Урок по географии "Индия - страна контрастов"
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Литвинова Светлана Витальевна

Урок-соревнование, на котором представлены различные виды работы на уроке. Урок - результат самообразовательной деятельности учащихся. На уроке учащиеся знакомятся с культурными и экономическими особенностями жизни Индии, выявляют контрасты в природе и экономике страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_indiya.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

             Индия – страна контрастов 

                Урок изучения нового материала (урок-конкурс)

Цели: Формировать общие представления о культурных и экономических                  

           особенностях Индии. Выявить контрасты  в природе и экономической                      

           жизни Индии.

           Совершенствовать навыки самообразовательной  деятельности        

           учащихся при подготовке к уроку.

           Воспитывать уважение к обычаям и быту других стран  и народов.

   

Оборудование: карты, таблицы, иллюстрации, презентации.

Девиз урок:    Скажи мне - и я забуду;

                          покажи мне – и я запомню;

                          позволь мне работать самостоятельно – и я научусь.

                                                                          /Древнекитайская мудрость/

                                            Ход урока

І.  Организационная часть 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся 

- Сегодня мы поговорим о стране, чья древнейшая цивилизация обогатила своими достижениями все человечество. Европейцы начали колонизировать Индию еще в XVI веке - португальцы, голландцы, французы, англичане были привлечены ее легендарными богатствами.

  - Англичане одержали победу над соперниками в ходе  длительных войн, и с середины XIX века до 1947года Индия фактически являлась сырьевым придатком Британской империи.  Оттуда вывозились практически все промышленные изделия.

  - Индия - наибольшая страна  Южной Азии. Это страна контрастов, как с точки зрения природных условий, так и социально-экономической ситуации.

                              Индия – лакшми

                   О ты, чарующая людей,

                   Ты, о земля, сияющая в блеске солнца лучей,

                                                        великая Мать матерей,

                   Долы, омытые Индом шумящим, ветром –

                                                   лесные, дрожащие чащи,

                   С Гималайскою в небо летящей снежной короной своей;

                   В небе твоем солнце взошло впервые, впервые леса

                                                               услышали веды святые,

                    Впервые звучали легенды, песни живые, в домах твоих

                                                               и в лесах, в просторах полей;

                   Ты – вечно богатство цветущее наше, народом

                                                               дающая полную чашу,

                   Ты – Джамна и Ганга, нет краше, привольней, ты –

                                                         жизни нектар, молоко матерей!

                                                                           / Рабиндранат Тагор/

              

- «Путешествуя по Индии, думаешь о том, как трудно было сдвинуть с места, привести в движение эту огромную, как континент, страну, в жизни которой сегодняшний день так тесно переплетается с днем завтрашним и днем вчерашним подобно тому, как на индийской дороге кондиционированный туристический автобус соседствует с парой волов, запряженных в арбу, и пешими переносчиками кирпича,» - писал в книге «Своими глазами» В. Овчинников.

 

                       О Мать – Бенгалия! Край золотой!

                      Твой небосвод в душе поет свой святой.

                      Меня пьянит весной рощ манговых цветенье.

                      Я твой, навеки твой!

                      Осенних нив убор блистает красотой.

                      Чарует взор сиянье зорь, узор теней.

                      Цветет покров твоих лугов, твоих полей.

                      О Мать, из уст твоих нектаром льется пенье.

                      Я твой, навеки твой!

                      Когда печальна ты – и я скорблю с тобой.

                      Среди холмов – стада коров.

                      Живет народ у тихих вод, в тени лесов.

                      Не знают лени мирные селенья.

                      Я твой, навеки твой!

                      Мне друг – любой пастух, и пахарь – брат родной!

- Сегодня попытаемся взглянуть на эту древнюю страну как непосредственные свидетели происходящих в ней процессов.

- Для этого участники нашего урока на протяжении определенного времени самостоятельно подбирали информацию об Индии, изучали материал и сегодня продемонстрируют результаты своей самообразовательной деятельности в ходе проведения различных заданий и конкурсов.

 

III. Изучение нового материала 

 

1. Прием «Ассоциации» 

-На доске написано слово «Индия». Запишите все, что связано в ваших мыслях с Индией. Разместите слова вокруг. (Сари, танец, чай, ювелирные изделия, слоны, йога, фильмы, лотос, карма...)

 

2. Конкурс «Что такое? Кто такой?» 

