Материалы к уроку географии
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Гофман Ирина Викторовна

Материалы к уроку по теме "Озера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ou_ozera.zip2.72 МБ
Microsoft Office document icon urok_po_teme_ozera.doc118.5 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая. Глядят в него молодые рябинки, Цветные свои, примеряя косынки. Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц, и звезды- В нём всё отражается… Что это за зеркало и как оно называется?

Слайд 3

Цель урока: Сформировать понятия «озеро» Виды озер Исследовать отличия озер

Слайд 4

Что такое озеро? Озеро- это скопление воды в природном углублении на суше (котловине) и не имеющее связи с океаном

Слайд 5

Озерные котловины- углубления на суше, в которых находятся озера

Слайд 6

Самые знаменитые озера на Земле: Самое большое по площади озеро- Каспийское море (376 тыс. кв. км) Самое глубокое озеро- Байкал (1620 м)

Слайд 7

А Б Сточные Бессточные Озера, в которые реки и втекают, и вытекают Озера, в которые реки только втекают Байкал Каспийское

Слайд 8

Типы озер по происхождению: Тектонические озера- Байкал;

Слайд 9

Тектонические(остаточные)- Каспийское море;

Слайд 10

Ледниковые озера- Онежское, Ладожское;

Слайд 11

Вулканические- озера Камчатки;

Слайд 12

Карстовые (провальные) озера

Слайд 13

Запрудные (завальные)- Сарезское озеро на Памире

Слайд 14

Озера-старицы

Слайд 15

Старицы – небольшие озера серповидной формы. Схема образования старицы

Слайд 16

Исправьте неточности в высказываниях 1.Озеро – это замкнутый водоём, образовавшийся в углублении на суше называемом руслом. 2.Самое большое озеро Байкал. 3.Озёра-старицы образуются в вулканических кратерах. 4.Одно из крупнейших ледниковых озёр – Каспийское. 5.Если из озера не вытекает ни одна река, то оно сточное.

Слайд 17

1.Озеро – это замкнутый водоём, образовавшийся в углублении на суше называемом руслом . 2.Самое большое озеро Байкал (Каспийское) 3.Озёра-старицы образуются в вулканических кратерах (долинах рек). 4.Одно из крупнейших ледниковых озёр – Каспийское (Ладожское, Онежское). 5.Если из озера не вытекает ни одна река, то оно сточное (Бессточное). Ответ.

Слайд 18

Рефлексия Оцените свою работу. Ставим метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к пятёрке, на краях мишени оценка ближе к двойке.

Слайд 19

Домашнее задание I . §24 II . §24, Солёность озёр зависит от их стока. Почему озеро Чад (в Африке) является бессточным, но имеет пресную воду? III . §24, Что произойдет, если в Аральское море-озеро перестанут нести свои воды Амударья и Сырдарья? Кто считает что ему достаточно только параграфа, записывает I вариант; Кому интересно поискать, а почему так происходит – II вариант; А у кого пытливый ум, большой запас знаний и принцип «Хочу всё знать!» - III вар.

Слайд 20

Подумайте, какое значение для человека играют озера? Источник пресной воды; Источник поваренной соли (озера Эльтон и Баскунчак); Судоходство; Рыбная ловля; Отдых

Слайд 21

Самые знаменитые озера на Земле: Самое высокогорное озеро- Титикака (на высоте 4000 м) Самое соленое озеро- Мертвое (270% 0 )

Слайд 22

Типы озер по происхождению Происхождение котловин Условия образования Примеры озер

Слайд 23

Типы озер по происхождению Тип озера Условия образования Примеры озер тектонические Разломы и опускания земной коры Байкал Танганьика вулканические В кратерах потухших вулканов озера Камчатки ледниковые Углубление после прохождения ледника Озера Карелии, Онежское, Ладожское остаточные Остатки древних морей Каспийское, Аральское озера-старицы Старые речные русла. В поймах рек Озера в долинах равнинных рек запрудные Преграждение русла реки (обвал) Сарезское (Памир)



Предварительный просмотр:

Предмет: География

Класс: 6

Тема: Озёра

Место урока в системе уроков по данной теме: 3-й урок по теме «Гидросфера».

