Главные вкладки

    Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России.
    план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

    Гараева Ольга Николаевна

    Наша Родина, Россия – морское государство. Берега нашей страны омывают воды трех океанов и 12 морей. Сегодня на уроке мы познакомимся с природой внутренних вод, омывающих Россию

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Вода – у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете. Антуан де Сент – Экзюпери

    Слайд 5

    Какую работу вода выполняет в жизни людей?

    Слайд 8

    Голубые глаза России.

    Слайд 9

    Тема урока: Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России.

    Слайд 10

    Что относится к внутренним водам? Реки Озера Болота Ледники Многолетняя мерзлота Подземные воды Каналы Пруды Водохранилища

    Слайд 12

    Водные ресурсы - запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы человеком.

    Слайд 13

    Богата ли Россия реками?

    Слайд 14

    Домашнее задание: § 25; выписать самые … самые… ; выучить омывающие моря.



    Предварительный просмотр:

    Внутренние воды России.

    Разнообразие внутренних вод России.

    Тип урока: комбинированный.

    Форма урока: изучение новой темы.

    Цели урока:

    • Образовательные:
    • познакомить учащихся с разнообразием внутренних вод России;
    • сформировать представление о реках России  и изучить крупнейшие речные системы России;
    • определить влияние рельефа на направление речных систем;
    • продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.
    • Воспитательные:
    • формирование чувства гордости и любви к родной природе;
    • формирование экологического сознания учащихся.
    • Развивающие:
    • развивать умение составлять характеристику рек по плану;
    • продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации;
    • формировать критическое мышление.

    Планируемый результат:

    1. Личностные умения – проявление желания активно работать на уроке
    2. Метапредметные на уроке:

    Познавательные: применять знания на практике, объяснять влияние климата и рельефа на реки, обосновывать свое суждение.

    Регулятивные:

    выполнять учебные задания в соответствии с целью,

    самостоятельно определять цель и тему урока, соотносить учебные действия с известным алгоритмом,

    оценивать результаты учебной деятельности.

    Коммуникативные:

    Пользоваться речью для регуляции своего действия,

    Согласовывать позиции и находить общее решение,

    Представлять результат деятельности.

    1. Предметные:

    сформировать представление о разнообразии внутренних вод России,

    уметь определять уклон и падение реки,

    знать значение внутренних вод в природе и жизни человека,

    применять полученные знания в различных ситуациях.

    Организация образовательного процесса.

    Оборудование: физическая карта России, атласы, учебник.

    ХОД УРОКА

    Эпиграф урока:

    Вода – у  тебя  нет ни цвета, ни  вкуса, ни запаха,  тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!  Нельзя сказать,
    что ты необходима для жизни:   ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами…
     Ты самое большое богатство на свете.                       

    Антуан де Сент-Экзюпери

    Я прошу Вас, быть внимательными и активными.

    Так что же такое вода?

    Бесцветная жидкость, налитая в стакан, или

    Бесценная жидкость, дающая жизнь всему живому?

    Какую роль в жизни человека играет вода?

    Вода – жизнь!

    Вода уникальна и ничем не заменима. На Земле нет ни одного даже самого примитивного существа и ни одного растения, которое могло бы обойтись без воды!

    Растения – 80 – 99 %

    Животные на 75 % .

    Учитель: Ребята, врачи рекомендуют вам носить с собой бутылку воды и пить когда хочется.

    Мозг человека -86 % воды. Если наблюдается ее нехватка, то вы заторможены, снижается и память и внимание.

    Для всего живого, какая нужна вода? Пресная.

    Без пресной воды наш организм разрушается, обезвоживается и возникает множество проблем со здоровьем.

    Потеря 6 -8 % влаги от веса тела вызывает тяжелое состояние, а если потери достигают 10 -12% - перестает биться сердце.

    Но обратите внимание, что вся вода сосредоточена не равномерно на нашей планете. Есть районы где люди испытывают дефицит пресной воды.

