Открытый урок "Восточно-Европейская равнина" 8 класс 2018 г
план-конспект урока по географии (8 класс)

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

У этой равнины есть сток в океан,

Свои в ней низины, и свой в них туман.

В зеленых ладонях лежит, многогран,

Роман многотомный народов и стран.

Пылают над нею века-облака,

Здесь небо синее, нежнее река.

И селится густо люд всяк там и тут.

Но все-таки... равнину зовут!

 

 

Открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0, 5 МИН.)

Поприветствуем друг друга улыбкой и с хорошим настроением приступим к уроку.

II. СТАДИЯ ВЫЗОВА (5 МИН.)

Хочу начать урок строками стихотворения Валентины Хромовой: (слайд)

У этой равнины есть сток в океан,

Свои в ней низины, и свой в них туман.

В зеленых ладонях лежит, многогран,

Роман многотомный народов и стран.

Пылают над нею века-облака,

Здесь небо синее, нежнее река.

И селится густо люд всяк там и тут.

Но все-таки... равнину зовут!

Отвечают: «Русской»

2.

1.  Как  вы думаете почему равнину называют Русской?

Вспоминают историю, делают вывод, что территория равнина была колыбелью Российского государства, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России

- С   помощью   атласов   найдите   эту равнину и объясните ее второе название. (Из курса 5-7 класс должны уже знать о равнине)

Восточно-Европейская равнина

-Кто покажет нам, где расположена Русская равнина.

(кто-то один выходит  показывает)

- Какова тема нашего урока Восточно-Европейская (Русская) равнина?

(тема нашего урока «Восточно-Европейская равнина)

(записывают тему урока. Раздача маршрутных листов)  Слайд

- Почему равнина имеет такое название Восточно-Европейская?

(на востоке Европы располагается)

- А сейчас используем прием «Верю не верю» и выясним, что вы знаете о равнине? Раздаются маршрутные листы.  (слайд)

(Учитель зачитывает высказывания, учащиеся делают пометки в таблице)

1. Русская  равнина  занимает 2  место  по площади среди равнин Земного шара?

2. В   основании равнины лежит древняя платформа.

3. Рельеф Русской равнины формировался по воздействием  внешних  сил - четвертичного оледенения?

4. Равнина имеет наклон на север.

5. Русская равнина получает самое маленькое количество  тепла  и  влаги  по  сравнению  с другими равнинами России?

6. Волга самая многоводная и длинная река не только Русской равнины но и Европы?

Индивидуальная работа. Заполняют таблицу

Верю

Не верю

1

2

3

4

5

6

- В конце урока вернёмся к данному вопросу. Проверим ваши знания о равнине.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ (25 МИН.)

  • прочту еще одно стихотворение, посвященное равнине: (слайд) Вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: Как размер равнины влияет на природу равнины?

«Как угрюмый кошмар исполина.

Поглотивший луга и леса,

Без конца протянулась равнина

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство,

И до звезд прикоснулась вдали,

Затенив мировое убранство

Монотонной печалью земли.

К.Д, Бальмонт

- Так как же размер равнины влияет на природу равнины?

Работа фронтальная

Вспоминают, что протяженность с севера на юг и с запада на восток влияет на климат, растительный и животный мир, почвы, на равнине прослеживается географическая зональность.

- А теперь представьте, что вы собираетесь на научную конференцию юных географов, которая будет проходить на Камчатке. Представили? (слайд)

- Что вы смогли бы рассказать о территории, на которой живѐте жителям Дальнего Востока? (слайд)

- Так что же вы знаете о Русской равнине? Заполните 1 столбик в таблице «Я знаю…». Вам даѐтся 2 минуты.     (слайд)

Я знаю

Хочу узнать

Что

узнал(а)

нового

Работа в парах. Ученики обмениваются информацией о равнине, дополняя друг друга, записывая информацию в первую колонку таблицы.

Озвучивают свои записи, дополняя предыдущего выступающего. (Примечание: информация даже если не верна, не поправляется).

