Конспект урока географии "Западно-Сибирская равнина.Особенности природы"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Платонова Жанна Алексеевна

Урок с использованием проектного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока географии154.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ельнинская СШ №1 им.М.И.Глинки

Конспект урока географии

на основе технологии проектного обучения

8 класс

Тема: « ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»

                                                                                                                           Платонова Жанна Алексеевна

                                                          учитель географии — биологии

                           

2017 год

Тема урока:

«ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»        

 

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы региона.                                                        

Задачи урока:

I. Образовательные:                                                                                                                                                 Учащиеся должны

Знать:

Уметь:

  • особенности географического положения Западной Сибири;
  • влияние географического положения на формирование природных условий Западной Сибири;
  • уникальные черты рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири, выделяющие её среди других регионов России;
  • географическую номенклатуру.
  • составлять характеристику географического положения Западной Сибири на основе карт;
  • объяснять влияние географического положения на формирование природных условий;
  • объяснять уникальность черт рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири;
  • показывать на карте географические объекты.

II. Развивающие:

  • Продолжить развитие умений работать с картографическим материалом, сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, умение анализировать полученную информацию и делать выводы.
  • Развитие проектировочных способностей.
  • Развитие эмоциональной сферы личности.

III. Воспитательные: формировать  ценностное отношения к  региону - Западная Сибирь. Осуществлять экологическое воспитание.

Тип урока: изучение нового материала  (формирование  новых знаний и совершенствование умений).

Технология: проектное обучение.                                                                                                             

Методы и приёмы обучения: беседа, работа в группе, дискуссия, самостоятельная работа.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Мультимедиа проектор, компьютер, экран.
  • Карты России: физическая, тектоническая, климатическая; природных зон.
  • Физическая карта Западной Сибири.
  • Учебник: География: учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений/  Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. - М. : «Русское Слово», 2010 г.
  • Справочники школьника. География/ Сост. Т. С. Майорова. - М.:Филолог. Об-во «Слово». 2004 год.
  • Атлас: География 8 класс — М.:  Дрофа: Издательство ДИК, 2010.
  • Презентация  «По Западной Сибири» (Приложение 1).                                

План урока

Этап урока

Содержание
(цель) этапа

Время

1

Организационный этап

Активизация внимания

1 мин

2

Постановка темы, цели и задач урока

(целеполагание)

Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация (подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала)

4  мин

3

Изучение нового материала (игра - путешествие)

Изучение нового материала, формирование компетенций

33 мин

4

 Закрепление и обобщение новых знаний.

Оценивание знаний учащихся,  оценка работы групп

3 мин

5

Домашнее задание.

Развитие умений работать с тематическими картами, закрепление  знаний по теме

2 мин

6

Подведение итогов урока. Рефлексия

Самооценка эмоционального состояния

2 мин

Ход урока

1 — 6 этапы урока представлены в таблице 1.

Таблица 1.     Основные этапы проектной деятельности на уроке

Этапы урока

Этапы

проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствует и проверяет готовность учащихся к уроку

Проверяют свою готовность

 к уроку

Этапы урока

Этапы

проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Целеполагание

1. Ценностно-ориентиро-

ванный

(подготовительный)

Мотивация проектной деятельности.

2. Постановка темы, цели и задач урока.                    -    Ребята, мы с вами уже изучили природу регионов Европейской части России и Урала, и теперь нам предстоит начать изучение её Азиатской части.

- В поэме  А.Твардовского «За далью - даль» говорится:

Урал! Невольною печалью
Я отдаю прощанью дань...
А за Уралом - Зауралье,
А там своя, иная даль.

- Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? (Ответы учащихся).                                               - Сегодня на уроке мы будем изучать Западную Сибирь, тема нашего урока:  «Западно - Сибирская равнина. Особенности  природы».  (Слайд №1)  

- Откройте в атласе  «Физическую карту» стр. 14.     - А как вы думаете, почему именно этот регион мы начнём изучать первым?                                     1) согласно последовательности изучения крупных районов России,                                                            2) данная равнина является одной из крупнейших и важных в жизни нашей страны.                                                                 - Мы проведём с вами не совсем обычный урок. Предлагаю вам попробовать себя в роли молодых учёных, а я буду вашим научным руководителем. Мы отправимся в деловое турне  по Западно-Сибирской равнине, по речной системе Оби и Иртыша.                         - Итак, я приглашаю вас в путь.                                      - Каковы же будут цель и задачи нашего путешествия? (дети вместе с учителем формулируют цель урока)                                        ЦЕЛЬ:                                                                              1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на    примере  Западно- Сибирской равнины.