    Какую работу вода выполняет в жизни людей?

    Проанализируем столбчатую диаграмму расхода вод.

    Что мы видим?

    Картинки по запросу расходы воды

    Но вода используются не только в быту, но и …

    - Участник биологических, технологических процессов, без воды невозможна работа промышленности, транспорта, строительства, теплоноситель, главный санитар!

    Больше всего пресной воды расходует сельское хозяйство. Самые большие затраты пресной воды расходуются на производство льняных тканей, целлюлозы, синтетических волокон, стали и чугуна.

    Расход воды в быту:

    При выращивании 1 тонны с/ х растений:

    пшеницы – 1,5 тыс. тонн

    риса – 7 тыс. тонн

    хлопка – 10 тыс. тонн.

    Учитель задает вопросы по ней, учащиеся отвечают, делают выводы.

    Вывод: Пресная вода является важнейшим источником жизни человека, без воды ничего нельзя было бы произвести, а все живое погибло.

    Главным потребителем пресных вод в мире и в России является с/ х.

    На доске:

    Голубые глаза России.

    Что такое «Голубые глаза России»? Внутренние воды России.

    Записываем тему сегодняшнего урока «Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России»

    Что такое внутренние воды?

    Откройте стр.77 рис.41.

    На рис.41 мы видим состав В. в.

    Что еще может рассказать эта схема?

    Внутренние воды связаны с компонентами природы: климатом, рельефом, растительностью, почвами и деятельностью человека.

    Почему связь обратна?

    В природе всё взаимосвязано. От рельефа характер течения, вода меняет рельеф. От климата количество осадков текущего года, полноводность рек, почвы. Изменяются при недостатке воды или при избыточном увлажнении.

     Откроем тетради и запишем определение водных ресурсов.

    Водные ресурсы- те внутренние воды, которые человек мог бы использовать в н\х.

    Если позволяет время!!

    Выполним контрольный диктант по теме «Речная система», определим ваш исходный уровень знаний о реках.

    Учитель раздаёт всем вопросы географического диктанта.

    Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса напишите букву, которая соответствует правильному ответу. На работу отводится 4 минуты.

    Ответы:

    А - исток, Б - речная системе, В - река, Г- водораздел, Д- озеро, Е- водопад, Ж - устье, З - бассейн, И - дельта, К - русло.

    Место, где начинается река.

    Место впадения реки в море, озеро, другую реку.

    Углубление в речной долине, по которой река течёт постоянно.

    Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.

    Территория, с которой стекает в данную реку подземные и поверхностные воды.

    Река, со всеми её притоками.

    Граница между бассейнами.

    Поток воды, текущий в углублении называемом руслом.

    Скопление воды в природном углублении на суше.

    10.Павшие воды с высокого уступа.

    Оценка: Шифр:

    10 правильных ответов- «5» 1. А,2. Ж,3. К,4. И,5 З.

    8-9 -------------------- - «4»      6 Б, 7 Г,8. В, 9 Д, 10 Е.

    6-7 -------------------- - «3»

    меньше 6 ------------ - «2»

    Ребята проверяют сами друг друга, ставят оценки.

    Богата ли Россия реками?

    Россия – страна великих речных систем.

    Давайте, определим по рис. 3 к бассейнам, каких океанов они относятся.

    Реки России относятся к бассейнам

    3 океанов и области внутреннего стока.

    Почему большую площадь территории России заняли реки бассейна Северного Ледовитого океана.

    Это объясняется разнообразием рельефа России. На юге преобладают горы, а на севере низменности, это объясняет направление рек

    Давайте покажем их на карте у доски и

    Подпишем на контурной карте у истока и устья.

    Иртыш, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом, Индигирка, Калыма, Печора, Сев. Двина.

    Меняется ли характер течения этих рек?

    Характер течения рек меняется. В верхнем - горные реки, с узким руслом, каменистые с многочисленными порогами. В низовьях - равнинные реки.

    2 место - реки бассейна Тихого океана.

