Учебный проект по географии Алтайского края. «Экономико-географическое положение» Участники: учащиеся 9 класс
проект по географии (9 класс) на тему

Братусь Юлия Федоровна

Данный урок - первый из курса «География Алтайского края», на котором детям предстоит познакомиться с положением родного края на территории России,

его экономико-географическим положением, формами рельефа территории края и сделать выводы о влиянии географического и экономико-географического положения

на природные особенности территории, условия жизни людей и хозяйственное развитие региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egp_altayskogo_kraya.rar469.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение       «Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»

Учебный проект по географии Алтайского края.  9 класс

«Территория и экономико-географическое положение»                                  

 

                                                      Автор: Братусь Юлия Федоровна,

                                              учитель  географии

Ключи 2014

Учебный проект по географии Алтайского края,  9 класс

«Территория и экономико-географическое положение»

        Дидактическая цель: Создать условия для достижения учащимися,  усвоения знаний и умений в новой учебной ситуации через  проектную технологию.

        Цели урока по содержанию:

Образовательные:

- создать условия для формирования:

- ключевых образовательных  компетенций (изучение особенностей территории и географического положения Алтайского края, определение координат крайних точек края,

 Оценить состояние и выявление благоприятных и неблагоприятных черт географического положения края, экономики региона.        

Проблемы развития региона в настоящее время, пути решения проблем. 

Развивающие:

 Выявить с помощью ЭП, влияние Кузбасса, Семипалатинского полигона, г. Новосибирска).

Определить по источникам информации основные причины возникновения экологических проблем края, выявить их влияние на современное состояние экономики.

 Предложить пути решения экономических проблем данного района.

Воспитательные:

 Дальнейшее формирование коммуникативных  компетентностей учащихся, активной жизненной позиции, уверенности в своих способностях. Формирование умений применять свои знания в решении ситуативных проблем. Развивать информационную и социальную компетентность учащихся.

        Место урока в изучении темы: Урок №1, №2 в теме «Экономико – географическое положение Алтайского края»

        Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала, первичное закрепление способов деятельности.

        Методы познания: частично-поисковый, исследовательский, проектный, картографический, анализа, оценки, прогноза, историко-географический

        Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная. Решение ситуационных проблем, работа с ЭП.

        Средства обучения: ЭП география Алтайского края по теме «Территория и экономико-географическое положение», электронная презентация «Территория и экономико-географическое положение», Электронные презентации школьников: «Географическое положение», «Особенности ЭГП Алтайского края», «Экологические проблемы связанные с ЭГП края».

        Технология:  проектная

        Здоровье и психосберегающая среда создаётся через смену видов деятельности, опережающих заданий для учащихся, приготовленных учителем источников знаний, групповой формы работы.

        Интеграционное пространство урока:

Общая характеристика Алтайского края

Предметный результат:

  • Выявление особенностей экономического развития региона;
  • Определение основных проблем
  • Особенностей ЭГП Алтайского края
  • Выбор путей решения данных проблем;

Личностные результаты:

  • Осознание целостности природы, населения и хозяйства на территории своего края
  • Осознание единства географического пространства мира.
  • Уважение к своему краю

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационно-мотивационный этап

1.1. Организационный момент.

Приветствует учеников, создает настрой на познавательную деятельность. Организует работу творческих групп.

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на деятельность в группе.

1. 2. Целеполагание и мотивация

Предлагает учащимся определить основные задачи урока.  

Познавательная мотивация через презентацию слайды 3-5 «Общая характеристика природы и географического положения Алтайского края». Вопрос: Что особенного в природе и географическом положении края? -  Слайд  6-8

В презентации освещены общие вопросы:

  • Географическое положение;
  • Символика края;
  • Особенности природы.;

Записывают тему урока в тетради, определяют задачи урока, участвуют в постановке целей урока.

Учащиеся просматривают презентацию, записывают познавательный вопрос, к которому вернутся в конце урока. Самоанализ, саморегуляция, самопланирование, самопроверка общих и единичных понятий.

2. Процессуально-содержательный этап

2.1.Актуализация знаний и умений.

Предлагает учащимся вспомнить алгоритм изучения природного комплекса.

Создает условия для внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки между известным знанием и неизвестным содержанием.

Вспоминают алгоритм, обмениваются им в группе.

Выдвигается гипотеза и обосновывается.

2.2.  открытие нового знания. Включение в учебное исследование.

2.3.Осмысление блока новой учебной информации. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

2.4. Осмысление блока новой учебной информации. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Организует работу в группах с источниками информации, помещенных в ЭП.

  • Географическое положение Алтайского края
  • ЭГП алтайского края
  • Экологические проблемыкрая;
  • Предложить собственные пути решения выявленных проблем.

Изучение нового материала

Выполнение практической работы.

Инструктаж. Слайд 9

1 группа

1.Определить размеры территории края, его положение на карте страны.

2.Каково положение края относительно горных систем и равнин? Как это отражается на природе края?

3.Каково положение края по отношению к морям и их влияние на природу края?

Подготовить свои выводы о влиянии географического положения на природу края.

Какие основные черты природы характеризуют его особенности?

2 группа

1.Назовите пограничные с нашим краем территории, укажите статус границ (государственная, федеральная).

2.Рассмотрите транспортное положение края, оцените его роль в экономических связях.

3.Какую роль имеет соседство с другими государствами и субъектами Федерации для развития края?

Обсудите эти вопросы в своей группе, сделайте выводы, подготовьте презентацию.

