Многообразие карт. Масштаб географичских карт.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Мосяго Екатерина Михайловна

Карта урока на тему "Многообразие карт. Масштаб географических карт".  Предназначена для проведения урока в 6 классе по  УМК Климановой О.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoobrazie_kart._masshtab_geograficheskih_kart.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА УРОКА «МНОГООБРАЗИЕ КАРТ. МАСШТАБ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ»  (6 класс)

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1

Орг. момент

Эмоциональный настрой

0,5 мин

Создаёт у детей положительный эмоциональный настрой  на урок.
-
 «Улыбнитесь друг другу!»
Начнём урок с улыбки  и пожелания удачи друг другу. Пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения, интересные задания, новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, уверенность в своих знаниях и отличное настроение.

Рисуют смайл «улыбка», улыбаются друг другу, настраиваются на урок.

 

2

Мотивация (самоопределение) к деятельности

Надо:

Хочу:

Могу:

2,5  мин

Мотивирует детей на  участие в уроке.

Видео «Как создаются географические карты».
Стоп-кадр: 0 мин 36 сек

Как вы думаете, о чём мы будем продолжать говорить сегодня на уроке?

Вы уже многое знаете о том, как люди ещё в древности составляли карты всей Земли, постепенно повышая их точность, но хотите узнать об этом больше?

Что ж, начнём.  Работайте активнее!  И тогда вы действительно сможете  совершить массу маленьких открытий на нашем уроке. Стоит только захотеть!  

 
Объявляет тему урока: Многообразие карт. Масштаб географических карт.  

**( продолжение видео)

Стоп-кадр: 1 мин 04 сек
Почему  герои вспомнили о необходимости  уметь составлять и читать карту?  

А вам это умение надо? Для чего?

Как вы думаете, они смогут справиться с поставленной задачей и самостоятельно составить карту?


А вы это
можете? Что вам для этого надо?

Смотрят предложенное видео.

Отвечают:

- О географических картах и их особенностях.

- Да, хотим.  

Чтобы не заблудиться и не погибнуть в незнакомой местности.

Высказывают своё мнение.

- Наверное да, смогут.

- Сможем, если будут иметься специальные знания и умения

3 -

4

Актуализация ЗУН.

Воспроизведение опорных ЗУН

Осознание  затруднения (не могу объяснить), поиск причин затруднения (каких ЗУН не хватает для решения проблемы)

Постановка учебных задач

Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели, выбор методов и средств достижения цели – чем пользоваться, для чего - план достижения цели – что будем делать)

4 мин

Давайте вспомним то, что вам уже известно, и определим, чем конкретно будем заниматься сегодня.

Недавно вы пробовали составлять план местности.  Это проще, чем составить карту. Но с какой проблемой  пришлось при этом столкнуться большинству из вас? И чего вам не хватило больше: знаний или умений?


Т.о., какой же может быть первая учебная задача нашего урока?

Первая задача понятна, но масштаб – это – не совсем новая для вас тема.  Поэтому нужно добавить ещё что-то.

**( продолжение видео)

Стоп-кадр: 1 мин 26 сек

Итак, старинные карты очень отличаются от современных, а  разные современные - между собой.  Сколько   разновидностей карт существует в науке о картах – картографии?

Да, их так много, что мы не можем изучать каждую карту по отдельности. Удобнее изучать их, разделив на группы. У  каждой из них – свои особенности, от которых зависит, что и как именно мы можем из неё узнать.
Т.о., какой же может быть вторая учебная задача нашего урока?

Высказывают своё мнение.

Выясняют, что основная проблема была в том, что изображение получалось не очень точным, т.к. работали на глаз и часто ошибались  с тем, как использовать масштаб. Причём, больше не хватило умений, практических навыков работы, т.к.  правило (что называется масштабом) было уже известно.

Формулируют первую учебную задачу:

А) для тех, кто уже  научился пользоваться  масштабом - закрепить приёмы работы с масштабом, потренироваться в решении географических задач по данной теме;

Б) для тех, кто ещё не усвоил  данную тему, - научиться решать географические задачи  с использованием знаний о масштабе

- Очень много

Формулируют вторую учебную задачу:

Познакомиться с классификацией карт, т.е. научиться делить их на группы и объяснять отличия групп  между собой

 С помощью чего (кого) вы будете сегодня получать новую информацию?  Какие источники знаний для этого вы можете использовать?

Называют возможные для использования на уроке источники знаний.
Называют способы усвоения информации: прослушивание, просмотр видео, работа с картами, участие в беседе и т.п.

5

Открытие нового знания

Реализация построенного проекта:

1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
2) фиксация преодоления затруднения;
3) уточнение характера нового знания.

12 мин

1. **(продолжение видео) Сюжет о триангуляции местности как способе построения карт в древности.

Стоп-кадр: 4 мин 18 сек

2.Просмотр презентации  «Из истории картографии».  

а) Анаксимандр  и его карта Ойкумены

б) Геродот и его карта

в) Эратосфен и его карта

г) Гиппарх

д) Птолемей и его карта

е) Г. Меркатор и его атлас.

ж) С. Ремезов, чертежи русских земель

з) Пётр I

и) М. В. Ломоносов

3. Многообразие карт.

Старинные карты постепенно приобретали всё больше различий в зависимости от того,  для каких целей, кому предназначались.
**( продолжение презентации) - Различие карт по назначению.

к) портоланы Меркатора для моряков

л) карта Ломоносова для  полярной экспедиции

м) старинная карта ямских и почтовых путей

Т.о., по какому признаку можно разделить все карты?

Приведите примеры другого назначения карт.

4. Просмотр видео «Многообразие современных карт»

Различие карт по масштабу.

