Рабочая программа учебного курса по географии: «География. Начальный курс. 6 класс»
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Буркин Евгений Игоревич

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., Дрофа, 2017 г.) и ориентирована на использование учебника «География. Начальный курс». 6 кл. Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюдовой, М., Дрофа, 2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6a_klass.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РАССМОТРЕНО

на Методическом совете

Протокол №1 от 31.08.2017 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ А. В. Соболева

«___»_________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №3»

__________ Е. В. Михалёва

«____»_________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по географии: «География. Начальный курс»

                             

6 «А» класс

Составитель: Буркин Е. И., учитель географии

2017 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
  3. государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»;
  4. Примерной образовательной программы основного общего образования по географии;
  5. авторской программы для 5 – 9 классов (И. И. Баринова и др., М., Дрофа, 2017 г.);
  6. учебного плана школы на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., Дрофа, 2017 г.) и ориентирована на использование учебника «География. Начальный курс». 6 кл. Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюдовой, М., Дрофа, 2014 г.

Согласно учебному плану школы на 2017-2018 учебный год освоение данной образовательной программы осуществляется в объёме 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

При разработке рабочей программы в авторскую были внесены лишь незначительные изменения, связанные с формулированием тем практических работ. Внесённые изменения обусловлены психо-физиологическими особенностями обучающихся данного класса.

Курс «География. Начальный курс. 6 класс» – это логическое продолжение географического курса 5 класса. Начальный курс географии формирует у обучающихся первоначальные знания из таких наук о Земле, как картография, геология, климатология, почвоведение, биогеография и др. Это ведет к пониманию сложной системы взаимосвязей компонентов природы.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, её частей;
  • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
  • развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
  • развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
  • развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
  • развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
  • развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населённому пункту как части России;
  • развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.

В структуре курса «География. Начальный курс. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений обучающихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные:

  • ответственное отношение к учению;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • приобретение опыта участия в социально значимом труде;
  • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
  • осознание ценности здорового образа жизни;
  • понимание основ экологической культуры.

Предметные.

Ученик научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, а также примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Метапредметные результаты основаны на формировании универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона мира и России);
  • осознание значимости общности и глобальных проблем человечества;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
  • планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
  • владение основами самоконтроля и самооценки;
  • осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  • классифицировать информацию по заданным признакам;
  • решать проблемные задачи;
  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
  • оценивать работу одноклассников;
  • в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;
  • критичное отношение к своему мнению.

На основе вышеперечисленных планируемых результатов основными формами и видами контроля являются:

  • практические работы, которые ориентированы на закрепление предметных результатов конкретного урока через различное географическое описание;
  • самостоятельные работы, с помощью которых осуществляется проверка усвоения знаний и умений по конкретному разделу;
  • работы с атласом и контурной картой, которые являются основными средствами обучения в географии, поскольку выполняют важную функцию – помогают обучающимся выявлять взаимосвязи исследуемых явлений и процессов.

Для оценивания результатов на этапе контроля используется следующая дополнительная учебная литература:

  • «География. 6 класс. Атлас. ФГОС». М., Дрофа, 2017 г.;
  • «География. 6 класс. Контурные карты. ФГОС». М., Дрофа, 2017 г.;
  • «География. 6 класс. Диагностические работы к учебнику Т. Герасимовой, Н. Неклюдовой. Вертикаль. ФГОС» С. В. Курчина, О. А. Панасенкова, М., Дрофа, 2017 г.

Содержание учебного курса

Введение

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек изучал Землю в древности и в Средние века? Каков вклад путешественников в изучение Земли? Что изучает современная география?

Земля – планета Солнечной системы. Каковы географические последствия движения Земли?

Виды изображений поверхности Земли

План местности

Понятие о плане местности. Масштаб. Что такое план местности? Условные знаки. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практическая работа № 1 «Определение направлений и азимутов по плану местности».

Глобус и географическая карта

Глобус и географическая карта. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного шара. Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практическая работа № 2 «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».

Самостоятельная работа № 1 «Виды изображений поверхности Земли».

Строение Земли. Земные оболочки

Литосфера

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практическая работа № 3 «Составление описания форм рельефа».

