Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме: «Природные условия и человек»
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Кайдалова Нина Ильинична

Методическая разработка  урока  географии в 9 классе  по теме: «Природные условия и человек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 урока  географии в 9 классе

по теме: «Природные условия и человек»

Цели:

  • Расширить и углубить знания учащихся о природных условиях
  • Сформировать у школьников представления о воздействии природы на жизнь и деятельность человека.

Задачи:

  • Развивать у учащихся умения: интеллектуальные, оценочные (рефлексия), практические и коммуникативные (вхождение в диалог, отстаивание своих взглядов, проявление эмпатии)
  • Формировать нравственное отношение к своему «Я»(самому себе), классному коллективу
  • Воспитывать географическую и экологическую культуру
  • Создать и реализовать условие для совершения учащимися «малых» открытий на уроке
  • Формировать умение работы в группе, создание атмосферы сотрудничества, поиска

Оборудование:

Физическая карта полушарий; карты России: физическая, климатическая, природных зон; атласы; учебник; медиапрезинтация; ТСО с аудиозаписью музыки

На доске эпиграф к уроку:

Природа милая, тебе одной я внемлю,

Ты подарила мне и небеса, и землю.

И их помощником я буду век за веком

Лишь от того, что я родился человеком.

                                   М.Чоконаи

Основа урока – технологии личностно-коммуникативного обучения.

Ход урока:

I. Организационный  этап.

  • Приветствие.
  • Проверка домашнего задания и актуализация знаний

II. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.

  • Рефлексивно-оценочные действия

Учитель. Сегодня начинаем изучать тему «Человек и природа». Как вы думаете, зачем нам нужно изучать данную тему в курсе «Экономическая и социальная география»? может быть это совсем не важно?

Ученики. Рассуждают, высказывают свою точку зрения

  • Сообщение темы урока «Природные условия и человек»

Учитель. Откройте тетради, запишите дату и тему урока. Поставьте перед собой задачи: Что каждому предстоит узнать, чему научиться?

Ученики. Формируют задачи

  •      

Учитель. Формируем  вместе задачи урока. Таким образом, сегодня мы с вами должны убедиться в том, что природа есть универсальная ценность, выяснить в каких районах Земли мог появиться современный человек, что такое адаптация, какие выделяют виды адаптации. Знакомясь с данной темой мы будем учиться вступать в диалог, анализировать текст учебника, взгляды ученых по проблемам темы урока, высказывать свою точку зрения.

III. Этап усвоения новых знаний.

  • Создание диалоговой ситуации.

Учитель. Читает эпиграф и задает вопрос. Как вы думаете, почему я предложила слова М.Чоконаи в качестве эпиграфа?

Диалог. Ученики высказывают свою точку зрения. Диалог строится на основе демонстрации схемы: «Формы отношений человека с природой»

Учитель. Раскроем каждую группу отношений человека с природой. В чем сущность практического отношения человека к природе? Как вы это понимаете?

Ученики. Человек для своей жизнедеятельности использует природные условия и природные ресурсы

Учитель. К чему может привести эта форма отношений человека к природе?

Ученики. К истощению природных ресурсов, к экологическому кризису.

Учитель. Общаясь с природой человек обретает опыт единства с природой, при этом испытывает разные чувства.

Учитель. Читает отрывок из произведения Д.Андреева.

  •  Рефлексия.

Учитель. Близки ли вам его чувства? Такое общение с природой вдохновляет человека на создание музыки , живописи и т.д.

Ученики. Говорят о впечатлениях, возникающих от общения с природой

  • Полилог. В таком восприятии природы с позиций прекрасного заключается сущность эстетического отношения человека к ней.

Ученики. Высказывают свое мнение.

  • Полилог. И наконец, 4-я форма отношений человека к природе адаптивная.
  • Демонстрация слайда «потребности человека , удовлетворяемые природой»

Учитель. Таким образом, человек за счет природы удовлетворяет многие свои потребности (биологические, ресурсные, духовные). В многообразии потребностей человека проявляется многосторонность его отношений с природой. Поэтому природа есть универсальная ценность для человека. В каких районах Земли мог появиться человек?

  •  Создание диалоговой ситуации

Учитель. Современный человек – как новый биологический вид появился на поверхности Земли появился сравнительно недавно. Антропологи продолжают спорить, произошло ли это в одном месте или в нескольких местах. А вы как думаете? Действительно ли, все эти места расположены в районах с теплым климатом.

  • Показ географических объектов на физической карте.
  • Формирование понятия «Природные условия»
  • Приведите примеры влияния природных условиё на заселении территории человеком.
  • Адаптация, её виды, значения. Работа со словарем терминов, анализ схемы адаптации и её виды

IV. Этап закрепления новых знаний

V. Домашнее задание. Подготовить эссе «Мой край» - моя точка зрения по данной теме.

VI. Подведение итогов.

Рефлексия.

Сделайте вывод, достигли ли вы цели урока.

-с каким настроением вы работали на уроке

- какое значение для каждого из вас лично имеют знания и умения полученные на данном уроке

- умеете ли вы общаться с другими, высказывать и отстаивать свою точку зрения

- кто нашел ответы на свои вопросы

- кого вы хотели поблагодарить за работу, общение на уроке

Я тоже Вас благодарю всех за урок. Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали. Урок окончен. Всего доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока "Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири"

Предлагаемый урок по теме "Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири" является интегративным уроком географии и истории.Испоьзование бинарного урока по данной теме я считаю наиболее ...

Тест для проверки домашнего задания по теме «Природные условия Южной Америки».

Тест для проверки домашнего задания по теме«Природные условия Южной Америки»   1. Какие горы есть в Южной Америке?     А) Кавказские    Б) Анды...

Урок на тему "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" в 8 классе (на татарском языке)

Урок на тему "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" в 8 классе...

Методическая разработка занятия по теме "Статика. Условия равновесия тел"

Данная разработка занятия содержит конспект занятия и презентацию....

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему "Автономное существование человека в природных условиях"

В метериалах преставлен план коспект занятия и раздаточные материалы для проведения урока по теме "Автономное существование человека в природных условиях". В уроке используется группова...

Опросный лист по теме "Природные условия Древнего Египта"

Это задание можно использовать как отдельно, так и в рамках моего открытого урока. Или дать как домашнее задание для работы с текстом учебника....

Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...