Урок "Озера и болота"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Иванова Екатерина Ивановна

План-конспект урока по герграфии для 6 класса по теме "Озера и болота"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozera_i_bolota.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: география.

Место проведения: МБОУ Школа № 96, каб. 401

Учебная тема: Озера и болота.

Возраст учащихся (класс) 12 лет (6  класс)

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель: познакомить обучающихся с многообразием озер и их происхождением.

Задачи:

образовательные:

1.        Повторить состав гидросферы и  вод суши.

2.         Сформировать у учащихся представление об озере.

3.        Сформировать у учащихся представление  о разнообразии озер.

4.        Сформировать  элементарные знания об образовании озер.

развивающие:

1.        развивать  умение  описывать озер по типовому плану;

2.        развивать  умение находить и показывать озера на карте;

3.        формировать умение работать с картами атласа;

воспитательные: развивать интерес к предмету.

Знания и умения :

знать: -что такое озеро; типы озерных котловин; сточные и бессточные, соленые и пресные озера.

-Как образуются озерные котловины

-Как образуются болота, чем они полезны

уметь: находить озера и болота на карте, давать характеристику озера по плану.

Технологии: урок с использованием ИКТ.

Оборудование: 

-учебник «География.Землеведение» 5-6 класс В.П.Дронов, Л.Е.Савельева,

-презентация  «Путешествие в страну озёр» (Приложение 1)

-физическая карта мира

 -компьютер, проектор.

Предварительная подготовка:

  1. Разработка презентации.
  2. Составление маршрутных листов.

Этапы урока:

1. Организационный

2. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.

3. Итоги урока.

4. Домашнее задание.

Планируемые результаты:  записать определение «Озеро», заполнили схему «Классификация озер», выполнили практическую работу «Описание озера по плану», подвели итог урока и выставили себе оценку.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

0

Организационный момент

Проверяет готовность к уроку, приветствует

Выполняют требования учителя

1

1

Актуализация знаний

Предъявляет учебную задачу (загадку)

Решает учебную задачу, формулирует тему и цель урока

1

2

Изучение нового материала

Объясняет новый материал, используя презентацию и метод беседы, направляет деятельность учащихся в ходе заполнения маршрутных листов

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, отвечают на вопросы, делают выводы, заполняют маршрутные листы

20

3

Закрепление изученного материала

Формулирует задания для выполнения учащимися

Выполняют практическую работу

10

4

Итог урока

Фиксирует выводы, сообщает дополнительную интересную информацию.

Формулируют выводы

5

5

Рефлексия

Оценка деятельности учащихся

Самооценка

2

6

Домашнее задание

Формулирует задания для выполнения учащимися

Записывают

1

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Куда? Вы самостоятельно отгадаете место нашего путешествия.

 Надеюсь, что наше путешествие будет не только интересным, но и полезным.

  1. Актуализация знаний.

Учитель. Послушайте и отгадайте загадку, которая подскажет нам тему сегодняшнего урока. 

 Слайд 1(Приложение 1)

Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, направляя косынки
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – все в нем отражается…
Как это зеркало называется?
(Озеро).

Слайд 2. Учитель. Правильно. Это озеро. Именно озера станут объектом нашего внимания на уроке, который мы назовем “Путешествие в страну озер”. 

  1. Изучение нового материала 

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно изучать тему «Озера»? (Озера разные, их много: бывают соленые и пресные, большие и маленькие. Нужно узнать как они появились на земле.)

Слайд 3. Цель нашего урока:

Познакомиться с многообразием озёр на нашей планете и их происхождением.

Что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели?

(Сформулировать понятие «озеро», выяснить какие бывают озера, как показывают озера на карте, научиться описывать озеро по плану.)

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по различным озерам и будем записывать свои наблюдения в тетрадях, которые лежат у вас на парте.

Начнем наше путешествие, в путь.

Ребята, а кто из вас видел озеро? Поднимите руки.

Озер на Земле очень много – около 5 млн. Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и  представить себе своё озеро. А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели. С какими словами у вас оно ассоциируется? (Ответы детей маленькие и большие, глубокие и мелкие и т.д.)

Ребята, попытайтесь самостоятельно сформулировать определение понятия “озеро”. (Дети отвечают)

Давайте сравним с тем определением, которое нам предлагают авторы учебника  стр. 206

Слайд 4.

Озеро – это заполненное водой природное углубление на поверхности суши.

Записываем определение в тетрадь. 

Как вы думаете, все ли озёра одинаковы? (нет)

Несмотря на видимую схожесть озёра очень разнообразны.

-А чем они отличаются  друг от друга мы узнаем в ходе путешествия.  

Слайд 5.  