(5 минут)

Отвечают устно (выборочно).

- Как вы думаете этой информации хватит, чтобы полно представить Русскую равнину?

(нет)

- Что ещѐ нужно знать о природе Русской равнины?

- Вспомните по какому плану дается характеристика любого ПК? Обратитесь к учебнику стр.298 «План характеристики ПК».

(открывают учебник)

Я знаю

Хочу узнать

Что

узнал(а)

нового

 

- Заполните второй столбик таблицы «Хочу знать» (2 мин)

(запись второго столбика не проверяется)

–А теперь составим  кластер.   (слайд)

Совместно с учителем составляют кластер

(3 минуты)

-А теперь минутка релаксации. Немного отдохнём. Откиньтесь на спинку стула, расслабьтесь, руки опустили, сели свободно. И наслаждайтесь просмотром.

(видео релаксация Зима)

- Вдохнули глубоко и выдохнули. (можно сделать 3 раза)

- Чтобы   отправиться   на   научный   форум географов нам нужно подготовиться и хорошо изучить Восточно-Европейскую равнину

                                                        

- Приглашаю   принять   участие   в   научной экспедиции   по   Русской   равнине,   которая продлиться 2 дня.

У нас 4 групп специалистов:

картографы,

геологи,

климатологи,

гидрологи.

(каждой группе даётся карточка с заданием)

Работа в группах по плану (стр.295-297: План характеристики ГП; План характеристики рельефа территории; План характеристики климата территории; план характеристики компонента природы); с картами атласом и текстом параграфа (5 групп по 4 человека).

По  окончании урока  все графы  таблицы должны  быть заполнены. Раздаются таблицы

«Русская равнина: географическая характеристика». Экспедиции  получают  информацию  из  теста учебника   п.   29,   иллюстраций   учебника, параграфа, карт атласа

Работают с текстом учебника, заполняют таблицу (7 минут) Заполняют таблицу (для каждой группы таблица с определенной темой), каждая группа представляет работу экспедиции

- Ответы на вопросы каждая группа специалистов вносит в Таблицу «Русская равнина. Географическая характеристика» в Маршрутных листах.    (слайд)

Прием критическое чтение

- Работая с учебником, вы должны проверить выдвинутые вами предположения и карандашом на полях поставить условные знаки:

V - я прав, я так и думал

- -  я не прав, моѐ мнение ошибочно

+ - новая информация

? - нужно задать вопрос (я не понял или хочу

узнать больше)

Задания: (Приложение 2)

1 группа: Картографы

2 группа: Геологи

3 группа: Климатологи

4 группа: Гидрологи

                                                (слайд)

Работа с текстом параграфа, с таблицей

На столах лежат таблицы, учебники, атласы, контурные карт и распечатанные задания для групп (научных экспедиций) Работают  с текстом  параграфа,  картами  атласа,  записывают  информацию  в тетрадь, делают вывод.  Заполняют Бортовой журнал.

(7 минут)

Слайд «Вопросы к обсуждению».

- Давайте проверим работу ваших экспедиций.

Показывают географические объект на карте, отвечают. (2 минуты)

- Сегодня мы нашли много географических объектов, покажите их на карте: возвышенности,  низменности, реки, озера, водохранилища.  От  каждой  экспедиции  по  1  представителю  (по  желанию)  входят  к  доске  и показывают географические объекты.

- Давайте вернемся к ответам в таблице «Я знаю», и заполним третий столбик «Что вы узнали нового». (слайд)

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ (5 минут)

_- Давайте попробуем назвать особенности Русской равнины.

Прием «Общее уникальное».                                  (слайд)

 Заполнение  схемы совместно с обучающимися

Обучающиеся  называют,  одну  особенность  Русской равнины,  которая  им запомнилась, для каждого элемента кластера, который они составляли в начале урока. Записывают в тетрадь, в схеме кластер.

Выслушать ответы каждой группы о особенностях равнины, направлять детей в ходе работы.

