Урок географии «Численность населения России»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Рассматриваются основные демографические термины и понятия; причины , влияющие на численность населения страны; меры, предпринимаемые государством для решения демографических проблем

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok8chislennost-naseleniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Численность населения России».

Цели урока:

образовательные: 

  1. Ввести основные демографические термины и понятия.
  2. Выявить причины , влияющие на численность населения страны.
  3. Объяснить какие меры предпринимает государство для решения демографических проблем.

 развивающие:

  1. Формировать ключевые компетенции учащихся по анализу статистических таблиц, графиков и диаграмм.

воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся чувство сопричастности к демографическим проблемам современной России.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя (с элементами беседы).

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела географии. Какую часть географии мы изучили?

Изучение населения всегда начинается с определения его численности, т.е. количества людей, проживающих в стране.

Запишите тему урока в тетрадь. СЛАЙД №1

А задачи у нас сегодня такие.  СЛАЙД №2

  1. Изучение нового материала.
  1. Численность населения.

Учитель: По численности населения Российская империя и СССР в течение ХIX-XX вв. была одной из самых многолюдных стран мира. До распада СССР (1991г.) численность населения страны была ниже, чем в Китае и Индии. Сейчас ситуация изменилась. СЛАЙД №3

Задание№1 (работа со слайдом №3)

Рассмотрите данные таблицы и определите:

  • Численность населения России
  • Место России в мире
  • Запишите данные в тетради.

??? Вопрос: Как можно получить достоверные сведения о численности населения??

На прошлом уроке группа учащихся получила задание подготовить краткие сообщения об истории переписи в России (выступления с сообщениями в помощь – СЛАЙД №4)

Обратите внимание на данные последних переписей.

??? Как изменяется численность населения современной России? (СЛАЙДЫ №5,6 КАРТИНКИ!!)

??? Каковы цели переписи? После ответа - СЛАЙД №7

  1. Процессы,  влияющие на численность.

??? Как вы думаете, какие процессы влияют на численность?

Правильно!

Численность населения зависит от рождаемости и смертности СЛАЙД №8

Запишите эти определения в тетрадь.

??? А как, на ваш взгляд будет меняться численность населения при разном соотношении рождаемости и смертности.

Действительно, если Р>С, то численность населения растет и тогда мы говорим о естественном приросте, а если наоборот – то о естественной убыли. СЛАЙД №9 (запишите определение в тетрадь).

Совокупность процессов Р, С и ЕП получили название – ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. СЛАЙД №10  (Посмотрите, какие ещё процессы влияют на численность) Вывод - СЛАЙД №11

Численность населения никогда не стоит на месте, она постоянно меняется. Перед вами таблица - СЛАЙД №12 (Используя данные таблицы, определите естественный прирост населения по годам). Поверим - СЛАЙД №13

(??? С какого периода в России начинается резкое снижение ЕП?)

Такое заметное снижение численности получило название – ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС - СЛАЙД №14 (Противоположный процесс называется – ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ). Запишите определения в тетрадь.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД №15

  1. Демографические кризисы в России. (Работа с учебником стр. 223)

??? Как изменялась численность населения в России в период с 1700 по 2000гг?

??? В какие исторические периоды «кривая численности» резко меняла ход?

??? Какие события происходили в это время в нашей стране?

Учитель рассказывает о демографических кризисах, используя:

 СЛАЙД №16: Первый демографический кризис пришелся на годы ПМВ 1914-1918гг. и Гражданской войны 1918-1921гг. в ходе военных действий Россия потеряла около 7 млн. человек, а вместе с мирным нас-ем около 15. гражданское население гибло от голода эпидемии тифа, испанки.

СЛАЙД №17: следующий демографический кризис случился в 30-е гг., в период индустриализации и коллективизации. В 1933г. Разразился массовый голод. Люди гибли не только от голода, но и высылались на север – в Сибирь, плюс репрессии.  Общие потери – 5-6млн. чел.

СЛАЙД №18: Самым тяжелым по последствиям был кризис, связанный с ВОВ. Мужчины детородного возраста ушли на фронт, многие не вернулись с поля боя. Рождаемость упала втрое, по сравнению с довоенным 40-м годом. Общие людские потери в годы войны – 27млн. чел.

СЛАЙД №19: Современный демографический кризис связан с неуклонным снижением рождаемости. О причинах снижения мы поговорим на следующем уроке.

Чтобы оценить влияние демографического кризиса на численность населения необходимо также учитывать скрытые потери, т.е. число не родившихся детей – это т.н. «ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ЭХО ВОЙНЫ».

Задание№2 – работа с учебником, стр.224 рис.169 По рисунку определите:

  • Гипотетическую численность
  • Фактическую численность
  • Почему реальная численность отличается от предполагаемой.

Демографы подсчитали, что при нормальном демографическом развитии без потерь от войн, голода и т.д, численность населения России к 1995г. была бы 270 млн. чел, против фактической 145. Это значит, что с лица Земли исчезла целая страна с численностью населения равная современной Японии.

  1. Демографические меры, предпринимаемые государством. СЛАЙД №20

Правительством РФ была принята «Концепция демографического развития РФ до 2025г.» Благодаря ей в 2006 – 2007гг. впервые отмечено увеличение рождаемости.

Среди мер: единовременное пособие по случаю рождения ребенка, ежемесячное пособие на ребенка до полутора лет, «материнский капитал», предоставление льготного жилья молодым семьям, отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет и т.д.

  1. Закрепление. СЛАЙД №21

И так, мы сегодня с вами говори о численности населения России, которая на сегодня составляет по предварительным данным около 142,9 млн.чел. Из-за низкой рождаемости эта цифра постепенно  снижается. Сейчас от каждого зависит как сложится демографическая ситуация.

  1. Домашнее задание. СЛАЙД №22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса

Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....

Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"

Открытый урок по географии в  классе 9  на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью  и естественным движением...

Презентация к уроку «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»

Приводится презентация к уроку географии "Численность населения России  и причины, влияющие на изменение численности страны"...

Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"

На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....

Урок географии "Численность населения"

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. И. Алексеева «География России. Природа и население» 8 кл.Тема урока: «Численность населения России&raqu...

Методическая разработка урока Географии "Численность населения"

На этом уроке дети погрузяться в прошлое, настоящее и будущее нашей страны.  Познакомятся с новыми терминами и расширят свой кругозор....