Конспект урока географии по теме "Климат лесной зоны".
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Тема: « Климат лесной зоны».

Цель: изучить особенности климата лесной зоны России.

Задачи:

Образовательные:

- дать представление о климате лесной зоны;

- выяснить причины разнообразия климата.

Коррекционные:

- развивать произвольное внимание, памяти, связанную речь  учащихся, через работу с настенными картами, с наглядными пособиями;
- развивать мышление через анализ, синтез, сравнение;
-  развивать познавательные способностей, творческую активность в добывании и применении знаний.
Воспитательные:

-  воспитывать интерес к изучению климатических особенностей природной зоны, в которой живут учащиеся;

-  потребность слушать сводку погоды;

- способствовать формированию у учащихся познавательного интереса к географии.

Здоровьесберегающие:

- создавать психологически комфортные условия обучения географии через доброжелательность учителя, через методы и приемы, используемые на уроке;

- прививать навыки ЗОЖ через проведение физкультминутки, слежением за осанкой в течение урока.

         На уроке перед учащимися были поставлены конкретные цели и задачи, которые были понятны учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Все учащиеся были настроены на работу.  Внимание учащихся был акцентировано на том, что  знания о климате лесной зоны необходимы им в  дальнейшем  для изучения большого раздела «Лесная зона» и еще потому, что  Костромская область, в которой мы проживаем, находится в данной природной зоне. Организация деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеет ряд особенностей. Необходимо учитывать специфику развития этих детей в выборе форм и методов работы. Данный урок построен таким образом, чтобы все обучающиеся имели возможность повторить материал по географическому положению лесной зоны. В ходе урока производится частая смена видов деятельности, в результате чего дети могут проявить себя при выполнении коллективного, группового либо индивидуального задания. Работа с картой способствует развитию зрительной и логической памяти, а коррекция речи осуществляется при составлении рассказа. Заключительный этап урока содержит задание, позволяющее закрепить знания: рассказ по карте, определить по описанию климат, индивидуальные задания. Особое внимание в процессе обучения и воспитания детей следует уделять здоровьесберегающим технологиям. Поэтому в урок включена физкультминутка для снятия напряжения с мышц спины и шеи, коррекционно-развивающие упражнения на развитие зрительного восприятия. Роль учителя заключается в организации различных форм работы учеников, а при необходимости – в оказании помощи. Этапы урока были рационально распределены по времени. Учащиеся получали конкретные задания, которые позволяли выяснить их умения и навыки. В ходе урока использовались эффективные приемы, учитывались индивидуальные способности учащихся. Каждые этап урока был целостным, выполнение заданий контролировалось учителем. Учащиеся самостоятельно получали знания, работали коллективно. Это позволило учащимся развить свои коммуникативные компетенции и освоить нормы работы в коллективе.

Важным этапом урока считаю рефлексию, которая позволяет учащимся оценить деятельность на уроке и способствует формированию положительной учебной мотивации. Домашнее задание носит индивидуальный характер и  соответствует возможностям учащихся. На уроке были созданы психологически комфортные условия. Проводились физкультминутка и музыкальная пауза,  которые позволяют снять утомление, статические нагрузки, психическое напряжение, восстановить работоспособность, повысить эмоциональный уровень учащихся. Потраченное время окупается укреплением здоровья учащихся, работоспособность детей возрастает, они активно отдыхают, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, что способствует повышению активности на всех этапах урока.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

 «Мантуровская школа-интернат Костромской области для детей

 с ограниченными возможностями здоровья»

УРОК

ГЕОГРАФИИ

( 7 КЛАСС)

Климат лесной зоны.

                                    Учитель: Соколова Л.Н

Мантурово 2018

Тема: « Климат лесной зоны».

Цель: изучить особенности климата лесной зоны России.

Задачи:

Образовательные:  

- дать представление о климате лесной зоны;

- выяснить причины разнообразия климата.

