Главные вкладки

    Особенности , проблемы и перспективы обучения географии в 5 классе
    материал по географии (5 класс) на тему

    Гуркина Марина Эдуардовна

    Предварительный просмотр:

    Российское географическое образование претерпевает серьёзную модернизацию в условиях внедрения Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

    В пилотном режиме идет введение предмета «география» с пятого класса. Новизна новых учебных программ курса "География" (5кл.) заключается в отражении идеи именно интеграции географических знаний, пространственно-временных взаимосвязей и взаимодействия в целостной системе "человек - природа - общество" от локального до глобального уровней познания. А также с введением ФГОС ООО второго поколения предполагается смену парадигмы получения образования - от знаниевой, к системно-деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип - «ученик учись сам».

    Меняется роль учителя географии: новый учитель для новой школы даёт школьникам не только знания, сколько в первую очередь учит детей учиться, делает процесс познания интересным и привлекательным. Преподавание школьной географии с 5 класса строится на выделении фундаментального ядра содержания предметной области знаний, устранения устаревшего учебного материала, определения качественных характеристик результатов обучения в сторону усиления метапредметных способов деятельности. Школьники должны овладеть анализом, синтезом, аргументированными доказательствами выдвинутых положений, проблемностыо мышления, творческими навыками выхода из ситуации в условиях выбора. В стандарте второго поколения отсутствуют требования к результатам обучения по традиционному курсу "Природоведение", поставлена задача на основе географического образования продолжить формировать представления об устройстве мира как единого целого, современные взгляды на процессы и явления, происходящие в природе и обществе, понимание своего места в мире.

    Следует отметить наиболее важные особенности построения курса "География"(5кл.) как составной части единой линии учебных программ и УМК по географии общего образования. (Особенности выбирались по принципу новизны, что нового заложено в программу).

    1. Содержание построено в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода в обучении. По принципу преемственности новый курс географии объединяет материал 5-го и 6-го классов, расширяя перечень понятий и представлений учащихся, основы географических знаний и умений в целях развития познавательных интересов, склонностей и способностей школьников, развития ключевых компетентностей и предметных компетенций. Новый стандарт и действующие вариативные программы курса «География» (5кл.) требуют формировать не столько память обучающихся, сколько способы деятельности учащихся в работе с различными источниками географической информации.

    2. С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами

    и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении.

    Идеологической основой отработки содержания учебного материала по географии, начиная с 5 класса, является формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся через обращение к общечеловеческим ценностям страны, территории проживания, мира в целом. Большую роль в этом играют личностные качества путешественников-первооткрывателей Земли.

    С введением ФГОС ООО предъявляются серьёзные требования в обучении географии к освоению информационно-образовательной среды на электронных носителях в режиме широкого использования ИКТ, мультимедиа средств, формирования ИКТ - компетентности. Использование электронных ресурсов, в т.ч. Интернет.

    Инновационность методического аппарата новых линий УМК курса "География" основной школы требует с 5 класса строить обучение по географии в режиме самостоятельной познавательной деятельности, активных форм организации учебного процесса, использования вариативных технологий на основе ИКТ, использования мультимедиа средств обучения географии, направленных на формирование опыта творческой деятельности школьников, индивидуальных образовательных маршрутов обучения. Новый курс географии 5 класса в соответствии с главными идеями образовательного стандарта общего образования второго поколения сочетает в себе черты инновационное™ и традиционности.

    Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

    В чем преимущества учебника 5 класса по географии?

    - интегрированное содержание знаний в географических исследованиях информационных и компьютерных технологий.

    - в содержании используются конкретные географические объекты, имеющие национальное и мировое значение. Например, природные объекты, показывающие разнообразие материков, население мира, животный и растительный мир. Такой подход способствует пониманию учащимися культуры других народов, сложившейся в определённых природных условиях.

    - учебный текст насыщен знаниями по географии России, а также заданиями для выполнения практических работ с использованием краеведческого материала, что позволяет реализовать краеведческий компонент содержания географического образования.

    - в содержании учебника особое внимание уделено материалу, способствующему неформальной мотивации учебной деятельности школьников на всех этапах обучения.

    -в конце каждого параграфа есть ключевые слова, простые и сложные вопросы, а также практические задания.

    Для этого в каждый содержательный элемент учебника заложены ответы на вопросы «Зачем мы изучаем эти географические объекты и процессы? Ради чего мы осуществляем данную деятельность?»

    Насыщенность наглядными средствами, которые обеспечивают понимание и активность всех учащихся, наличие разноуровневых заданий, - всё это способствует решению триединой цели образовательного процесса обучения, воспитания, развития географически грамотной личности будущего гражданина России.

    Какие я вижу проблемы в преподавании географии по ФГОС:

    1.        Самая главная проблема на мой взгляд, - адаптация учеников 5 класса к
    новым пространственно-временным условиям обучения:

    1 час в неделю на географию по ФГОС - это очень мало, катастрофически мало, дети за неделю забывают, о чём мы говорили и на чём делали акцент в прошлый раз.

    2. Недостаточное финансирование не позволяет приобрести необходимые электронные пособия и мультимедийное оборудование

    3. Недостаточно разработана система оценивания.

    4. Увеличение объёма документации.

    В заключении я хотела бы привести слова Антуана де Сент - Экзюпери:

    «В учении и творчестве все правила ни хороши, ни, плохи - важен результат»

    Желаю Вам отличных результатов!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как решить проблемы курса "Природа России" (География, 8 класс)

    Кажется, как это должно быть интересно - изучать свою страну. Но, практика показывает, что далеко не всякий курс географии интересен для восприятия и вызывает интерес у школьников. Одна из причин - мн...

    Дистанционное обучение. География. 10 класс.

    Дистанционное обучение. География. 10 класс....

    Статья "Проблемы и перспективы обучения математики в вечерней школе"

    Журнал "Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития"...

    ЭССЕ Учителя географии + Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС в процессе обучения школьников географии

    Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОСв процессе обучения школьников географииС. В. Хиль,учитель географииМБОУ «Гимназия № 8», г. Сочи ,Краснодарский край...

    Особенности использования интерактивных методов обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида

    Интерактивный метод предполагает схему сотрудничества и взаимообщения между всеми участниками обучения, т.е. учителем, учениками и между учениками. Возможно ли применение этого метода в условиях...

    Рабочая программа по индивидуальному обучению. География. 5 класс.

    И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г....