативна, например, в одной стране она выглядит так: 2=6-4, а в другой 2=44-42. В какой стране людям живётся лучше? Какую страну можно назвать более благополучной? 2. Динамика численности населения. Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Петти. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. - Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? Прокомментируйте график роста населения: - Отличаются ли темпы роста населения в первое тысячелетие нашей эры от второго тысячелетия? В настоящее время происходит взрывообразный рост населения. Прокомментируйте цифрами на конец 20 века и к 2025 года. Прокомментируйте изменения численности населения крупных стран по таблице 8, с34 Никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами! “Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара”. - В чем “зловещность” роста населения? На эти вопросы, а также на глобальный вопрос: “А сколько людей выдержит Земля?”- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит - 12 млрд. Другие - что вообще неограниченное количество. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же “предпримет меры”, чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.? 3. Воспроизводство населения. Вспомните определение или найдите в тексте. В зависимости от величины главных демографических показателей выделяют 3 типа воспроизводства населения. Какие? Демографический переход, теорию которого разработал американский учёный Фрэнк Ноутстайн, объясняет зависимость демографических показателей от уровня социально-экономического развития страны. Класс разбивается на 4 группы: 1 фаза демографического перехода, 2,3 и 4 фазы. 4. Демографические проблемы и демографическая политика. -Как вы понимаете значение понятий «демографический кризис», «демографический взрыв», «демографическая зима» и «демографическая весна»? - Являются ли они проблемами? Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, а умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн. человек - ежегодно. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн. человек. Знаменитое изречение Шиллера “Любовь и голод правят миром” ныне стало биологическим законом. Голод сдерживает рост населения. А любовь к чему приводит? Рождаемость же ведет к приросту населения. Как вы думаете, стоит ли странам проводить демографическую политику и регулировать рождаемость? Каким образом? | Ответы Запись в тетради ответы Переписи населения. По рис 9 с.33 проанализировать график Работа с текстом учебника (конец 20 века – 10 стран с численностью более 100 млн чел, а к 2025 –их число достигнет 15) Работа с таблицей учебника предположения Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха? Надо пить. А хватит ли всем пресной воды? Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу? Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов? И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства? Поиск информации в тексте Поиск информации в тексте Подготовить сообщение о своей фазе перехода с иллюстрированием по карте. Выступление. Ответы Ответы Предположения, поиск информации в тексте |
Закрепление 15 мин | Решение демографических задач. 1. Вычислить число прироста населения Китая, если известно, что в тот год, когда Китай достиг 1 млрд, ЕП составлял 25 промилле. Решение: 1000 000 000 содержит в себе 1000 000 тысяч (ведь ЕП – число на 1000 чел в год), умножаем это число на 25= 25 000 000 чел в год. Таков был абсолютный прирост населения Китая в 1982 году. Здесь проводится демографическая политика на снижение рождаемости, которая даёт положительные результаты. 2. Вычислить число прироста населения Китая, если известно, что современный ЕП составляет 4 промилле, а численность населения 1329 млн чел. Решение: 1329 000 000 содержит в себе 1329 000 тысяч, умножаем 1329 000 на 4=5 316 000 чел в год (современный прирост). 3. Вычислить число прироста населения Индии, если известно, что ЕП составляет 12 промилле, а численность населения 1169 млн чел. Решение: 1169 000 (тысяч)*12=14 028 000 чел в год - Как вы думаете, догонит ли Индия Китай с такими темпами ЕП? Прогноз демографов – в табл.8 с. 34. К 2025 г Индия выйдет на 1 место по численности населения. 4. Иногда естественный прирост превращается в естественную убыль населения. Например, в Германии ЕП = -2 промилле. При 82 млн жителей подсчитайте абсолютный прирост в Германии. Решение: 82 000*(-2)= -164 000 чел в год Самостоятельная работа со статматериалом 1 вариант: США, Бразилия, Бангладеш, Россия 2 вариант: Индонезия, Пакистан, Нигерия, Япония | Записи в тетради 1 учащийся решает у доски, остальные – в тетради. 1 учащийся решает у доски, остальные – в тетради. Ответы Выполнение заданий с/р |
Самоконтроль, рефлексия 2 мин | - Чему мы научились на уроке? Какие новые знания получили? Какое количество детей вы планируете в своей будущей семье? | ответы |
д/з 1 мин | П.4 Сообщение о демографической ситуации в стране (на выбор) | Записи в дневники |
Приложение
Естественный прирост населения
в крупнейших странах по численности населения в мире.
страна | Естественный прирост | |
1 | Китай | 4 |
2 | Индия | 12 |
3 | США | 5 |
4 | Индонезия | 10 |
5 | Бразилия | 8 |
6 | Пакистан | 16 |
7 | Бангладеш | 16 |
8 | Нигерия | 24 |
9 | Россия | 0,2 |
10 | Япония | -1,3 |
Самостоятельная работа
1 вариант
1.США - 306 млн чел 306 000*5=1 530 000 чел в год
2. Бразилия – 192 млн чел 192 000*8=1 536 000 чел в год
3. Бангладеш -159 млн чел 159 000*16=2 544 000 чел в год
4. Россия -142 млн чел 142 000*0,2= 28 400 чел в год
2 вариант
1. Индонезия – 232 млн чел 232 000*10=2 320 000 чел в год
2. Пакистан – 164 млн чел 164 000*16=2 624 000 чел в год
3. Нигерия - 148 млн чел 148 000*24= 3 552 000 чел в год
4. Япония -127 млн чел 127 000*(-1,3) = -165 100 чел в год (убыль)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
Конспект урока географии в 10 классе на тему: "Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика".
Представленный конспект урока географии в 10 классе на тему: «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика» имеет личностно – ориентированный подход. Вся работа на урок...
Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"
Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"...
Конспект урока географии "Население мира" 10 класс
Конспект содержит подробный теоретический материал по теме "Население мира"...
Конспект урока географии в 9 классе "Миграции населения в России"
Конспект урока географии в 9 классе "Миграции населения России". Урок построен с использованием технологии учебного исследования. Конспект содержит описание этапов урока-исследования и приложения, нео...
конспект урока географии в 10 классе по теме "Состав (структура) населения мира"
Цель урока: Формирование комплекса знаний о половом, возрастном, этнолингвистическом и религиозном составе населения.Задачи урока: 1. Выявить географические закономерност...