Методические рекомендации по выполнению практических работ по географии в 9 классе
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Материал для выполнения практических работ по географии в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl_geo_mupr.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ГЕОГРАФИЯ

(для 9 класса основного общего образования)


Содержание

1 Пояснительная записка                                                                3

2 Методические указания по выполнению практических работ                6

3 Список рекомендованных источников                                                10


1 Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с локальным актом № 23 Положением об учебно-методическом комплексе  учебной дисциплины в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Промышленно-технологический колледж».

Практическое занятие – одна из форм учебной деятельности обучающихся, которая имеет большое значение при подготовке квалифицированных рабочих служащих.

В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одно или несколько практических заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Ведущая дидактическая цель практических занятий – отработка умений и навыков по разделам изучаемой дисциплины, развитие самостоятельности учащихся. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на теоретические знания. Практическое занятие предполагает выполнение заданий под руководством преподавателей.

Практическая работа – это одна из форм систематических учебных занятий, на которых обучающиеся приобретают необходимые умения по тому или иному разделу учебной дисциплины, входящей в состав учебного плана.

Общие цели практической работы сводятся к закреплению теоретических знаний, более глубокому освоению уже имеющихся у обучающихся  умений и компетенций и приобретению новых умений и компетенций, необходимых им для осуществления своей профессиональной деятельности и составляющих квалификационные требования к специалисту.

Так, на практических занятиях по предмету География у обучающихся формируется следующие умения:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

В ходе практических работ обучающиеся овладевают умениями пользоваться информационными источниками, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, выполнять чертежи, схемы, решать разного рода задачи, делать вычисления.

Задачи, которые решаются в ходе выполнения обучающимися практических работ:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.  Адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Практические работы по тематике следуют за разделами теоретического курса. Объем практических работ в часах и по тематике определяется учебным планом программы подготовки.

В рамках предмета География предполагается выполнение следующих работ:

Практическая работа № 1. «Географическое положение РФ».

Практическая работа № 2. «Миграция населения».

Практическая работа № 3. «Машиностроение».

Практическая работа № 4. «Россия и страны нового зарубежья».

Предварительная подготовка обучающихся к практической работе проводится на теоретических занятиях, а также в процессе работы с обязательной и дополнительной литературой.

Контроль работы обучающихся осуществляется путем:

- предварительного контроля готовности к проведению практического занятия;

- текущего контроля при проведении практического занятия;

- рубежного контроля в виде проверки правильности выполнения заданий или защиты практической работы.

Завершить практическую работу целесообразно подведением итогов и анализом полученных данных, который может отражаться в тетради в виде выводов.

Выполнение практических работ предусматривается в рамках практического занятия. В случае если обучающийся имеет задолженности по защите практических работ, то он не допускается к промежуточной аттестации по дисциплине.


2 Методические указания по выполнению практических работ.

Методические указания по выполнению практической работы №1.

Тема: «Географическое положение России».

Цель: показать на карте Российскую Федерацию и её окружение.

Оборудование: методические указания, контурные карты, учебник.

Ход работы:

- прочитать материалы параграфа;

- заполнить контурную карту - границы, столицу, реки, горы;

- работа выполняется письменно на листах А 4 (копия контурной карты).

Задания: обозначьте на контурной карте России:

  1. Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
  2. Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
  3. Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;
  4. Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;

Литература:

1. Дронов, В.П. География. География России. Население и хоз-во: учебник 9кл./В.П.Дронов .- М.: Дрофа, 2014.- 288с. (ВЕРТИКАЛЬ)(ФГОС)

Методические указания по выполнению практической работы № 2.

Тема: «Миграции население России».

Цель: описать население Российской Федерации.

Оборудование: методические указания, контурные карты, учебник.

Ход работы:

- прочитать материалы параграфа;

- выполнить задания;

- работа выполняется письменно на листах А 4 (копия контурной карты).

Задания: на контурной политико-административной карте России:

  1. красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
  2. зелёным цветом обозначьте границы республик, входящих в состав Российской Федерации и подпишите их названия;
  3. подпишите названия столиц республик Российской Федерации.
  4. Обозначьте основные потоки миграции населения РФ.

