Землетрясения
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Горбунова Наталья Васильевна

Урок географии для 5 класса по прогрпмме Дронова, Савельевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemletryaseniya.rar1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет, класс

География, 5 класс

Учитель

Горбунова Наталья Васильевна

Тема урока

‹‹Землетрясения››

Цель урока

Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о грозном природном явлении – землетрясении.

Планируемые результаты

познавательные (предметные)

коммуникативные

личностные

Самостоятельно формулировать понятия: «землетрясения», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения»,  «сейсмограф», «сейсмолог».

Продолжить освоение опыта групповой работы (работа в команде – распределение ролей между участниками команды, умение коллективно добывать информацию, обмениваться информацией и составлять общий текст), работы с картографической и графической информацией (карта мира, контурные карты).

Формировать интерес учащихся к изучению темы литосфера.

Актуальность использования средств ИКТ

Позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, повысить мотивацию учащихся к активной работе; помогает дифференцировать  учебный процесс при сохранении его целостности.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Учебная презентация Power Point на тему «Землетрясения»

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Экран, проектор, компьютер

Технологическая карта урока

Этапы  урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД:

1.1Организационный

Проверяет готовность обучающихся к уроку, готовность рабочего места.

Готовят необходимое оборудование

Регулятивные УУД:

- подготовить необходимые материалы к уроку.

Личностные Формирование поведения в социуме, собранности и самоконтроля.

2. Актуализация знаний

  1. Работа с электронным учебником у компьютера
  2. Фронтальный опрос:

А) с какими видами движения земной коры вы познакомились на прошлом уроке?

Б) каковы причины горизонтальных движений?

В)  как называется:

- Блок земной коры, опустившийся по разлому относительно другого блока (сброс)

- Поднятый участок земной коры, ограниченный разломами (горст)

- Опущенный участок земной коры, ограниченный разломами (грабен)

Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД:

- определять цель учебной деятельности и успешность выполнения работы методом самоконтроля.

Познавательные УУД:

-  выдвигать предположения;

- систематизировать информацию до её изучения.

Личностные осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

  1. Целеполагание

- Мы с вами вели речь об очень медленных движениях земной коры для человека практически незаметных и безопасных. Однако земная кора может испытывать и очень быстрые подвижки. Послушайте загадку и отрывок из воспоминания Горького (см. Приложение). Отгадайте, о чем идет речь? Это и будет темой нашего урока.

Толчок земли, еще, другой,

Покрылось небо слоем пыли,

Повсюду стоны, груды тел,

Дома как по реке поплыли.

Отрывок

2.1-1Как1вы1думаете,1о1каком грозном1природном1явлении, связанном с движением земной коры,1упоминается1в1данном стихотворении?

3.1- Назовите тему нашего урока.

1. 1Слушают строчки стихотворения, предполагают, о чем идет речь.

2.1Дают ответы на вопрос.

3.1Называют тему урока  

Тема урока: «Землетрясения»

  1. Мотивация

Задает вопросы классу:

- Что вам известно о землетрясениях?

- Почему это явление опасно для человека?

- Что еще интересно о нем узнать?

1.Отвечают на вопросы;

  Формулируют цель урока, ориентируясь на ключевые слова, и записывают её в тетрадь.

Цель урока: Формирование представлений о грозном природном явлении – землетрясении.

Коммуникативные УУД:

-1слушать1и понимать1речь других;

-1уметь1с достаточной полнотой1и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции.

  1. Изучение нового материала

  1. Первичное закрепление

  1. Изучение нового материала

1 этап.

Предлагает разбиться на 5 групп и каждой группе задать вопросы по заданному отрывку текста учебника на стр. 94-95.

Вопросы на слайде:                 (Слайд 1):

-212группа22Что2такое землетрясение?

- 2 группа – Почему возникают землетрясения? (рис. 76)

- 3 группа – Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений? (рис. 76)

- 4 группа – От чего зависит сила и площадь землетрясения?

5 группа – Где происходят самые сильные землетрясения? Что такое эпицентр землетрясения? ( рис. 76)

 (Приём мозаика)

Выполните задания № 31 и 32 в тетрадях стр.61

22этап.

