Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Гализина Екатерина Владимировна

Цель урока:

Обучающая:

Сформировать  знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека;

Сформировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;

Познакомить учащихся с разделами географии, изучающими влияние природных условий на жизнь и здоровье людей;

Сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей;

Развивающая:

Совершенствование умений работы с различными источниками географической информации;

Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;

Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно  отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная:

Воспитывать  познавательный интерес к предмету;

Формировать культуру общения, коммуникативные качества;

Формировать  бережное отношение к природе;

Тип урока:  Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе:  8

Используемые учебники и методическая литература учителя: «География: Природа России. 8 кл. Автор: И.И. Баринова», «Дрофа» 2007г.

Используемое оборудование: презентация: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», учебник, физическая карта России, климатическая карта России, экологическая карта России, атласы.

Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах

Межпредметные связи: Биология, экология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  по теме: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека»

8 класс.

(Гализина Е. В.)

Цель урока:

Обучающая:

Сформировать  знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека;

Сформировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;

Познакомить учащихся с разделами географии, изучающими влияние природных условий на жизнь и здоровье людей;

Сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей;

Развивающая:

Совершенствование умений работы с различными источниками географической информации;

Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;

Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно  отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная:

Воспитывать  познавательный интерес к предмету;

Формировать культуру общения, коммуникативные качества;

Формировать  бережное отношение к природе;

Тип урока:  Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе:  8

Используемые учебники и методическая литература учителя: «География: Природа России. 8 кл. Автор: И.И. Баринова», «Дрофа» 2007г.

Используемое оборудование: презентация: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», учебник, физическая карта России, климатическая карта России, экологическая карта России, атласы.

Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах

Межпредметные связи: Биология, экология.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, проверьте все ли у вас готово к уроку, присаживайтесь.

- Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, и самостоятельно определить чему посвящается тема и цель нашего сегодняшнего урока.

Видеоролик «Природа и человек»

Варианты ответов детей.

- Молодцы ребята, все верно! Тема и цель нашего урока посвящены ВЛИЯНИЮ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. (слайд 1)

Человек –часть природы и вне ее жить не может. Вы согласны?

Природа географической оболочки является для человека СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ, так как потребность в пище, воде, одежде, жилье и духовном развитии человек удовлетворяет за счет разнообразных предметов и свойств природы.

- Природа –источник существования человека. Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности

  1. Актуализация знаний:

В каких районах нашей страны проживает наибольшее количество долгожителей?

С чем это связано?(работа с атласами) (юг страны(курортные зоны)).(Слайд 2)

Замечено, что положительное воздействие на человека оказывают красивые пейзажи: море, горы, поля, лес, степь, озера, реки и т. д. Лучшим доказательством этого является отдых и лечение людей на курортах, а также широкое распространение такой формы отдыха, как туризм.

Какие районы нашей страны отличаются наибольшей плотностью населения?(работа с атласами) (Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России,Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока).(Работа с картой)

  1. Изучение нового материала: Мотивация и целеполагание:

Какие факторы влияют на характер размещения населения? (Природные условия, ресурсы:

- Температура и влажность воздуха. Атмосферное давление

-  Близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды;

-  Состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты

-      Красота окружающих пейзажей и т.д.)(Слайд 3)

Природные ресурсы- компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека.

Природные условия- свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье.

Природные условия бывают благоприятные и неблагоприятные. Охарактеризуйте:

(Благоприятные - оказывают положительное воздействие на организм человека.Пример, это достаточно теплое, солнечное лето, умеренная холодная зима и достаточное количество осадков.

Неблагоприятные- оказывают отрицательное воздействие на организм человека). Пример,это те условия природы, которые воздействует на организм человека плохо. К ним относят низкие температуры зимы и высокие температуры лета, повышенную влажность и сильные ветры.

Посмотрите на карту – стр.245 учебника и объясните, где в нашей стране расположены территории с благоприятными условиями, где – снеблагоприятными(экстремальными)? В каких условиях проживаем мы с вами? (слайд 4)

На территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Россия - самая холодная страна планеты (кроме материка Антарктида).

Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади. Самые экстремальные условия на севере.