Цель деятельности учителя: организовать самостоятельную работу по определению понятия «Озеро» ;        Формировать умение работать с физической картой

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • Уметь характеризовать предложения по интонации (восклицательные и не0восклицательные) и правильно пунктуационно их оформлять;
  • соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания;
  • интонационно верно произносить в соответствии с эмоциями.

Метапредметные: 

Регулятивные: Ученик научится:  

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • планировать совместно с учителем свои действия согласно поставленной учебной задаче;
  • самостоятельно анализировать условия для достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Познавательные:

  • давать определение понятия;
  • проводить наблюдение и осуществлять сравнение.

Коммуникативные: 

  • осуществлять совместную деятельность в парах и группах;
  • задавать, слушать вопросы и отвечать на них.

Личностные: 

  • умеет выражать свои чувства с помощью восклицательных предложений;
  • высказывает отношение к освоению учебной информации.

Методы / приёмы обучения: фронтальный, словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, «мозговой штурм».

Формы работы на уроке: групповая, парная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2 изд., испр. – М.: Просвещение, 2012 г.

Оборудование, наглядность: учебник, карточки для работы в группах, компьютер, мультимедийный проектор.

        Цели: 1. Сформировать представление о типах озёрных котловин, бессточных и

                            сточных озёрах.

                       2. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи внешнего вида

                            озёр от происхождения котловин.

                       .  

         Оборудование: физическая карта полушарий, карточки с текстом задания для

                                           групп, карточки с изображением озёр, учебник, тетрадь, атлас.  

Тема урока: Озёра 

Тип урока: Комбинированный 

Образовательные ресурсы

Компьютер, проектор, физическая карта мира, физическая карта России, презентация, атласы. 

Цели урока: формирование представления об озерах, их особенностях. Создание условий для формирования умений определять зависимость размещения озер от рельефа и климата; умения работать с географическими картами.

Задачи:

Обучающие: усвоить понятие "озеро", происхождение котловин, сточных и бессточных озёрах; продолжить формирование умения определять ГП объекта.

Развивающие: развивать умение слушать, анализировать и делать выводы, развивать умение работать с географической картой, самостоятельно получать знания; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

Воспитывающие: создать  условия  для  воспитания  интереса  к  предмету и  желания  познавать новое, воспитывать уважение к мнению одноклассников.  Создать условия для воспитания в себе любви к малой родине и чувство патриотизма при рассмотрении самых интересных озер - рекордсменов России и Курганской области.

Формы и методы обучения: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично поисковый, проблемный. 

Основные термины и понятия

Озеро, озёрная котловина, карст, старица, сточные, бессточные озёра, болото 

Средства обучения: Атлас для 6 класса; контурные карты полушарий; раздаточный дидактический материал: тексты географических задач; план описания ГП озера.физическая карта полушарий, физическая карта России.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Научатся называть и показывать озера сточные и бесточные.

Получать возможность научиться объяснять зависимость размещения озер от рельефа, определять размеры крупнейших озер мира: Давать определения объектам.

Получат возможность научиться: составлять учебные характеристики природных объектов. Пользоваться картами атласа. Определять по географическим картам географическое положение озер.

Метапредметные: работают с текстом, внетекстовым компонентом, выделяют главную мысль. Составляют описание объектов, участвуют в совместной деятельности, диалоге.

Личностные: развивают познавательные интересы, творческие способности в процессе географических наблюдений, самостоятельного приобретения знаний по географии.  

                                            Ход урока

1 Организационный момент- 3 мин 

- Здравствуйте, ребята! “Мы продолжаем изучение вод суши. Сегодня у нас немного необычный урок, урок с элементами исследования одного из самых загадочных и таинственных мест на нашей планете. Эти места в народе называют «глазами Земли». Определить, что это такое, вам поможет загадка: Слайд №1.

«Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, а рама зеленая.

И месяц, и звезды- в нем отражаются.».

Кто догадался о чем у нас сегодня на уроке пойдет речь?