Тест "Русская равнина"

самооценка

Подведение итогов урока.

Выскажитесь о том, что вы сегодня узнали на уроке, продолжив фразу….

-Теперь я знаю……

-Теперь я могу……

-Я хочу знать……….

-Я думаю, что работал ….(хорошо, отлично, превосходно)



Предварительный просмотр:

Тема урока:

 Восточно-Европейская (Русская) равнина.

Учитель

Дубровкина Елена Васильевна

Образовательная цель

Продолжить  формирование  систем  географических  знаний  как  компонента  научной  картины  мира.  Развитие  и

систематизация познавательного интереса обучающихся к природе и истории Русской равнины,

Дидактическая цель: создать условия для получения новой информации через использование технологии развития

критического мышления через работу с различными источниками информации с использованием методов проблемного

и поискового обучения в форме групповой работы с элементами индивидуальной и фронтальной, с ориентацией на

формирование предметных, информационных, коммуникативных и социальных компетенций.

Планируемые

По окончании изучения темы ученик:

образовательные

ЛР-1: обосновывает значимость для гражданина РФ российской гражданской идентичности: любовь и уважение к

результаты

Отечеству, любовь к природе;

ЛР-2: продолжает выстраивать собственную целостную картину мира;

ЛР

личностные

ЛР-3: проявляет познавательный интерес при выполнении исследовательской деятельности.

результаты,

ПО-1: Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель урока;

ПО-2: ведет поиск и выделяет необходимую информацию, определяет основную и второстепенную информации;

ПУД  -

познавательные

ПО-3: работает с текстовым и нетекстовым компонентом, выявляет известное и неизвестное;

универсальные

ПО-4: создают текст разных типов обобщает и делает выводы;

действия:

ПО-5: классифицирует объекты;

общеучебные,

ПЛ-1: анализирует объекты с целью выделения признаков выделяет основную мысль в тексте;

логические, постановка

ПЛ-2: устанавливает причинно-следственные связи;

и решение проблем

ПЛ-3: строит логическую цепь рассуждений.

КУД-1: Выполняет учебное задание индивидуально и в группе, в сотрудничестве с одноклассниками;

КУД

-

КУД-2: высказывает предположения, обсуждает проблемные вопросы.

коммуникативные

РУД-1: Называет пути и способы достижения учебных задач;

универсальные

РУД-2: планирует предстоящую познавательную деятельность;

действия,

РУД-3: осуществляет контроль деятельности;

РУД-4: проводит рефлексию и самооценку деятельности на уроке;

РУД

регулятивные

ПР-1:  составляет  по  картам  географическую  характеристику  территории,  называет  и  показывает  на  карте

универсальные

географические объекты, древние города страны, наносит их на контурную карту;

действия,

ПР-2: оценивает Русскую равнину с точки зрения особенностей природных факторов и процессов используя различные

источники информации;

ПР

предметные

ПР-3: для решения учебных задач сопоставляет разные карты, ищет информацию, делает выводы;

результаты

ПР-4: решает простые задачи по теме.

Программные

Выпускник научится:

требования

к

• объяснять особенности природы региона – Восточно-Европейской равнины;


образовательным

• оценивать район России с точки зрения особенностей природных факторов и процессов.

результатам

раздела

Выпускник получит возможность научиться:

Природа

регионов

• составлять комплексную географическую характеристику Русской равнины;

России

• самостоятельно  проводить  по  разным  источникам  информации  исследования,  связанные  с  изучением  природы

«Восточно-

равнины;

Европейская

(Русская)

• создавать  собственные  тексты  и  устные  сообщения  о  географических особенностях  Русской  равнины  на основе

равнина»

нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных явлений и процессов на

территории данного ПК, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и

Интернета;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Программное

Восточно-Европейская (Русская) равнина. История освоения. Особенности географического положения и особенности

содержание

природы:  тектоническое  строение,  формирование  рельефа,  разнообразие  климата  равнины,  внутренние  воды,

изменение ландшафтов.

