Урок географии "Тихий и Индийский океаны"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме "Тихий и Индийский океаны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tihiy_i_indiyskiy_okeany_7_kl.docx222.68 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

география

Учитель

Сидорова Татьяна Алексеевна

Тема:

Тихий и Индийский океаны 7 класс

Общие цели

учебные: сформировать знания учащихся об особенностях природы Мирового океана на примере Тихого (крупнейшего океана Земли) и Индийского (теплого) океанов в форме комплексной характеристики; закрепить практические умения учащихся сравнивать природу океанов; совершенствовать навыки работы с тематическими картами, схемами, таблицами, статистическим материалом; совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнения, извлекать знания из различных источников географической информации.
развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения двух океанов, делать выводы, выявлять общие и отличительные черты в компонентах природных комплексов океанов, принимать творческие решения, развивать умение работать в учебных парах; 
воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, бережное отношение к водным ресурсам, формировать понимание значения Мирового океана для хозяйственной деятельности человека и планеты в целом. ;

Результат обучения

планируемые образовательные результаты:

личностные: воспитание бережного отношения к природе, интересу к изучаемому предмету, ответственность безопасного поведения на воде, знать и оценивать вклад ученых в изучение Мирового океана.

метапредметные: развивать умение сравнивать, делать вывод, работать с картами атласа, контурной картой, учебником, дополнительной литературой, сравнивать карты атласа и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров, устанавливать причинно-следственные связи между процессами.

предметные: изучение особенностей расположения Тихого океана, сформировать представление о геологическом строении и рельефе дна, знать основные виды движения воды и причины их возникновения, воздействие на природу и использование человеком в хозяйственной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: карты (физическая карта полушарий, карта строения земной коры, карта океанов), рисунки, контурные карты, географический атлас, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент:

1 мин.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Как то один из поэтов сказал:

Считай, ты потерял день,

В который не улыбнулся.

Готовность к уроку.

личностные: соблюдение норм и правил поведения на уроке.

2.Мотивация учебной и познавательной деятельности

3 мин

Погружение в тему.

Вступительное слово учителя

В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет. Девизом нашего урока я выбрала китайскую мудрость: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».

Стадия Вызов  «Узнай меня» Определить по картинкам о каких океанах сегодня на уроке пойдет речь? Тихий океан - Так о каком океане идет речь, судя по картинкам? «Узнай меня» Так о каком океане идет речь, судя по следующим картинкам?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово  «океан»

Океан - это необъятная стихия, которую изучают всем миром.

- Какие слова возникли в русском языке от слова океан? (океанолог, океанология)

Слово «океан» означает? (Происходит от названия мифической реки Океан, которая, по

сведениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши. В переводе с древнегреческого

означает «большая река, которая омывает Землю».).

-Сколько океанов на Земле?

Показ на карте океанов и ответ учащихся.

Отвечают на проблемный вопрос.

личностные: Осознание целостности природы

предметные: умение работать с разными источниками географической информации

метапредметные: умение организовывать свою деятельность, способность к сотрудничеству и коммуникации

3.Новая тема

Осмысления

15 мин

Слово учителя

На нашей Земле океанов — четыре:

Индийский — самый соленый в мире,

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый всё время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий —

А буйный, глубокий и самый великий!

Методический прием: «Верные и неверные утверждения»

С какими строками стихотворения вы согласны?

А с какими не согласны?

Ответ обоснуйте.

-Какие океаны мы сегодня будем изучать?

Открыли тетради, записываем число и тему урока.