ЗАДАЧИ:

1) Создать условия для применения ранее полученных знаний и умений в оценивании особенностей природы Западно- Сибирской равнины, как географического объекта.

2)Развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы, совершенствовать навыки работы с источниками географической информации.

3) Воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства.

4) Развивать пространственное мышление, внимание, память.

-  Ребята, а давайте попробуем забыть, что Западно- Сибирская равнина уже давно изучена. И мы с вами будем первопроходцами, а наши исследования будут положены в основу нового учебника по географии. Как вы думаете, это возможно?  

- Но, прежде, чем отправиться в путешествие, нужно знать его точный адрес, т.е. географическое положение.  (Слайд №2).

Границы равнины – это отчётливо выраженные естественные рубежи:

- на западе – восточнее предгорий Урала,

- на востоке – долина р. Енисей,

- на севере – береговая линия Карского моря,

- на юге – до подножия гор Южной Сибири (Казахского  мелкосопочника,  Алтая,  Салаира  и Кузнецкого Алатау.)

Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей работы:

отвечают на вопросы учителя, стремятся к самостоятельному формулированию цели и задач урока.

Изучение нового материала

2. Основной:

а) конструк-

торский

б) технологический

Учитель перед исследованием раздаёт группам задания, проводит вводный инструктаж.

Приложение 2 – вопросы, которые помогут детям выявить особенности природы равнины,  далее – работа с учебником, атласом, дополнительной литературой, словарём.

3. Изучение нового материала:

(Класс делится на группы по 4 — 5 человек, учитель раздаёт подготовленные памятки и алгоритмы по организации самостоятельной работы).

  • Мы работаем в  группах  исследователей:

1 группа – «Геоморфологи» - будет исследовать рельеф Западно- Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно- Сибирской равнины?»

2 группа – «Климатологи» - исследует климат Западно- Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Чем характеризуется климат  Западно- Сибирской равнины?»

3 группа – «Гидрологи» - будет исследовать внутренние воды  Западно- Сибирской равнины и даст ответ на вопрос: «Каковы главные особенности внутренних вод    Западно- Сибирской равнины?»

4 группа – «Ландшафтоведы» - исследует ландшафт Западно- Сибирской равнины и приготовит отчёт по теме «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно- Сибирской равнины?»

(на работу отводится 10  минут,  у каждой группы есть необходимый материал для исследования:

- учебник географии,

- атласы,

- дополнительная  литература - энциклопедии, хрестоматии,

- словари).

а) Включение в проектную деятельность в группе: сбор, поиск материала.

б) Исследова-

тельская работа — составление описания природных особенностей Западно - Сибирской равнины.

  3.

 Защита проекта

а) защита проекта

б) оценка результатов

Организация дискуссии. ( Отчёт по группам).

(Приложение 3)

Подведение итогов дискуссии.

- (Учитель) мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири. (Слайд № 17)

- Западная Сибирь - её необъятные просторы, её бескрайняя тайга, её топкие болота, её богатые природные ресурсы, её плодородные  земли степей – всё это наша Родина. Её нельзя не любить! С нею неразрывно  связано самое лучшее и светлое в нашей жизни, с нею  наши помыслы и надежды, ей - наш повседневный труд. Хороша она, велика,  и вся она наша – твоя и моя!

Удивительная и неповторимая по своей красоте природа,  давно  воспета на полотнах художников, она живёт в волшебных словах наших писателей, поэтов. Вот, например,

поэт И. Фролов написал о ней такие строки:

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади.

Равнина - на север,

Равнина -  на юг.

Как будто гористую

Землю разгладил

Какой – то  гигантский утюг!  

а) Включение учащихся в дискуссию, представление результатов деятельности.

( Отчёт по группам).

(Приложение 3)

б) Участие в коллективном обсуждении результатов проекта.

Закрепление и обобщение новых знаний

4. Оценочно-рефлексив-

ный

4. Закрепление и обобщение новых знаний.

- Для обобщения и закрепления изученного материала предлагаю дополнить  логико – смысловую схему по теме «Западная Сибирь».

Формулировка общего вывода (вместе с учащимися) (Слайд № 18):

1) Западная Сибирь - одна из крупнейших ___________ равнин земного шара.

2) Богата разнообразными ______________ ресурсами.

3) Климат _________________,  достаточно суровый.