Мировоззренческая

Восточно-Европейская (Русская) равнина – часть планеты Земля, часть мира, часть России. Все в мире взаимосвязано,

идея

все в природе развивается по единым законам.

Географические знания и умения ценны в повседневной жизни

План

изучения

1.В процессе выполнения заданий повторить: алгоритм действий – характеристика физико-географического положения

учебного

природного объекта; понятия - платформа, щит, экзогенные и эндогенные формы рельефа, факторы, влияющие на

материала

климат равнины, внутренние воды, природные зоны.

2. Самостоятельная работа с различными географическими источниками -  индивидуальная и групповая, с целью дают

выявить особенности природы Русской равнины.

3. Сделать выводы о разнообразии природы равнины, указывая их причины.

4. Найти все географические объекты, которые есть в тексте учебника, на карте. Начать выполнять работу в контурной

карте.

Географическая

Моря: Белое, Баренцево, Карское, Балтийское, Чѐрное, Азовское.

номенклатура

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Двинская губа, Мезенская губа, Чѐшская губа, Печорская губа, Финский

залив, Таганрогский залив.

Острова: Колгуев, Вайгач, Новая Земля, Соловецкие.

Полуострова: Кольский, Канин.

Равнины: Печорская низменность, Большеземельская тундра, Малоземельская тундра, Окско-Донская равнина,

Мещерская низина, Прикаспийская низменность, Кумо-Манычская впадина, Ергени;

Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы, Смоленско-Московская, Валдайская, Среднерусская,

Приволжская, Бугульминско-Белебеевская, Общий Сырт, Ставропольская;

Горы: Хибины;

Реки: Печора, Вычегда, Сухона, Северная Двина, Онега, Нева, Свирь, Мезень, Дон, Хопер, Кубань, Волга, Кама, Ока,

Москва, Ахтуба, Терек;

Водопад: Кивач;

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской;


Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Волгоградское, Цимлянское, Горьковское;

Озера: Белое, Онежское, Ладожское, Баскунчак, Эльтон, Имандра, Ильмень, Чудское, Псковское, Селигер.

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Урок-исследование

Образовательная

Технология развития критического мышления с применением методов исследования

технология

Оснащение урока

Компьютер, медиапроектор, презентация (приложение1).

Настенные карты России: физическая, тектоническая, мультимедийне карты - климатическая, природных зон России,

контурная карта

Атлас 8 класс — М.:  Дрофа: Издательство ДИК, 2016; контурные карты;

Учебник География России. Природа. 8 класс: [И.И. Баринова.]– М.: Дрофа, 2016г.;

Типовой план изучения природного района; презентация.

Рабочие тетради, простые карандаши у каждого обучающегося.

Рабочие материалы для групп (приложение 2), таблицы для самооценки на каждого обучающегося (приложения 3-4).

Карточки с творческим домашним заданием.

Мизансцена урока

4 группы парт по 2 человека

Предварительная

Вспомнить план характеристики физико-географического положения объекта (с.295). Повторить понятия платформы,

подготовка   к   уроку

щиты,  экзогенные  и  эндогенные  формы  рельефа,  климатообразующие  факторы,  влияние  их  на  формирование

обучающихся

природно-территориальных комплексов, природная зональность.

Домашнее задание

Учебник п. 29, стр.151 – 156, выучить географическую номенклатуру.

Разноуровневые задания:

Задания базового уровня: на стр.156, задания 1,2,3 5, работа в контурной карте. Нанести: 1. природные рубежи Русской

равнины; 2. формы рельефа  3. внутренние воды (задание обязательно для всех обучающихся),

4. Древние города страны.

Творческое задание повышенного уровня (на выбор):

1. Составить кроссворд на тему «Природа Русской равнины» (минимум, по одному – вопросу на каждую позицию)

2.Найти и подготовить дополнительную информацию о природе Русской равнины, подготовить презентацию «Пейзажи

Русской равнины»

3. Подготовить презентацию «Путешествие по древним городам Русской равнины»

Дополнительная

Тематический тестовый контроль (8кл), М. Пр-е, 2013г

литература для учителя

Зубанова Ю.В. и др. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8кл.,

М. Глобус, 2007 г.