    Индира Ганди (премьер-министр)

     сари (одежда)

     Декан (плато)

     Kашмир (штат)

     раби (сухой сезон)

     Брахмапутра (река)

     хинди (язык)

     кешью (орех)

     Тар (пустыня)

     рикша (человек)

     Калькутта (город, первая столица)

     Шиллонг (плато)

     хариф (сезон дождей)

     рупия (национальная валюта)

     имбирь (пряность)

 

3. Конкурс «Знатоки карты» 

- Говорят, что: «География начинается возле родного порога, а заканчивается во Вселенной». Поэтому необходимо свободно ориентироваться по карте других стран

- Вам необходимо по карте показать города Индии. Победит тот, кто покажет их больше.

            

       4. Блиц-турнир «Визитная карточка страны»  

           1 команда 

   Что собой представляет флаг Индии? Когда он был принят? (1947)

   Колонией, какой страны была Индия? В какой период? (XVIII  XIX в.)

   Город, в котором находится крупнейшая фондовая биржа? (Мумбаи)

   Официальные языки Индии? (хинди, английский и еще 21 язык)

   Крупнейший город Индии? (Мумбаи)

   Форма правления Индии? (республика)

   Какое место по площади Индия занимает среди стран мира? (7)

   Национальная валюта Индии? (индийская рупия)

   В какое международное содружество входит Индия? (Британское  Содружество Наций)

   Назовите национальное животное. (тигр)

   Назовите национальный цветок. (лотос)

2 команда 

   Что собой представляет герб Индии?

   Когда Индия стала независимой? (15 сентября 1947)

   Назовите столицу Индии.

   Какие животные считается священным в Индии? (корова, белый слон, обезьяны)

   Кто является главой государства? (президент)

   Какая форма административно-территориального деления страны? (федерация)

   Какое место по количеству населения занимает в мире? (2)

   Какое место в мире по объему ВВП занимает в мире? (12)

   Кто возглавляет Содружество государств? (английская королева)

   Назовите национальную птицу. (павлин)

   Назовите национальный фрукт. (манго)

 

5. Конкурс «Кто больше?»  

- Индия – страна природных контрастов. Необходимо называть их.

   Рельеф – равнины - горы

   Климат – субэкваториальный муссонный (влажное лето –сухая зима)

   Вершины гор – снег;  равнины - вечное лето

   Реки -  неустойчивый режим

   Почвы – засушливые - орошаемые

   Пустыни - болота.

        6. Конкурс гидов «Достопримечательности Индии» 

- Индийская цивилизация насчитывает более 5 тысяч лет. Ее материальные памятники - храмы, мавзолеи, мечети, дворцы, форты – встречаются повсюду, многие из них известны во всем мире.

 

- Представьте нам одну из достопримечательностей Индии.

 

7. Конкурс « Знатоки населения Индии» 

- Индия - страна, в которой переписи населения проводятся регулярно каждые 10 лет. Первая из них имела место в 1881году. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения о численности населения страны.

 

- Назовите особенности населения, выделяя контрасты.

 

8. Конкурс «Обряды Индии» 

- Индийскую  культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, много настройки, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие.

- Познакомьте нас с одним из обрядов Индии. 

 

      9. Конкурс «Верю - не верю» 

- Индия – развивающаяся аграрно-индустриальная страна с развитой промышленностью. За годы независимости Индия проделала огромный путь в экономике, но до сих пор четверть населения живет за чертой бедности. Индийская экономика – одна из самых развивающихся в мире.

- По абсолютным размерам ВВП Индия входит в первые 15 стран (12 место). Но ВВП на душу населения = $476 в год (128 место в мире). Это еще один контраст в хозяйстве Индии.

- Сельское хозяйство является основой индийской экономики.

- Верю – не верю:

  Основными потребительскими культурами являются рис и пшеница. (В)

  Рис выращивают  в сезон раби. (Н)

  Основными техническими культурами являются хлопчатник, лен, сахарный тростник. (Н)

  Индия занимает 1 место в мире по количеству крупного рогатого скота, а по потреблению мяса - одно из последних в мире. (В)

  Сезон дождей называется хариф (май-сентябрь), сезон засухи – раби (октябрь-апрель). (В)

  Выращивают масличные, специи, чай, табак, кофе, орехи, хмель, джут, каучук. (Н)

  Индия является крупнейшим производителем и экспортером чая. (В)

  Занимает 3 место в мире по объему добычи морской рыбы и 2 место по вылову речной рыбы. (В)

  Собирают по 2-3 урожая в год. (В)

 

10. Составление таблицы «Экспорт - импорт» 

 - Заполните таблицу и сравните экспорт и импорт Индии.