Литература:

1. Дронов, В.П. География. География России. Население и хоз-во: учебник 9кл./В.П.Дронов .- М.: Дрофа, 2014.- 288с. (ВЕРТИКАЛЬ)(ФГОС)


Методические указания по выполнению практической работы № 3.

Тема: «Машиностроение».

Цель: описать природные ресурсы Российской Федерации.

Оборудование: методические указания, контурные карты, учебник.

Ход работы:

- прочитать материалы параграфа;

- выполнить задания;

- работа выполняется письменно на листах А 4 (копия контурной карты)

Задания: на контурную карту России нанесите государственную границу России и границы её экономических районов и обозначьте:

  1. Основную зону расселения населения России  (треугольник  Санкт-Петербург - Ростов-на-Дону - Новосибирск);
  2. Главные центры электротехнической промышленности России: Александров, Биробиджан, Владикавказ, Воронеж, Казань, Москву, Нижний Новгород, Новосибирск, Кемерово, Пермь, Подольск, Самару, Санкт-Петербург, Томск, Уфу, Чебоксары;
  3. Важнейшие центры чёрной металлургии России: Волгоград, Екатеринбург, Комсомольск-на-Амуре, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новотроицк, Старый Оскол, Тулу, Челябинск, Череповец, Электросталь;
  4. Крупнейшие центры тяжёлого машиностроения (Екатеринбург, Колпино, Комсосольск-на-Амуре, Новокузнецк, Орск, Черемхово, Электросталь);
  5. Сделайте вывод о размещении трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения.

Не забудьте подписать названия обозначенных на карте городов!

Литература:

1. Дронов, В.П. География. География России. Население и хоз-во: учебник 9кл./В.П.Дронов .- М.: Дрофа, 2014.- 288с. (ВЕРТИКАЛЬ)(ФГОС)


Методические указания по выполнению практической работы № 4.

Тема: «Россия и страны нового зарубежья».

Цель: показать на карте Российскую Федерацию и страны нового зарубежья, обозначить горячие точки на территории СНГ.

Оборудование: методические указания, контурные карты, учебник.

Ход работы:

- прочитать материалы параграфа;

- заполнить контурную карту - границы, столицу, реки, горы;

- работа выполняется письменно на листах А 4 (копия контурной карты).

Задания: обозначьте на контурной карте России:

  1. Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
  2. Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
  3. Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов СНГ;
  4. Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов НАТО;
  5. Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.

Литература:

1. Дронов, В.П. География. География России. Население и хоз-во: учебник 9кл./В.П.Дронов .- М.: Дрофа, 2014.- 288с. (ВЕРТИКАЛЬ)(ФГОС)


3. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

Основная литература:

1. Дронов,В.П. География. География России. Население и хоз-во: учебник 9кл./В.П.Дронов .- М.: Дрофа, 2014.- 288с. (ВЕРТИКАЛЬ)(ФГОС)

Дополнительная литература:

2. Дронов,В.П. География. 9 кл. География России. Насел. и хоз-во. Рабочая тетрадь  (С тестовыми  заданиями):учебное пособие/В.П.Дронов. М.: Дрофа,2015(ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС)

3. Дронов,В.П. Сборник заданий и упражнений по географии. 9 кл. :учебное пособие/В.П. Дронов. М.: Дрофа,2015(ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС)

4. География. Дидактические карточки-задания 9 кл.: учебное пособие / Перлов.-М.: Экзамен,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине "Экономика отрасли"

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Экономика отрасли" способствуют более глубокому изучению дисциплины, развитию логического мышления, умению делать выводы и пра...

Методические рекомендации по выполнению практических работ в Excel

В методических указаниях рассмотрены основы работы с таличным процессором Exel.Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине "География" для студентов 1 курса

Обучение географии включает обязательное выполнение и практических работ. Широкое использование практических работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине География (проф.)

Обучение географии включает обязательное выполнение и практических работ. Широкое использование практических работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории в 9 классе

Материал для выполнения практических работ по истории в 9 классе...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по обществознанию в 9 классе

Материал для выполнения практических работ по обществознанию в 9 классе...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по географии для 2 курса

Материалы для выполнениюя практических работ по географии для 2 курса...