Главные вкладки

    План-конспект урока по географии (8 класс) на тему:
    Погода и опасные погодные явления. Прогноз погоды. Синоптическая карта.

    Сусляк Алексей Алексеевич

    Факторы формирования погоды, описание составления прогноза погоды и неблагоприятных погодных явлений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_-_stihiynye_yavleniya.doc28 КБ

    Предварительный просмотр:

     План- конспект урока географии

    для учащихся 8 классов

    учителя географии

    Сусляк Алексея Алексеевича

    Тема. Погода и опасные погодные явления. Прогноз погоды. Синоптическая карта.

    Цель: сформировать у учащихся представление о неблагоприятных погодных явлениях; систематизировать основные понятия климатологии; развивать умение работать с картой.

    Оборудование: климатическая карта мира, климатическая карта России, Украины.

    Тип урока: комбинированный.

    Структура урока:

    I. Организационный момент ………………………………………………………...  1 мин.
    II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся ……………………………  5 мин.
    III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся ……………...  2 мин.
    IV. Изучение нового материала …………………………………………………….  28мин.
    V. Закрепление новых знаний и умений учащихся ………………………………..   5 мин.
    VI. Итог урока ………………………………………………………………………..   3 мин.
    VII. Домашнее задание …………………………………………………………………   1 мин.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

    Географический диктант.

    1. Какие особенности присущи климату (России) Украины?
    2. Что обусловливает формирование баланса влаги и увлажненности?
    3. Каков тип климата (России) Украины?
    4. Где на территории (России) Украины выпадает наибольшее количество осадков?
    5. Что обусловливает неравномерное распределение осадков?

    III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

    Рассказ учителя.

    Жизнь человека даже в ваше время в большой степени зависит от погоды, поэтому в окружающей среде человек издавна замечал и запоминал те особенности, которые помогали ему определять изменения погоды. Оказывается, замечательными  «метеорологами» являются птицы, чья органическая связь с атмосферой предоставляет  им возможность ощущать наименьшие колебания состояния. Афанасий Фет написал такие отроки

    Жди ясного назавтра дня,

    Стрижи мелькают и звенят,

    Пурпурной полосой огня

    Прозрачный озарен закат.

    Народные приметы, как это ни удивительно, иногда позволяют прогнозировать погоду даже точнее, чем научные методы. Дело не только в том, что изменение погоды зависят от множества факторов, просчитать которые с абсолютной точностью просто невозможно – даже при помощи самых современных компьютеров. Чем глубже человек проникает в сущность тайн погоды, тем лучше понимает, какими могущественными силами эта погода определяется. Поэтому об «управлении погодой», которое в середине ХХ в. считалось делом ближайшего десятилетия, думать не приходятся. А вот прогнозировать погоду не только возможно, но и очень необходимо. И здесь без метеорологов не обойтись.

    IV. Изучение нового материала

    Беседа по вопросам.

    1. Почему так важно получить прогноз погоды?
    2. Представители каких профессий больше всего нуждаются в точном прогнозе погоды?
    3. Какие неблагоприятные погодные (метеорологические) явления вам известны?

    Рассказ учителя.

    Прогнозирование является одной из важнейших проблем всех наук, в частности тех, которые изучают Землю и человеческое общество. Если прогноз это  свидетельствует о правильности теории, которой пользовались при его создании. Поэтому прогнозирование присутствует и в каждой отрасли география, а наиболее известным является прогнозирование погоды.

    При составлении прогноза погоды используют синоптические карты. Синоптическая карта (или карта погоды) при помощи условных знаков отражает состояние атмосферы в определенный период времени. Кто именно составляет синоптические карты? Это обязанность метеорологических служб, которые собирают и передают информацию о погоде, и не только в виде карт, но и по телефону телеграфу, радио- или телеканалам. Метеорологическая служба насчитывает 5000 работников, которые по синоптическим картам и другим источникам определяют будущие изменения погоды, сообщая о них через средства массовой информации.

    Преобладающая равнинность территории (России) Украины, открытость ее поверхности различным воздушным массам обусловливает происходящие здесь климатические процессы. Воздушные массы, поступающие сюда с севера, юга и запада, приносят то холод, то тепло, то влагу, обусловливают различные погодные явления, в частности  неблагоприятные.

