Урок "Атмосферное давление"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Асанова Светлана Леонидовна

     На своих уроках каждый из нас в той или иной степени сталкивается с элементами интеграции. Очень органично интеграция «вписывается» в предмет «география». География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной.

    В данном уроке географии  предмет логично интегрируется не только с физикой, но и с биологией.

  Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода. Использованы элементы технологии критического мышления,  ИКТ,  технология самооценки,  здоровьесберегающая технология, игровые технологии. Применяются различные методы и приемы работы с обучающимися. Основным методом данного урока является частично-поисковый.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_atmosfernoe_davlenie.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Атмосферное давление» (6 класс)

Цель:

Формирование целостной системы естественнонаучного мировоззрения детей о природном явлении на основе интеграции межпредметных понятий и межпредметных умений 

7. Задачи:

- обучающие: создать ситуацию для решения проблемного вопроса, побудить учащихся к обобщению полученных знаний;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения применить полученные знания;

- воспитательные: воспитывать у учащихся привычки трудиться в каждую минуту учебного времени, рационально использовать время урока, умения работать в коллективе, группе, паре.

8. Планируемые результаты:

- предметные: формировать представление об атмосферном давлении, его измерении, изменении, значении в природе и практической деятельности человека

- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с одноклассниками и учителем, работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником.

- личностные: осознавать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества;

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира;

- регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, принимать и формулировать учебную проблему;

- познавательные: применять методы информационного поиска, проводить выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- коммуникативные умение общаться и взаимодействовать друг с другом и в коллективе.

10. Тип урока: урок новых знаний; интегрированный урок (география, физика, биология)

11. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

12. Оборудование:  учебники, дидактический раздаточный материал, барометр, заготовки для птичьих поилок, банка, вакуумная крышка, насос, компьютер, проектор, презентация учителя, фрагмент видеофильма «Опыт Торричелли».

Структура и ход урока.

1. Орг. момент. Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

2. Этап мотивации

Учитель географии: Сегодня у нас в гостях учительница физики. Она пришла, чтобы показать нам фокус.

Учитель физики показывает опыт с перевернутым стаканом воды.

Описание опыта: в стакан наливается небольшое количество воды, к краю стакана плотно прижимается лист бумаги, стакан переворачивается вверх дном.

Ребята, как вы думаете, фокус ли это, или мы можем найти этому факту научное объяснение?

Предположения учащихся (существует давление воздуха – атмосферное давление)

3. Этап целеполагания.

Учитель географии: Итак, чему будет посвящен наш урок? Как мы можем сформулировать тему урока? (Урок будет посвящен изучению атмосферного давления)

Какую цель мы можем определить для себя в ходе урока?

Ответы детей – узнать, что такое АД, как человек использует АД, изменяется ли оно,…..

Как мы можем достигнуть выполнения поставленной цели?

Я могу… (слайд презентации)



  • подумать самостоятельно … 
  • изучить доступные источники информации … 
  • узнать, что думают об этом … 
  • обратиться за помощью … 
  • выполнить … 

4. Этап построения нового знания

1 этап  

Учитель географии: Человек научился использовать АД. Например, герметично закрытая банка не дает возможности испортиться продуктам. Для этого достаточно выкачать воздух из банки.

Опыт с банкой и вакуумной крышкой.

Описание опыта: банка закрывается вакуумной крышкой, насосом выкачивается воздух.

Как вы думаете. почему у меня не получается открыть банку?

Ответы детей. Прийти к выводу, что воздух придавливает крышку к банке и не дает ей открыться.

Что из этого следует?

Воздух давит на все, что нас окружает, в том числе и на человека.

Учитель географии: Какая же масса воздуха давит на поверхность Земли? Давайте найдем  ответ на вопрос в нашем учебнике

Ответ детей: на каждый кв.см поверхности давит масса воздуха 1, 03 кг.

Ладонь взрослого человека примерно равна 100 кв.см. Подсчитайте, сколько воздуха я легко держу на ладони? (~103 кг). Как это возможно?

Оказывается, на человека давит 17 т воздуха. Как человек может выдержать такую массу? (Внутри человека существует давление, направленное в противоположную сторону)

2 этап

Учитель географии: Атмосферное давление можно использовать для конструирования самодельных приборов, имеющих применение в быту. Сейчас мы с вами попробуем сделать поилку для птиц.