    Назовите и покажите их.

    Амур, Уссури, Анадырь.

    Есть ли отличия от Северных рек?

    Да, эти реки, не считая Амура и Анадырь, короткие, быстрые.

    С чем это связано?

    Особенности горного рельефа Дальнего Востока.

    Перечислите реки Атлантического океана.

    Эти реки равнинного типа: Зап. Двина, Днепр, Нева, Дон.

    Что вы скажите об обл. внутреннего стока?

    Область внутреннего стока занимают большую площадь.

    Назовите крупные реки этой области.

    Волга, Ока, Кама, Урал. Впадают в бессточное озеро-море Каспийское.

    Отчего зависит густота речной системы?

    От природных условий, рельефа, климата растительности.

     Россия богата реками и горными и равнинными.

    На территории России более 2,5 млн. крупных рек и маленьких речушек длиной более 8 млн. км. 

    Россия – страна величайших речных систем. Обь, Амур, Лена, Енисей, Волга, Северная Двина, Колыма.

    А такого количества и такого разнообразия озер, как в России, нет ни в одной стране. Их насчитывается более 2 млн.  

    На территории государства находятся 2 озера, входящие в десятку первых озер мира. Самое глубокое озеро мира – Байкал – 1620 м, и самое крупное озеро мира – Каспийское море – озеро.

    Более 60% – многолетняя мерзлота, подземное оледенение. Многолетняя мерзлота занимает около половины территории России.

    Около 10% занимают болота, переувлажненные участки местности. Самую большую площадь в России болота занимают на Западно-Сибирской равнине.

    Ледники – скопления льда, образовавшегося из снега, которые бывают горные и покровные. 

    Подземные воды – это воды, находящиеся в земной коре. Их запасы огромны. На поверхность земли грунтовые воды выходят родниками, источниками.

    Сибиряки говорят: «Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал».

    Видим, что хоть Россия и богата внутренними водами, а распределены они неравномерно. В европейской части страны, где живет 70% населения, сосредоточено 20% водных ресурсов.

    Где сосредоточена основная масса водных объектов?

    Основная масса водных объектов сосредоточена в зоне избыточного увлажнения.

    Стр. 84 рис.39.

    Почему воды так привлекают человека?

    Различные сферы деятельности человека связаны с реками: рыболовство, судоходство, отдых, земледелие.

    Учитель: Сергий Радонежский основал свою обитель далеко от воды. Он хотел выполнять эту тяжёлую повинность, носить воду, во славу Божью. Но когда обитель разрослась, стали стекаться люди со всей России, монахам стало тяжко носить воду. Они возроптали. Сергий вошел в дремучий лес, ударил посохом о Землю, из неё стал бить родник, дающий начало реке.

    Но мы люди смертные, поэтому стараемся для облегчения жизни селиться ближе к рекам.

    У рек Росси преобладает смешанное питание.

    Какие стихийные явления связаны с внутренними водами?

    Оползни, сели, лавины, эрозия, наводнения.

    Перечислить основные виды хозяйственной деятельности человека по загрязнению внутренних вод.

    Внутренние воды имеют ценное природное свойство – способность к самоочищению. Осуществляет планктон, деятельность которого зависит от наличия кислорода, света, тепла.

     «Замерзание и вскрытие рек» определите, сколько месяцев находятся подо льдом северные реки?

    Северные реки находятся подо льдом 7 – 8 месяцев. В них мало кислорода, поэтому эти процессы замедленны. В южных реках этот процесс протекает быстрее.

    IV. Закрепление. (1-2 мин.)

    Какие вопросы мы рассмотрели?

    Для чего нужно было их рассматривать?

    Сделайте вывод.

    Вода – бесценная жидкость, дающая жизнь всему живому.

    Россия богата внутренними водами. Они нужны для развития народного хозяйства.

    Водные ресурсы распределяются неравномерно. Зависит от компонентов природы и радиуса увлажнения. Человек нерационально использует водные ресурсы. Нужен новый подход, современные безотходные технологии. Экономно использовать воду в быту, не загрязнять реки.

