Представление педагогического опыта "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС"
статья по географии на тему

Вагапова Гузель Шамилевна

Педагогический опыт по теме "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС" представлен по следующим критериям:

  • Актуальность и перспективность опыта. Значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. 
  •  
  • Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
  •  
  • Теоретическая база опыта
  •  
  • Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
  •  
  • Анализ результативности
  •  
  • Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
  •  
  • Адресные рекомендации по использованию опыта
  • Наглядное приложение: конспект открытого урока/ занятия, видеозапись открытого урока/занятия и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя географии МОУ «Лицей №7» г.о. Саранск

Республики Мордовия

Вагаповой Гузель Шамилевны

«Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС ООО»

Важнейшая задача цивилизации –

научить человека мыслить.

Т. Эдисон

Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько “наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

Актуальность и перспективность опыта. Значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в системе образования, современными требованиями к школьному обучению.

В «Концепции модернизации российского образования» чётко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Формирование всесторонне развитой  личности – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями географии. Ведь именно на уроках географии закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем.

   Ключевое слово обучения в условиях ФГОС – деятельность. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Отсюда основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское  действие. Добиваться этой способности  следует через  современные образовательные технологии.    

Использование инновационных моделей в обучении позволяет формировать коммуникативные способности учащихся, умения самостоятельно работать и принимать ответственные решения, формировать навыки критического мышления, конструктивно подходить к решению задач и умения привлекать необходимую информацию для достижения поставленных целей.

В настоящее время методическое обеспечение педагогического процесса представлено в качестве определенной системы, посредством которой преподаватель реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. ФГОС как основа повышения качества образования предъявляет к учебному заведению определенные требования. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа.

Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Теперь учитель выступает не только в роли носителя знания и контролирующей инстанции, но и в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности ученика.

Современные условия развития общества указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знания от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности становятся все более актуальными.

В таких условиях педагогу необходимо владеть методами и формами построения образовательного процесса, которые бы стимулировали самостоятельную познавательную деятельность ученика. Этим и объясняется актуальность данного опыта. Необходимостью систематизировать инновационные педагогические модели и технологии, определить их роль в процессе развития личности ребенка, показать варианты и способы применения инновационных технологий и образовательных моделей в процессе обучения географии.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Как уже говорилось выше, современной школе необходимо внедрение инновационных моделей образования. Преподавание географии особенно остро нуждается в инновационных моделях обучения. Современным школьникам необходима мотивация к изучению «второстепенных» на их взгляд предметов, к числу таких предметов относят и географию. Инновационные модели образования призваны стимулировать познавательную деятельность учеников, в том числе и на уроках географии.

Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества естественно-научного образования. География создает у учащихся научное мировоззрение, особую нравственную ценность, формируют творческие способности, способствуют воспитанию высоконравственной личности, что может быть достигнуто только при условии сформированности у учащихся интереса к получению знаний. Другим важнейшим условием является потребность общества в образованной личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Третьим условием становления данного опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которые обусловили потребность пересмотра и качественного обновления структуры, содержания, форм и методов учебного занятия, разработки и реализации технологий педагогической деятельности.

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.

 Важным условием становления опыта стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения со школьниками, с другими педагогами, стремление придать своей деятельности направленный характер.

В лицее, где я работаю,  уровень обученности и подготовки учащихся разный. Таким образом, для того чтобы добиваться качества, необходимо использовать на уроках новые эффективные методы обучения.

Достижение запланированного уровня показателей педагогической деятельности характеризуется выявлением новых возможностей и потребностей учеников. Это стимулирует преподавателей осуществлять поиск инновационных технологий, отказываться от устаревших приемов и форм организации своей профессиональной деятельности.

Теоретическая база опыта

Понятие — модель обучения мы предлагаем в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует, выстраивает учитель. Модель обучения состоит из верхнего яруса – это методы и формы обучения, отраженные в тематическом плане и нижнего яруса – педагогической техники, т.е. средств и приемов, с помощью которых будут реализованы дидактические методы и формы.