Перед вами бутылки с водой, чашки, инструкции. Прочитайте инструкции и попытайтесь самостоятельно сконструировать поилку.

Читают инструкции, делают поилки.

Конструирование поилки для птиц

Инструкция

На столах в перевернутом виде находятся пластиковые бутылки с водой.

1. У основания боковой стенки бутылки сделано отверстие. Найдите его и закройте пальцем так, чтобы избежать вытекания воды при перевертывании бутылки.

2. Переверните бутылку отверстием вниз в стеклянную чашку.

3. Откройте отверстие и наблюдайте за происходящим.

4. Сделайте вывод

Учитель географии: Объясните, как мы сделали поилку?

Давайте попробуем объяснить принцип действия. Почему вода не выливается из бутылки полностью?   

Объяснение опыта: Принцип действия основан на действии атмосферного давления. Вода не выливается из бутылки потому, что давление внутри бутылки меньше атмосферного, которое действует снизу на воду в бутылке. Если уровень воды в блюдце понизится и горлышко выйдет из воды, часть воды выльется, потому что давление внутри бутылкистанет больше атмосферного.

3 этап

Учитель географии: Кто же впервые доказал существование АД?

(Видео об опыте Торричелли)

Ребята, а кто знает, как называется прибор, при помощи которого мы можем измерить АД? (предположения уч-ся. Если дети не могут ответить, предложить найти в тексте на с. 135)

Барометр (карточка на доску)

Найдите в тексте, в каких единицах оно измеряется?

В мм рт.ст. 

А какое давление считается нормальным?

760 мм рт. ст. на уровне моря при t =0С (карточка на доску)

Как вы думаете, почему именно такое давление считается нормальным?

Потому что ртуть в трубке в опыте Торричелли поднялась именно на такую высоту.

Учитель физики: Ребята, а почему мы не можем такой же опыт провести в классе?

Предположения детей.

У нас есть другой барометр, безртутный барометр. Он называется анероидом. Попробуем измерить АД в классе. (…мм рт. ст.)

А везде ли оно одинаково? Давайте проведем эксперимент – измерим АД на всех 3 этажах школы. (Учитель физики вместе с 2-3 детьми уходят измерять АД)

Физкультминутка.

Учитель географии: Пока ребята ушли измерять АД, мы немного отдохнем и проведем разминку. А поможет нам в этом учитель биологии

Учитель биологии проводит дыхательную гимнастику. (2-3 упражнения).

Учитель биологии: Ребята, а задумывались ли вы, как мы дышим? (Предположения детей)

При вдохе объем грудной клетки увеличивается, при этом давление внутри легких уменьшается и атмосферное давление вталкивает в легкие порцию воздуха.

Что происходит при выдохе? (Предположение детей) Грудная клетка сжимается, в легких создается повышенное давление и воздух выталкивается наружу. Наши легкие действуют как насос. 

Так природа позаботилась о человеке.

4 этап

Пока шла физкультминутка,  несколько учащихся измеряли АД на разных этажах школы. Вернувшись, дети говорят о результатах измерения

Учитель физики: Высота 3-го этажа нашей школы примерно 10 м.  

Какой вывод можно сделать?

АД меняется с высотой. Чем выше, тем АД ниже.

На ~10 м АД упало на 1 мм рт.ст.

 Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Как мы можем проверить? ( С помощью учебника)

Найдите в тексте на с. 136 ответ на вопрос:

Как изменяется давление с изменением высоты? (при подъёме на 10,5 м атмосферное давление понижается примерно на 1 мм рт. ст.)

Ребята, как вы думаете, АД зимой и летом одинаково?

(Предположения уч-ся)

Летом воздух теплый, он поднимается вверх, меньше давит на поверхность Земли. Зимой, наоборот, холодный воздух опускается вниз, АД растет

Итак, ребята, что мы с вами выяснили?

Как мы выяснили? У кого возникли затруднения? 