1. Предлагается работа с рис.77 стр. 96.

- Как оценивается сила землетрясения?

2. Предлагает сравнить свои догадки с признаками на Слайде 6, Объясняет, что такое шкала Рихтера, сейсмограф, принцип его работы (Слайд 7 - 9):

- Шкалу для измерения силы землетрясения предложил  РИХТЕР  Единица измерения этой шкалы – БАЛЛ.

Сейсмограф — специальный измерительный прибор, который измеряет силу сейсмических волн (колебаний горных пород).

В большинстве случаев сейсмограф имеет груз с пружинным прикреплением, который при землетрясении остаётся неподвижным, тогда как остальная часть прибора (корпус, опора) приходит в движение и смещается относительно груза. Одни сейсмографы чувствительны к горизонтальным движениям, другие — к вертикальным. Волны регистрируются вибрирующим пером на движущейся бумажной ленте. Существуют и электронные сейсмографы (без бумажной ленты).

Сейчас активно используются компьютерные и электронные сейсмографы, которые значительно повышают точность измерений. Чем больше штрихи полученных данных – тем сильнее зарегистрированные колебания горных пород.

Учёные, которые занимаются изучением землетрясений, называются сейсмологи.

- Сравните шкалу Рихтера на слайде и рис.77, стр. 96. Какие, по вашему мнению, изменения происходят в связи с увеличением силы землетрясения?

3. - Может ли это грозное явление произойти в Воронежской области?

Предлагает найти ответ по рис.78, стр.97.

4.1Работа на контурной карте: обозначить и надписать сейсмические пояса

(Тихоокеанский и Средиземноморский).

Выполните задания № 33 в тетрадях стр.61

5. Предлагает сформулировать правила безопасного поведения при землетрясении с помощью

Слайда 10 и рисунка из папки

От каждой группы на заданный вопрос  отвечает один ученик, объясняя содержание слайда.

На слайдах появляются ответы:

- 1 группа – Землетрясение – это быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками. (Слайд 2)

- 2 группа – Землетрясения возникают потому, что в глубоких1недрах1Земли происходит1разрыв1и смещение горных пород. (Слайд 3)

-131группа11Очаг землетрясения – место в земной1коре,1где разрываются и смещаются горные1породы.1Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км.

(Слайд 4)

-242группа22Сила2и площадь2землетрясения зависит от глубины очага и силы толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше2площадь землетрясения и его сила.

-252группа22Самые сильные2землетрясения происходят в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем2слабее2сотрясания поверхности.2Эпицентр землетрясения – место на земной2поверхности, расположенное непосредственно2над очагом.

(Слайд 5)

1. Работают с рис.77 на стр. 96, по цепочке рассказывают о последствиях землетрясения разной силы.

2.ёЗаписывают в тетради шкалу

Работают самостоятельно в тетрадях

Изучают шкалу Рихтера, определение сейсмографа и принцип его работы; высказывают, аргументируют и обсуждают свои предположения.

Работают самостоятельно в тетрадях

Предполагаемые ответы:

- С увеличением силы землетрясений увеличивается сила разрушений природных и антропогенных объектов.

3.2 Учащиеся внимательно знакомятся с текстом и рис. 78, стр. 97 и высказывают свои предположения.

Предполагаемые ответы:

- Землетрясения в Воронежской области произойти не могут, так как наша область находится на Восточно-Европейской платформе, которая очень устойчива и расположена далеко от сейсмически активных Тихоокеанского и Средиземноморско-Азиатского поясов. Именно в этих районах земная кора наиболее подвижна.

4. Учащиеся отмечают красным карандашом Тихоокеанский и Средиземноморско-Азиатский пояса сейсмической активности, подписывают их названия.

Работают самостоятельно в тетрадях

5. Ученики работают в группах и формулируют правила безопасного поведения при землетрясении, записывают их в тетради. Предполагаемые ответы:

- Если в вашем регионе случаются землетрясения, то вам необходимо:

- Держать дома; приготовленный комплект одежды по сезону;
- Электрический фонарь и запасные батарейки к нему;

- Спички;

- Собранную аптечку;

- Запас продуктов и воды на 3 дня для каждого члена семьи;

- Документы;

- Знать расположение ближайших убежищ.