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования.  Понятие "инновация" относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не столько ко времени, сколько к качественным чертам изменений.

нновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса. Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом.

Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами. Учитель объясняет новый материал, разбирает с учащимися сложные технологические моменты, задает учащимся вопросы, направленные на закрепление нового, а также на проверку усвоения ранее пройденного материала. В ходе урока учитель вместе с учащимися составляет технологические схемы приготовления блюд, приобщает учащихся к работе со Сборником рецептур блюд, с технологическими и технико-технологическими картами.

  Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Обобщенной базовой моделью в рамках поискового подхода являетсямодель обучения как творческого поиска: от видения и постановки проблемы - к выдвижению предположений, гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания. Основными вариантами этой базовой модели являются модель обучения на основе систематического исследования, модель обучения на основе игрового моделирования, модель обучения на основе дискуссии, совместной выработки позиций, принятия решений. Ученик выступает в роли активного участника исследования, игры, дискуссии. При этом используются различные формы проведения уроков.

Педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

- По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

- По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

- По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

- По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

- По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

- По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

- По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

- По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

- По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.

- По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках.

Нетрадиционные подходы к преподаванию для педагогов, является обучение в непрерывном образовании, на создание учащихся занимать активную деятельность, индивидуальную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый материал. Познавать мир, вступая в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном материале. Ведутся направления на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение каких-либо проблем.

« Инновационное обучение»- процесс и результат учебной и образовательной деятельности, которое стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения (образования) помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие, как перед отдельным учеником, так и перед классом. Расширяют значение дидактических поисков.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для  овладения  географическими знаниями, навыками и способами действия каждым  учащимся, выбрать такие методы обучения, которые позволили  бы каждому ученику  проявить  свою активность, свое творчество.

 Моя методическая проблема – «Деятельностный  подход в обучении географии», которая наиболее полно позволяет внедрять инновационные технологии в обучение географии.

Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. А ведь без знаний о Земле личность не состоится. Это аксиома. География рождает мысли и чувства добрые, великие.

В  классах я использую на своих уроках следующие новые технологии или их элементы, учитывая возрастные особенности детей.

1. Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата).

2.Технологии исследовательского обучения (обучение основам исследовательской деятельности).

3. Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).

4. Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников).

5. Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию).

6. Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности.

 

При этом моя деятельность и деятельность учащихся представлена в определенной последовательности  через алгоритмы деятельности, а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно проектировать. Моим педагогическим кредо является убеждение в том, что педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Я сторонник взглядов на образовательный процесс как на синтез запрограммированного управления  и оригинальности приемов и средств его реализации;  обязательное овладение всеми обучающимися содержанием предметного материала и  оригинальность, неповторимость мышления, художественность в оформлении своих взглядов, субъективность высказываний.

 

Технологии исследовательского обучения, информационные технологии. 

Учебная деятельность школьников  исследовательского характера должна быть с четко заданной целью. Для достижения планируемых результатов все  учебные процедуры  ориентированы на  выполнение действий уровня «оценивать», «прогнозировать».  В этом смысле широкими возможностями обладают практические  задания на выполнение проектов. В современных условиях информатизации общества и гигантского роста информационных потоков именно географии отводится важное место в формировании умений учащихся  работать с этой информацией, самостоятельно добывать знания и правильно их использовать в решении жизненных задач, моделировать. Примеры: «Надо ли осушать болота Западной Сибири?» 8 класс, «Есть ли перспектива развития атомной энергетики?» 10 класс, «Каковы перспективы строительства газоперерабатывающего комплекса на Ямале?» 9 класс, «Вклад русских в изучение и освоение Северной Америки» 7 класс. Методика проектирования учебной деятельности состоит из следующих этапов, которые  я  с моими учениками прохожу:

-        постановка задачи, для решения которой необходимо и желательно использование информационных технологий;

-        продумывание и обсуждение способов решения проблемы, отбор наиболее продуктивных идей;

-        распределение ролей участников проекта;

-        поиск источников информации по данному вопросу, подбор материала;

-        освоение новых приемов работы с информационными системами;

-        планирование работы над сценарием проекта;

-        выполнение работы по проекту;

-        анализ и корректировка  результатов по проекту;

-        представление отчета по проекту.

