Сравнительный анализ усвоения учащимися темы «Горные породы и минералы» начального курса географии ФГОС- 6 класса и ГОС-6 класса в МБОУ "СОШ №47" города Новокузнецка.
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Губарева Татьяна Андреевна

Использование метода опытной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnyy_analiz_usvoeniya_uchashchimisya_temy.docx64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ усвоения учащимися темы «Горные породы и минералы» начального курса географии ФГОС- 6 класса и ГОС-6 класса

        Для оценки усвоенности материала  был использован метод опытной работы. Опытная работа – эмпирический метод исследования - метод внесения преднамеренных изменений в изучаемый объект с известной степенью произвола. Опытная работа как метод исследования широко используется в науках, связанных с деятельностью людей – педагогике, экономике, и т.д., когда создаются и проверяются модели, как правило, авторские: фирм, учебных заведений и т.п., или создаются и проверяются разнообразные авторские методики. Или же создается опытный учебник, опытный препарат, опытный образец и затем они проверяются на практике. Опытная работа в некотором смысле аналогична мысленному эксперименту – и там и там как бы ставится вопрос: «а что получится, если...?» Только в мысленном эксперименте ситуация проигрывается «в уме», а в опытной работе ситуация проигрывается действием. Но, опытная работа – это не слепой хаотический поиск путем «проб и ошибок». Опытная работа становится методом научного исследования при следующих условиях: когда она поставлена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой; когда она сопровождается глубоким анализом, из нее извлекают выводы и создаются теоретические обобщения. В опытной работе применяются все методы-операции эмпирического исследования: наблюдение, измерение, анализ документов, экспертная оценка и т.д.

Опытная работа занимает промежуточное место между отслеживанием объекта и экспериментом. Она является способом активного вмешательства исследователя в объект. Однако опытная работа дает, в частности, только результаты эффективности или неэффективности тех или иных инноваций в общем, суммарном виде. Какие из факторов внедряемых инноваций дают больший эффект, какие меньший, как они влияют друг на друга – ответить на эти вопросы опытная работа не может.

Для более глубокого изучения сущности того или иного явления, изменений, происходящих в нем, и причин этих изменений, в процессе исследований прибегают к варьированию условий протекания явлений и процессов и факторов, влияющих на них. Этим целям служит эксперимент.

        В опытной работе приняли участие учащиеся 6А класса 2015-2016 учебного года и учащиеся 6Б класса 2016-2017 учебного года Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №47» города Новокузнецка. Количество учащихся в обоих классах одинаковое- по 25 человек в каждом классе.

На констатирующем этапе опытной работы в классах было проведено тестирование, по результатам которого было выявлено, что классы равнозначные по уровню обученности. Результаты представлены в виде графика, с указанием количества удовлетворительных и неудовлетворительных оценок в каждом классе.

Рисунок. Результаты уровня обученности учащихся 6-х классов по за  2015-2016 и 2016-2017 учебных годах в МБОУ «СОШ №47»

        

Далее был проведен формирующий этап. На формирующем этапе опытной работы при изучении темы «Горные породы и минералы» в 6А классе в 2015-2016 учебном году была приведена традиционная методика обучения географии, а в 6А классе в 2016-2017 учебном году- методика по требованию ФГОС ООО. Оба класса обучались по учебно- методическому комплекту Т.П. Герасимовой и Н.П. Неклюковой. В состав учебного комплекта входили:

  1. Учебник: Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой.- «География. Начальный курс. 6 класс» (М.: Дрофа, 2014).
  2. Рабочая тетрадь «Начальный курс географии» А.В. Шатных (М.: Дрофа, 2009) .
  3. Тесты по географии к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой.- «География. Начальный курс. 6 класс» В.Л. Лиознер, И.Б. Митрофанова (М.: Дрофа, 2011).
  4. Атлас по географии. 6 класс. Издательство: Дрофа, ДИК.
  5. Наглядные пособия- «Коллекция горных пород и минералов».

Особенностью формирующего этапа была разработка уроков в соответствии с ГОС и ФГОС ООО.

Рассмотрим вышеуказанные типы уроков с позиции основных дидактических требований, а также обозначим суть изменений, связанных с проведением урока современного типа (Таблица).

Таблица . Сравнительный анализ уроков ГОС и ФГОС ООО в 6 классе по теме «Горные породы и минералы»

Дидактические требования к уроку

Традиционный урок (Конспект урока ГОС)

Урок современного типа (Технологическая карта урока ФГОС ООО)

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют («открывают») сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться (через ЗУН-ы)

Цели  и задачи урока учащиеся формулируют самостоятельно.