    Неблагоприятные погодно-климатические (или метеорологические) явления — это засухи, суховеи, пылевые и песчаные бури, сильные ветры, град и т.п. Эти явления случаются и в (России) Украине, где они также связанны со временем года: грозы и ливни, например, преимущественно с летним периодом. Рассмотрим особенности неблагоприятных погодных явлений на территории (России) Украины.

    Уже упоминавшиеся грозы идут 25—30 дней в году (в Карпатах до 40 дней), часто сопровождаются ливнями, а иногда градом. Град выпадает редко — 1 – 2 дня в году, только в Крыму — до 10 дней. Туманы продолжаются 15 – 30 дней в году, а в горах — до 130 дней.

    Дважды в год — осенью и весной — в (России) Украине бывают заморозки. Вторжение холодных воздушных масс во второй половине сентября или в конце мая — начале июня влечет за собой резкое понижение температуры.

    Другие неблагоприятные погодные явления теплого времени года — это засухи, суховеи, пылевые бури. Засухи возникают в весенний, летний и осенний периоды раз в два-три года и причиняют немалый вред хозяйству.

    Вопрос.

    Как, по вашему мнению, можно предотвратить разрушительное влияние засухи?            
    Рассказ учителя.

    В весенне-летний период наблюдаются суховеи и пыльные бури. Суховей продолжается около 25 – 30 дней, а пылевая буря от нескольких минут до нескольких суток.

    Гололедицы и метели присущи всей территории (России) Украины в зимний период. Гололедица продолжается от нескольких минут до 10 дней, толщина ледового слоя составляет 5 – 10 мм, в горах — до 200 мм. Метели чаще всего приходятся на январь – февраль и продолжаются 20 – 25 дней на юго-востоке и 3 – 5 дней, на юго-западе.
    Но в целом климатические условия и климатические ресурсы (России) Украины благоприятны для жизни человека и его трудовой деятельности.

    V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

    1. Какие основные неблагоприятные погодные явления вы можете назвать?
    2. Какие вы можете привести примеры позитивного влияния климата на жизнь человека? Негативного?
    3. При каких условиях и где в (России) Украине возникают сильные дожди? Град?
    4. Почему погодные условия в (России) Украине весной такие неустойчивые?
    5. Где, когда и почему в (России) Украине возникают суховеи? Пылевые бури?
    6. В какой области Украины и почему глубина промерзания почвы наибольшая?

    VI. Итог урока

    Заключительное слово учителя:

    — поскольку погода — важный фактор жизни и ведения хозяйства человека, точное прогнозирование погодных явлений — важная задача. Ее решением в (России) Украине занимается метеорологическая служба;

    — равнинность территории (России) Украины и открытость ее поверхности обусловливают частые изменения погоды, в частности неблагоприятные;

    — в (России) Украине происходят такие неблагоприятные погодные явления: суховеи, пылевые бури, ветры, град, гололедица, метели.

    VII. Домашнее задание: Выучить § и Найти пословицы и поговорки о погоде.

    Найти пословицы и поговорки о погоде.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».

    Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Опасные погодные явления» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...

    Тема: Анализ и обработка материалов о погоде своего края Цель: Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения.

    Практическая работа ученика 6 «В» классаСредней школы №1___________________________________ Практическая работа №5     Дата____________...

    Технологическая карта урока в 4 классе по теме "Прогноз погоды и планы на будущее"

    Данная технологическая карта разработана на основе УМК "Английский с удовольствием" Биболетовой З.И. и Трубанекой Н.Н., предполагает использование на уроке материалов обучающей компьютерной программы ...

    Опасные погодные явления

    Интегрированный урок по географии и ОБЖ в 6 классе " Опасные природные явления"...

    Опасные погодные явления

    Презентация к уроку ОБЖ - 6 класс...

    Проектная работа " Современный прогноз погоды и народные приметы"

    Узнать совпадает прогноз погоды с народными приметами....

    Проектная работа " Современный прогноз погоды и народные приметы"

    Узнать, совпадает прогноз погоды с народными приметами....