Результатами использования этих технологий стали исследовательские работы учеников: «Олимпийский космос» (1 место НПК лицея), «Остров свободы» (3 место НПК лицея), «Европа и Россия» (2 место НПК лицея), «Интересный иностранец» 7 класс, «Черное и Балтийское моря – окна в Европу» 10 класс и т.д.

 

Метод проектов. Мой многолетний опыт показывает, что изучение материала идет более успешно и увлекает, если  перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.  Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами  по интересной  и актуальной теме, разработка проекта с прикладной и межпредметной направленностью.

Особое место в организации проектной деятельности занимает работа со старшеклассниками. Со своими выпускниками мы подготовили проекты по разным темам курса географии мира, например:

  «Визитные  карточки  стран  и  регионов  мира»,  «Многоэтажность  Японии», «Глобальные  проблемы  человечества» и  др.,   потому что этот раздел экономической географии вызывает  особый интерес у учащихся. Ребят привлекает многообразие  и пестрота картины мира, поэтому они с удовольствием собирают материал о  различных регионах и странах, создают свои «картины и визитные карточки», рекламные проспекты по отдельным странам. Реализация проектного метода на уроках требует напряженной работы, нацеливает на применение элементов нелинейных технологий в обучении, на индивидуальную работу с отдельными учащимися, так как участники проекта играют различные роли, оперируют различной информацией, имеют дело с различными объектами, осваивают различные наборы операций. Работа над проектом завершается ролевой игрой. Независимые эксперты – группа учеников, которым предлагается оценить:

-        раскрытие содержания заявленной темы;

-        умение заинтересовать потенциальных туристов;

-        качество слайдов;

-        оформление наглядных материалов;

-        оригинальность вопросов.

 

Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса – это  форма активизации  познавательной деятельности учащихся, так как учитель перестает быть для них лишь источником  знаний, а ученик становится активным участником учебного процесса. Учащиеся  самостоятельно формулируют цель урока или занятия, выявляют проблему, анализируют информацию, что делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным. Я уверена, что именно игра рассчитана не столько на улучшение усвоения предметных знаний, сколько на приобретение способов самовыражения, понимание самого себя и позиций других людей. На игровых уроках обучение происходит через возможность свободно «сыграть» роль, взятую из реальной жизни. Урок в 8 классе «Природные уникумы Восточной Сибири и Дальнего Востока», ученики класса являлись турагентами, готовили рекламные проспекты, приглашая туристов посетить край; урок в 10 классе « Основные факторы размещения производительных сил», ученики создавали проект города, используя план местности. Планирование игры – это важнейший этап подготовки, на котором решается, как конкретно разыграть идею или ситуацию выбранным способом. При этом соблюдаю следующие шаги:

1. Выбираю конкретный материал, на котором будет проигрываться ситуация.

2. Намечаю роли учеников.

3. Предусматриваю реквизит.

Решаю, как использовать результаты игры. Игра – один из видов коллективной работы. Участие в игре оказывает сильное эмоциональное воздействие на школьников, не сопоставимое с воздействием других форм обучения. Исполняя роли, учащиеся погружаются в действительность, которой посвящена игра, ставят себя на место реальных лиц, учатся принимать решения. Хочу отметить, что игра хорошо сочетается с дискуссией. В практике моей работы я выделила несколько форм дискуссий:

-        «круглый стол» - беседа, в которой на равных участвуют все участники небольшой группы учащихся: – Какое влияние оказывают миграции на численность, состав и размещение населения?

-        «заседание экспертной группы», на котором вначале обсуждается намеченная проблема, а затем представитель группы излагает свои позиции всему классу: – Вы за рост городов или против? К чему может привести неконтролируемый рост крупных городов?