.   - Итак, темой сегодняшнего урока будут…(озёра) слайд 2

- Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? Что бы вы хотели узнать?(определяем цели)  слайд 3

- Как вы думаете, что такое озеро?  Попробуйте сами сформулировать определение, что такое озеро.

 

   - Итак, озеро – это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление

      называется котловина .СЛАЙД 4

      СЛАЙД 5  термин «котловина».

   - От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера, глубина.

      Сейчас мы будем работать в группах, каждая группа будет заниматься с одним видом

      котловин, по плану:

                       1) происхождение котловины;

                       2)характеристика котловин (как образовывается);        

                       3)примеры озёр (работа с атласами).

      Все данные заносятся в таблицу:

     

Происхождение котло-

вины (название)

Характеристика образования котловин          

         Примеры озёр

     Раздаю карточки с названиями котловин и предлагаю прочитать об этих типах котло-

     вин в учебнике параграф 24 , стр95: тектонические в прогибах; тектонические в разломах; запрудные озёра; вулканические озёра; провальные; старицы; ледниковые;

     Время на обсуждение - 5 минут, после этого выбирается  один ученик от группы. По

     мере выступления заполняется таблица:  (Максимально 3 балла)

Происхождение

котловины (название)

Характеристика образования котловин

Картинка озера

            Примеры озёр

Тектонические в про-

гибах

Каспийское

Аральское

Онтарио

Мичиган

Тектоничес-

кое в разломах

Байкал

Ньяса

Танганьика

Запрудные

Сарезкое

Вулкани-

ческие

Кроноцкое

Курильское

Провальные (карстовые)

Маленькие.

На географичес-

ких картах не изображаются.

Старицы

Ледниковые

Ладожское

Онежское

2. (максимально 4 балла)  

 - У нас в стране два тектонических озера, которые называют морями. Обычно срок

        жизни озёр – десятки тысяч лет. Возраст этих озёр – миллионы лет. Одно из них –

        самое большое на Земле, другое – самое глубокое. Берега одного из них лежат ниже

        уровня моря, другое окружено горными хребтами, поднимающимися до 2тыс.м над

        его водной поверхностью. Хотя первое из них солёное, а второе пресное, в их водах

        обитают тюлени, а каждое из озёр отличается своеобразной флорой и фауной. Одно

        из них сточное, а другое бессточное. Назовите эти озёра.(Каспийское море и Байкал)

    - Какое из них сточное, а какое бессточное?

    - Почему вы затрудняетесь ответить? СЛАЙД 6 

Посмотрите на ваши маршрутные листы, там есть схемы сточного и бессточного озера. Попробуйте сформулировать определение и запишите его пожалуйста.

    - посмотрите на экран и сравните ваши ответы с теми , что на картинке.  Если ваши ответы совпали то, поставьте себе по 1 балу за каждый правильный ответ в свои маршрутные листы.

             Сточные озера – в которые реки втекают и вытекают.

             Бессточные озёра – в которые реки впадают, но не вытекают.

  Откройте пожалуйста атлас на стр 12. Найдите озеро Чад и Озеро Виктория.  Индивидуально определите:  какое из них сточное и бессточное.

Проверяем, за каждый правильный ответ ставим 1 бал

3.(максимально 5 баллов)

 Подведение итога урока провожу в виде игры «Ошибки Паганеля».

     - Теперь у вас достаточно знаний чтобы тягаться с самим профессором Паганелем, из

        кинофильма «Дети капитана Гранта». Как вы помните, профессор был очень рассеян

        и поэтому в его утверждениях встречаются неточности, а иногда даже и ошибки. Да-

        вайте мы с вами постараемся исправить неточности и убрать ошибки.

        1.Озеро – это замкнутый водоём, образовавшийся в углублении на суше называемом

            руслом.

        2.Самое большое озеро Байкал.

        3.Озёра-старицы образуются в вулканических кратерах.

     

        4.Одно из крупнейших ледниковых озёр – Каспийское.

 .

        5.Если из озера не вытекает ни одна река, то оно сточное.

        Проверяем . за каждый правильный ответ ставим себе 1 балл.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы считаете, достигли мы этой цели?

- Было ли вам интересно на уроке?