Самостоятельная работа № 2 «Литосфера».

Гидросфера

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озёра. Ледники. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практическая работа № 4 «Моделирование на контурной карте исток и устье, а также бассейн и водораздел реки Лена и Волга».

Самостоятельная работа № 3 «Гидросфера».

Атмосфера

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды.

Климат. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практическая работа № 5 «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры».

Практическая работа № 6 «Построение розы ветров».

Самостоятельная работа № 4 «Атмосфера».

Географическая оболочка

Природный комплекс. Географическая оболочка. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс (ПК). Географическая оболочка и биосфера.

Природные зоны Земли. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природа и человек. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

Самостоятельная работа № 5 «Географическая оболочка».

Повторение и обобщение

Основные понятия курса. Вселенная и Земля. План и карта. Глобус. Земная кора. Рельеф суши и дна океанов. Мировой океан. Течения и их виды. Внутренние воды. Температура и влажность воздуха. Облака. Погода и климат. Природные зоны и ПК.

Самостоятельная работа № 6 «География. Начальный курс».

Тематическое планирование учебного курса

№ п/п

Наименование раздела, тема

Кол-во часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Введение

2

2

Виды изображений поверхности Земли

План местности

9

4

6

3

3

1

Глобус и географическая карта

5

3

2

4.

Строение Земли. Земные оболочки

Литосфера

22

6

14

4

8

2

5.

Гидросфера

6

4

2

6.

Атмосфера

7

4

3

7.

Географическая оболочка

3

2

1

8.

Повторение и обобщение

2

1

1

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Дата

Плановые сроки

Скорректированные сроки прохождения

Введение

1.

Открытие, изучение и преобразование Земли.

2.

Земля – планета Солнечной системы.

Виды изображений поверхности Земли

План местности

3.

Понятие о плане местности. Масштаб.

4.

Стороны горизонта. Ориентирование.

5.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

6.

Составление простейших планов местности.

Практическая работа № 1 «Определение направлений и азимутов по плану местности».

Глобус и географическая карта

7.

Глобус. Географическая карта.

8.

Градусная сеть на глобусе и картах.

9.

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.

Практическая работа № 2 «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».

10.

Изображение на физических картах высот и глубин.

11.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Виды изображений поверхности Земли».

Самостоятельная работа № 1 «Виды изображений поверхности Земли».

Строение Земли. Земные оболочки

Литосфера

12.

Земля и её внутреннее строение.

13.

Движение земной коры. Вулканизм.

14.

Рельеф суши. Горы.

15.

Равнины суши.

Практическая работа № 3 «Составление описания форм рельефа».

16.

Рельеф дна Мирового океана.

17.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Литосфера».

Самостоятельная работа № 2 «Литосфера».

Гидросфера

18.

Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.

19.

Движение воды в океане.

20.

Подземные воды.

21.

Реки.

Практическая работа № 4 «Моделирование на контурной карте исток и устье, а также бассейн и водораздел реки Лена и Волга».

22.

Озёра. Ледники.

23.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Гидросфера».

Самостоятельная работа № 3 «Гидросфера».

Атмосфера

24.

Атмосфера: строение, значение, изучение.

25.

Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха.

Практическая работа № 5 «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры».

26.

Атмосферное давление. Ветер.

27.

Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки.

Практическая работа № 6 «Построение розы ветров».

28.

Погода.

29.

Климат.

30.

Причины, влияющие на климат.

Самостоятельная работа № 4 «Атмосфера».

Географическая оболочка

31.

Природный комплекс. Географическая оболочка.

32.

Природные зоны Земли.

33.

Природа и человек.

Самостоятельная работа № 5 «Географическая оболочка».

Повторение и обобщение

34.

Основные понятия курса.

35.

Самостоятельная работа № 6 «География. Начальный курс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учителя физической культуры

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова  Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учитель физической культуры

Рабочая программа  учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова  Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 7-9 класса (базовый курс)

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 7-9  класса (базовый курс)...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс)

Рабочая программа  учебного предмета «Физическая культура»  для 10-11 классов (базовый курс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 География программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 География разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, феде...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 География по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 "География" по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование....