Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему

Стружкина Ольга Николаевна

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_6_novaya_2016.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа по географии для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Ст. Турдаки и реализуется средствами предмета «География»  на основе УМК авторов Т.П.Герасимова,Н.П.Неклюкова.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,КУРСА..

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,КУРСА.

 В течение года обучающиеся выполняют 10 практических работ. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.

Введение. (3 ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля – планета Солнечной системы.

Вращение Земли. Луна.

Раздел I  Виды изображений поверхности Земли. (15 ч)

Понятие о плане местности.(6ч)

Что такое план местности? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практикумы.

  1. Изображение здания школы в масштабе.
  2. 2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
  3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.

Географическая карта. (9 ч)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практикумы.

  1. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Раздел II Строение Земли. Земные оболочки (41 ч)

Литосфера (9ч)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практикумы.

  1. Составление описания форм рельефа.

Гидросфера. (14 ч)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практикумы.

  1. Составление описания внутренних вод.

Атмосфера.  (12 ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практикумы.

  1. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
  2. Построение розы ветров.
  3. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

Биосфера. Географическая оболочка. (4ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Взаимосвязи компонентов природы. Природные комплексы.        2 ч.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практикумы.

10.        Составление характеристики природного комплекса (ПК).

Раздел  III Население Земли        (5 ч.)

 Численность населения Земли. Расовый состав.        2 ч.

Основные типы населенных пунктов.        2 ч.

 Человек – часть биосферы.        1 ч.

  Раздел IV. Влияние природы на жизнь и здоровье человека.         (6 ч.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕС УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,ОТВОДИМЫХ

НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ .

№ п/п

Наименование разделов ,тем

Кол-во часов

Введение

3 ч.

1.

География – как наука.

 

1

2.

Путешествия и географические открытия.

1

3.

Земля -  планета Солнечной системы.

1

Раздел 1. Виды земной поверхности

15 ч.

Тема 1. План местности

6 ч.

4.

План местности. Условные знаки.

1

5.

Масштаб.

Практическая работа 1

Изображение здания школы в масштабе. Р.К.

1

6.

Стороны горизонта. Ориентирование.

Практическая работа 2.  Определение направлений и азимутов по плану местности. Р.К.

1

7.

Изображение неровностей земной поверхности на плане.

1

8.

 Глазомерная (полярная) съемка небольшого участка местности.

1

9.

Практическая работа 3. Составление простейшего плана местности методом маршрутной съемки. Р.К.

1

Тема 2. Географическая карта

9 ч.

10.

Форма и размеры Земли

1

11.

Географическая карта.

1

12.

Градусная сеть на глобусе и картах.  

1

13.

Географическая широта

1

14.

Определение географических координат. Географические координаты.

1

15.

Практическая работа 4 Определение расстояний, направлений и географических  координат на карте. Р.К.

1

16.

Изображение на физических картах высот и глубин.

1

17.

Значение планов местности и географических карт. Р.К.

1

18.

Обобщающий по теме: «План и карта». Р.К.

1

Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки

41ч.

Тема 1 Литосфера

9 ч.

19.

Земля и ее строение

1

20.

Горные породы и минералы. Р.К.

 

1

21.

Движения земной коры.

1

22.

Вулканы, горячие источники, гейзеры.

1

23.

Рельеф суши. Горы. Практическая работа 5. Определение географического положения и высоты гор.

1

24.

Равнины суши. Практическая работа 5. Описание географического положения равнин.

1

25.

Рельеф дна Мирового океана.

1

26.

 Изучение рельефа своей местности. Обозначение на конт. карте объектов рельефа. Р.К.

1

27.

Обобщающий по теме: «Литосфера». Р.К.

1

Тема  2 Гидросфера

14 ч.

28.

Вода на Земле.

1

29.

Мировой океан.  Части Мирового океана.

1

30.

Свойства океанической воды.

1

31.

Волны в океане.

1

32.

Океанические течения

1

33.

Изучение Мирового океана. Практикум.

Характеристика моря  по плану.

1

34.

Воды суши. Подземные воды. Р.К.

1

35.

Реки. Р.К.

1

36.

Реки.

Практическая работа 6.  Определение ГП  реки. Р.К.

1

37.

Озера. Р.К.

1

38.

Ледники.

1

39.

Искусственные водоемы. Р.К.

1

40.

Загрязнение гидросферы.

 Изучение вод своей местности. Р.К.

1

41.

Обобщающий по теме: «Гидросфера». Р.К.

1

Тема 3 Атмосфера

12 ч.

42.

Атмосфера: строение, значение, изучение.

1

43.

Температура воздуха. Р.К.

1

44.

Годовой ход температуры воздуха.

Практическая работа 7. Составление графика хода температур. Р.К.

1

45.

Атмосферное давление.

1

46.

Ветер.

Практическая работа 8. Построение розы ветров Р.К.

1

47.

Водяной пар в атмосфере. Облака.

1

48.

Атмосферные осадки.

Практическая работа 9.

Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. Р.К.

1

49.

Погода.Описание погоды. Р.К.

1

50.

Климат.  Описание климата своей местности. Р.К.

1

51.

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

1

52.

Причины, влияющие на климат. Р.К.

1

53.

Обобщающий по теме: «Атмосфера». Р.К.

1

Тема 4 Биосфера

4ч.

54.

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

1

55.

Природные зоны Земли. Р.К.

1

56.

Организмы в Мировом океане.

1

57.

Воздействие организмов на земные оболочки.

1

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы. Природные комплексы.

2 ч.

58.

Природный комплекс. Р.К.

1

59.

Практическая работа 10.

Составление характеристики природного комплекса. Р.К.

1

Раздел III. Население Земли

5 ч.

Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав.

2 ч.

60.

Человечество – единый биологический вид.

1

61.

Численность населения. Р.К.

1

Тема 2. Основные типы населенных пунктов.

2 ч.

62.

Основные типы населенных пунктов. Р.К.

1

63.

Практическая работа. Составление описания географического комплекса своей местности. Р.К.

1

Тема 3. Человек – часть биосферы.

1 ч.

64.

Человек – часть биосферы.

1

  Раздел IV. Влияние природы на жизнь и здоровье человека.

6 ч.

65.

Стихийные природные явления. Р.К.

1

66.

Главные особенности географических комплексов своей местности. Р.К.

1

67-68.

Повторение и обобщение знаний. Р.К.

2

69

Итоговый контроль знаний по курсу «География . 6 класс»

1

70

Итоговый урок по курсу «География . 6 клкасс»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 5-7 класс. ФГОС ООО.

Рабочая программа по географии 5-7 класс. ФГОС ООО. Учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева....

Рабочая программа по географии 5-7 класс ФГОС

Работая в эксперементе по ФГОС в 5 классе мной составлена рабочая программа по географии на 5-7 класс...

Рабочая программа по географии 5 - 9 классы (ФГОС) 2012 г.

Рабочая программа 5 - 9 класс по географии  к учебникам Е.М. Домогацких...

Рабочая программа по географии 5-6 класс ФГОС

рабочая программа по географии для 5-6 класса пилотных школ, работающих по федеральным государственным стандартам. Данная программа составлена по предметной линии учебников «Сферы» (5—9 клас­...

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

Рабочая программа по географии для 9 класса по курсу "География России: хозяйство и географические районы" с учётом требований ФГОС.

Рабочая программа по географии России для 9 класса по курсу "Хозяйство и географические районы"состоит из двух частей: пояснительной записки и календарного планирования. Программа составлена на 2 часа...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...