Смирнова М.С. Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации 6-9 кл., М. Пр-е, 2012 г.

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0, 5 МИН.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой на урок.

Поприветствуем друг друга улыбкой и с хорошим настроением приступим к уроку.


II. СТАДИЯ ВЫЗОВА (5 МИН.)

1.

 -Хочу начать урок строками стихотворения Валентины Хромовой:

Фронтальная работа

У этой равнины есть сток в океан,

Отвечают: «Русской»

КУД-1:

выделяет

Свои в ней низины, и свой в них туман.

основную

мысль  в

В зеленых ладонях лежит, многогран,

тексте;

Роман многотомный народов и стран.

Пылают над нею века-облака,

Здесь небо синее, нежнее река.

И селится густо люд всяк там и тут.

Но все-таки... равнину зовут!

Вспоминают историю, делают вывод, что территория равнина была колыбелью

ЛР-3:

проявляет

1.

Российского государства, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет

познавательный

2.

1.  Как  вы

думаете

почему

равнину

интерес

при

большинство русских России.

называют Русской?

выполнении

Восточно-Европейская равнина.

учебного задания;

Работают  с  картами:  физические  карты  Евразии,  России,  делают  вывод  что

2.

С   помощью   атласов   найдите   эту

равнину и объясните ее второе название.

равнина  находится  на  востоке  Европы,  на  ней  расположены  несколько

государств.

А сейчас используем прием «Верю не верю» и выясним, что вы знаете о равнине? (раздаю карточки)

Верю

Не верю

п/п

ЛР-2:

продолжает

1.

Русская  равнина  занимает

2  место  по

выстраивать

1

собственную

площади среди равнин Земного шара?

2

целостную

картину

2.

В   основании

равнины

лежит

древняя

3

мира

платформа.

4

3. Рельеф Русской равнины формировался по

5

воздействием  внешних  сил

-

четвертичного

6

оледенения?

4. Равнина имеет наклон на север.

Индивидуальная работа. Заполняют таблицу.

5. Русская равнина получает самое маленькое

количество  тепла  и  влаги  по  сравнению  с

другими равнинами России?

6.Волга самая многоводная и длинная река не

только Русской равнины но и Европы?

  • конце урока еще раз вернемся к этой таблице.


СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ (25 МИН.)

  • прочту еще одно стихотворение, посвященное равнине:

«Как угрюмый кошмар исполина. Поглотивший луга и леса, Без конца протянулась равнина И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство, И до звезд прикоснулась вдали, Затенив мировое убранство Монотонной печалью земли.

К.Д, Бальмонт

Как размер равнины влияет на природу равнины?

Представьте, что вы собираетесь на научную конференцию юных географов, которая будет проходить на Камчатке. Что вы смогли бы рассказать о территории, на которой живѐте жителям Дальнего Востока?

Так что же вы знаете о Русской равнине? Заполните 1 столбик в таблице «Я знаю…». Вам даѐтся 2 минуты.

Как вы думаете этой информации хватит, чтобы полно представить Русскую равнину?(нет) - Что ещѐ нужно знать о природе Русской равнины?

Вспомните по какому плану дается характеристика любого ПК? Обратитесь к учебнику стр.298 «План характеристики ПК». –А теперь составим  на доске кластер


(1минута)

Работа фронтальная

Вспоминают, что протяженность с севера на юг и с запада на восток влияет на климат, растительный и животный мир, почвы, на равнине прослеживается географическая зональность.

Работа в парах. Ученики обмениваются информацией о равнине, дополняя друг друга, записывая информацию в первую колонку таблицы.

Озвучивают свои записи, дополняя предыдущего выступающего. (Примечание:

информация даже если не верна, не поправляется).