Обучающиеся участвуют в целеполагании,  формулируют личностный смысл урока.

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Учитель поставляет перед учащимися учебную задачу (проблемный вопрос), т.е. создает такую учебную ситуацию на уроке, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщенного способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий.

Изучение нового учебного материала

 Изложение нового материала учителем.

Рассказ учителя (частично),  установка проблемного вопроса: формулирование основных определений изучаемой темы учащимися, сравнение с определениями в учебнике и других источниках. Учащиеся самостоятельно определяют различия образцов горных пород и минералов. Самостоятельно делают выводы. В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий (системно-деятельностный подход)

На первом месте стоят задачи формирования УУД (совокупности действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса)

Практическая деятельность учащихся (практическая работа)

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности).

Учитель создает условия для продуктивного применения знаний  и УУД в условиях решения творческих или практических задач. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально, в парах, в группах, но решающую роль в достижении цели урока играет учебное сотрудничество).

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы.

Учащиеся сравнивают полученные результаты и выводы с информацией в учебнике и др. источниках. Учитель применяет разнообразные формы самоконтроля, взаимоконтроля.

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учитель ставит перед учащимися  задачу оценивания свой деятельности. Учащиеся дают оценку учебной деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).

Оценивание учителя-  дифференцированно, применяются разнообразные системы оценивания (5-бальной, многобальной, зачетной, рейтинговой и др.).

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили.

 

Проводится рефлексия. Учитель формирует у ученика установку на улучшение результатов своей деятельности, учащиеся анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа  причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи.

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (задание одно для всех).

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

        Исходя из результатов анализа уроков двух типов можно сделать вывод о том, что урок ФГОС ООО предполагает системно- деятельностный подход в обучении практически на всех этапах урока, тем самым позволяя развивать у учащихся УУД, которые требует у выпускника современное общество:

  • обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Также, положительным можно отметить применение физкультминутки, что конечно является неотъемлемой частью здоровьесбережения во время учебного процесса, рекомендованная системой гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.

На заключительном этапе опытной работы, с целью определения уровня усвоенности материала по соответствующей теме, была проведена комплексная проверочная работа, состоящая из двух частей- тест и практическая работа в контурной карте «Особенности размещения полезных ископаемых на территории России». Тест состоит из 10 вопросов по соответствующей теме.

 В практической работе учащимся было предложено выполнить следующее задание: на контурной карте России обозначить крупные формы рельефа на территории страны и типы полезных ископаемых, в соответствии с особенностями их происхождения. 

Для оценивания результатов были выбраны следующие критерии: Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов:

  • Время выполнения работы: 10-55 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося

Также, при оценивании результатов выполнения практической части комплексной работы были оценены умения оформления контурных карт в соответствии с общепринятыми требованиями. Результаты указаны на рисунке.

Красный- 2015-2016      Синий 2016-2017

Рисунок - Уровень усвоенности нового материала по теме «Горные породы и минералы» учащимися 6-х классов по географии в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах в МБОУ «СОШ №47»

На графике наглядно видно, что уровень качественной успеваемости в обоих классах держится в пределах 64-68%, а уровень количественной успеваемости- 88-96%, это позволяет отметить положительных характер усвоенности учебного материала в обоих классах. Важно отметить, что в процессе проведения опытной работы было доказано, что уровень усвоения учебного материала по теме «Горные породы и минералы»  учащимися в 2015-2016 учебном году и 2016-2017 учебном году оказался одинаковым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промежуточный тест по географии "Начальный курс географии" 6 класс

Проверка знаний обучающихся за курс 6 класса...

Рабочая программа по учебному курсу "Начальный курс. География" /6 класс/

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же     Пример...

Урок по теме горные породы и минералы

Цель урока:  создать условия на уроке, способствующие определению особенностей различных типов горных пород учащимисяЗадачи:  Учить различать различные типы горных пород и минералов по внеш...

Тематическое планирование курса "Начальный курс географии" 6 класс

Тематическое планирование расчитано на 35 часов + 35 часов региональный компонент. Уникальность данного планирования в том, что материал регионального компонента включен интегрировано в курс геог...

Презентация по географии на тему: "Горные породы и минералы"

Сформировать у учащихся общее представление о внутреннем строении земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору; познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, их свойст...

Рабочая программа учебного курса «Начальный курс географии» по географии для 5-6 класса (ФГОС ООО)

Программа курса географии разработана к линии учебников под редакцией В.П. Дронова для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Структура и содержание программы соответствует требованиям ф...

Примеры вопросов и заданий краеведческого характера по темам начального курса географии ( 6 класс). География. Природа и люди.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и...