 Стоп-кадр: 0 мин 38 сек  

По какому признаку ещё можно разделить карты? На какие группы? Приведите пример крупно-, средне- и мелкомасштабных карт. Чем они отличаются друг от друга (См стр. 57 учебника)?

Различие карт по содержанию.

Стоп-кадр: 1 мин 21 сек  

По содержанию карты делят на общегеографические и тематические. В чём их главное отличие? Приведите примеры общегеографических и тематических карт.

Различие карт по охвату территории.
По какому 4 признаку и как именно можно классифицировать карты? В чём отличия разных групп? (См. стр. 55 учебника – «Какие части земного шара могут быть показаны на карте?»)

Просматривают видео и презентацию, анализируют полученную информацию.
Поэтапно отвечают на вопросы учителя, уточняющие понимание сути просмотренного.

Комментируют свои высказывания.

Все карты можно разделить по назначению.
Приводят другие примеры разного назначения карт (для водителей, для уч-ся и т.п.)

Карты делятся по масштабу на крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные.

Приводят примеры.

Зачитывают  фрагмент  текста учебника на стр 57 о различии карт по масштабу.

Объясняют различие карт по содержанию. Приводят примеры.

По охвату территории карты подразделяются на  карты стран и их частей, материков, полушарий и мировые.

Объясняют отличия.

6

Первичное закрепление

Усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи

4 мин

Предлагает  заполнить схему «Многообразие карт» (См. слайд).



Заполняют схему «Многообразие карт» в тетрадях. Комментируют работу устно.  Проверяют по слайду.

7

Самостоятельная работа

Самостоятельное выполнение задания на новый способ действия с самопроверкой по эталону, создание ситуации успеха

5 мин

Организует работу учащихся.

- Вспомните, что называется масштабом?

- Какие виды масштаба вы знаете?

- Что нужно сделать, чтобы поместить на карту какую-то территорию? Какое математическое действие нужно для этого произвести?

- Какое математическое действие нужно выполнить, чтобы определить настоящее расстояние, если известно измеренное по карте и масштаб карты?

Что означает запись: 1:300000? Переведите  этот численный масштаб в именованный.

Переведите именованный масштаб в численный:

В 1 см – 5 км

В 1 см – 150 м

МОЛОДЦЫ! Всё сделали верно.

Выполняют тренировочные упражнения.

- Дают определение понятия.

- Численный, именованный и линейный

- Выбрать масштаб,  и уменьшить её в определённое число раз (разделить на масштаб).

Деление.

Нужно измеренное линейкой по карте расстояние умножить на масштаб.

Объясняют.

В 1 см – 3000м или в 1 см – 3 км

1:500000

1:15000

8

Включение нового знания в систему, повторение

Выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

8 мин

Теперь давайте применим ваши знания в новой ситуации.

Предлагает определить, к каким группам можно отнести  карту России в атласе:      - по охвату территории,

- по содержанию,

- по назначению,

- по масштабу

Организует выполнение обучающего практикума «Определение расстояний и направлений по географической карте»

Определяют:

- к картам стран,

- к общегеографическим,

- к учебным,

- к мелкомасштабным.

Работают с практикумом «Как описать местоположение объекта на карте?» - стр. 59 учебника

Выполняют и комментируют выполнение заданий практикума.

- Корабль  находился в Карском море, следовательно, 79о широты означали северную широту, а 90о долготы – восточную долготу, т.к……
- Значит, экспедиция открыла ранее неизвестную Северную Землю (острова).

- Эти острова лежат в СВ части Карского моря.

- Эти острова находятся к СВ от Новой Земли, но к СЗ  от Новосибирских островов.

-Ближайший населённый пункт от этих островов –  Диксон, лежит на ЮЗ от них.

- Ближайший к кораблю мыс на побережье – это м. Челюскин, лежит на ЮВ от островов. Чтобы определить расстояние от шхуны до мыса, надо выполнит следующие действия:……………………..

Масштаб  данной карты:…….
Вычисляем расстояние:

…………………………………….

9

Рефлексия, самооценивание

3 мин

Подводит итоги урока
1. Проводит рефлексию эмоционального состояния: Поднимите руки:
- кто сегодня получил приятные впечатления от урока?
- кто и в конце урока  хотел бы нарисовать  смайлик-улыбку, потому что у него хорошее настроение?
2. Поводит рефлексию содержания учебного материала:

Закончите фразу:

-сегодня мне понравилось…
- я понял…
- я смог…….
- мне запомнился интересный факт про….
- я научился……
- своей работой на уроке я ..(доволен/не доволен), потому что…
и т.п.

Выставляет отметки за работу на уроке.

Участвуют в этапе рефлексии

10

Д/з

1 мин

Д/З  - параграф 11 – учить

Записывают Д/з

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект к теме "Географическая карта. Многообразие карт"

примерный конспект для закрепления знаний по теме "Географическая карта. Мноообразие карт" к учебнику О.А.Климановой "География   Землеведение"...

Географическая карта. Цвета географической карты.

Это превый урок по теме: "Географическая карта", дети знакомятся с картой и её цветами, учатся по цвету определять форму рельефа....

Интегрированный урок по математике и географии. Тема «План и карта. Масштаб».

План урока:I. Блок математики и географии. Организационный  момент. Постановка задач урока.II. Блок математики.  Проверка выполнения домашнего задания.III. Блок географии (фронтально-ин...

Практическая работа «Карта Кировской области. Карта Зуевского района» (6 класс, краеведение)

Разработка практической работы по краеведению Кировской области для учащихся 6 класса с использованием атласа Кировской области по теме "Административная карта Кировской области"....

Географическая карта. Масштаб (презентация)

Презентация к уроку географии 6 класс...

Презентация по теме "Многообразие карт"

Данная презентация может быть использована при изучении курса географии в 6 классе....

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...