Организация самостоятельной работы на уроках географии в школе и дома
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему

Левун Ольга Михайловна

Доклад "Организация самостоятельной работы на уроках географии в школе и дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_sam.rabota_geo.2017.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Скажи мне - я забуду;

покажи мне – я могу запомнить;

позволь мне сделать это

и это станет моим навсегда.

П. П. Блонский

Организация самостоятельной работы на уроках географии  в школе и дома

Выступление на МО Левун О.М. 2017 год

Самостоятельная работа учащихся является одним из компонентов обучения в современной школе. Она приобретает все большее значение как эффективное средство решения образовательно-воспитательных задач. Это необходимое звено процесса усвоения знаний. Она значительно повышает качество и объем усваиваемых знаний, прочность и готовность их практического использования, сокращает время изучения учебного материала дома, учит школьников самим добывать знания из разных источников.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии - это проблема, над которой я работаю в последние годы. Еще Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря самостоятельности.

 Сл.2.Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Самостоятельная работа – это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

Сл.3  Задачи самостоятельной работы:

Образовательные; формирование системы географических учебно-познавательных компетенции у учащихся.

Воспитательные; формирование самостоятельности навыков учебного труда.

Развивающие; формирование приемов умственной деятельности.

Сл.4 Функции самостоятельной работы

  • выработка способности работать самостоятельно;
  • развитие познавательной активности;
  • стимулирование творческого мышления;
  • повышение культуры умственного труда, интереса;
  • осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
  • формирование умения планировать время;
  • выработка ответственности и инициативности.

Сл.5 Классификация самостоятельных работ по цели:

-Обучающие. Тренировочные. Закрепляющие. Повторительные. Развивающие. Творческие. Контрольные.

Сл.6  По форме организации:

-Общеклассная. Групповая. Парная. Индивидуальная.

Сл.7. Виды самостоятельных работ:

Сл.8.Работа с учебником;

  • Усвоение новых знаний
  • Закрепление новых знаний.
  • Формирование учебных умений.
  • Развитие мышления, речевой деятельности.
  • Воспитание культуры умственного труда.
  • Воспитание познавательных интересов

Сл. 9 Работая по учебнику, я провожу такие виды работ:

  • Пересказ текста учебника по вопросам;
  • составление сначала простого, а затем развернутого плана текста параграфа;
  • заполнение таблицы на основе текста учебника. Это задание способствует формированию приема одновременной учебной работы с картой и учебником;
  • выписывание из текста причин географических явлений и следствий, обусловленных этими причинами.

Сл.10.Мои географические исследования

  • Учебник стр.49,атлас стр.6-11
  • 1.Определите какую форму имеют меридианы на глобусе?
  • 2.Какую форму имеют меридианы на карте полушарий и карте России?
  •  
  • 3.Сравните форму экватора на глобусе и картах полушарий и мира
  •  
  • 4.Определите какую форму имеют параллели на глобусе.
  • 5.Сравните форму параллелей на карте полушарий и на карте России

Сл.11    Работа  с картой;

  • Усвоение новых знаний.
  • Закрепление и применение знаний.

Задания по географическим картам могут быть самые разнообразные. Это и характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий, определение причинно-следственных связей и закономерностей, обозначение географических объектов на контурных картах.

Сл.12.Работа с контурной картой

К-к стр.4-5 зад.1,атлас стр.6-7

1.Подпишите значение всех проведенных на карте параллелей и меридианов.

( Отсчёт параллелей ведётся от экватора. Параллели 10, 20, … 80 градусов Северного или же Южного полушария.)

Отсчет меридианов ведется от нулевого меридиана до 180 градусов в каждом полушарии)

2.Обведите часть экватора, расположенную в Западном полушарии, и часть нулевого меридиана, расположенную в Южном полушарии

Сл.13.Заполнение таблиц;

Обобщение и систематизация знаний. Развитие логических  умений: сравнивать, выделять главное, приводить доказательства

Сл.14  Самостоятельная работа п.18

Вопросы

Меридианы

Вопросы

Параллели

Что такое меридианы

 

Что такое параллели?

 

 

Как они выглядят на глобусе?

 

Как они выглядят на глобусе

 

 

 

В какие стороны горизонта направлены

 

В какие стороны горизонта направлены

 

 

Длина  меридианов.

 

 

Длина  параллелей.

 

 

Как называется главный меридиан?

 

Самая длинная параллель, ее длина?

 

 

На какие полушария он делит земной шар?

 

На какие полушария делит Землю экватор?

 

СЛ.15.Доклады, сообщения;

  • Получение новых знаний.  Формирование умений и навыков.Изучение Тихого океана, достопримечательности Франции, Египта,»Кижи» и др.
  • Путешествие Х.Колумба,Влияние климата на человека,Ветры,Самые большие озера России идр.

Сл.16 Проектная деятельность

Приобретение новых знаний.   Умение анализировать,   делать выводы Проект « Конго»,  «Египет»,

Сл.17 . Задания тестового характера:

  • Тесты на нахождение соответствия; они размещены в виде двух колонок или столбиков;
  • тесты-альтернативы;
  • тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из множества вариантов;
  • тесты по контурным картам

Сл.18  Виды сам. работ

Составить кроссворд, составить вопросы к кроссворду

  • Я сторонница использования на уроках занимательных вопросов и заданий, которые помогают развивать у учащихся познавательный интерес к географии, любознательность, активность детей на уроках. Их применение не ограничено жесткими рамками структуры урока, поэтому они успешно могут использоваться на разных этапах урока. Правильно подобранные вопросы организуют познавательную деятельность, возбуждают эмоциональные переживания, конкретизируют знания, развивают воображение, упражняют память.
  • Любят ребята и такое задание: Составить мини- рассказ с использованием заданного списка слов.
  • Например: Каменный пояс, уникальность, Народная, минералогический рай, тревога.
  • Можно увлечь ребят и созданием презентаций по изученной теме, самостоятельно проектируя весь видеоряд – от сценария до поиска необходимых картинок.

СЛ.19. Требования к организации самостоятельной работы на уроке

  1. Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения.
  2. Наличие конкретного задания.
  3. Четкая форма выражении результата, критерии оценки.
  4. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.
  5. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
  6. Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.

Сл.20  Практический опыт учителей показал:

1.Систематически проводимая самостоятельная работа способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний

2. Организация выполнения учащимися таких работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3. Ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, что оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

4. При систематической организации самостоятельной работы  у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают меньше времени по сравнению с учащимися классов, где самостоятельная работа не организуется или проводится нерегулярно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности на уроке географии.

Организация самостоятельной деятельности на уроке географии как средство формирования ключевых компетентностей учащихся....

Организация самостоятельной работы по физике в основной школе

СОДЕРЖАНИЕ Введение1 ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДИДАКТИКЕ2 ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ3 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ И РУКОВОДСТВО ...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Организация самостоятельной работы на уроках географии.

Материал предназначен для работы учителей географии, выступлений на педагогических советах, методических объединениях....

Доклад «Самостоятельная работа на уроках географии в основной школе в рамках введения ФГОС ООО»

  Данный доклад был представлен на августовской конференции в 2015 году. Введение ФГОС в основной школе ставит перед учителем задачу нового подхода к организации самостоятельной деятельнос...