3 группа

1. Какие экологические проблемы края связаны с его географическим положением?

2. Оцените, какое влияние оказывает на территорию Алтайского края Кузбасс (угледобыча), Семипалатинский полигон.

Сделайте вывод. Ответ аргументируйте.

3.Назовите наиболее массовые заболевания, вызванные медико-экологической обстановкой края.

Урок №2

  1. Отчёт творческих групп о проделанной работе

Предлагает группам приступить к выявлению проблем, причин их возникновения и путей решения. Предлагает презентовать группам результат своей познавательной деятельности. Организует диалог

Защита проектов, Электронные презентации учащихся

  • «Географическое положение»,
  • «ЭГП Алтайского края»,
  • «Проблемы Алтайского края в зависимости от ЭГП».

Группа №1

«Географическое положение Алтайского края»

Группа №2

«Экономико-географическое положение

Алтайского края»

Группа №3

«Географическое положение и экологические проблемы»

Закрепление.

Сделайте вывод о влиянии ГП на:

а) природные особенности территории;

б) хозяйственное развитие

1. Работают в группах с ЭП:

2. Выявляют проблемы, определяют причины возникновения этих проблем, предлагают пути решения проблем. Преобразуют информацию по решению проблемы.

Инструктаж. В каждой группе выбирают координатора-контролера, который распределяет обязанности каждого в группе в подборке материала или в решении какой-либо задачи.

После подготовки все участники группы подводят общий итог по заданию и оформляют работу в форме презентации для предоставления отчёта на следующем уроке. Задача координатора – дать возможность каждому члену группы высказать свое мнение и суметь изложить результаты работы группы всему классу.

Презентуют свою деятельность. Участвуют в диалоге, по выявлению экологических проблем Алтайского края.

Защищают проекты. /.

Производят коррекцию своей работы. Анализируют степень усвоения нового материала

Закрепление.

 Заполнение таблицы по ходу отчёта групп о проделанной работе

Оценка экономико географического положения

Алтайского края

Благоприятные черты географического положения

Неблагоприятные черты географического положения

3. Рефлексивно – оценочный этап

3.1. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся

Организует работу с учащимися по составлению резюме урока, краткого вывода по результатам учебной деятельности.

Оценивает деятельность учащихся, объявляет отметки за работу на уроке и по контролю домашнего задания

Делают краткие выводы по учебному занятию, записывают вывод в тетрадь.

Обсуждают отметки в группе.

3.2.Домашнее задание

Предлагает подготовиться к семинару «Отраслевая структура экономики Алтайского края». Определить проблемы экономического развития каждого района края. Опережающее задание в форме электронных презентаций.  

Выбирают домашнее задание.

 электронные презентаци

на контурной карте:

а) показать графически широту и долготу;

б) подписать формы рельефа территории края;

в) отобразить удаленность от океана;

г) выделить государственную и федеральную границы;

д) подписать пограничные территории;

е) указать возможные экономические связи с соседними территориями

Записывают домашнее задание.

3.3.Рефлексия

Предлагает оценить деятельность:

  • себя;
  • группы;
  • Всех групп;

Оценивают деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса. Оценивают правильность выполнения действий на уроке. Осуществляют самооценку, выражают свои мысли в устной форме.

Используемая литература.

 Ревякин В.С. География Алтайского края. Учебник для

Общеобразовательных учебных заведений - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1995г.

«Алтай». Общественно-политический журнал. №1-Барнаул: ИПП

«Алтай», 2008г. Статья «Поднимем Алтай вместе»,

 Александр Карлин, губернатор Алтайского края.

Бакланова С.Л. География Алтайского края. Учебно-методическое

Пособие - Бийск: 2003г.

 Бакланова С.Л. География Алтайского края. Уроки краеведения: учебно-методическое пособие/ С.Л. Бакланова; - Бийск: Издательский дом «Бия», 2008 - 288 с.

Энциклопедия Алтайского края.

 Интернет-ресурсы:

 -www.geo.alt.ru

 - www.ami-tass.ru

-www.altai.fio.ru

 -www.rusgeo.clow.ru

-www.altaiinter.info

 -www.economics.wide-world.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект по географии "Влияние погоды на самочувствие людей"

В ходе данного проекта учащиеся провели наблюдение за изменениями погоды и провели опрос окружающих, затем обобщили полученные данные и сделали вывод....

Учебный проект по географии "Сохраним свой лес"

В данной работе определены цели, задачи, дано обоснование темы, примерное содержание проекта, мероприятия....

учебный проект по географии "Северный шелк России - синий лен Твери"

Проект "Северный шелк России - синий лен Твери"дает возможность освоитьосновные группы знаний и соответствующие с ними приемы проектной деятельности. система знаний включает в себя экономико-географич...

Перечень тем межпредметных учебных проектов по географии для учащихся 10-11 классов

Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе "Реализация ФГОС основного общего и среднего ( полного ) общего образования по географии". Представлен перечень тем межпредметных у...

Опыт проведения дистанционного сетевого учебного проекта по географии в социальной сети ВКОНТАКТЕ

Создание и проведение учебного проекта по теме "Африка" для учащихся 7 класса на базе соц. сети "ВКонтакте"...

Учебный проект по географии "Культура народов России-единство или многообразие?"

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0...

Учебный проект по географии "Изучение памятников природы города Иваново и Ивановской области" (5-11 классы)

Данный исследовательский проект дает характеристику памятников природы города Иванова и Ивановской области, на основе которой учащиеся смогут  самостоятельно составить план своего проекта, которы...