Сфера услуг. Транспорт сухопутный.
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Сергеева Дария Григорьевна

урок проводится в 9 классе по учебнику В.П. Дронов География. Россия: природа, население, хозяйство.

Тип урока: Формирование новых знаний, умений и навыков.

Цели и задачи : 1. Сформировать представления о сфере услуг, ее составе и возрастающей роли в экономике страны, представления об особенностях сухопутного и авиационного транспорта России. 2. Познакомить с задачами и проблемами сухопутного и авиационного транспорта России. 3. Развить умения оценивать транспортные сети, прогнозировать дальнейшее развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sfera_tr._transport_9kl_hod_uroka.docx27.12 КБ
Файл sfera_uslugi.pptx620.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   по теме  «Сфера услуг. Транспорт. Сухопутные и воздушный транспорта России»

Тип урока: Формирование новых знаний, умений и навыков.

Цели и задачи : 1. Сформировать представления о сфере услуг, ее составе и возрастающей роли в экономике страны, представления об особенностях сухопутного и авиационного транспорта России. 2. Познакомить с задачами и проблемами сухопутного и авиационного транспорта России. 3. Развить умения оценивать транспортные сети, прогнозировать дальнейшее развитие.

Средства обучения: карта «Транспорт России», атласы, интерактивная доска, карточки с заданиями.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного изложения.

 Новые термины и понятия:  сфера услуг, специальные и универсальные виды транспорта, грузооборот, транспортная система, железнодорожный, автомобильный, авиационный транспорт.

Контрольные вопросы и задания. А.1. Обоснуйте уникальность значения железнодорожного транспорта для России. 2. Какие экологические проблемы связаны с железнодорожным и автомобильным транспортом России. 3. Какие особенности свойственны автомобильному транспорту?. Б. работа с текстом. В. Кроссворды

План урока.

     1.  Организационная часть урока.

  1. Общая характеристика  о составе сферы услуг, сухопутного  и воздушного транспорта.
  2. Задания для закрепления темы
  1. Практическая работа по теме «Сухопутный  и авиатранспорт»
  2. Задания на дом
  3. Заключение урока

Ход урока

  1. Учитель 1.слайд:  Цель урока:

1.Сформировать представления о сфере услуг, ее составе и возрастающей роли в экономике страны, представления об особенностях сухопутного и авиационного транспорта России. 2. Познакомить с задачами и проблемами сухопутного и авиационного транспорта России. 3. Развить умения оценивать транспортные сети, прогнозировать дальнейшее развитие.

2 слайд:  Сфера услуг образует третичный сектор хозяйства. Отрасли. Входящие в неё, производят особую продукцию – услуги, которые потребляются не в виде каких либо вещей, а в качестве деятельности. Видов услуг в современном обществе много. Это торговые бытовые услуги, услуги транспорта и связи, здравоохранения и образования. Особый вид услуг – услуги государственного управления и обороны.

Транспорт  Основная функция транспорта – перемещение в пространстве людей и грузов. Его главная задача – обеспечивать связи между предприятиями, районами страны.

3 слайд:  Виды транспорта. Специальные (Транспортировка грузов) – Трубопроводный, электронный   Универсальные  (Перевозка пассажиров и грузов) - Сухопутные – железнодорожный, автомобильный. Водные – речной и морской.

Вопрос – что такое грузооборот ?

1 ученик: читает 64 стр – По своему назначению транспорт объединяют в две группы. Работу,  проделанную транспортом, оценивают по нескольким показателям. Величину(объем)перевозок грузов и пассажиров измеряют соответственно в тоннах и количестве пассажиров. Грузооборот – это произведение количества перевезённого груза (т) на расстояние перевозки (км). Он исчисляется в тонно-километрах. Аналогично для числа перевезённых пассажиров рассчитывается пассажирооборот. 

Вопрос  на выявление причинно-следственной связи.

- сравнение проездных билетов на самолете и поезда.

- какой водитель имеет больше зарплаты, дальнобойщик или тот который возит по городу хлебобулочные изделия.

 Учитель 4 слайд: Особое место занимает трубопроводнй транспорт. Он тихоходный, «подземный», недорогой, высокопроизводительный и бесшумный. Но у трубопроводов очень узкая специализация – перекачка нефти, газа, продукты полученные из нефти, вода. Особенности трубопроводного транспорта.

2 ученик читает сообщение: Преимущества трубопроводного транспорта – низкая себестоимость перевозок. Большая пропускная способность. Надежность, нет зависимости от погодных условий, бесшумность.

