Творческий отчёт "Интеграция предметов на уроках географии"
статья по географии на тему

Глазова Алина Александровна

В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.
Но каковы бы ни были программные требования и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлен о сущности межпредметных связей, убежден в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчёт по теме:

«Интеграция предметов на уроках географии»

Автор: Глазова Алина Александровна

Учитель географии и биологии

МОУ «Кашинская ООШ»

2016-03-28


Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, —  это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного        учителя.
      ФГОС второго поколения основного общего образования устанавливает требования к  результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования на основе принципов метапредметности :

  •  освоение межпредметных понятий и универсальных учебных  действий;
  •  способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности;  
  • организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • построение индивидуальной образовательной траектории

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные   образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другой кабинет на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому? А как мы, кстати, делаем это сами? Если честно, то очень часто никак. Если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от нас ясного ответ.                                            
      Углубляясь в свой предмет, мы сами порой очень плохо ориентируемся в другом предмете. Мы считаем, что главное - хорошо знать свою область предметного знания и поменьше «тыкаться» в чужую. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественнонаучных дисциплин. Но и учителя, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.

Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам.

Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно- технического прогресса. Одной из главных задач образования является подготовка ребенка  к современной жизни. Эта подготовка должна проходить через формирование у учащихся ключевых компетенций. Одним из способов формирования ключевых компетенций является интеграция учебных дисциплин. Философский словарь дает следующее толкование понятия интеграции:

- Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования.

- Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки.

Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой – глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.

Целесообразно выделять три уровня интеграции:

  1. создание системы интегрированных уроков, когда изучаются одни и те же темы на основе двух или нескольких предметов;
  2. создание программы спецкурсов, объединяющих несколько предметов, факультативов;
  3. разработка и внедрение целостных систем, моделей обучения, ориентированных на общенаучное представление учащихся об окружающей действительности.

Кроме того, одно из обязательных и основных требований интеграционного преподавания - повышение роли самостоятельности обучаемых, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

Интеграционный урок требует от преподавателя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, педагог должен учитывать:

  1. Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях обучаемых, перераспределении приоритетов и т.п.).
  2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
  3. Определение системообразующего фактора, т. е. нахождение основания для  объединения разнопредметной информации.
  4. Создание новой структуры курса, т. е. изменение функционального назначения знаний.
  5. Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между  отдельными элементами системы).

Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

 Почему мной из разнообразия инновационных направлений современных методик и технологий был выбрана интеграция ? Это было сделано по нескольким причинам.

Интеграция помогает мне :

  • развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;
  • расширить «горизонты» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»;
  • стимулирует к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующим принципам интегрированного подхода;
  • получить качественно новый педагогический результат;
  • увидеть неповторимую личность в каждом своем ученике ;
  • определить ценностно-смысловое значение главных направлений развития современного образования;
  • выявить недостатки изолированного преподавания предмета.

Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.
В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде. Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и особенности этих связей. Основным фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире.

Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию.
Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика.
  Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
  Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.
     В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы, возникло много разных типов интеграции. Педагоги-теоретики и педагоги-практики активно искали, как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования.

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.

География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В идеальном варианте было бы проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями. Но элементы интеграции можно использовать и самому. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Богатое содержание курса географии предоставляет  широкие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся, в выборе методов и средств обучения. Велики потенциальные возможности курса в умственном развитии учащихся, в умении интегрировать информацию из множества источников.

На своих уроках каждый из нас в той или иной степени сталкивается с элементами интеграции. В своём докладе я попытаюсь привести часть возможных элементов.

Физика
География: 6 класс

При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть с точки зрения физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии.
География: 7 класс

При изучении темы «Тропические пустыни Африки» рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески. Объяснение этим физическим явлениям дает физика, так как дети на уроках физики знакомятся с такими понятиями, как плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении. Поэтому суть многих явлений и процессов объясняет физика.
География: 8 класс

При изучении темы «Рельеф России» прослеживается связь с физикой. Внутренние процессы, движение вещества мантии формируют рельеф Земли. Тектонические движения, вулканизм, землетрясения очень хорошо объясняют физические законы.

Математика
География: 6 класс

При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с математикой. В курсе математики 6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И все это как нельзя, кстати, для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течение года и по месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы.

География: 8 класс

Определение уклона и падения реки, коэффициента увлажнения.

Биология
География: 7 класс

Урок обобщающего повторения в форме игры — соревнования по теме «Австралия» интегрирован с биологией. Животный и растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии, поэтому целесообразна интеграция географии с биологией.
География: 8 класс

Изучение темы в 8 классе «Реки и человек» помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека — связь с биологией.

Изучение растительного и животного мира России, края. Использование дополнительного материала, подбор учащимися интересных фактов о животном и растительном мире.

Химия
География: 6 класс

Изучение газового состава атмосферы. Негативные последствия хозяйственной деятельности и загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами (тема «Реки и человек») Данные о составе и процентном содержании вредных веществ в атмосфере, гидросфере.