5 этап Решение задач (слайды презентации)

Учитель географии: Ребята, вы только что выяснили. Что АД с высотой понижается, на каждые 10,5 м на 1 мм рт.ст. значит, если мы поднимемся еще на 10,5 м, как изменится АД? (упадет еще на 1 мм)

А если мы поднимемся на 105 м? (Упадет на 10 мм)

Зная эту закономерность, можем мы вычислить АД на определенной высоте? Как мы вычислим? (Надо высоту точки разделить на 10,5 м)

Давайте попробуем?

1. Наш город находится на высоте 200 м над уровнем моря. Посчитаем АД, если на уровне моря оно равно 760 мм рт. ст. (совместно)

200: 10,5=19

760-19=749 (мм рт.ст)

Еще первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъёме вверх становится очень трудно дышать. То же самое происходит и при подъёме в горы. Почему это происходит? (там разреженный воздух и меньше кислорода, поэтому очень низкое давление)

2. Воздухоплаватель на воздушном шаре поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности Земли оно равнялось 750 мм рт. ст.? (самостоятельно – работа в группах)

3. Определите, чему равна приблизительно относительная высота горной вершины, если у подошвы горы барометр показывает 740 мм, а на вершине 440 мм. (самостоятельно – работа в группах)

 (Дети решают задачу, осуществляют самопроверку по образцу).

 Кто выполнил правильно? У кого возникли затруднения?

5. Этап первичного закрепления знаний

Учитель географии: А теперь вернемся к фокусу, который показал нам учитель физики в начале урока. Нашли ли мы с вами научное объяснение этому фокусу?

Да. Т.к. существует АД, и мы смогли это не только доказать, но и выяснили, что:

  • АД меняется с высотой
  • играет роль в живой природе
  • может быть использовано в практической деятельности….

Проверим, как внимательны вы были на уроке. Предлагаю вам пройти тест. (Работа в группе) Учитель географии: Поднимите карточку того цвета, который показывает верный ответ.

6 Этап. Подведение итогов.

Учитель географии: Ребята, как вы считаете, успешны ли вы были на уроке?

Перед вами лист самооценки. Попробуйте оценить себя сами. Отметьте галочками те этапы,  где вы можете себя похвалить. Выставьте себе отметку. Листы самооценки сдайте.

Ф.И. ______________________________________________

Сегодня на уроке я был успешен, потому что:

1

Активно участвовал в работе группы

2

Узнал больше, чем знал

3

Могу объяснить результаты опытов

4

Понял принцип решения задач

5

Легко прошел «квест»

                                                     Моя оценка

Критерий оценки:

VVVVV  - «5»       VVVV   - «4»      VVV   - «3»

7 Этап. Домашнее задание

Дома необходимо прочитать параграф 41 и придумать задачу на высчитывание атмосферного давления.

8 Этап. Рефлексия

Теперь закройте глаза и вспомните самые интересные моменты урока. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны (активны, инициативны)

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо, улыбнулись мне, а кто чувствует, что может работать еще лучше, поаплодировали себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Давление.Единицы давления"

Презентация урока  в 7 классе по теме "Давление. Единицы давления"...

Презентация к уроку физики 7 класс "Давление. Единицы давления"

Презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов". Эту работу можно использовать на первом уроке по этой теме. На слайдах даётся определение данной физической вел...

"Давление. Единицы давления"

Цель урока: ввести понятие о давлении, как одной из характеристик взаимодействия, его единицах и способах изменения. Сформировать умения рассчитывать давление аналитически, практически....

Конспект урока по физике в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления"

конспект урока по физике в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления", работающих по УМК Перышкин А.В....

Разработка урока с презентацией А.В. Перышкин.7 класс "Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления"

Методическая разработка урока с презентацией к учебнику А.В.Перышкина 7 класс по теме "Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления"...

урок физики в 7 классе по теме "Давление. Единицы давления. Способы изменения давления"

Урок изучения нового материала, на котором вводится понятие давления, исследуется результат действия силы давления, учащиеся учатся рассчитывать давление, рассматриваются способы изменения давления...

Урок физики в седьмом классе по теме "Давление. Давление твёрдых тел. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления"

Данный материал предназначен для учителей физики, преподающих физику в седьмом классе. Разработка урока составлена по учебнику А.В. Перышкина. Может быть использована при изучении нового материала....