Недостатки – Узкая специализация по видам грузов, низкая скорость опасность аврий с серьезнымыми экологическими последствиями.

3 ученик читает сообщение: Современная сеть магистральных нефтепроводов. России имеет протяженность 62 тыс. км (общая протяженность нефтепроводов- 70833 км, нефтепродуктоводов – 11536 км. Газопроводов – 135771 км). Особое значение имеет международный магистральный нефтепровод «Дружба». Построенный для снабжения польши, Германии, Чехии, Словакии и венгрии нефтью. Поступающей из России (общая протяженность более 5тыс.км). Он включает три трубопровода большого диаметра, протяженных по маршруту: Нижневартовск-Самара-Пенза-Липецк-Орел-Унеча-Мозырь.

 Учитель 5 слайд: Важнейший вид транспорта России – железнодорожный. Страна располагает протяженной железнодорожной сетью. Эксплуатационная длина составляет 85 тыс. км.- это II место в мире (электрифицированы 43тыс. км), в европейской части страны она имеет радиально-кольцевую структуру, центром которой является столица-Москва. От неё стальные магистрали идут в 12 направлениях.

8 слайд: Автомобильный транспорт занимает второе место по пассажирообороту и третье-по грузообороту. Он не может составить конкуренции железнодорожному транспорту в массовых грузовых перевозках на средние и дальние расстояния. Это объясняется высокой себестоимостью перевозок.

Особенности автомобильного транспорта.

4 Ученик читает 69 стр: Преимущества. Манёвренность- доставка пассажиров и грузов «от двери к двери», относительно высокая скорость перевозок, сохранность грузов. Недостатки. Ограниченнная грузоподъемность. Загрязнение окружающей среды, относительно высокая себестоимость перевозок, зависимость от погодных условий. Перевозка грузов – самые разнообразныегрузы, но в первую очередь строительные материалы, руды, зерно, черные металлы, лес, товары народного потребления, а так же наибольшие по объему и весу штучные товары: продукция машиностроения, химической, легкой промышленности.

5 ученик читает 69 стр: география российских автомобильных дорог похожи на географию железных дорог, но на не в полной мере. Центр автомобильной сети европейской части страны – Москва. От неё по разным направлениям расходятся 12 радиусов дорог. Но в отличие от ж/д сети практически отсутствуют кольцевые дороги, пересекающие эти радиусы. Работы по их созданию только начинаются. Отсутствие кольцевых дорог создаёт большие транспортные проблемы в этой части страны. В азиатской части россии ситуация с автодорогами такж хуже, чем с железными дорогами. Здесь есть только одна автодорога широтного направления, связывающая Дальний Восток и Сибирь с европейской частью. Но назначительном отрезке (Чита-Хабаровск) она грунтовая.

 Учитель 9  слайд:  Воздушный транспорт является одним из основных перевозчиков пассажиров в россии и занимает 2 место по их междугородным перевозкам. Особую роль он  играет в слабо освоенных районах Сибири и Дальнего Востока, где иногда вертолет является единственным средством сообщения. Объем перевозимых грузов сравнительно небольшой, воздушные суда имеют значение в транспортировке ряда дорогостоящих. Скоропортящихся и экстренных грузов. Вертолёты используются при строительстве трубопроводов, линий электропередач, мостов.

10 слайд: Зависимость транспорта от природных условий территории велика и многообразна. Однако  по мере развития науки и техники она приобретает новые формы. Сооружая мосты, тоннели. Дороги и порта и т д человек сильно изменяет облик окружающей  природы. В настоящее время растет отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду.

Ученики приводят свои примеры- «Как загрязняет транспорт окружающую среду»

Учитель 11  слайд : Вывод

В  мировом  транспорте происходят серьезные изменения. Все большее значение приобретают  такие факторы, как точность, надежность. Доступ к информационным системам на любом отрезке транспортной сети. оптимизация времени доставки. Частота отправлений. Это обуславливает зависимость различных видов транспорта от качества автомобильных и железных дорог, воздушных портов. трубопроводов. Их техническое состояние непрерывно совершенствуется, они оснащаются дорогостоящим оборудованием. в том числе электронным.

Поэтому в будущем в транспортной системе России должны произойти качественное изменения: увеличится количество автомагистралей с усовершенствованным покрытием. Электрифицированных и скоростных железных дорог, трубопроводов крупного диаметра.

2 Учитель  12 слайд:  Выполните задания для закрепления темы. Учащиеся делают соотношение понятий, угадывают кроссворд читая текст учебника.