Регулятивные УУД:

- выдвигать версии;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.

Познавательные УУД:

-1находить достоверную информацию;

- владеть смысловым чтением;

- соотносить новую информацию1с имеющимися представлениями;

-1анализировать1и обобщать;

- делать выводы;

-1представлять информацию в виде текста, рисунков.

Коммуникативные УУД:

 -2уметь2слушать, слышать и понимать партнёра;

- различать в речи другого доказательства, факты;

- организовывать и согласовывать работу2в2паре, группе;

- уметь правильно выражать2свои мысли в речи;

-1управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные

осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира, путём беседы и диспута.

-1осознавать1свои интересы, цели;

-1осознавать1свои эмоции;

-1осознавать1правила поведения при работе в группе.

9. Рефлексия

«Свободный микрофон»

Синквейн (если есть время)

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления, отвечают на вопросы.

Землетрясение

Грозное, разрушительное

Сотрясает, пугает, сокрушает

Непредсказуемо возникает.

Катастрофа!

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- выстраивание логической цепочки рассуждения; рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

10. Домашнее задание

1. §25, задание 6;

2. Составить синквейн на тему «Землетрясения».

3. Задание 1, 3 на контурной карте стр.14-15 Слайд 11

Приложение

Отрывок из  воспоминаний А.М. Горького, который  28 декабря 1908 года находился в Итальянском городе Мессина и был свидетелем одного из явлений природы.

«В пять часов двадцать минут земля вздрогнула; её первая судорога длилась почти десять секунд: треск и скрип оконных рам, дверных колод, звон стекла, грохот падающих лестниц разбудили спящих: люди вскочили, ощущая всем телом эти подземные толчки…

 Качались стены, срываясь падали потолки, посуда, зеркала, изгибался пол, мебель тряслась, двигаясь по комнате, опрокидывались шкафы, подпрыгивали столы. Земля тихо гудела, стонала, горбилась под ногами и волновалась, образуя глубокие трещины - как будто в глубине проснулся и ворчал дремавший червь, - слепой он полз там, в темноте, изгибаются его мускулы и рвут кору земли, сбрасывая с неё здания на людей и животных.

Подземный гул, грохот камней, визг дерева заглушают вопли о помощи, крики безумия, стоны раненых…

 Люди и камни смешиваются в кучи, и всё чаще, всё сильнее дрожат дома, церкви. Их режет под основание какая – то невидимая коса - ничто не может устоять под её гигантскими взмахами... »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Землетрясения". Урок ОБЖ в 7 классе. Презентация урока.

"Землетрясения"., тема урока в 7 классе. В данной презентации (разработке к уроку) автор расскрыл такие вопросы: 1. Происхождение землетрясений. 2. Основные параметры землетрясений. 3. Последствия ...

Вулканизм и землетрясения

Использование ИД в курсе 6 класса...

Интерактивный кроссворд по ОБЖ в 7 классе на тему «Землетрясение»

Данную презентацию можно использовать, для закрепления знаний после изучения темы ЧС природного характера "Землетрясение"...

11.03.11. Точка отсчета, или постфактум землетрясения в Японии

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, соор...

Урок "Землетрясения и вулканы"

На уроке учащимся дается возможность осознанать и осмыслить блок информации о природных явлениях; ребята учатся основным понятиям.Урок проводится с использованием материалов ЦОР....

План-конспект урока "Происхождение землетрясений" 7 класс

Цель урока:познакомить учащихся с природным явлением геофизического происхождения – землетрясением, объяснить причины возникновения землетрясения.Задачи урока:расширить знания учащихся об опасных и чр...

Презентация "Правила безопасного поведения при землетрясении и меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений", 7 класс

Данная презентация разработана для учащихся 7 класса по теме "Землетрясения".  Рекомендуется для просмотра на заключительном уроке по данной теме....