    V. Домашнее задание § 25; выписать самые … самые… ;выучить омывающие моря.


    1. Место, где начинается река.
    2. Место впадения реки в море, озеро, другую реку.
    3. Углубление в речной долине, по которой река течёт постоянно.
    4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
    5. Территория, с которой стекает в данную реку подземные и поверхностные воды.
    6. Река, со всеми её притоками.
    7. Граница между бассейнами.
    8. Поток воды, текущий в углублении называемом руслом.
    9. Скопление воды в природном углублении на суше.
    10. Павшие воды с высокого уступа.

    1. Место, где начинается река.
    2. Место впадения реки в море, озеро, другую реку.
    3. Углубление в речной долине, по которой река течёт постоянно.
    4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
    5. Территория, с которой стекает в данную реку подземные и поверхностные воды.
    6. Река, со всеми её притоками.
    7. Граница между бассейнами.
    8. Поток воды, текущий в углублении называемом руслом.
    9. Скопление воды в природном углублении на суше.
    10. Павшие воды с высокого уступа.

    1. Место, где начинается река.
    2. Место впадения реки в море, озеро, другую реку.
    3. Углубление в речной долине, по которой река течёт постоянно.
    4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
    5. Территория, с которой стекает в данную реку подземные и поверхностные воды.
    6. Река, со всеми её притоками.
    7. Граница между бассейнами.
    8. Поток воды, текущий в углублении называемом руслом.
    9. Скопление воды в природном углублении на суше.
    10. Павшие воды с высокого уступа.

    1. Место, где начинается река.
    2. Место впадения реки в море, озеро, другую реку.
    3. Углубление в речной долине, по которой река течёт постоянно.
    4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
    5. Территория, с которой стекает в данную реку подземные и поверхностные воды.
    6. Река, со всеми её притоками.
    7. Граница между бассейнами.
    8. Поток воды, текущий в углублении называемом руслом.
    9. Скопление воды в природном углублении на суше.
    10. Павшие воды с высокого уступа.

    1. Место, где начинается река.
    2. Место впадения реки в море, озеро, другую реку.
    3. Углубление в речной долине, по которой река течёт постоянно.
    4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
    5. Территория, с которой стекает в данную реку подземные и поверхностные воды.
    6. Река, со всеми её притоками.
    7. Граница между бассейнами.
    8. Поток воды, текущий в углублении называемом руслом.
    9. Скопление воды в природном углублении на суше.
    10. Павшие воды с высокого уступа.

    1. Место, где начинается река.
    2. Место впадения реки в море, озеро, другую реку.
    3. Углубление в речной долине, по которой река течёт постоянно.
    4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
    5. Территория, с которой стекает в данную реку подземные и поверхностные воды.
    6. Река, со всеми её притоками.
    7. Граница между бассейнами.
    8. Поток воды, текущий в углублении называемом руслом.
    9. Скопление воды в природном углублении на суше.
    10. Павшие воды с высокого уступа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок по теме "Внутренние воды Северной Америки"

    Вариант конспекта  урока по теме "Внутренние воды Северной Америки" по географии материков и океанов в 7классе...

    разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"

    Разработка урока географии( с практическим заданием)...

    Самостоятельная работа 7 класс. Климат и внутренние воды Северной Америки.

    Проверка знаний  "Климат и внутренние воды Северной Америки" 7 класс...

    Самостоятельная работа по теме климат, внутренние воды, природные зоны Евразии.

    Проверка знаний " Климат, внутренние воды, природные зоны Евразии."...

    Интегрированный урок "Внутренние воды России"

    Интегрированный урок по географии и химии «Водные ресурсы России. Охрана вод» Цель урока:1.  Обобщение знаний учащихся по теме.2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фа...

    Внутренние воды России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, вечная мерзлота.

    Данная презентация раскрывает основные понятия, виды и факторы размещения внутренних вод России....