3  13 слайд Практическая работа по теме « Сухопутный  и авиатранспорт» . Учащиеся выполняют задания по картам «Железнодорожный транспорт» 16 стр., Карта «Автомобильный и воздушный транспорт» 17 стр. 

Практические задания:  1.Определите  по  рис.1.4.6. на учебнике  67стр.  Сколько широтных  железных  дорог  пересекают территорию Урала,  Сибири,  Дальнего  Востока.

2. Определите по карте: из Москвы до Сургута  через какие города едет поезд.

3. Дайте характеристику города Екатеринбурга: местоположение, наличие транспортных систем,  роль и значение города по региону.

4. Установите по карте обеспеченность населения собственными легковыми автомобилям и записывайте в порядке уменьшения;

     а. Дальний Восток

     б. Европейский Север

     в. Урал.  

  1. Учитель 15 слайд: Домашнее задание.   Записывают домашнее задание.
  2. Учитель: Заключение.  Учитель подводит итоги, проверяет задания и ставит оценки.

Результаты урока. Оценка «5» - Знание о роли. Особенностях, территориальной организации и уровне развития автомобильного и железнодорожного транспорта России. Умения работать с транспортной картой России.

Оценка «4» - Знание о роли. Допущены ошибки или недочеты по понятиям об особенностях, территориальной организации и уровне развития автомобильного и железнодорожного транспорта России. Незначительные ошибки при работе с картой.

Оценка «3» - весь урок работал, но допущены много недочетов. Имеет общее представление о транспортах. Медленно работал по карте, с ошибками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сфера услуги. Транспорт. Сухопутный и воздушный транспорт Цель урока: Сформировать представления о сфере услуг, ее составе и возрастающей роли в экономике страны, представления об особенностях сухопутного и авиационного транспорта России. Познакомить с задачами и проблемами сухопутного и авиационного транспорта России. Развить умения оценивать транспортные сети, прогнозировать дальнейшее развитие.

Слайд 2

Сфера услуг образует третичный сектор хозяйства. Отрасли. Входящие в неё, производят особую продукцию – услуги, которые потребляются не в виде каких либо вещей, а в качестве деятельности. Видов услуг в современном обществе очень много. Это торговые бытовые услуги, услуги транспорта и связи, здравохранения и образования. Особый вид услуг – услуги государственного управления и обороны. Транспорт Основная функция транспорта – перемещение в пространстве людей и грузов. Его главная задача – обеспечивать связи между предприятиями, районами страны.

Слайд 3

Виды транспорта Специальные Транспортировка грузов Трубопроводный Электронный Универсальные Перевозка пассажиров и грузов Сухопутные – железнодорожный, автомобильный. Водные – речной и морской. Авиационный

Слайд 5

Важнейший вид транспорта Р оссии – железнодорожный. Страна располагает протяженной железнодорожной сетью. Эксплуатационная длина составляет 85 тыс. км.- это II место в мире (электрифицированы 43тыс. км), в европейской части страны она имеет радиально- кольцевую структуру, центром которой является столица-Москва. От неё стальные магистрали идут в 12 направлениях.

Слайд 6

Показатели железнодорожного транспорта Ведущие страны мира по протяженности железных дорог (тыс.км,2008-20011гг) 1. 226,2 – США 2. 85,5 - Россия 3. 66,2 - Китай 4. 64 - Индия 5. 58,5 - Канада Густота железных дорог по странам мира (км на 1000 кв км 2008-20011гг ) 1. 24 – США 2. 19 - Индия 3. 7 - Китай 4. 6 - Канада 5. 5 - Россия

Слайд 7

Железнодорожный транспорт Особенности Недостатки Отсутствие сети железных дорог на севере –востоке страны. Высокая стоимость строительства. Перегруженность важнейших магистралей. Невозможность доставки грузов и пассажиров «от двери до двери» Преимущество Универсальность: способность перевозить пассажиров и практически все виды грузов. Значительная грузоподъемность. Практически не зависит от природных условий. Совпадение основных направлений пассажирских и грузовых потоков с направлениями ж/- х магистралей.

