Урок "Металлургический комплекс: цветная металлургия"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Дунайцева Антонина Владимировна

Урок комбинированный  с использованием ИКТ (с элементами ФГОС), видеофрагментов учебно-познавательных фильмов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metallurgicheskiy_kompleks._tsvetnaya_metallurgiya.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Металлургический комплекс: цветная металлургия

Цель урока:

изучить особенности цветной металлургии,

понять проблемы и перспективы отрасли.

Задачи:

образовательные: знакомить с особенностями металлургии тяжелых и легких металлов и производственных процессов; определить ведущие факторы размещения и базы; выявить проблемы и перспективы.

развивающие: продолжить развитие умения работать с экономическими картами и статистическими материалами; формирование умения анализировать, сопоставлять карты, статистические данные; развитие географического мышления, способности самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, в условиях новых учебных задач.

воспитательные: повысить мотивацию к совместной работе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных явлений; грамотно работать с информацией; воспитывать экологическую культуру.

Планируемые результаты обучения:

- знание особенностей цветной металлургии исходя из особенностей различных металлов;

- умение объяснять особенности размещения отрасли;

- умение получать информацию из карт атласа.

Характеристика основных видов деятельности:

- находить информацию об использовании цветных металлов в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них.

- сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии.

- выявлять главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжелых металлов.

- сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Приёмы: подводящий диалог, приём рефлексии, оценка успешности.

Методы: обмен мнениями, обсуждение, анализ, сравнение, частично-поисковый.

Оборудование:

мультимедийное оборудование,

презентация “Цветная металлургия”

карта “Чёрная и цветная металлургия”,

коллекция полезных ископаемых (боксит, медная руда, оловянная, свинцово-цинковая руда),

образцы металлов и сплавов - медь, алюминий и другие, карточки.

Тип урока: интегрированный с использованием ИКТ (с элементами ФГОС)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Карточки-задания размещены на доске, учащиеся выходят к доске, выбирают карточку, читают вопрос и дают ответ  (Слайд 5)

1.Каково значение металлургического комплекса?

Ответ: металлургический комплекс производит выплавку металла, производит сталь, которая необходима в народном хозяйстве.

2.Какие типы предприятий входят  в состав черной металлургии?

Выделяют следующие типы предприятий: металлургические заводы полного цикла, передельная металлургия, производство ферросплавов, малая металлургия (на машиностроительных заводах), электрометаллургическое производство стали.

3.Какое сырье необходимо для производства черных металлов?

Железная руда, коксующийся уголь, для выплавки стали марганцевая руда.

4.Объясните принцип размещения предприятий черной металлургии.

Предприятия черной металлургии полного цикла размещаются вблизи железорудных и каменноугольных бассейнов, предприятия передельной металлургии ориентированы на районы и центры развитого машиностроения.

5.Показать на карте основные центры черной металлургии.

Череповец, Тула, Липецк, Старый Оскол (электрометаллургический завод), Нижний Тагил, Новотроицк, Челябинск, Магнитогорск, Новокузнецк.

6. Назовите и покажите металлургические базы России. Дайте характеристику одной из них по плану:

а) название базы.

б) источники сырья (руды)

в) источники топлива.

г) металлургические центры.

7. Предложите вариант размещения на территории современной России нового металлургического комбината полного цикла. Обоснуйте свое решение.

(При выборе места строительства следует учитывать сырьевой, энергетический, экологические факторы, а так же наличие воды, обеспеченность  (ж/д) путями, трудовыми ресурсами)

Северный Кавказ. Он находится близко к центру, трудовые ресурсы здесь с избытком, плотность населения одна из высоких, да и территория не велика, так что, проблем с транспортировкой быть не должно. Ресурсы имеются, в том числе и водные. Идеальное место.

8. Определите наиболее перспективное место строительства нового  металлургического завода на Дальнем Востоке, используя необходимые карты и знания о факторах размещения металлургических заводов.

(Наиболее перспективно строительство завода на территории Южно-Якутского угольного бассейна. Рядом расположено месторождение Чульман и Таежное, проходит железная дорога, будущая Амуро-Якутская магистраль. В этом районе действуют две ТЭС – Чульманская и Нерюнгринская.)

Познавательные УУД

Логические

- выдвижение гипотез и их обоснование

3. Изучение нового материала

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на лично-значимом уровне

1. Формулирование  темы урока.

2. Формулирование целей урока

3. Запись в тетрадь плана урока  (Слайд 6)

1) Значение отрасли в народном хозяйстве

2) Классификация цветных металлов

3) Особенности отрасли

4) Факторы размещения

5) Проблемы и перспективы развития отрасли

1. - О значении отрасли в народном хозяйстве

- Благодаря своим уникальным свойствам цветные металлы на сегодняшний день незаменимы во многих отраслях, в том числе и наукоёмких.

 (Слайд 7)

Слайд 8 – запасы руд цветных металлов в России:

  • 11% мировых запасов меди;
  • 12% свинца;
  • 16% цинка;
  • 21% кобальта;
  • 27% олова;
  • 31% никеля

2. Работа со схемой (стр.119, рис.60, слайд 9) – классификация цветных металлов

 Запись в тетрадь:

- тяжёлые

- лёгкие

- драгоценные

- редкие и редкоземельные

3. Ознакомление с образцами горных пород и металлов (на столах для каждой группы)

- Ребята, вы наверняка согласитесь со мной, что металлургия как отрасль производства невозможна без минералов, залегающих в толще Земли, без огня, воды и  воздуха.  

Предлагаю вам отдохнуть и полюбоваться на эти природные стихии.