4) Богата реками, ________, болотами.

5) Заболоченность территории ________.

6) Отчётливо выражена зональность её природы от тундры до _________.

  • Ребята, как вы думаете, совпали ли наши исследования с авторскими      Оценка работы групп учителем._____

  5. Домашнее задание.

- Для того  чтобы ещё раз убедиться, что наши выводы правильные, мы применим полученные знания на практике, выполняя  в качестве домашнего задания самостоятельную  работу по теме: «Сравнение особенностей природы Восточно- Европейской  и Западно- Сибирской равнины».

КАРТОЧКА

Географическое положение и  о
обенности природы

Восточно- Европейская  равнина

Западная Сибирь

В каком полушарии находится

В какой части материка

Омывается водами океанов

Примерные широты

В основании равнин лежат

Тип поверхности

Преобладающие высоты

Климатообразующие факторы

Тип климата

Средняя температура января и июля

Среднегодовое количество осадков

Внутренние воды, их особенности

Природные зоны

Вывод:

(Учитель раздаёт карточки всем учащимся).   Параграф № 40, 41, выполнить самостоятельную  работу в тетради.                                                                                 

Самооценка своей деятельности

Домашнее задание

Подведение итогов урока. Рефлексия

6. Рефлексия.

- Как вы оцените свою работу на уроке?          - Чему научились на уроке?                               - О чём бы вы хотели узнать больше?

Литература:

  1. Безрукова В. С. Всё о современном уроке: проблемы и решения. – М.: «Сентябрь», 2004. – 160 с.
  2. География: учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений/  Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. - М. : «Русское Слово», 2010 г.
  3.     Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть II: Научно-практич.  пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб.  заведений, слушателей ИПК. – Ростов –н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 288 с.
  4.     Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. -100 с.
  5. Справочники школьника. География/ Сост. Т. С. Майорова. - М.:Филолог. Об-во «Слово». 2004 год
  6.     Тарасов А. К.  География. Книга для учащихся и учителей. – Смоленск: Русич, 1999. – 256с.

Приложение № 2.

«ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»         

карточка-задание

Задания  группе № 1

ГЕОМОРФОЛОГИ – учёные, изучающие  рельеф земной поверхности.

1. Что лежит в основе Западно - Сибирской равнины? (см. «Тектоническая карта» - стр. 16).

2. Каков соответственно рельеф? (см.  «Физическая карта»- стр.14-15).

3. Преобладающие высоты.

4. Какое влияние на рельеф оказал ледник?

5. Что такое Северные Увалы?

6.Перечислить полезные ископаемые, встречающиеся на равнине            

 (см «Тектоническая карта» - стр. 16).

ВЫВОД:    Какие формы рельефа наиболее характерны для Западной  Сибири?

ГП  равнины:

- на западе – ____________,

- на востоке – долина р. Енисей,

- на севере – ____________,

- на юге – до границы с Казахстаном.

Рельеф:

- в основании Западно- Сибирской низменности лежит ___________, перекрытая  мощным слоем (3-4 км)_________________,

-рельеф _____________,

  • повлиял на рельеф Западно – Сибирской равнины____________ , отступая он оставил _____________.

Задания  группе № 2

КЛИМАТОЛОГИ -  учёные, изучающие климат.

1. Работа по «Климатической карте» - стр. 17, и по «Физической карте» - стр. 15.

2. В пределах каких климатических поясов, расположена территория равнины?

3. Какие факторы сформировали континентальный и суровый климат?

- широта,

- рельеф,

- океаны,

- атмосферные фронты, циклоны,

- горы на периферии.

ВЫВОД:    Чем характеризуется климат Западной  Сибири?

Климат:

- климат Западной Сибири _____________.

Причины сурового климата  Западной Сибири:

- положение в основном  в  _________ климатическом поясе,

- удаленность от __________ и Тихого океана,                                                         

- равнинность территории,

  • горы по периферии.

                                                     Задания  группе № 3

ГИДРОЛОГИ – учёные, изучающие природные воды гидросферы.

1. Работа по «Физической карте» - стр. 15.

2. Какими видами представлены внутренние воды равнины?

3. Привести пример. Показать на карте

4. К бассейну  какого океана относятся реки и почему?

5. Почему реки Западной  Сибири имеют медленное течение?

6.Почему весной река Обь разливается на десятки км.?

 Дополнительный материал - (Обская губа,  р. Иртыш).

ВЫВОД:  Каковы особенности речной системы Западной Сибири?