    -Почему же люди живут в трудных природных условиях Севера? (слайд 5) Ведь часто экстремальные условия опасны  для жизни и здоровья?(там находятся богатые природные ресурсы).

   - А почему коренным жителям севера живется сравнительно легко, в отличие от пришлых? (Благодаря адаптации). Что такое адаптация? Сколько нужно времени, чтобы организм адаптировался в изменившимся условиям?(Адапта́ция— процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. В среднем 6 месяцев)

Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность? (Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью).

- Что мы можем ещё отнести к экстремальным условиям? (Стихийные природные явления).

- Приведите примеры? (Лавины, смерчи, засухи и т.д.)

Какие меры борьбы с ними предпринимаются? (Работа с текстом учебника-стр.248-249)

Работа с учебником.(стр. 244)

Человек приспосабливается к условиям жизни. Природные условия оказывают большое влияние на жизнь и здоровье человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна.

Существует специальная отрасль науки – МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ и РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ–я попрошу вас открыть учебники на стр …. Найдите в учебнике определение и запишите их в тетрадь..

И так, каковы же определения ….

МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ, изучающая закономерности распространения заболеваний человека.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – наука о территории организации отдыха людей.

ФИЗМИНУТКА (слайд 7)

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

А теперь выполним практическую работу в парах: «Степень комфортности территорий для жизни людей» стр.249(слайд 8)

Территория

Где распо-

ложена

Климатические условия

tлета,зимы

Осадки

Ветер

С комфортными условиями

С дискомфортными условиями

  1. Выражение решения применение нового знания:

(Вывод: на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения.Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни и т.д.). 

Индивидуальная работа: попробуйте определить степень своего воздействия на природу и оценить его. Для этого каждый в центе тетради напишите своё имя и стрелочками в разные стороны напишите или нарисуйте то, что  вы делаете в природе, для природы.(Опрос 2-3х учеников) Примеры на слайде. (Слайд 9)  А теперь запишите то, что на ваш взгляд должны делать все, и вы в том числе, чтобы сделать экологическую ситуацию нашей страны лучше. (Опрос 2-3х учеников).

Работа в группах:напишите, как вы представляете себе образ жизни одного из этих  народов?

 - 1 группа - таежники

 - 2 группа - степняки

Объясните, почему вы так думаете. Используйте план ответа.

 а.       Занятия населения.

б.      Основы ремесла.

в.       Из чего делают одежду?

 г.       Из чего строят жилища?

 д.      Где и как размещаются жилища?

 е.       Какие используют средства передвижения?

  1. Дифференцированное домашнее задание:(Слайд № 10)
  2. Подведение итогов урока (Самооценка, взаимооценка). (Слайд №11)
  3. Список используемой литературы

Приложение к уроку.

Работа в группах:напишите, как вы представляете себе образ жизни одного из этих  народов?

 - 1 группа - таежники

 - 2 группа - степняки

Объясните, почему вы так думаете. Используйте план ответа.

 а.       Занятия населения.

б.      Основы ремесла.

в.       Из чего делают одежду?

 г.       Из чего строят жилища?

 д.      Где и как размещаются жилища?

 е.       Какие используют средства передвижения?

А теперь выполним практическую работу в парах: «Степень комфортности территорий для жизни людей» стр.249.

Территория

Где распо-

Ложена

Климатические условия

+ и -

Как осваивается

tлета,зимы

Осадки

Ветер

С комфортными условиями

С дискомфортными условиями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека"

Программа элективного курса "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" предназначкна для учащихся 9 класса.Данный курс формирует общее представление о взаимодействии общества и природы, ...

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. 8 класс

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека....

Урок на тему "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" в 8 классе (на татарском языке)

Урок на тему "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" в 8 классе...

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Материалы к уроку Человек и природа....

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Материалы к уроку Человек и природа....

Урок географии в 8 классе "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека"

Тип урока: урок изучения нового материала с применением здоровьесберегающих технологийЦель:Сформировать и обобщить знания о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения. Показать примеры освоения...

презентация "Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей".

Данная призентация может помочь в изучении темы "Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей"....