Все свои наблюдения мы отразим в схеме «Классификация озёр».

Слайд 6.

Байкал.  (Показать на карте). Удивительной красоты озеро, уникальное творение природы, кристально чистая вода…

 Наверное, каждый человек в большей или меньшей степени наслышан о самом большом хранилище пресной воды на нашей планете. А что вы еще знаете о Байкале?

Байкал-самое глубокое в мире озеро. В нем сосредоточена 1/5 часть мировых запасов пресных вод.

Слайд 7.

Эльтон. (Показать на карте). Озеро Эльтон – один из самых интересных природных объектов на территории Волгоградской области. Это настоящее чудо природы, - крупнейшее в Европе соленое озеро. Среди опустыненной заволжской степи - огромная чаша озера Эльтон с водой золотисто-розового оттенка окаймлена широкой полосой сверкающих на солнце белоснежных кристаллов соли. Трудно найти место, которое могло бы сравниться с Эльтоном по красоте и разнообразию ландшафтов: озерные мелководья, пляжи, солончаки, живописные дельты впадающих рек, балки, овраги, долины.

Какие соленые озера вам еще известны? (Мертвое море – озеро)

Слайд 8.

Мертвое озеро. (Показать на карте). Мёртвое море — это один из самых солёных водоемов на Земле, солёность достигает 340—350 ‰[6]. Человек может лежать на поверхности Мёртвого моря. Его даже называют Асфальтовым озером.

Слайд 9.

Давайте посмотрим на карту. К сожалению, нам не видно озера Эльтон на карте врезке России, но оно похоже на другие выделенные озера Балхаш, Убсу Нур (Показать на карте), а Байкал отличается. Почему? (Есть озера соленые – они показаны розовым цветом, а пресные озера – голубым). 

Слайд 10.

         Значит ли это, что мы можем сделать вывод о том, что озера различаются по солености? Какие виды озер вы выделите? (соленые и пресные).

Слайд 11.

Ладожское озеро. (Показать на карте).  Ладожское озеро - озеро в Карелии и Ленинградской области, крупнейшее пресноводное озеро в Европе. Еще в VIII в. Ладожское озеро являлось частью водного торгового пути "из варяг в греки",  в годы  Вов по нему проходила «дорога жизни» из блокадного Ленинграда. В Ладожское озеро впадают 35 рек. Крупнейшей рекой, которая впадает в него, является река Свирь, а  Нева — единственная река, вытекающая из Ладожского озера.

Слайд 12.

Озеро Балхаш (Показать на карте).В озеро впадают реки Или, Каратал, Аксу, Лепсы, Аягуз и другие, но не вытекает ни одной.

Какой вывод вы можете сделать, побывав на этих озерах?

Слайд 13 (Озера бывают сточные и бессточные)  

Отметьте это в своих схемах.

Ребята, давайте вспомним определение озера.

(Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.)

Углубление, в котором образовалось озеро  называется – озерная котловина. По происхождению озерных котловин различают и сами озёра. Мы продолжим заполнять схему. Теперь мы будем рассматривать классификацию озёр по… (Происхождению котловин)

Слайд 14.

 Урвановское озеро. (Показать на карте).  Озеро-старица в долине реки Оки. Озера старицы образуются в старых руслах рек.  Посмотрите на стр. 97 как это происходит.

Как правило, озера старицы имеют дугообразную или серпообразную форму. Урвановское озеро находится во Владимирской области и является  водным памятником природы.

Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются.

Слайд 15. 

Псковско- Чудской водоем – это озёра образовавшиеся на месте впадин, углубленных ледником. В состав этого водоема входят три озера: Псковское, Чудское и Тёплое (Показать на карте),  на котором А. Невский разбил шведов.

Слайд 16. 

Байкал. Вернемся на Байкал. Котловина этого озера образовалась при движении участков земной коры, когда образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. Байкал – это  самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина – 1620 м.. В известности и славе Байкал не знает себе равных. Оно уникально. Писатели, поэты, художники , композиторы в своих произведениях уделяют ему много внимания.

Слайд 17.

Озеро в кратере вулкана Малый Семячик на Камчатке. (Показать на карте).  В кратере потухших вулканов часто образуются озера. Так как кратер имеет, как правило, форму круга и высокие стенки, вулканическое (кратерное) озеро округлое и не имеет стоков. Озеро, как и  кратер, вулкана Малый Семячик называется Троицким  по фамилии участника многих камчатских экспедиций В. Д. Троицкого. Это удивительное кислотное озеро, воды которого имеют такую сказочно-бирюзовую окраску. Диаметр его составляет примерно 500 метров, а глубина – 140 метров.

Слайд 18.  