Внутренние воды:

- территория равнины богата ________,_________,__________,___________,

- наиболее крупные водные объекты ______, __________,

- крупнейшее из озёр ______,

 Причины заболоченности равнины:

- плоский рельеф,

- многолетняя _______,

- избыточное увлажнение,

- бич болот ____, _______, _______,_________,__________.

Задания  группе № 4

ЛАНДШАФТОВЕДЫ – учёные, изучающие ПТК, в том числе и природные зоны.

1.Работа по карте Природные зоны стр. 25.        

2.Какие природные зоны находятся на Западно – Сибирской равнине?

3.Какая природная зона занимает большую площадь?

4.Какие виды хвойных пород преобладают?

5.В чём особенность лесостепи и степи,  их хозяйственное использование?

6.Новые понятия: КОЛКИ, ГРИВЫ, УРМАНЫ.

ВЫВОД:   Каковы наиболее характерные черты ландшафтов Западной - Сибири?

Природные зоны:

- от тундры до _____________,

- таёжная лесоболотная зона – это царство -  ели, пихты, _____,______,_____________,

- самая большая по площади,

- южная часть тайги - берёзово – осиновые мелколиственные леса,

- отсутствует зона широколиственных лесов.

Лесостепь:  

 - её ширина небольшая,                                                                                            

 - много озёр,

 - почвы________ ,

 - пашни.

Степи:

- занимают небольшие площади на юге Западной Сибири,

- осадков здесь выпадает мало от 300-350 мм.,

- с плодородными  ________ и каштановыми  почвами,

Приложение № 3.

( Примерные отчёты по группам).

I  ГРУППА  исследовала рельеф Западно- Сибирской равнины и отвечает на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно- Сибирской равнины?»

группа – «Геоморфологов».  (Слайд № 3)

     Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к его центру, а в целом - на север.

В основании Западно- Сибирской низменности лежит  молодая плита палеозойского возраста, перекрытая горизонтальным наслоением осадочных пластов (3-4 км).

1. - именно эта особенность тектонического строения территории равнины обусловила равнинность рельефа. Рельеф плоский.

2. - повлияло на рельеф Западно – Сибирской равнины и оледенение. Но ледник здесь не пересекал 60 с.ш., но отступая оставил небольшие моренные гряды –Сибирские  Увалы.

3.- Местами рельеф междуречий имеет характер волнистой или холмистой равнины.

        В Западной Сибири отсутствуют возвышенности. Преобладающие высоты равнины от 0 до 200м. (общее понижение к северу). А что об этом говорит? Реки текут на север.

        Работая с «Тектонической картой», выяснили, что   Западная Сибирь (Слайд № 4) уникально богатая нефтегазоносная провинция Земли (крупнейшие месторождения нефти и газа),

- на юге – богатейшие месторождения соли (поваренная и глауберова соль),  сода,

- на её территории – 60 % общих запасов торфа России,

- залежи бурого угля в Тюменской области,

- на юго-востоке найдены железные руды, содержание железа в них – до 36 - 45%.

II  ГРУППА исследовала климат и отвечает на вопрос: «Чем характеризуется  климат  Западно - Сибирской равнины?»

группа – «Климатологов».  (Слайд №  5)

В каких климатических поясах находится территория Западной Сибири?          

 Климат Западной Сибири – континентальный и довольно суровый.

Причины сурового климата  Западной Сибири:

1) положение в умеренных широтах, а северная  часть равнины заходит за Северный Полярный круг. (Мало солнечной радиации).

На севере – климат субарктический с холодной, ветреной зимой и прохладным летом.

За полярным кругом мало солнечного тепла и света (несколько недель полярная ночь).

2) удаленность от Атлантического океана, который снабжает влагой  (м.у.в. приносит циклоны),  и Тихого океана,  что обусловливает континентальность климата).

На пути морского воздуха и циклонов находятся Уральские горы. Благодаря небольшой высоте горы не задерживают всю влагу с Атлантики. В Западной Сибири осадков выпадает меньше, чем на русской равнине, 400 - 500мм - на севере, на юге равнины – менее 400мм.

3) равнинность территории, позволяющая холодным массам арктического воздуха с Северного Ледовитого океана,  проникать далеко на юг, вызывая летом понижение воздуха до заморозков, а также легко  продвигается на север сухой и тёплый воздух Казахстана и Средней Азии.                                                                                                                     4) горы по периферии, отгородившие равнину от атлантических в. м. с запада

- и центрально-азиатских – с юго-востока.

