Урок по географии "Земля – планета Солнечной системы" 5 класс
план-конспект занятия по географии (5 класс) на тему

Мироненко Наталья Ивановна

Урок – путешествие. Эффективной формой уроков-обобщений и систематизации знаний  являются уроки-путешествия, которые проводятся в конце изучения тем, разделов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urok-puteshestvie_-_kopiya.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мироненко Наталья Ивановна.   Республика Крым, г. Симферополь МБОУ  СОШ № 23.

                                    УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ

                 по теме «Земля – планета Солнечной системы».                              

Задачи урока:

--повысить интенсификацию уроков;

--способствовать углубленному усвоению программного материала;

--развивать самостоятельность и умение организовывать свою деятельность;

--прививать интерес к предмету.

Тип урока: урок обобщения знаний и умений

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: смогут выработать целостные взгляды и убеждения о космическом пространстве и Земле, как одной из планет Солнечной системы. Объяснять смену времён года, фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Приводить доказательства тому, что Земля одна из планет Солнечной системы.

Метапредметные: смогут создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

Личностные: будут сформированы осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками через работу в группах. Ответственное отношение к учебе, основы экологической культуры.

Оборудование: электронная презентация, теллурий, глобус, рисунки планет, фотографии.

Ход урока.

1. Организационный момент.

 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Эпиграф на доске и на экране:

«Есть карты  мира, карты  звезд, планет…

                                                     Познание идет путем побед» (слайд 2)

Учащиеся  делятся на 2 команды и представляют жюри название команд.  

3. Актуализация знаний

   «Что мы знаем о Вселенной?»

Учитель: Вселенная — это пространство, включающее в себя абсолютно все: Солнце, планеты, нашу Галактику, миллиарды других галактик (слайд 3).

Используя  схему «Строение Вселенной» (слайд 4) учитель  проводит актуализацию знаний – пропуск  к путешествию.

Вопросы:

1. Что такое Галактика?

2. Как называется модель устройства мира, предложенная польским астрономом Николаем Коперником?

3. Синоним слова космос?

4. Какие небесные тела называются  звездами?

5. Как звезды отличаются по  температуре?

6. Как называются планеты-карлики?

Чтобы космическому кораблю  не сбиться с пути в просторах Вселенной, на корабле должен быть  отважный  командир корабля.

ИГРА  «ДАЛЬШЕ-ДАЛЬШЕ»

(за 1 минуту командиры команд  должны дать как можно больше ответов  на вопросы)

1. Синоним слова космос. ( Вселенная)

2. Как называют  нашу галактику? (Млечный путь)

3. В какой части нашей галактики находится Солнечная система? (На ее краю)

4. Какие вы знаете звезды, кроме Солнца? (Полярная звезда……)

5. Какие  планеты Солнечной  системы не имеют  спутников? (Меркурий и Венера)

6. Какие планеты  Солнечной системы имеют кольца? (Сатурн, Юпитер, Уран)

7. Какой звездой по цвету является Солнце? (Желтой)

8. Какие виды движений осуществляет Земля в  космосе? (Осевое, орбитальное)

9. Какая причина смены дня и ночи на  Земле? (Движение вокруг оси)

10. Что такое астероиды? (Малые планеты)

11. Как называются спутники Марса? (Фобос, Деймос)

12. Самая удаленная от  Солнца и слабоизученная  малая  планета. (Плутон)

 4. Обобщение и систематизация знаний.

Корабли  стартовали с космодрома «КРЫМСК» и путешествуют по просторам Вселенной. (Командам по очереди предлагают  для анализа утверждения. Если утверждение верно, то команда поднимает руки, если  нет - команда дает правильный  ответ.)

  1. Самыми холодными являются желтые звезды, температура на их поверхности  около 6000. (слайд 5) (нет, самые холодные красные звёзды.)

 2. Сияющие обломки комет  маленьких размеров, которые сгорают при  трении в  атмосфере называются  метеоритами. (слайд 6) (нет  метеорами)

3. Пояс астероидов (малых планет) в Солнечной системе находится между орбитами Марса и Юпитера. (слайд 7) (да)

4. Углубления, которые  образуются при падении метеоритов на поверхность планет, называются  кратерами. (слайд 8) (да)

5. Ближайшая к нам звезда (кроме Солнца) - Марс. (нет Проксима) (слайд 9)

6. Земля - третья от Солнца планета Солнечной системы. (слайд 10) (да)

5.Подготовка учащихся к обобщающей деятельности. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель предлагает командам применить знания в 1 ситуации.

Внимание! Внимание! Впереди по курсу корабля  небесное  тело. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли. Расстояние от  Земли 150 млн. км. Возраст более 5 млд. лет. Температура на поверхности 6000, в центре 15 млн.

(слайд 11)

Вопрос 1 команде: Это звезда или планета?

Вопрос 2 команде: Как называется это небесное тело? (Солнце)

Командам предлагается 2 ситуация

Задание 1 команде: С помощью теллурия покажите, какое положение занимает Земля, когда в  северном полушарии лето. Как называется день 22 июня?

Задание 2 команде: С помощью теллурия покажите, какое положение занимает Земля, когда в северном полушарии зима.  Как называется день 22 декабря?

Далее учитель предлагает командам составить синквейн  и рассказать жителям других планет, о планете на которой мы живем. (слайд 12)

Команды составляют синквейн  «Моя прекрасная планета».

Учитель предлагает учащимся написать правильный обратный адрес.

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

РОССИЯ,  СИМФЕРОПОЛЬ

Ул. БЕЛА КУНА № 13

5-А класс.

6. Подведение итогов и рефлексия

ЖЮРИ ОБЪЯВЛЯЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ИГРЫ, ДАЁТ ХАРАКТЕРИСТИКУ РАБОТЫ КОМАНД И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ.

УДАЛОСЬ ЛИ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СТАВИЛИСЬ НА УРОКЕ?

КАКИЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ПРИГОДЯТСЯ ВАМ В БУДУЩЕМ?

7. Домашнее задание  

Составить кроссворд по теме «Планета Земля»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

география 6 класс фрагмент презентации к уроку ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИВЕДЕНЫ ФРАГМЕНТЫ УРОКА К ТЕМАМ: "Планеты Солнечной системы. Форма и размеры Земли"...

Земля-планета Солнечной системы. Разработка урока по природоведении 5 класс

Урок-концерт в нестандартной форме по природоведении в 5 классе....

Конспект урока по английскому языку в 9 классе с применением информационно – коммуникационных технологий «Исследование космоса: Планеты Солнечной Системы»

Урок «Исследование космоса: Планеты Солнечной Системы» по теме «Наука и Техника»(УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой « Новый курс английского языка для российских школ, 5й год обучения», 9 класс...

Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н....

Урок - путешествие на планету «Математика », 5 класс

Урок - путешествие на планету «Математика »...

Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...