-        «форум» - обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает  в обмен мнениями с аудиторией: – Правильно ли сводить многообразные демографические проблемы к узкому кругу вопросов роста численности населения  в мире и мерам по его сокращению?

Таким образом, дискуссия является формой организации учебной   деятельности учащихся, с помощью которой они решают поставленную перед ними познавательную задачу.

 

Технологии проблемного обучения.

Технологическое построение  образовательного процесса позволяет мне обогатить и разнообразить формы организации обучения с акцентом на внимание к личности ученика. Я использую нетрадиционные формы проведения уроков:  уроки-исследования, уроки-конференции, уроки с ролевой и деловой игрой, «синквейн» и др., которые позволяют каждому ученику принять участие в подготовке и проведении урока. Мы с учениками практикуем нетрадиционные формы обучения. Среди них: уроки-дискуссии, защита проектов, конференции, дебаты, проблемные уроки в форме тезиса-антитезиса, уроки-коллажи – все они способствуют формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картине мира.

На обобщающих уроках предлагаю группам задания по решению технологических, экономических, экологических проблем, как, например: «Возможно ли строительство Удоканского металлургического комбината?», или «Ветер – друг или враг человека?». И даже поставленная перед группами одинаковая  проблема может быть решена ими по-разному. После обсуждения оцениваем наиболее оптимальный вариант решения. Применение групповой формы помогает мне добиться поставленной цели, создает творческую атмосферу, а свободная форма общения способствует меньшей утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки взаимоконтроля, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности.

Географическое образование имеет широкие возможности для гармонизации отношений не только между людьми, но и различными социальными и природными системами, между человеком и географической средой.  Основными элементами содержания в рамках данного подхода  являются вопросы многообразия культуры и вариативности, социокультурные  и этнонациональные проблемы стран современного мира, глобальные проблемы человечества, влияющие на  ход развития этнической  истории и др. Например: урок в 10-ом классе по теме: «Глобальные проблемы человечества». Содержание данного раздела включает  не только усвоение причин возникновения глобальных проблем, особенности их протекания в различных странах и регионах мира, и пути их решения.  А главное что должны усвоить  выпускники – это способность выдвигать свои гипотезы при решении проблем, предлагать пути их решения, брать ответственность  за принятые решения.  Культурологический подход в образовании формирует навыки и компетенции, необходимые для жизни, а также для проведения различных видов географических исследований:

  • развитие коммуникативных навыков (в устной, визуальной, вербальной, графической формах);
  • развитие навыков использования информационных технологий и картографических  источников  в целях получения информации о разнообразии мира;
  • развитие когнитивных навыков (анализ, синтез, критическое мышление) для принятия решения в области глобальных проблем.

 