Слайд 10

Влияние на окружающую среду Виды транспорта Выбросы в воздух Твердые отходы Сброс сточных вод Шумовое загрянение трубопроводный 0 Нет В случае аварии Нет В случае аварии нет железнодорожный 3% 21% 80% высокое автомобильный 94% 72% 12% высокое авиационный 1% сохраняется 2 года 5% 3% высокое

Слайд 11

Вывод В мировом транспорте происходят серьезные изменения. Все большее значение приобретают такие факторы, как точность, надежность. Доступ к информационным системам на любом отрезке транспортной сети. оптимизация времени доставки. Частота отправлений. Это обуславливает зависимость различных видов транспорта от качества автомобильных и железных дорог, воздушных портов. трубопроводов. Их техническое состояние непрерывно совершенствуется, они оснащаются дорогостоящим оборудованием. в том числе электронным. Поэтому в будущем в транспортной системе России должны произойти качественное изменения: увеличится количество автомагистралей с усовершенствованным покрытием. Электрифицированных и скоростных железных дорог, трубопроводов крупного диаметра .

Слайд 12

Задания на заккрепление темы. 20§ 64 стр. Угадайте слова. 1.Вид бытовых услуг 2.Вид связи 3.специальный транспорт 4 перевозить пассажиров 5.преимущества железнодор ожного транспорта. 6.преимущества автомобильного транспорта. 7, 8, 9. виды загрязнение от транспорта. 10. произведение количества перевезённого груза (т) на расстояние перевозки (км) п _ р _ к _ _ х _ _ _ к _ _ 1 п _ _ _ а 2 э _ е _ т _ _ н _ ы _ 3 _ в _ _ б _ _ н _ й 4 у _ и _ _ р _ а _ ь _ о _ _ Ь м _ _ ё _ р _ _ н _ _ _ ь 6 ш _ м _ в _ е 7 з _ _ у _ о _ _ в _ н _ я 8 в _ х _ о _ н _ й г _ з 9 _ р _ з _ о _ _ р _ т 1 0

Слайд 13

Соотнесите правильные ответы: 1.Сфера услуг – преимущества универсальность 2.Специальные виды транспорта – исчисляется в т/км 3. Универсальные пункты, в которых сходятся виды транспорта – разные транспортные пути 4.Грузооборот – перевозка пассажиров и грузов 5.Железнодорожный – объединенные транспортные преимущества узлы образуют 6. Автомобильный – высокая скорость преимущества 7.Авиационный – услуги здравоохранения преимущества 8.Транспортная система – транспортировка грузов 9.Транспортный узел – перекачивает нефть и газ 10. Трубопроводный - преимущества манёвренность

Слайд 14

Работа с картой 1.Определите по рис.1.4.6. на 67стр. Сколько широтных железных дорог пересекают территорию Урала, Сибири, Дальнего Востока . 2. Определите по карте: из Москвы до Сургута через какие города едет поезд . 3. Дайте характеристику города Екатеринбурга: местоположение, наличие транспортных систем, роль и значение города по региону . 4. Установите по карте обеспеченность населения собственными легковыми автомобилям и записывайте в порядке уменьшения; а. Дальний Восток б. Европейский Север в. Урал.

Слайд 15

Домашнее задание: Прочитать 20 § 64 -71 стр. Кроссворд. 1. - а - - - а – город Дальнего Востока на берегу холодного море, с внутрироссийским аэропортом и автомагистралем. 2. - - - сокращенно, несовершенный магистраль Дальнего Востока. 3. н - - - в - - й вид груза, везут на емкостях. 4. т - - л - - б - - для пассажиров, в Якутске нет. 5. - л - - - вьюжный вид транспорта в тундре 6. я – щ - - и они в старину везли почту на дальние расстояния. 7. - - ш – н – самый манёвренный из видов транспорта. 8. - в - - самый дорогостоящий вид транспорта 9. - н - - о - о аэропорт города Москвы. 10. - - г – н малый аэропорт города Якутска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Сфера услуг"

Презентация предназначена для урока географии 9кл....

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт...

Урок географии. "Сфера услуг". 8 класс

Цель урока:- познакомить учащихся с отраслями сферы услуг.      • Выявить, что такое услуга, и какие отрасли образуют сферу услуг...

Методические рекомендации по проведению дней адаптации в учебном заведении (на примере ГБПОУ «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг»)

Успешная адаптация подростка в первые дни в техникуме в большей степени зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от:- его способности к установлению межличностных отношений с педагогами...

Урок географии в 9 классе по теме "Состав и значение сферы услуг"

Урок географии для обучающихся 9-х классов по теме "Состав и значение сферы услуг"....

ГБПОУ "Колледж сферы услуг №3" Контрольная работа по географии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Задания по общеобразовательной учебной дисциплине «География»  предназначены для проведения кон...