Релаксация  – 4 стихии

Цветные металлы в руде содержатся в очень малом количестве

 Запись в тетрадь:

Особенности отрасли: (Слайд 10)

1) низкое содержание металла в руде

(демонстрация образцов руды). Меди в руде – 1-2%, олова в руде менее 1%. Например, для получения 1т меди требуется более 100 т медной руды, из которых 99 т - пустая порода. Для производства олова необходимо более 300т руды.

2) многокомпонентный состав руд, т.е. содержат несколько разных металлов.

4. Просмотр видеофрагмента о производстве меди

- Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент о меди. После просмотра озвучим ещё раз самое важное, что вы узнаете (по ходу просмотра можете записывать)

5. Работа по группам

- А теперь, работая  в группах, вам предстоит выявить факторы размещения предприятий цветной металлургии.

1-я группа: тяжёлые цветные металлы (Слайд 12)

Работа с картами «Чёрная и цветная металлургия»,  «Электроэнергетика» и текстом учебника, стр.121:

-  На карте “Металлургия” найдите медеплавильные, никелевые, свинцовые и цинковые заводы.

Задание:

-  Где сформирована основная металлургическая база тяжелых цветных металлов?

-  Назовите центры плавки меди, цинка, никеля. Нанесите на контурную карту центры.

-  Какие факторы влияют на размещение? Сделайте вывод. (Озвучивают ответы и показывают на карте центры)

2-я группа: лёгкие цветные металлы. 

Работа с картой и текстом учебника,  стр.121:

- По карте атласа (картосхеме) найдите, где в России плавится большая часть алюминия?

- Какие факторы влияют на размещение металлургии легких металлов? У каких электростанций размещаются алюминиевые заводы?

- Нанесите на контурную карту центры алюминиевых производств. Сделайте вывод. (Озвучивают ответы и показывают на карте центры)

Слайд 13 – факторы размещения

5. Беседа о проблемах и перспективах отрасли

- Предлагаю обсудить проблемы и перспективы отрасли

Проблемы:

- Экологическая проблема (металлургия – грязная отрасль)

Задание: Проанализируйте таблицу (Слайд 14)

- Какое место занимает металлургия среди отраслей промышленности по выбросам вредных веществ в атмосферу?

Вывод: ТЭК даёт 50 % выбросов в атмосферу, металлургия 37% и стоит на втором месте по выбросам вредных веществ в атмосферу.

Здесь не учитывается нарушение ландшафтов при добыче руды.

(Слайд 15)

- Истощение месторождений медных, алюминиевых руд.

- Отсутствие крупных месторождений марганцевых, хромитовых, титановых и других руд.

- Дороговизна российского металла (цены выше мировых на 20 – 40%)

2. Перспективы:

-  развитие Дальневосточной металлургической базы.

- применение новых технологий добычи и переработки руды, позволяющих меньше загрязнять окружающую среду.  (Сообщение учащихся – опережающее задание)

Видео новостей (эфир от 26.10.2016)  - Слайд 16

 - Одно из перспективных направлений в металлургии - это создание автоматизированных мини-заводов, которые работают на металлоломе, меньше загрязняют окружающую среду.

При плавке 1 т металлолома экономится 4 тонны железной руды, 530 т медной руды. Загрязнение атмосферы сокращаются в 7 раз, количество отходов снижается в 16 раз.  (Слайд 16)

Регулятивные УУД

Целеполагание

Познавательные УУД

- поиск и выделение информации

-анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Коммуникативные УУД

 Регулятивные УУД (организация деятельности)

Познавательные УУД

- поиск и выделение информации

- умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

-анализ

Личностные

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках

4. Закрепление материала

Работа в группах (Слайд 17)

Обсуждение проблемных вопросов в группах по карточкам.

К-1. В чем различие в принципах размещения медеплавильных и алюминиевых заводов?

К-2.  Почему в г.Норильске (за Северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырье и отправляется из Норильска готовая продукция?

К-3.  Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске?

  Выступления от групп.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

- Сравнение

-установление причинно-следственных связей

5. Домашнее задание

Параграф 21, приготовить сообщение по темам (на выбор): (Слайд 17)

- возможности комплексного  использования руд цветных металлов;

- рынок вторичного сырья;

- благородные  металлы: золото, серебро, платина.

6. Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Учитель предлагает рефлексивный тест: (Слайд 18)

- Я узнал (а)………

- Что меня заинтересовало в развитии отрасли цветной металлургии

- На уроке надо было подумать……..

- Я отвечал (а) на все вопросы учителя…….

- Я встретился с трудностью при….

- Свою  работу на уроке я оцениваю на…..

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии в 9 классе по теме "Цветная металлургия"

Компьютерная презентация по географии 9 класс на тему: "Цветная металлургия"...

Цветная металлургия ( урок в 9 классе)

урок по теме "Цветная  металлургия", с использованием здоровьесберегающих технологий, ИКТ...

Цветная металлургия мира

Проводится работа с картой, по которой определяются районы и крупнейшие центры цветной металлургии и направление перевозок рудного сырья. Рассматривается география медной, алюминиевой промышленности....

Технологическая карта урока . Тема "Цветная металлургия"

урок в 9 класе по теме "Цветная металлургия" с применением современных образовательных технологий...

"Черная и цветная металлургия России "презентация ученицы 9"В" класса Жемовой Софьи

"Черная и цветная металлургия России  "презентация ученицы 9"В" класса Жемовой Софьи...

География цветной металлургии

Презентация к уроку географии России, 9 класс...

Интегрированный урок химии и географии :Цветная металлургия. Алюминий.

Цель данного урока : познакомить учащихся с особенностями производства легких цветных металлов(на примере алюминия),знакомство с историей открытия алюминия, создать условия для иссле­дования учащимися...