Технологии проведения коллективных творческих дел. Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию инновационного подхода я считаю эффективной и использую технологию коллективного способа обучения. Я заранее делю класс на группы (2-6 в зависимости от конкретного урока), раздаю опережающие творческие  задания (сочинение-эссе, комплексные характеристики, стихотворения, схемы и др.). Внутри каждой группы учащиеся самостоятельно  распределяют между собой в зависимости от интересов в определенной области знаний. Например, урок в 8-ом классе по теме: «Сравнительная характеристика природных зон леса и степи». Класс делится на 2 группы: «Лесовики» и «Травники», а в них в свою очередь распределены роли: 1 ученик рассказывает о географическом положении – жизненное пространство – один из самых ценных и дорогостоящих ресурсов; 2-й – о рельефе – человек – завоеватель жизненного пространства у природы, другого племени; 3-й о климате – у природы нет плохой погоды; 4-й – о реках – кровеносная система территории; 5-й – о почвах – земля – кормилица. Причем каждый ученик должен быть убедительным в своих доказательствах о преимуществах жизни в каждой из природных зон. Нередко мы, учителя, недооцениваем учащихся, считая, что только мы сами можем доступно и верно объяснить сложное и непонятное. Я на практике убедилась, что это с успехом могут делать и ученики. Некоторые функции передаю учащимся, обеспечивая необходимую помощь и контроль. В группах выбирается лидер – это ученик, проявивший склонность к предмету, умеющий работать с картой, схемами. Вместе с ними мы готовим все необходимое к уроку: карточки для каждой группы, где могут быть задания теоретические и практические, проблемы, задачи, тренировочные упражнения по карте, оборудование к уроку, необходимый раздаточный материал. Следует отметить, что лидеры мне уже ответили на поставленные вопросы и знают подходы к решению той или иной проблемы. Так как наличие лидера не всегда обязательно, тогда группы формируются  по интересам. При таком формировании групп исключается «подавление слабых сильными». Каждая группа, оставшись наедине со своими разноуровневыми проблемами, будет вынуждена их решать. Такой подход считаю гуманным, так как он создает комфортную среду для всех участников: для слабых -  не  завысить требования, для  мотивированных – не занизить.  Ценность такого урока - активная позиция учащихся, право выбора уровня сложности задания, формирование уверенности в собственных силах и ответственность перед членами своей группы за качество выполняемой работы. Для меня пока остается нерешенной проблема оценивания. Считаю удачным применение такой формы на уроках обобщения. В этом случае ученики, отвечая, проговаривают известные им сведения, у них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы.

Итоговый урок в 7-х классах «Путешествие по материкам и странам» позволяет не только в интересной форме повторить, закрепить ранее изученный материал, но и проявить творчество, дух коллективизма, чувство ответственности. В начале изучения курса класс делю на 6 групп, по количеству материков, даю план выступления для групп, в котором для каждого пункта характеристики материка предусмотрены различные виды деятельности – девиз и эмблема, инсценирование, кроссворды, работа с картой, викторина. Отвожу для  выступление 2 урока. Ученики с большой радостью, с невероятной выдумкой относятся к подобным заданиям, приглашают родителей и классных руководителей на подобные уроки.

Вклад географии в формирование системы ценностей личности определяется тем, что:

- знакомит школьников с основными методами географической науки (анализ, синтез,  прогноз, наблюдение,  эксперимент – это нашло отражение в требованиях к уровню подготовки выпускников в государственных  образовательных стандартах), вооружает их соответствующими познавательными и практическими умениями (наблюдать, создавать образ территории, воспринимать  окружающий ландшафт  и т.п.);

- формирует систему прочных и действенных знаний учащихся, обеспечивает развитие умений самостоятельно работать с различными источниками географической информации, ориентироваться, вести наблюдения в природе и на производстве;

- способствует формированию геокомпетентностей, осуществляя тесную связь теории с практикой, с жизнью; вносит вклад в профессиональное самоопределение школьников, помогает выбирать жизненный путь;

- развивает личностную установку школьников на организацию процесса познания, самостоятельную творческую деятельность.

Моя главная задача - сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности  в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. Решение ее координируется с требованиями, сформулированными в стандарте географического образования. Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся.

Вооружая учащихся знаниями, умениями и навыками, я стараюсь развивать у них самостоятельность и творческую активность. Приучаю  их думать, рассуждать, устанавливать связи и зависимости, применять свои знания в жизненной практике и самостоятельно приобретать новые знания. На уроках географии использую разнообразные самостоятельные работы и сочетаю на уроке свое слово с наблюдениями и практическими работами учащихся. Специфика географии заключается в том, что её изучение требует организации разносторонних видов учебной работы, почти на каждом уроке, с картой и атласом.

Все перечисленные образовательные методы помогают достигать лучшего результата в обучении географии, повышают познавательный интерес к предмету.

Анализ результативности

В результате использования вышеописанных подходов в изучении географии удается:

  • раскрыть всесторонние способности учащихся;
  • повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
  • научить учащихся быть более уверенными в себе;
  • научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях; 
  •  повысить качество знаний учащихся.