Сарезское озеро (Показать на карте) образовалось в результате обвала пород в долину реки. Февральской ночью 1911 г. жители Бартанга проснулись от неимоверного гула, идущего из недр земли. Гул сопровождался оглушительным каменным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джинн, ломающий памирского исполина. С вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких волнах; под ногами ходила почва. Происходило сильное землетрясение. И над кишлаком Усой несколько дней кружились клубы большой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели нерукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское озеро” (Гамаюнова О.)

Слайд 19.

Озеро Шадхурей (Показать на карте).  

Мы знаем, что в  земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности из-за проседания грунта образуются котловины, которые и заполняются водой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, связанная с темой «Гидросфера»

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок .

Озера бывают пресные и соленые. Соленой вода становится в бессточных озерах в жарком засушливом климате.

Самое соленое в мире озеро-Мертвое море. Его соленость достигает 310%, это почти в 9 раз больше солености мирового океана.

Болота.  Болота на Земле занимают около 2% площади суши. В России больше всего болот в Западной Сибири.

Слайд 20.

3. Закрепление изученного материала 

Чтобы закрепить полученные знания мы выполним практическую работу «Описание озера по плану». Работу выполняем в маршрутных листах. 1 ряд описывает озеро Виктория в Африке. 2 ряд описывает озеро Каспийское в Евразии, 3 ряд – озеро Эйр в Австралии. План описания на слайде. Работаем в парах.

Слайд 21.

  1. Итог урока

Подведем предварительный итог и вспомним, что мы узнали на уроке.

Ребята, давайте проверим, как вы заполнили свои листы.

  1. Озеро – это…
  2. Озера различаются по…
  3. По солености озера бывают ….
  4. По сточности озера различают …
  5. По происхождению озера бывают

 Слайд 22-25.

         В мире много удивительных мест, среди озер тоже много уникальных озер. (Дополнительный материал о необычных озерах, если позволяет время)

5. Рефлексия.

Наш урок и путешествие в страну озер  подходит к концу. Хотелось бы узнать, насколько он был плодотворным. Ответьте на вопросы: что нового вы узнали? чему научились? Свои ответы начинайте со слов… 

Я узнал…

Меня удивило….

Мне не понравилось….

И еще, мне хотелось бы узнать отношение к уроку каждого из вас. Выберете на парте тот смайлик, который наиболее ярко отражает ваше настроение. А я в свою очередь вам подарю свои смайлики на память об этом уроке - оценки за урок.

6. Домашнее задание. Слайд 26

 Параграф 49, вопрос 5 письменно.

Составить кроссворд «Озёра мира» по желанию.

Спасибо за урок.

Список использованной литературы.

  1. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Землеведение.5-6 класс. М: Дрофа, 2013
  2. Герасимова Т. П. Начальный курс географии:Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/ Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
  3. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2015

Интернет-ресурсы:

  1. Балхаш — Википедия ru.wikipedia.orgБалхаш
  2. Вулкан Малый Семячик и кислотное озеро в его кратере. Камчатка... zelenyimir.ru…malyiy-semyachik…ozero…kratere.html
  3. Мёртвое море — Википедия ru.wikipedia.orgМёртвое море
  4. Озеро Байкал.инфо - информационный сайт о Байкале ozerobaikal.info
  5. Об уникальных природных объектах Кабардино-Балкарии заботятс…http://kbr-time.ru/ecology/905-ob-unikalnykh-prirodnykh-obektakh-kabar…
  6. Россия: Ладожское озеро all-about-russia.runature/lake/ladoga_lake/…
  7. Соленое озеро Эльтон vetert.rurossiya/volgogradskaya-oblast…elton.php
  8. Урок 6 класс. Тема : Озёра. sstemass.narod.ru…1/UrokOzera_6_klass.doc  

Заместитель директора ОО_________________________________________

МП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок географии в 6кл. "Болото"

методическая разработка...

урок - практикум " Таинственное болото"

урок в 6 классе проводится в условиях полевого лагеря...

ТПК болота

Работа выполнена с целью изучения территориально-природного комплекса болота.   В работе рассматривался вопрос о торфе, о его происхождении и применении, особенно подчеркн...

Болота

Материал подготовлен для курса "Природа родного края". Содержит три презентации, в которых рассматриваются вопросы классификации болот и их охраны; растительный и животный мир....

Конспект урока. "Озера и болота России".

Материал можно изпользовать в 8 классе при изучении раздела "Внутренние воды России"....

ОЗЁРА, ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ, БОЛОТА, МНОГОЛЕТНЯЯ МЕРЗЛОТА И ЛЕДНИКИ

Раздел II .  ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕКТема 3. Богатство внутренних вод РоссииУрок № 24. Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.Практическая работа № 9Обозначения на контурной...