Статья. Здоровьесберегающие технологии на уроках географии
статья по географии на тему

Яковлева Нина Николаевна

Статья. Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Яковлева Н.Н.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ  

МКОУ Манинская СОШ, Воронежская область, Россия

         Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоничном развитии организма и здоровья.      

                                                                                                                        Н.Г. Чернышевский    

Здоровье человека не в сердце и не в почках… Но самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его неудержимо тянет сказать что - то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне хорошо – то должно быть и всем хорошо!

                                                                                                                         М.М. Пришвин

         Проблема нашей современной школы  – здоровье школьников. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за свое здоровье, - одна из важнейших задач учреждений образования. Современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов самому научиться не болеть, быть здоровым. Для достижения этой цели педагогу нужно использовать здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

         Главной целью  своей работы я вижу обеспечение положительной динамики  мотивации  учащихся  в  изучении  географии путем создания комфортной образовательной среды.

          Достижению  цели служит решение следующих задач:

· создание условий для успешной деятельности обучающихся;

· содействие  воспитанию здоровой личности;

· развитие  познавательного  интереса  через  использование краеведческого материала;

· организация  деятельности  учащихся  по  предупреждению утомляемости.

          В  своей  работе я придерживаюсь следующих принципов педагогики оздоровления:

- принципа сознательности  и  активности  –  нацеливает  на  формирование  у учащихся  глубокого  понимания,  устойчивого  интереса,  осмысленного отношения  к  познавательной  деятельности,  предполагает    высокую  степень самостоятельности, инициативы и творчества.

- принципа  наглядности – он обязывает  строить  процесс  обучения  с максимальным использованием форм чувственного познания человека; 

- принципа  систематичности и последовательности, он  проявляется во взаимосвязи знаний,  умений,  навыков.  Система подготовительных  и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала;

- принципа  повторения  умений  и навыков. В результате  многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

- принципа  постепенности – он  предполагает  преемственность от  одной ступени обучения к другой;

- принципа доступности и индивидуализации – он  осуществляется на основе общих закономерностей  обучения  и  воспитания.  Опираясь  на  индивидуальные особенности,  педагог  всесторонне  развивает  ребенка,  планирует  и прогнозирует его развитие;

- принципа непрерывности – он  тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;

- принципа  всестороннего и гармонического  развития  личности  – он  предполагает формирование психофизических способностей, двигательных  умений и навыков, а также интеллектуальное,  духовное,  нравственное  и эстетическое    развитие  ребенка;

- принципа  оздоровительной направленности  – он  решает  задачи  укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

     Система моей работы заключается в следующем:

1)  формирование  дифференцированных  групп  по  способу  мотивации  в изучении  географии:  (имеющие  повышенную  или пониженную мотивацию в изучении географии);

2)  создание  оптимального  тематического  и  поурочного  планирования  с целью достижения продуктивности в реализации учебных целей;

3)  организация работы с разными группами учащихся:

–  с  учащимися,  имеющими  повышенную  мотивацию  к  учению (подготовка  к  олимпиадам,  конкурсам,  выполнение  творческих  работ, участие в работе школьного научного общества);

–  с  учащимися,  имеющими  низкую  мотивацию  к  учению  (ликвидация пробелов в изучении материала);

4)  разработка различных форм проведения учебных занятий:

–  нестандартных форм проведения уроков;

–  экскурсий, походов, турслётов;

–  выполнение групповых и  индивидуальных  проектов;

5)  организация  эффективной  внеклассной  работы,  позволяющей реализовать способности учащихся в максимальной степени;

6)   использование компьютерных технологий;

7)   разработка форм рефлексии урока;

8)   проведение  самоанализа  и  самооценки  деятельности  с  целью установления результативности используемых способов деятельности.

       Таким образом, при  тщательном  рассмотрении  особенностей учебного процесса в изучении географии можно выделить две группы критериев реализации здоровьесбережения:

–   формирование и  развитие престижа  здорового образа жизни,  воспитание активной жизненной позиции через содержание учебного материала;

–   сохранение  и  укрепление  здоровья  учащихся,  снижение  умственной утомляемости через организацию учебной деятельности.

        В своей   практической   деятельности одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемому предмету. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Хорошие результаты  по профилактике стрессов дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».

          На уроках слежу за правильностью осанки учеников, ввожу систему разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - утверждал К.Д.Ушинский.

              Используя здоровьесберегающие технологии на своих уроках, мы можем с самого детства научить детей ценить свое здоровье. Тем самым вносим свой личный вклад в становление более здорового, развитого личностно, интеллектуально и духовно молодого поколения, способного реализовать себя в нашем обществе.

Литература:

  1. Беседы о здоровье школьников: Книги для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1992.
  2. Журнал «География в школе»  №7/ 2005.
  3. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.
  4. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок / А.И Севрук, Е.А. Юнина [Текст] // Школьные технологии, – 2004. – №2. С. 200-207.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.

Данная статья о том, как сберечь здоровье наших учеников на уроках математики и не только....

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках истории"

В статье описаны варианты физкультминуток, которые можно применять на уроках истоии....

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"

В настоящее время необходимо уделять огромное внимание здоровьесберегаюим технологиям в образовательном процессе. В статье предложены к обсуждению теоретические аспекты данного вопроса, а также даны п...

Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

      Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статистические нагрузки являю...

статья ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

статья ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА- это своего рода совет или рекомендация по организации успешного обучения через призму здорового состояния ребёнка и успешного усвоения ...

статья " Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"

В статье перечислены здоровьесберегающие технологии , используемые на уроках. Эти технологии можно использовать на всех уроках....