Результатами развития познавательной деятельности является потребность ребёнка активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать желающим и умеющим познавать новое. Внешними результатами является успешное участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах. Ежегодно учащиеся участвуют в школьных, муниципальных олимпиадах по географии, во Всероссийских дистанционных олимпиадах по географии «KidOlimp», «Инфоурок». Многие учащиеся  к  конкурсам и олимпиадам  относятся очень серьезно,  о чем свидетельствуют их победы. Так, за 2015-2017 уч. год  призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии стали 7 учеников из 13 участвующих,  

Все это приводит к высокой степени самостоятельности учащихся, к поисковой и познавательной деятельности и раскрытию потенциала детей.

О результатах заинтересованности в предмете «География» можно отметить то, что 19 учеников выбрали данный предмет в качестве сдаваемого ОГЭ.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

С применением инновационных моделей обучения учителю необходимо:

  • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
  • создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
  • использовать различные средства для поддержания интереса к предмету;
  • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
  • избегать перегрузки учащихся;
  • принимать во внимание индивидуальные особенности развития детей;
  • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
  • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

      А трудность опыта  в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе. Учителю необходимо быть всегда готовым прийти на помощь ученикам, не навязывая своего решения.

Например, при проведении обучения в группах трудностью является вовлечение каждого из обучаемых в процесс получения знаний. Один из самых известных и простых способов — это изменение психоэмоциональных ролей участников групп, например, назначение модератором нового руководителя в группе на каждом этапе выполнения цепочки взаимосвязанных заданий; или использование специальных методов оценивания: например, оценка каждому участнику выставляется на основе результатов как индивидуальной работы, так и работы всей команды. В этом случае даже самый пассивный участник будет вынужден включиться в работу группы.

Минусом будет являться также то, что система оценивания весьма несовершенна. Зачастую и ученик, и учитель работают на оценку и для оценки. Подход усреднённый, ведь надо учить всех. Учитель физически не может опросить каждого и уделить ему достаточно времени. Учащиеся перегружены занятиями, они получают много того, что им никогда не пригодится в будущем. Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение ЕНТ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении определенного материала, также можно назвать инновациями 

Наиболее важной проблемой, с которой сталкиваются многие учителя, является то, что абсолютно все школы большую часть времени вынуждены заниматься выбором или составлением, организацией и систематизацией программ и учебных планов согласно внедренному принципу вариативности в ущерб самому образовательному процессу, проще говоря, на общение с детьми остается все меньше времени.

Личностная же ориентация и обеспечение комфортности образовательного процесса для ребенка обернулась значительным падением авторитета учителя в глазах учащегося, так как «бесконфликтность» процесса подразумевает под собой и устранение многих форм «наказания»: от оставления на повторный год обучения до неудовлетворительной отметки в журнале.

А так как дидактические инновационные технологии обучения направлены в основном на самостоятельную работу, учащиеся могут до конца не усвоить материал или сделать неверные акценты на изучаемом и, как следствие, выбрать неверное направление в его освоении. В таком случае здесь требуется усиленный контроль за выполнением заданий.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт может быть адресован не только  учителям географии, но и всем учителям, кто использует активные формы на уроках и во внеурочной деятельности.  

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки и выступаю на заседаниях методического объединения учителей школы. Для родителей обучающихся провожу  беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов школы, города, республики, а также использую Интернет-ресурсы, где широко представлен опыт педагогов России. Размещаю опыт работы на страницах своего мини-сайта.

С публикацией о представленном педагогическом опыте можно познакомиться, пройдя по ссылке http://nsportal.ru/vagapova-guzel.

Стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требованиям, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.

Наглядное приложение: конспект открытого урока/ занятия, видеозапись открытого урока/занятия и т.д.

Конспект открытого урока представлен ниже.


Конспект урока географии

«ОРИЕНТИРОВАНИЕ»

6 класс

Цель урока

Сформировать у учащихся умение ориентироваться по плану и на местности.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Основные понятия

Ориентирование. Стороны горизонта. Компас. Азимут.