История
Посмотрим учебники географии. Учебник 6 класса «Начальный курс географии» (авторы Т. П. Герасимова и Н. П. Неклюкова). Как можно рассматривать тему «Путешествия и географические открытия» без применения знаний истории, ведь здесь учащиеся знакомятся с древними исследователями Земли и их достижениями. В учебнике 7 класса «География материков и океанов»( авторы В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А Щенев) многие темы неразрывно связаны с историей. Это темы «Как люди открывали и изучали Землю», «Расселение человека на Земле», темы по изучению истории исследования океанов и материков.         В учебниках 8-9 классов «География России» (под редакцией А.И. Алексеева) учащиеся знакомятся с работами и достижениями великих русских географов таких, как ВВ. Докучаев, Ф. Литке, С. Челюскин, И.Д.Папанин, II.П. Семенов-Тян-Шанский, А.И. Воейков и др. Я также на своих уроках использую сообщения, которые готовят сами учащиеся о малоизвестных русских географах. Это такие как Н. И. Кузнецов, В.Т. Атласов, К.И. Максимович, Ю.М. Шокальский, В.А. Русанов, А. Н. Краснов и т.д. В учебниках также рассматривается история русских городов, история формирования территорий, особенно большое внимание истории таких городов, как Москва, Санкт-Петербург.

Экология
География: 8-9 классы

При изучении видов транспорта. Хозяйственная деятельность человека.
«Земельные ресурсы, проблемы использования»  Показать, что подлинное богатство человечества
 — это почвы, которые являются продуктом тысячелетий. Выделить регионы и континенты, которые занимают ведущие позиции обрабатываемых земель, лугов и пастбищ. Вывод на уроке может быть таким: сохранение земельного фонда планеты — одна из важнейших задач человечества. Особо важное значение в современном мире приобретает рекультивация земель. Домашнее задание: Какие экологические последствия возникают при нерациональном использовании земельных ресурсов.

Изобразительное искусство.

Использование репродукций, фотографий. Рисование иллюстраций (например, к сказке о круговороте воды «Путешествие капельки»). Рисунки к «разминке» в 6 классе.

Информатика.

На уроках географии осваиваются и успешно внедряются информационные технологии. Используются обучающие программы с игровыми элементами, которые рассчитаны на первичную систематизацию фактов, терминов, единичных понятий, а также программы-тренажеры, моделирующие, контролирующие, демонстрационные программы.
        Демонстрационные программы используются при объяснении материала. Программы-тренажеры помогают учащимся освоить большое количество терминов, выработать умения, связанные с
 решением различных задач. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель — ученик. Но эти программы пока только внедряю в систему моей работы

ОБЖ
Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия рассматриваются в общем обзоре при изучении соответствующих компонентов природы. Целесообразно выделить данной теме дополнительный урок в конце учебного года для систематизации и обобщения знаний. По обычной схеме рассматриваются стихийные природные явления. На уроке целесообразно вспомнить правила поведения людей, меры по предупреждению и снижению разрушительных последствий стихийного явления.

Музыка.

Объясните слова из песни Л. Дербенева: «Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима». На одном из уроков, пока дети наносят географические объекты на контурную карту Антарктиды, использую в качестве фона песню «В Антарктиде льдины землю скрыли...»

Прокомментируйте песню: «Ветер с моря дул, ветер с моря дул...
Нагонял беду, нагонял беду...» О каком явлении идёт речь в
 песне? В какое время суток это происходило? (Ветер с моря дует днем, это дневной бриз, значит, разговор состоялся днем.)

Литература

В своей работе большое внимание уделяю использованию художественного слова. В литературных произведениях часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т. е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний. Литературный материал воспитывает, вызывает эмоциональную реакцию, заражает интересом к поискам истины.

Поговорки и пословицы:

Объясните поговорку: «Много снега — много хлеба». Почему та или иная пословица появилась у определённого народа: «Завтра июнь может обрушиться и на меня». (Июнь — начало сезона дождей) — Южная Америка.

Приметы погоды — народный календарь

Стихи о временах года

Чтение отрывков из художественных произведений, в которых говорится о географических явлениях или объектах. Анализ прочитанного с точки зрения географии.

Из вышеизложенного следует, что единству обучения и воспитания, комплексному подходу в большей мере способствуют межпредметные связи, позволяющие качественно поднять уровень знаний, умений путем более глубокого проникновения в объективно существующие связи в явлениях природы и общества.

Результаты интегрированного обучения и его значение

Используя в своей работке интегрированные методы обучения могу сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения.

  1. способствует развитию научного стиля мышления;
  2. даёт возможность широкого применения естественнонаучного метода познания;
  3. формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  4. повышает качество знаний;
  5. повышает и развивает интерес к предметам естественно-математического цикла;
  6. формирует общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
  7. формирует уверенность, в своих силах, что возможно изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  8. позволяет использовать авторские компьютерные программы (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
  9. расширяет кругозор, способствует развитию творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
  10. приобщает школьников к научно-исследовательской проектной деятельности.

Итак, понятие «интеграция» вошло в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: интеграция многогранна. Кроме того, интеграция эффективна. Интеграция перспективна. Интеграция неисчерпаема!

А своим коллегам сегодня нам хотелось пожелать одно: находите возможность и проводите интегрированные уроки. Обязательно получите огромное удовлетворение в творческом и профессиональном плане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала лицеиста на уроках географии

Творческий потенциал заложен в человеке, а уровень его реализации определяется ценностными ориентациями, мотивами, направленностью личности, способностями, условиями, в которых она развивается. Учебно...

Организация творческой деятельности обучающихся на уроках географии

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуали...

Творческие работы учащихся к урокам географии

Презентация "Промышленность мира" 11 класс.Презентация "Малоотходная и безотходная технология" 10 класс.Презентация по профориентации "Геолог" 10 класс.Презентация "Путь из варяг в греки" 10" класс....

Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии.

Уроки географии с ТРИЗ – «это уроки мудрости, счастья и творчества». В ходе таких уроков у учащихся появляется мотивация и желание развивать свое мышление....