Коррекционные:

- развивать произвольное внимание, памяти, связанную речь  учащихся, через работу с настенными картами, с наглядными пособиями;
- развивать мышление через анализ, синтез, сравнение;
-  развивать познавательные способностей, творческую активность в добывании и применении знаний.
Воспитательные:

-  воспитывать интерес к изучению климатических особенностей природной зоны, в которой живут учащиеся;

-  потребность слушать сводку погоды;

- способствовать формированию у учащихся познавательного интереса к географии.

Здоровьесберегающие:

- создавать психологически комфортные, адаптационные условия на первой ступени обучения географии через доброжелательность учителя, через методы и приемы, используемые на уроке;

- прививать навыки ЗОЖ через проведение физкультминутки, слежением за осанкой в течение урока.

Оборудование и материалы: учебник «География России» 7 кл. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина; атлас по географии, настенные карты

«Климатические пояса и области мира», «Физическая карта России»,

мультимедийная презентация.


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

Организационный момент. (1-2 мин.)

Приветствую учащихся.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Учащиеся настраиваются на работу

Положительный настрой на работу.

Актуализация знаний.

(1 – 2  мин.)

Продолжаем изучать лесную зону России. На прошлом уроке вы изучили положение лесной зоны на карте, её рельеф и полезные ископаемые.

Проверка домашнего задания

(6 – 8 мин)

1.  Где расположена лесная зона?

2.  Покажите зону лесов на карте. Сравните ее с зоной тундры.

3. Расскажите как меняется растительность лесной зоны.

4. Какой рельеф лесной зоны?

5. В какой природной зоне находится Костромская область?

6. Посмотрите на ряды. Что изображено на карточках? Что изменилось во втором ряду? ( условные обозначения полезных ископаемых).

7. Покажите месторождения этих полезных ископаемых на карте.

8. Почему надо бережно относиться к природным богатствам?

Отвечают на вопросы, показывают на карте, находят несоответствия.

Развитие связной речи, умений работать с картой.

Развитие зрительного внимания.

  Сообщение темы и цели урока. (1- 2 мин.)

Сегодня на уроке, ребята, мы будем говорить о климате лесной зоны  и постараемся ответить на  вопросы:

-  Какой климат лесной зоны?

-  Какой климат европейской и азиатской части лесной зоны?

Тема нашего урока «Климат лесной зоны». (Слайд 1)

Записывают тему в тетради « Климат лесной зоны»

Умений находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Новый материал. (12 – 15 мин.)

-Мы ведёте календарь природы. Показатели  наблюдений в нашей местности будут разные или примерно одинаковые?

Охарактеризуйте погоду:

  • Весной
  • Летом
  • Осенью
  • Зимой (Слайд 2)

Если мы сравним погоду декабря за последние годы, то увидим, что она была примерно одинакова.

Многолетний режим погоды, характерный для определенной местности будет называться климатом. (Слайд 3)

Основная часть лесной зоны расположена во внутренних областях материка Евразия, которые удалены от теплых морей. На север и запад легко проникают теплые массы с Атлантического океана, а так же холодные с Северного Ледовитого океана, так как на этой территории нет высоких гор. А вот на юге и востоке нашей страны расположены высокие горы, которые препятствуют проникновению воздушных масс с морей. В связи с этим, климат лесной зоны будет очень разнообразен. (Слайд 4)

Лесная зона России расположена в северном умеренном поясе освещенности.

Ребята, как будет называться такой климат?

Основная часть лесной зоны расположена во внутренних областях материка Евразии, которые удалены от теплых морей. Материк еще называют континент.

- Как называется климат лесной зоны вы можете определить сами,  составив от имени существительного «континент» имя прилагательное.

Климат какой? (континентальный).

Итак, климат лесной зоны – умеренно континентальный. А как вы думаете,  на всей территории он будет таким?

В азиатской части климат будет отличаться от климата европейской части лесной зоны. А как вы узнаете из учебника.

Но прежде мы проведем физкультминутку.