4. Посчитайте сколько балов вы набрали за урок. Количество баллов и оценка написаны на доске. У вас на столе лежит рефлексивная мишень. Поставьте себе оценку в каждом из секторов

11-12 баллов – «5»

8-10 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

Задание на дом

5.     I. §24

     II. §24, Солёность озёр зависит от их стока. Почему озеро Чад (в Африке) является бес-

          сточным, но имеет пресную воду?

     III. §24, Что произойдет, если в Аральское море-озеро перестанут нести свои воды

           Амударья и Сырдарья?

        Кто считает что ему достаточно только параграфа, записывает I вариант;

        Кому интересно поискать, а почему так происходит – II вариант;

        А у кого пытливый ум, большой запас знаний и принцип «Хочу всё знать!» - III вар.

 

  - А теперь мы послушаем сообщения о самых удивительных озёрах нашей Земли.

                                       Дополнительный материал 

             Озеро чернил

     Жителям алжирского города Сидибель-Аббес нет необходимости покупать в магазинах чернила. Рядом сними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила. В этом озере вы не увидите ни рыб, ни других живых существ. Вода его пригодна только для письма.

              Озеро – «кастрюля»

       Озеро Киву, которое расположено в Восточной Африке, иногда превращается в своего рода гигантскую «кастрюлю», где варится «уха». Озеро находится недалеко от вулкана Китуро. При извержениях вулкана лава стекает в озеро, отчего вода в нём закипает, а рыбы и водоросли, находящиеся в ней, варятся. Когда вулкан успокаивается, местные жители подплывают на лодках и вылавливают сварившуюся рыбу для употребления в пищу.

              Озеро с гигантскими пузырями

         На острове Ява есть интересное горячее озеро. Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3м. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.

                Озеро смерти

           Самым «мёртвым» является не Мёртвое море, а «озеро смерти» в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существо в воде озера настигает мгновенная смерть. Со дна озера бьют два  источника  сильно концентрированной кислоты. Она-то и отравляет воду.

                 Сладкое озеро

            Есть на Урале озеро с лакомым названием – Сладкое. Легенда рассказывает, что однажды на берегах озера остановился Пугачёв. Перед тем как двинутся в путь, он стал купать своего коня. Искупав, вывел на берег, похлопал любимца и, довольный,покрутил свой ус. На губах ощутил сладкий привкус. «Да ты у меня сладкий!»- воскликнул атаман. С тех пор озеро и стали называть сладким. Но не только легендой знаменито озеро. Все местные женщины стирают бельё только в Сладком озере. И знаете, как стирают? Без мыла. В озере отстирываются даже масляные  пятна…Специалистами установлено, что вода в озере щелочная. В ней содержится сода и хлористый натрий, т.е. соль. Как известно, сода сладковата на вкус, она-то и придаёт воде Сладкого озера особые качества.

                  Горящее озеро

             Рыбаки, ведущие промысел на озере Ильмень, обратили внимание на любопытное явление. В некоторых местах  вода «закипает», и на озёрной глади появляются загадочные                      

фонтанчики. Бросишь в такой фонтан спичку – она вспыхнет и горит ярким пламенем без копоти и запаха.

               В чём причина «горючести» озера? Виноваты бактерии, которые разлагают на дне остатки органических веществ, а продукты их жизнедеятельности – естественные газы – вырываются наружу. Эти газы и образуют горящие фонтанчики на Ильмень-озере.

   

                                                           План

1.Происхождение котловины

2. Характеристика котловины (как образовываются?)

3.Примеры озер (работа с атласами)

Происхождение котло-

вины (название)

Характеристика котловин

       Примеры озёр

Карстовые

 

                                                           План

1.Происхождение котловины

2. Характеристика котловины (как образовываются?)

3.Примеры озер (работа с атласами)

Происхождение котловины (название)

Характеристика котловин

Примеры озёр

Озера – старицы

 

                                                       

План

1.Происхождение котловины

2. Характеристика котловины (как образовываются?)

3.Примеры озер (работа с атласами)

Происхождение котло-

вины (название)

Характеристика котловин

       Примеры озёр

Запрудные

 

                                                           План

1.Происхождение котловины

2. Характеристика котловины (как образовываются?)