Сегодня мы будем давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов. Практическая работа Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу.                                                                                                                                                      

 Работать будем в парах. 1 вариант изучает Индийский океан. 2 вариант изучает Тихий океан Прием «Концептуальная таблица»

План характеристики

Названия океанов

Тихий

Индийский

1. Площадь, млн км2

178620000 кв.км

75870000 кв.км

2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана

Экватор пересекает посередине, нулевой меридиан –нет, пересекает 180 меридиан

Экватор пересекает в северной части, нулевой меридиан -нет

3. В каких климатических поясах расположен океан

Во всех, кроме арктического

С тропического до антарктического

4. Наибольшие моря и заливы

Моря:  Берингово,   Охотское, Японское, Желтое, Филиппинское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Яванское, Сулавеси, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена,

Заливы: Аляска, Калифорнийский, Анадырский, Сиамский

Моря: Арафурское, Тиморское, Андаманское, Аравийское, Красное, Космонавтов, Содружества, Моусона

Заливы: Большой Австралийский, Карпентария, Бенгальский, Персидский, Аденский

5. Проливы, которые соединяют с другими океанами

Дрейка, Малаккский, Торресов, Басов, Берингов Панамский

Малаккский, Торресов, Басов, Баб-эль-Мандебский

6. Особенности океанических течений

Теплые: Восточно-Австралийское, Куросио, Восточно-Австралийское, Северо-Тихоокеанское, Аляскинское

Холодные: Перуанское, Калифорнийское, Западных ветров

Теплые: Мозамбикское, мыса Игольный, Муссонное, Южное Пассатное

Холодные: Сомалийское, Западных Ветров

7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан

Северная и Южная Америки, Австралия, Антарктида, Евразия

Острова: Калимантан, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Суматра, Ява, Японские, Филиппинские, 
Гавайские, Тасмания

Австралия, Антарктида, Евразия, Африка

Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Ява

8. Средняя глубина, м

3980 м

3736 м

9. Максимальная глубина, м

11022 м

7729 м

10. Температура воды в поверхностном слое, °С

25-29 гр.

25-27 гр

11. Солёность воды, ‰

35-36

40-42

12. Представители растительного и животного мира

  1. Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны.

 Инди́йский океа́н — самый молодой и третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. Его площадь составляет— 76,17 млн. кв. км. Природе Индийского океана в большей мере, чем другим океанам, присуща тропическая экзотика. Особенность географического положения Индийского океана в том, что 84% его площади находится в южном полушарии. Он не имеет непосредственной связи с Северным Ледовитым океаном.

Тихий океан — самый большой по площади и глубине океан на Земле. Площадь которой составляет – 178,6 млн. кв. км.

  • Индийский океан расположен преимущественно в Южном полушарии между берегами Африки, Азии, Австралии и Антарктиды. На юго-западе и юго-востоке, где Индийский океан широкими проходами соединен с Атлантическим и Тихим океанами
  • На северо-западе и западе Тихий океан ограничен берегами Евразии и Австралии, на северо-востоке и востоке — берегами Северной и Южной Америки.

Рельеф дна океанов.  Тихий океан имеет самую большую среднюю глубину… (около 4300 м) и самые большие абсолютные глубины… (до 10 863 м). . Для Тихого океана характерно расположение наибольших глубин … (по его окраинам). Особенно много больших глубин в … (западной половине ) океана. Почти все впадины Тихого океана имеют вид … (сильно вытянутых ложбин), направление которых в общем совпадает с направлением горных цепей близлежащих островов.

Индийский океан отличается также значительной средней глубиной… (3900 м), около 50% его площади имеет 4500—5000 м глубины. Для него характерны два поднятия дна, из которых одно является как бы южным … (продолжением Индостана), а второе— северным … (продолжением Антарктиды). Эти поднятия делят Индийский океан на две части: западную и восточную — с глубинами от 4 до 6 тыс. м. Наиболее глубокие впадины, имеющие вид…( вытянутых ложбин) , лежат в восточной части. Самая глубокая из них …(у Зондских островов) от 5 до 7 тыс. м.

Индийский океан

Этот океан является океаном нагретых вод. Индийский океан защищен от холодных воздушных масс с севера;

  • его воды не встречаются с водами умеренных и арктических широт;
  • в южной части сказывается влияние холодной Антарктиды, встречаются айсберги;
  • характерны муссонные ветры и муссонные течения.

