Районирование
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Яскилка Елена Петровна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayonirovanie.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии

9 класс

                                                                                                    Учитель: Яскилка Е. П., 

                                                                                                 учитель географии

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

«Принципы выделения регионов на территории страны»

- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации  о принципах выделения регионов на территории страны;

- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Урок «открытия» новых знаний

Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый,  рефлексия.

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Компьютер, технологические карты.

  1. Учебник: География России. Хозяйство. Регионы: 9 класс: / Е. А. Таможняя, С. Г. Толкунова; под общ. ред. В. П.Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Предметные:

- знать и объяснять принципы выделения регионов на территории страны;

- определять виды и принципы районирования;

- работать с картами и текстом учебника, делать выводы.

 

Общеучебные:

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

 

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы.

Личностные:         

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Этапы урока

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны. А что станет предметом нашего изучения, вы скажете после того, как выполните задание.

Задание: сопоставьте предмет науки и метод его изучения.

Химия

Ботаника

Геология

История

География

периодизация эпох.

периодическая система

хронология

классификация видов и систематика

?

Назовите методы географических исследований.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос,

аргументировать.

Выявление места и причины затруднения.

Тема урока: «Принципы выделения регионов на территории страны»

Какие основные вопросы мы  можем рассмотреть?

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Какую поставим цель?

Цель: изучить принципы выделения регионов на территории страны.

Как мы можем это сделать?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

План изучения

1. Определение.

- Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

А с какой целью и для чего проводят районирование?

Районирование должно выполнять следующие функции:

  • упорядочивать информацию о территории;
  • синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;
  • создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.

2. Виды районирования. 

Районирование может производиться с различных позиций, для разных целей, с использованием различных методик.

Какие группы районов вы можете назвать?

По каким признакам они выделены?

3. Признаки районирования. (стр 144-145)

Частные – по одному признаку

Общие – по нескольким признакам

Однородные – поделена вся территория

Узловое (ядро) – выделяют центр, а затем определяют тяготеющие к ни районы

  • Субъекты федерации – по национальному, территориальному, государственному устройству.
  • Природные зоны – по физико-географическому.
  • Основная зона и зона Севера – по степени заселённости территории.
  • По степени благоприятности природных условий и жизни населения – благоприятные, неблагоприятные и экстремальные. Табл 26

4. Практическое значение районирования.

Определите самостоятельно стр. 146-147

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментированием

Составление таблицы

Федеральный округ

Центр федерального округа

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

Ранжирование природно-хозяйственных регионов России

Природно-хозяйственные регионы России

Плотность населения

(признак)

Присвоенный ранг(высокий, средний, низкий)

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Определите, в состав какого федерального округа и природно-хозяйственного региона входит территория нашей области.

Что такое районирование? Для чего необходимо?

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

п. 24, номенклатура природно-хозяйственные регионы России.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Итог урока).

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Химия – периодическая система

Ботаника – классификация видов и систематика

Геология – периодизация эпох

История – хронология

География – ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое районирование России

Разработка урока в виде презентации для 9 класса по теме "Экономическое районирование России". Объясняются такие новые для девятиклассников понятия, как территориальлное разделение труда, специализаци...

Экономическое районирование России

В презентации указаны составы экономических районов России...

Контрольная работа по темам:"Общая характеристика хозяйства России. Географическое районирование" и "Главные отрасли и межотраслевые комплексы". 9класс

Предлагаемая контрольная работа составлена на основе учебного материала к учебнику под редакцией А.И.Алексеева "География России. Хозяйство и географические районы". Контрольная работа представлена в ...

Материал для подготовки к зачёту по географии в 9 классе. Зачётный раздел № 3: "Экономическое районирование России".

Материал для подготовки к зачёту по географии в 9 классе. Зачётный раздел № 3: "Экономическое районирование России". ...

Экономическое районирование России

Выявить причины районирования.Изучить подходы к районированию и виды.Сформировать представления об экономических районах...

Территориальная организация и районирование России.

Территориальная организация и районирование России...

Районирование территории России.

Административно-территориальное деление России, определяем отрасли специализации промышленности каждого экономического района....