 

       Импорт                                Индия                             Экспорт 

  продукты питания                                                        текстиль

  нефть                                                                             ювелирные изделия

  машины                                                                         драгоценные камни

  удобрения                                                                     швейные изделия

  химикаты                                                                      чай

                                                                                     продовольственные товары

                                                                                     машины

                                                                                     полезные ископаемые  

- Какие страны являются торговыми партнерами  Индии? (США, Россия, Китай, Япония, Сингапур, страны ЕС).

 

     11. Викторина «Промышленность Индии» 

- Наряду с развитием традиционного для экономики страны сельского хозяйства достаточно быстрыми темпами развивается промышленность. Современная Индия из страны легкой и пищевой промышленности превратилась в страну с развитой тяжелой промышленностью.

 

  Какой вид топливных полезных ископаемых преобладает в топливно-энергетическом балансе страны? (каменный уголь) 

  Какой тип электростанций производит наибольшее количество энергии? (ТЭС) 

   Назовите крупнейший центр металлургии. (Бокаро)

   Назовите главную отрасль цветной металлургии. (алюминиевая)

   Какую продукцию выпускает машиностроение?

   Назовите отрасли химической промышленности Индии.

   Назовите основные отрасли легкой промышленности Индии. (джутовая и текстильная)

   Какие отрасли пищевой промышленности очень распространены в Индии? (производство сахара, чая, маслодельная)

   По уровню развития какой отрасли промышленности Индии является лидером среди развивающихся странах? (атомной)

   К развитию каких отраслей промышленности Индия  приступила первой среди развивающихся стран мира? (атомная энергетика, аэрокосмическая промышленность, запуск космического спутника Земли)

 

12. Блиц-опрос «Транспорт Индии»  

- Дороги - зеркало любой страны. Индийские дороги - сплошные гонки, без отдыха, шумные и агрессивные, часто-густо без соблюдения каких-либо правил и, что самое страшное, без права на ошибку. Здесь жизнь и смерть ходят рядом, особенно ночью. На автодорогах, рядом с современными видами транспорта, везде встречаются рикши, велорикши, слоны, скот и т. д.

 

  Назовите основные виды транспорта Индии.

  Какие реки судоходны?

  Какой вид транспорта осуществляет внешние перевозки?

  Сколько аэропортов насчитывается сейчас в Индии? (454)

 

  IV.  Итог урока 

- «Индия представляет собой целый мир, слишком большой и разнообразный, чтобы его описать. Даже я, прожившая здесь всю жизнь, проехавшая тысячи миль, посетившая известные и труднодоступные места и встречавшаяся с миллионами индийцев, не могу сказать, что видела и познала всю эту необычную страну или хотя бы часть ее», - так писала о своей родине в книге «Вечная Индия» ее бывший премьер-министр Индира Ганди.

 

                    Пусть Бенгалии Земля, воды, воздух и поля

                             Благодатны будут, благодатны, Боже!

                    Пусть Бенгалии дома, рынки, нивы, закрома

                             Изобильны будут, изобильны, Боже!

                    Пусть бенгальцев упованья, мысли, речи и желанья

                             Справедливы будут, справедливы, Боже!

                    Пусть бенгальцев всех сердца бьются в лад и до конца

                             В единенье будут, в единенье, Боже!

                                                                             (Рабиндранат Тагор)

     

                     

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Канада-страна контрастов, мозаика культур.

Обобщающий урок по теме: "Канада"....

урок по теме "Приемы контраста в лирике А.Блока"

на примере стихотворений А.Блока рассматривается прием контраста...

Тема урока "Дальний Восток - край контрастов"

Разработка  плана урока по теме "Дальний Восток - край контрастов", с двумя презентациями. Презентация №1 "Исследователи Дальнего Востока" используется в начале урока для повторения исследователе...

Индия - страна контрастов

Урок географии в 11 классе....

Индия - страна контрастов.

Индия… Одна из самых удивительных иинтересных стран мира, каждый уголок которой полон незабываемых впечатлений и ярких красок. Индия — это страна целителей и йогов, сказок и легенд, самобытной ку...

Презентация к уроку географии в 11 классе по теме "Индия - страна контрастов"

Презентация к уроку географии в 11 классе по теме "Индия - страна контрастов"...

конспект урока в 10 классе Индия – страна контрастов в Южной Азии

Данный урок позволяет учащимся 10 класса в рамках технологии критического мышления составлять комплексную географическую характеристику  на примере Индии, как одной из стран разных типов и крупны...