 

Мы сейчас все дружно встанем. (Дети встают)

И немножко отдохнем. (Потягиваются)

Вправо, влево повернитесь, (Повороты)

Наклонитесь, поклонитесь! (Наклоны)

Руки вверх и руки вбок, (Движения руками)

И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте)

А теперь бегом вприпрыжку, (Бег на месте)

Молодцы. Садитесь.

А сейчас вы самостоятельно поработаете с учебником и ответите на вопрос:

Какой климат в азиатской части лесной зоны?

-Чем он будет отличаться от климата европейской части лесной зоны России?

В европейской части лесной зоны климат будет умеренно континентальный, а в азиатской – резко континентальный. (Слайд5)

Отвечают на вопросы, характеризуют погоду по картинкам.

Записывают определение в тетрадь.

Отвечаю на поставленные вопросы.

Выполняют упражнения физкультминутки.

Самостоятельная работа с учебником (стр.71 3 абзац)

Записывают в тетради схему.

Коррекция зрительного восприятия.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать интерес к здоровому образу жизни.

Привитие самостоятельности, умение находить и выделять главное.

 Закрепление.

( 7 – 8 мин)

1. Какой климат в европейской части России?

2. Какой климат в азиатской части России?

3. Какой климат в Костромской области?

4. Индивидуальная работа с карточками.

Климат европейской части лесной зоны.

 На климат влияют ветры, дующие с ________________. Они приносят ____________ и ______________.

Лето в европейской части ______________, а зима __________________ .

Каротчка 2.

Климат азиатской части лесной зоны.

  На климат влияют ветры, дующие с ________________. Они приносят ____________.

Лето в азиатской  части ______________, а зима __________________ .

Карточка 3.

 Определите по описанию климат.

1. Лето в этой части России теплое, часто идут дожди с грозами. Зима не холодная, бывают снегопады и оттепели.

2. Лето в этой части России короткое, жаркое. Зима холодная суровая, очень сильные морозы. В такие морозы железо становится хрупким и ломким, как стекло. Нередко птицы замерзают на лету.

Отвечают на вопросы, выполняют индивидуальное задании.

 Коррекция и развитие мыслительной деятельности, умения выделять главное.

Домашнее задание.

(2 – 3 мин.)

Стр. 70 – 72 читать, отвечать на вопросы.

Индивидуальное задание. На контурной карте показать направление ветров с Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов. (Слайд 6)

Записывают домашнее задание.

Проявление интереса к теме, желание работать, умение соотносить желаемое и возможности.

Рефлексия.

 (2 мин)

Какое у нас сейчас время года?

 Мы скучаем по летнему, осеннему лесу, когда лес «одет листвою». Давайте на миг превратимся в волшебников и подарим дереву его листву:

 – Если вам было интересно, если вы многое узнали и активно работали – зеленый листик.

 – Если желаете себе быть более активным на уроке – то желтый.

 – Если вам было не интересно, то веточку оставляете без листика.
Спасибо за урок. (Слайд 7)

Учащиеся слушают пение птиц своей местности и дарят дереву его листву.

Воспитание любви к малой родине,  воспитывать  интерес к предмету географии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии для 7 класса "Научная экспедиция по природным зонам Африки"

Конспект урока включает ролевую игра и работу в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания,практическая работа, творческие з...

План-конспект урока географии «Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики», 8 класс

В ходе урока с использованием ЭОР формируются представления о географическом положении, климате, водах, почвах,  растительном и животном мире   безлесных зон России....

Конспект урока географии в 7 классе тема: « Внутренние воды. Природные зоны Австралии.»

Конспект урока географии в 7 классетема: « Внутренние воды. Природные зоны Австралии.»...

Конспект урока географии по теме:" Природные зоны Африка".

формирование представления о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки...

Конспект урока география 8 Природные зоны

Конспект урока по географии в 8 классе. Тема "Природные зоны россии. Арктическиепустыни, тундра и лесотундра" Урок изучения новых знаний. Урок- исследование....

План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"

Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...