Межпредметные связи

Математика, природоведение, история.

Оборудование

Топографический план местности, компасы, учебники, атласы, транспортиры, карточки, «смайлики»

Планируемые результаты

Предметные:

- определять стороны горизонта;

 -ориентироваться  

по компасу на плане и местности;

- понимать роль ориентирования для человека.

Метапредметные:

-высказывать предположения на основе учебного материала;

-устно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;

- слушать и понимать речь других;

-находить и анализировать информацию;

-работать по плану; осуществлять самоконтроль.

Личностные:

овладение географическими знаниями

и умениями

их применять в различных жизненных ситуациях.

Этап урока

Действия учителя

Слайд

Действия учеников

Примечание

Орг. момент

2 мин

Приветствие учащихся, пожелания удачной совместной деятельности

(проверка отсутствующих) 

Эпиграф к уроку: Стрелка компаса на север Показала направленье. И по плану ты проверил Путь дальнейшего движенья

Стоя приветствуют учителя,

Садятся, слушают.

Актуализация знаний

10 мин

Для начала давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма

Просмотр видеосюжета из мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица»

просмотр

(10 сек, на 44,8 минуте)

Обсуждение

- Ребята, куда держали путь богатыри?

Картинка (богатыри)

Ответ:

- На Киев / На Киевскую Русь

С точки зрения географии, почему герои разминулись?

- Стрелка поменяла направление

По данной карте мы можем определить где находится Киевская Русь?

Карта «Киевская Русь» 9-10 век

Изучают карту по княжествам

С какой географической проблемой столкнулись богатыри?

- Не знали точное местоположение Киева / не знали точно в каком направлении следовать

Сформулируем тему урока:

(подсказка – определение своего местоположения как называется?)

Тема: ???

- Ориентирование

Молодцы, открываем тетрадочки, записываем тему урока «Ориентирование», не забываем про дату …

Тема урока:

«Ориентирование»

Записывают в тетрадь тему урока

А теперь определите цели, чему вы должны научиться

(наводящие вопросы:  Зачем компас на столе? Для чего на компасе даны градусные деления?).

Представьте, если мы заблудились в лесу и у нас нет компаса, что делать?

Цели: ???

- Научиться ориентироваться на местности

- научиться определять стороны горизонта с помощью компаса

- знать точное местоположение

- Ориентироваться по местным признакам

Чтобы запомнить, давайте запишем, что означает слово «ориентирование»

Ориентирование – это  определение своего местоположения относительно сторон горизонта

Записывают определение

Вспомним стороны горизонта, кто пойдет к доске? ……..

Образец без надписей

Рисует на доске (румбы с буквами сторон горизонта)

Остальные дети следят за правильностью

- Ребята, правильно?

Да (ученик садится)

- Какие способы ориентирования вам знакомы?

Картинки (мох на дереве, муравейник, тень от солнца и т.д.)

(можно соста-вить кластер по спосо-бам ориентирования)

1-2 мин

Предлагается детям встать, поворачиваться в ту сторону, на которую указывает учитель местными признаками;

3 мин

Физкультминутка  (см. в приложении)

Этап изучения нового мате-

риала

15 мин

Ребята, для чего нам нужен компас?

Картинка компаса

-Для определения своего местоположения,

-для определения сторон горизонта

Для чего нужны деления на компасе? Обратите внимание какую единицу измерения они имеют?

Чтобы по градусам определить точное местоположение

А как правильно пользоваться компасом?

Где у нас в кабинете север?

Правила пользования компасом

- установить на горизонтальную поверхность,  и т.д.

Что нам поможет определить направление с большой точностью?

Ссылка на учебник, стр.44

Атлас, стр. 8-9

- азимут

Сколько всего градусов на компасе?

Изображение компаса

360

В каком направлении идет отсчет градусов?