       В целом:    Зима холоднее, чем зима  на Русской равнине (почему?)

- Зимой (над Монголией) формируется мощный Сибирский антициклон. Его влияние на погоду Западной Сибири – зима  ясная, морозная, холодная, сухая, без оттепелей.

Но случаются на равнине и зимние ураганы, которые местные жители называют пурга.

Лето - тёплое, на юге (в степях) – стоит ясная солнечная погода,

- ср. температура июля + 21-23 градуса. 

Снега  в Сибири выпадает за зиму меньше, чем на Русской равнине, а толщина снежного покрова даже больше.  Почему?

 - В Западной Сибири зимой не бывает оттепелей, снег выпадает осенью и не тает до весны, так как Атлантика не согревает зимой Сибирь, снег как бы накапливается.

 Континентальность климата на равнине возрастает с севера на юг.(больше амплитуда температур, меньше осадков).

III  ГРУППА       исследовала внутренние воды  Западно- Сибирской равнины и сообщит нам  «Каковы главные особенности внутренних вод  Западно- Сибирской равнины?»

группа – «Гидрологов».

- Чем  представлены внутренние воды? (Слайд №  6)

Территория равнины богата реками, озёрами, болотами, подземными водами.

  • Наиболее крупные водные объекты:

р. Обь с притоком Иртыш. Она образуется от слияния рек Бии и Катуни. Это одна из величайших рек мира,  в России она занимает 1 место по длине и площади бассейна.

Их питание -  талые снеговые воды и летне – осенние дожди. (Слайд № 7)

ОБЬ  - типичная  равнинная река, её ширина  3 - 4 км, а в устье – доходит и до 10 км ,

- глубина реки – до 40 м.

- одна из самых многоводных рек Сибири.

ИРТЫШ (Слайд № 8)-  Могучая река, река сибирской истории и чудесных свершений. Горный и тихий, грозный и ласковый, но неизменно щедро отдающий свои воды земле, людям. Есть такая старинная народная сказка о том, как богатырь Иртыш вырвался из каменного плена, бежал из отцовских хором на волю, в степи, чтобы отдать свою силу людям, земле, чтобы соединиться с красавицей Обью.

Кроме Оби и Иртыша среди крупных рек региона можно назвать судоходные Надым, Пур,

Таз, Тобол.                                                                

- Почему реки Западной Сибири имеют медленное течение?

- Равнина плоская, уклон маленький.

- Почему весной Обь разливается на десятки км.?

- маленький уклон,

- сток замедлен,

- реки текут на север,

- берега низкие.

Крупнейшее из озёр – Чаны.

По количеству болот у  Западно- Сибирской равнины – тоже мировой рекорд: нигде в мире нет больше такой заболоченной территории S=800кв.км., 

как здесь. Классический пример заболоченности может служить ВАСЮГАНЬЕ (Слайд № 9), - географическая область, лежащая в междуречье Оби и Иртыша.

- Объясните причины заболоченности равнины. См. схему:

Плоский рельеф.

Многолетняя мерзлота.

Низкие температуры.

Избыточное увлажнение.

Половодье на реках.

Торф (удерживает влагу, во много раз превышающую вес торфяной массы).

        БИЧ болот - Гнус  (Слайд №  10) -  это всё, что жалит и сосёт кровь!   Мошка,  мокрецы, комары, слепни, оводы.  Без них тайгу трудно представить! (Слайд № 11).

КОМАРЫ:

- их укус жжёт (протыкает  кожу, сосёт кровь, вводит в место укуса особое вещество, которое не даёт свернуться крови. Иначе закупорится его хоботок – жало. Вещество это жгучее, поэтому и укусы болезненны.

- Колются комары не от голода. Кровь им нужна для продолжения рода.

- Колющий хоботок только у самок, пьют кровь только они.

- Во время размножения у них наступает постоянный белковый голод.

- Их организм получает белок,  перерабатывая кровь.

- Нектар, который комары пьют из цветов, даёт им энергию для полёта.

- Могут улетать за 20-30 км.

СЛЕПНИ:

- самки слепней тоже сосут кровь.

- аппетит у них больше - за 1 раз высасывает крови, что и 70 комаров,

- вещества против свёртывания крови вводят больше, потому и укусы слепней жгучи.