3.Примеры озер (работа с атласами)

Происхождение котловины (название)

Характеристика котловин

Примеры озёр

Вулканические

                                                           План

1.Происхождение котловины

2. Характеристика котловины (как образовываются?)

3.Примеры озер (работа с атласами)

Происхождение котло-

вины (название)

Характеристика котловин

       Примеры озёр

Тектонические

 

                                                           План

1.Происхождение котловины

2. Характеристика котловины (как образовываются?)

3.Примеры озер (работа с атласами)

Происхождение котловины (название)

Характеристика котловин

Примеры озёр

Ледниковые

 

Маршрутный лист урока.

Тема ________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

1.

 Происхождение

котловин

Характеристика озер

Примеры озер

Тектонические озера

Ледниковые озера

Вулканические озера

Карстовые (провальные) озера

Запрудные (завальные) озера

Озера - старицы

2.                                                

  Сточное озеро - ____________________________________

__________________________________________________________________________(_______________________)_____

Бессточное озеро - __________________________________

__________________________________________________________________________(__________________________)__

3. Озеро Чад - _____________________

    Озеро Виктория - ______________________

 

4.

      1.Озеро – это замкнутый водоём, образовавшийся в углублении на суше       называемом  руслом.

        2.Самое большое озеро Байкал.

        3.Озёра-старицы образуются в вулканических кратерах

        4.Одно из крупнейших ледниковых озёр – Каспийское.

        5.Если из озера не вытекает ни одна река, то оно сточное.

Итого баллов______________

5.Задание на дом .

     I. §24

     II. §24, Солёность озёр зависит от их стока. Почему озеро Чад (в Африке) является бес-

          сточным, но имеет пресную воду?

     III. §31, Что произойдет, если в Аральское море-озеро перестанут нести свои воды

           Амударья и Сырдарья?

        Кто считает что ему достаточно только параграфа, записывает I вариант;

        Кому интересно поискать, а почему так происходит – II вариант;

        А у кого пытливый ум, большой запас знаний и принцип «Хочу всё знать!» - III вар.


Тектонические

Образовались на месте провалов земной коры

Тектонические (остаточные)

Образовались из остатков древних морей на месте прогиба земной коры

Вулканические

Образовались в кратерах вулканов

Ледниковые

Сформировались в ледниковый период, находятся в котловинах выпаханных ледником,  вытянуты в направлении движения ледника

Запрудные

Возникают в горах, когда в результате обвала масса горных пород перегораживает русло реки

Карстовые

Образовались в результате вымывания подземными водами легкорастворимых пород и провала верхнего слоя.  Образовавшаяся озерная котловина заполняется водой.

Озера - старицы

Образовались в поймах рек на месте бывшего русла реки



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам географии в 6 классе

В данной папке содержатся дидактические материалы ,которые могут быть использованы для уроков географии в 6 классе...

Материалы к уроку географии по теме:Европейский Север"

Лист индивидуальной работы при изучении материала по географии по теме: "Европейский Север"...

Материалы к уроку географии по теме: "Центральный район"

Лист индивидуальной работы по географии по теме: "Центральный район"...

Рабочие материалы к урокам географии

Рабочие материалы к урокам географии: презентация "Безлесные просторы.Луга" (8 класс), проверочная работа по теме "Литосферные плиты" (7 класс), тест по разделу "Хозяйство России" (9 класс), тест по т...

Иллюстративно-презентативные материалы для уроков географии

Для проведения уроков географии в специальных (коррекционных) школах VIII вида...

Методические материалы к уроку географии 6 класс "Путешествия и географические открытия" (презентация)

В презентации по географии для 6 класса "Путешествия и географические открытия" учащиеся знакомятся с 10 великими путешественниками и их открытиях . Показаны маршруты их путешествий....

Подборка материалов к уроку географии в 9 классе.Транспорт России. Виды транспорта.

Подборка материалов к уроку географии в 9 класса по теме "Транспорт России". Урок является первым в разделе «Инфраструктурный комплекс»  курса  географии России 9 класс «Население и хозяйств...