Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении географии"
статья по географии на тему

Осташко Тамара Ивановна

Статья из опыта работы.Активизация познавательной деятельности учащихся является важнейшей задачей в  современной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении географии.

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Проблема интереса в обучении не нова. Так считали Ян Амос Коменский, Ж.-Ж. Руссо, а К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения, залог обеспечения постоянного совершенствования личности, развития, самообразования. «Следует  передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания… дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой… человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».

По Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, современный человек должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать «готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность строить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме». Работа в этом направлении приводит к необходимости формирования образовательной среды нового типа, обеспечивающей комфортные условия и ориентацию на формирование коммуникативной компетенции, творческих качеств личности, критического мышления, рефлексии; реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, изменения сферы мотиваций и жизни в открытом информационном пространстве. Но все это невозможно осуществить без активизации познавательной деятельности учащихся. Уроки и внеурочная деятельность по географии  не исключение.

Работа над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся, побуждает  к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление.

В организации процесса обучения  предлагаю всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности, а именно: постоянно усложнять познавательные задачи, вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении; ставить задачи, требующие исследовательского подхода; практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту; развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, самостоятельности мысли; дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся.

Нетрадиционные формы проведения уроков (ролевые игры, пресс- конференции, исследования, путешествия и др.) уже давно вошли в мою работу. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а необычные формы проведения уроков(имитируется, например, пресс-конференция) позволяют шире вводить элементы занимательности.

 Хорошими помощниками учителю являются информационные технологии. ИКТ позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Можно использовать видео, презентации, тесты, проверку знания карты. На уроках удобно использовать технологию учебных проектов. Например, в 7 классе, мы создаем «Электронный учебник», который дополняет и углубляет информацию учебника. Продукт этого проекта – подборки презентаций по всем темам «Путешествий» по материкам и странам.

Ну и, конечно, развивающие игры, познавательные материалы, использование электронной доски – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно и интересно решать стоящие перед ними задачи.

 «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Макаренко А.С.

С помощью игровых ситуаций можно активно развивать познавательную  деятельность учащихся в любом изучаемом в школе  предмете, что особенно важно в настоящее время, когда дети утрачивают интерес к учению в целом, и учатся в основном по принуждению родителей и учителей.

Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей, применяя её, я добиваюсь решения многих учебных задач.

При выполнении опережающих заданий для уроков с игровыми ситуациями ребята развивают и закрепляют навыки в работе с научно-популярной литературой, интернетом и другими средствами массовой информации. При этом они учатся отбирать главное, интересное из огромного потока информации. Формируется логическое мышление, активный поиск необходимого  материала заставляет детей думать  и видеть плоды своего труда.

Любая игра интересна для всех возрастов, а для детей особенно. Поэтому я перенесла принципы игр «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», Своя игра»,  “Найди половинку”, “Составь слово”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д. на уроки географии. Обычно наградой в игре учащиеся получают хорошие оценки, которые  также являются стимулом для привития интереса к предмету.

При проведении  географических КВН или других внеклассных мероприятий я обязательно включаю такие диктанты в качестве одного из конкурсов. Дети и сами прекрасно составляют такие диктанты. Часто предлагаю ученикам такой вид диктантов : «Помоги барону Мюнхгаузену или капитану Врунгелю правильно определить к какому материку относятся данные географические названия» (в 7 классе, обобщающий урок по материкам). Перечисляю географические названия и понятия, а дети группируют их по материкам в заранее подготовленные карточки.  Например: вельвичия, Килиманджаро, кенгуру, пингвин, бумеранг, Дарлинг, Виктория, айсберг, Беллинсгаузен, жираф, Атлас, Лазарев, Анды, Анхель, ехидна, Эребус, Тасмания, Лабрадор и т.д. Этот вариант диктанта можно использовать после прохождения большого раздела или темы в 6-9 классах. В этой работе продолжаю игровую ситуацию, предложив ученикам самоконтроль или взаимопроверку результатов работы с выставлением оценок. Создание игровой ситуации на уроке может быть вызвано проблемой изучаемой темы, поставленной перед учащимися, это позволяет заинтересовать ребят и показать необходимость её изучения. Так, например, в 5 классе, при изучении темы «Географические координаты», в начале урока я предлагаю детям помочь судну, терпящему бедствие в открытом океане, нужно только найти его по координатам.  Проблемно-игровое обоснование темы можно использовать во всех параллелях при изучении самых различных тем.

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Урок, на котором дети в форме сказки описывают свойства горных пород, как правило, проходит продуктивнее, вызывает здоровый дух соревнования.  Или при изучении темы: «Страны мира», учащимся предлагается быть экскурсоводом и освещать самые интересные достопримечательности. Задания такого плана активизируют деятельность учеников по добыванию новых знаний.

При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева или описание степи Н. В Гоголя. Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. При изучении понятий “циклон”, “антициклон” в теме “Климат” (8-й класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимний утро”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.

«Мороз и солнце; день чудесный!

 Еще ты дремлешь, друг прелестный»..

Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем.

 Кому то может показаться странным, что дети, даже не самые успешные, с удовольствием работают с картой. Я не только ввела обязательное использование карт для проверочных работ, но и постоянно провожу зачеты по чистой контурной карте. Дети помогают друг другу готовиться к зачету, переживают и радуются друг за друга. С картой можно работать на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском. Особенно нравятся ученикам выполнять частично-поисковые задания, в которых по описанию нужно найти объект. 

Интересными заданиями по географии являются кроссворды. Они вызывают у школьников интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет, самостоятельно мыслить и работать с картой. Отвечая на вопросы кроссвордов, школьники лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов.

Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Он развивает логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.

Даже самые трудные и слабые дети раскрываются в игровых ситуациях, стараются внести свой вклад в работу группы или бригады, в состав которой они входят. С другой стороны, сильные ученики, как правило, выполняющие роль ведущего, стараются помочь им в выполнении географических заданий.

Тем самым реализуется дифференцированный подход к обучению учащихся и контролю знаний, кроме этого решается очень важный воспитательный момент-развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе, взаимопомощь в различных ситуациях.

Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество  географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.
  Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод  о том, что активные формы обучения,  позволяют развивать у школьников познавательные навыки и способность к самообразованию, способность ориентироваться в современном информационном пространстве, вырабатывают целеустремленность и настойчивость, развивают коммуникабельность.   Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих  активизации познавательной деятельности  учащихся  на уроках  географии.

Список использованной  литературы

  1. Кулагина И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. - 2010. - N 2. - С. 55-56.
  2. Куприянова М. А. Формирование познавательной самостоятельности учащихся как педагогическая проблема // Наука и школа. - 2009. - N 5. - С. 35-36.
  3. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2002,№ 1.- 101с.
  4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. - 5с.
  5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. - 34с.
  6. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008. – 109с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении орфографии. 6 - 7 классы."

      Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остаётся основной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.     ...

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания.

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания....

Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физических явлений путем использования художественной литературы

В данной статье рассматривается эффективность использования художественно-литературных и поэтических образов на уроках физики. Приведены примеры....

Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"

Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы  цели, написать библиографический список,  каковы требования к созданию презентаций?...

Мастер- класс Краеведческий материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении географии в условиях реализации ФГОС ООО

Методическая разработка для учителей географии дает возможность организовать учебный процесс по своей модели на основе определенных алгоритмов, учитывая региональные и местные условия....

Рефлексивное управление учебно- познавательной деятельностью учащихся при изучении английского языка.

Данная статья посвящена описанию видов и способов работы с использованием рефлексивных упражнений....