ОВОДЫ:

- животные больше всего боятся оводов,

- они откладывают свои яйца прямо под кожу,

- укусы безболезненны, но последствия опасны,

- боязнь их укусов передаётся по наследству,

- животные готовы убежать от них «хоть на край света»,

- единственно, кому оводы приносят хотя бы небольшую пользу, - это науке.

МОШКИ:

- не только жалят,  но и назойливо лезут в глаза, в рот, в нос, в уши.

  • их 40 видов в Сибири.

- яйца откладывают на дно реки, там они и зимуют,

- а весной они буквально выпрыгивают их воды в пузырьке газа и сразу стремительно взлетают.

- мошка может  улетать за 200 км от места выплода.

- уколы мошки – ядовиты,

- веки от укусов распухают, появляется общая слабость,

- бывало мошки столько, что за 1 час в специальные ловушки попадало до 13                        

 тысяч!

МОКРЕЦЫ  (Слайд  № 12).

- в 2 раза  меньше мошек,

- их иногда и не видно,

- проведёшь рукой по щеке, она становится мокрой.

IY  ГРУППА       исследовала  ландшафт Западно- Сибирской равнины и готова дать отчёт по теме «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно- Сибирской равнины?»

группа – «Ландшафтоведов»..

        Большая протяжённость с севера на юг (огромные размеры и плоский рельеф) позволяет уместиться нескольким природным зонам –

- от тундры на севере,

-  до степей на юге.

   ТУНДРА  (Слайд № 13)

 - Суровость климата:

 - Зима долгая, холодная, ветреная.

- Лето прохладное, ср температура июля + 5 - 10 градусов.

- Осадков выпадает 200-300 мм в год.

- Мало тепла, испарение невелико,

- Увлажнение избыточное,

  • Распространена вечная мерзлота.

РАСТЕНИЯ:  Мхи, лишайники, карликовые берёзы, ивы, много ягод: морошка, клюква, брусника, много грибов.

Приспособления растений:  

- с осени подготавливают зимующие почки,

- короткий вегетационный период.

ЖИВОТНЫЕ: олени, песцы, лемминги.

Гнездится много растительноядных птиц.

 ТАЁЖНАЯ ЛЕСОБОЛОТНАЯ зона  (Слайд № 14)

- самая большая по площади, царство  ели, пихты, кедра, лиственницы, сосны (елово - пихтовых, лиственично – кедрово - сосновых лесов, с лишайниками и кустарничками).                                                                                                          15

Южная часть тайги – берёзово – осиновые мелколиственные леса.

(Норка, куница, соболь, бурундук, белка, барсук, медведь, волк, лиса, крот, заяц-беляк.

Глухарь, рябчик, горлица, дятел, кулик, серый журавль, бекас, дупель.)

 - Отсутствует зона широколиственных лесов.

УРМАНЫ – это заболоченные участки тайги ( в междуречье Оби и Иртыша).

  ЛЕСОСТЕПЬ  -  (КУЛУНДА) (Слайд № 15)

      - её ширина небольшая,

- сосновые боры со степными видами животных: овсянкой, полевым коньком, тушканчиком,

- таёжные виды:  белка, глухарь,

- много озёр,

- плодородные почвы ,

- пашни.

      - РЕКРЕАЦИОННЫЕ  ресурсы – юг  равнины:

Колки – это рощицы берёз и осин.

Гривы – это песчаные гряды высотой до 10 м .

Встречаются солонцы и солончаки - в условиях недостаточного увлажнения.

        СТЕПИ   (Слайд № 16)

- занимают небольшие площади на юге Западной Сибири,

- осадков здесь выпадает мало от 300-350 мм

- травянистые, с плодородными чернозёмными и каштановыми  почвами,

- может давать высокие урожаи пшеницы, кукурузы, подсолнечника, овощей (но часто мешает недостаток влаги и пыльные бури в начале лета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока «Мировой круговорот воды в природе»

формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое)....

Презентация к уроку "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"

Презентация к уроку по географии в 8 классе по теме "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"...

Конспект урока в 11 классе "Двойственность природы света"

Используется как заключительный обобщающий урок...

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе.

План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе....

Конспект урока литературы на тему: "Картины природы в поэме А.С. Пушкина «Полтава»"

Урок литературы в 7 классе. Урок закрепления пройденного материала, нацеленный на развитие у обучающихся умений и навыков анализа, сравнения и обобщения....

Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина – особенности природы и освоения природных ресурсов" 8 класс

Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина - особенности природы и освоения природных ресурсов" включает в себя описание урока географии для 8 класса . Тип урока: урок отработки ...