Начиная с севера в сторону востока и по часовой стрелке

Прочитайте определение «Азимут» и Посмотрите на рис.22 стр. 44,

Какая связь?

Запишите определение в тетрадь

Ссылка на учебник, стр.44

Атлас, стр. 8-9

Читают, рассматривают рисунок

записывают

На доске учитель рисует схему компаса с основными градусами, отмечает среди схемы объект, выделяет угол между направлением на север и направлением на объект, подписывает его как азимут, затем отмечет новые объекты, дети стараются определить Азимут (называя градусы)

Ознакомьтесь с правилами определения азимута с помощью компаса (стр.44)

Приступим к работе с компасом

Правила определения азимута с помощью компаса

Читают

Дети берут в руки компас, определяют стрелку  на север

Вопросы (практикум):

По какому азимуту нужно двигаться к выходу?

Чтобы подойти к окну, какому азимуту нужно следовать?

Классный уголок и т.д.

Чтобы определить азимут по карте, нужно воспользоваться транспортиром

Рисунок сравнения компаса и транспортира

- градусы

- круг

Учитель проделывает данную работу с по-мощью большо-го транс-портира по экрану проектора

(либо интерактивно)

- Возьмите в руки транспортир, Что схожего между транспортиром и компасом?

Открываем форзац учебника

Прикладываем транспортир на топографическую карту, прицельный кружок на объект «колодец»

Вопрос: По какому азимуту нужно идти, чтобы добраться до родника?

Этап закрепления и применения знаний и способов деятель-ности

7 мин

Дает задание:

На карте найдите местоположение своего дома по номеру.

Определите азимут до лицея, до ближайшего магазина, до сбербанка, до аптеки.  (если на карте нет дома, то все те же действия от лицея) По пути домой проверить по компасу

Топографическая карта местности

Определяют азимут

Раздаточный материал:

Топографическая карта района лицея

Ссылка на учебник: стр.46 «От теории к практике» задание 3 (а, в)

Итоги

3 мин

Какие цели ставились?                 Цели                              

Достигли мы этих целей?

да

Научились определять местоположение?

да

Д/З  §7 читать, отвечать на вопросы. (практикум, зад. 2 стр.44)

Рефлек-сия

30 сек.

Похлопаем сами себе в ладоши, Все молодцы, спасибо за работу!

Хлопают в ладоши

Приложение 1

Физкультминутка (проводит ученик)

Зарядка по сторонам горизонта

Наклоны головой:

«Север» - вперед

«Юг» - назад

«запад» - влево

«восток» - вправо

Движения руками:

«север» - наверх

«юг» - вниз

«Запад» - наклоны влево

«восток» - наклоны вправо

Приседы:

Приседать столько раз, сколько основных румбов

Поднятия коленей:

Поднимать колени к груди поочередно столько раз, сколько основных и промежуточных румбов, проговаривая вслух, начиная с севера (по часовой стрелке)

После зарядки можно себе похлопать


Список использованной литературы

1. Домогацких Е.М. учебник «География» – М.: «Русское Слово», 2014.

2. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

3. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

4.      География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

 

Интернет источники

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Русское Географическое Общество (Источник).  

3.  Geografia.ru (Источник).  

4.  Murzim.Ru (Источник).  

5.  Выжить.ру (Источник).  

6.  Википедия (Источник)

https://yandex.ru/images/search?text=ориентирование&lr=42

http://www.3bogatirya.ru/personazhi/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК  ГЕОГРАФИИ  В УСЛОВИЯХ   РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

—Приоритетными задачами  школьного образования становится развитие  у учащихся   способности самостоятельно ставить      учебные цели,   проектировать...

Модель современного урока географии в условиях реализации ФГОС

модель современного урока географии. Урок до и после....

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с...

Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС

Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельностиТехнология (в переводе с греческого языка techne – искусство, мастерство)Поэтому каждый урок должен быть построен...

методическая разработка«Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС»

Эпиграфом к своей работе я взяла слова английского поэта Ричарда ОлдингтонаНичему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.  Современный ...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...