Соленость вод

Для Индийского океана характерна максимальная температура поверхностных вод. В северной части океана их средняя температура составляет около +30° С, а в Персидском заливе достигает +34° С. Однако из-за мощного притока холодных вод из антарктических широт  средняя температура океанской воды составляет +17° С. При средней солености вод ниже, чем в Атлантике, в Индийском океане отмечаются акватории с повышенной соленостью. Так, в персидском заливе соленость вод достигает 39 %,  а в Красном море – 41 %.

  В Тихом океане соленость воды в области субтропических максимумов значительно меньше, чем в других океанах. Средняя широтная величина солености у 20-25° ю.ш. составляет 35,70‰, а у 25 - 30° с.ш. - только 34,95‰. Поэтому в Тихом океане наблюдаются отрицательные аномалии солености воды, получающие особенно широкое распространение в северном полушарии, где они достигают - 1‰.

Формулируют тему урока

Записывают тему урока в тетради

Учащиеся заполняют таблицу

Работа в парах

Выступление уч-ся

личностные: осознание целостности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира, бережного отношения к окружающей среде, осознание единства географического пространства.

Предметные: понимание географических следствий исследования поверхности Земли, умение работать с разными источниками географической информации, умение выделять, описывать объяснять существенные признаки объектов и явлений.

Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе .Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

Личностные:

соблюдение норм и правил поведения на уроке.

Предметные: владение элементарными практическими умениями, картографическая грамотность.

Метапредметные: способность к сотрудничеству и коммуникации. Контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

5. Закрепление нового материала.

Верю – не верю» Перед вами верные и не верные утверждения, поставьте знак «+» если согласны с утверждением, знак «-» если нет

1.Тихий океан соответствует своему названию

2.Тихий океан в четырех полушариях

3.Индийский океан связан со всеми океанами

4.Первооткрыватель Тихого океана Магеллан.

5.Молодой океан- Тихий океан.

6.Самая глубокая точка Тихого океана 11 000 м

7.Остров Мадагаскар расположен в Тихом океане.

8.Самый Теплый и соленый океан Тихий океан

9.Фауна обоих океанов до конца не изучена

10.Васко да Гама открыл морской путь в Индию через Индийский океан.

Проверка   1 -  2+   3-   4+   5-  6+  7-   8+   9+   10+              Критерии оценки:

10-9 баллов -5               7-8 баллов-4             5-6 баллов-3      Менее 5 баллов-2

Работа в парах

 взаимооценивание

Личностные: осознание единства географического пространства.

Предметные: умение выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений.

Метапредметные: умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами

Рефлексия.

Итог оценивание

2 мин

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Оценивание успехов на уроке

формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Суммативное оценивание

Личностные:соблюдение норм и правил поведения на уроке.Предметные: способность к самостоятельному приобретению новых навыков и умений.  Метапредметные: способность к самоорганизации, само регуляции и рефлексии

6.Домашнее задание

1 мин

На выбор: составить кроссворд по теме «Тихий и Индийский океаны», 5 утверждений (по каждому из океанов) или 10 вопросов теста.

 Написать мини сочинение « Я,- Тихий океан», «Я- Индийский океан» по изученному материалу.

Запись в дневниках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока по теме: " Тихий и Индийский океаны"

конспект урока изучение нового материала по теме: "Тихий и Индийский океаны"...

план конспект урока по теме: " Тихий и Индийский океаны"

конспект урока изучение нового материала по теме: "Тихий и Индийский океаны"...

Методическая разработка урока по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями!!!...

Конспект урока на тему: "Индийские касты"

Конспект урока по Древнему миру...

Разработка урока по истории «Индийские касты», 5класс

Разработка урока по истории «Индийские касты», 5класс...

конспект урока по теме "Природа Тихого и Индийского океана"

разработка урока по географии 7 класс к учебнику И.В. Душиной и Т.Л. Смоктунович "Материки, океаны, народы и страны"...

Тихий и Индийский океаны.

Презентация к уроку географии в 7 классе по теме "Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах"....