(5 минут)

Я знаю

Хочу узнать

Что

узнал(а)

нового

Отвечают устно и записывают во 2-й столбик «Хочу знать.

Совместно с учителем составляют кластер

(3 минуты)


ЛР-3: проявляет познавательный

интерес при выполнении учебного задания;

КУД-1:        Выполняет

учебное задание индивидуально и в

группе,        в

сотрудничестве с одноклассниками;

РУД-2: планирует предстоящую познавательную деятельность;

КУД-2:  высказывает

предположения,

обсуждает

проблемные

вопросы.

ПО-1:

Самостоятельно

выделяет и

формулирует

познавательную цель

урока;

РУД-1: Называет пути и способы достижения учебных задач;


ПЛ-2: устанавливает

причинно-

Климат

Тектоника

следственные связи;

Воды

Рельеф

ПЛ-3:

строит

логическую

цепь

рассуждений.

Русская

равнина

Флора и фауна

ПО-1:

ГП

Самостоятельно

выделяет и

формулирует

познавательную цель

урока;

Природные

Почвы

зоны

Чтобы   отправиться   на   научный   форум

Просматривают видео  http://www.videxp.com/RU/v/7580/0/go.html

ПЛ-3:

строит

географов нам нужно подготовиться и хорошо

логическую

цепь

изучитьВосточно-Европейскуюравнину.

Работа в группах по плану (стр.295-297: План характеристики ГП; План

рассуждений.

Приглашаю   принять   участие   в   научной

характеристики рельефа территории; План характеристики климата территории;

экспедиции   по   Русской   равнине,   которая

план характеристики компонента природы); с картами атласом и текстом

ПО-3: работает с

продлиться 2 дня. У нас 4 групп специалистов:

параграфа (5 групп по 4 человека).

текстовым и

картографы, геологи, климатологи, гидрологи.

нетекстовым

Получите маршрутные листы на первый день.

Работают с текстом учебника, заполняют таблицу

компонентом,

По  окончании

урока  все

графы  таблицы

(7 минут)

выявляет известное

и неизвестное;

должны  быть заполнены. Раздаются таблицы

«Русская

равнина:

географическая

Заполняют таблицу (для каждой группы таблица с определенной темой), каждая

ПО-2: ведет поиск и

характеристика».

группа представляет работу экспедиции.

выделяет

Экспедиции  получают  информацию  из  теста

необходимую

информацию,


учебника   п.   29,   иллюстраций   учебника,

определяет

параграфа, карт атласа

Работа с текстом параграфа, с таблицей

основную и

Прием критическое чтение

На столах лежат таблицы, учебники, атласы, контурные карт и распечатанные

второстепенную

информации;

Работая с учебником, вы должны проверить

задания для групп (научных экспедиций)

выдвинутые вами предположения и

ПО-4: создают текст

карандашом на полях поставить условные

Работают  с

текстом  параграфа,  картами  атласа,  записывают  информацию  в

разных типов

знаки:

тетрадь, делают вывод.

обобщает и делает

V - я прав, я так и думал

выводы;

- -  я не прав, моѐ мнение ошибочно

Заполняют Бортовой журнал.

(7 минут)

ПО-5:

+ - новая информация

Таблица «Русская равнина. Географическая характеристика» (Приложение №1)

классифицирует

? - нужно задать вопрос (я не понял или хочу

Картогра

Геологи

Климатоло

Гидрологи

Биологи

объекты;

узнать больше)

фы

ги

ПЛ-1: анализирует

Задания: (Приложение 2)

Характер

Характерис

Характерис

Характерис

Характеристи

объекты с целью

истика ГП

тика  тектон

тика

тикавод

ка

выделения

1 группа: Картографы

равнины

строения,

климата

(см

растительного

признаков выделяет

(см.

рельефа.

(см.план

приложени

и

животного

основную мысль в

2 группа: Геологи

тексте;

приложен

Полезне

с.296)

е №3)

мира (см.план

ПР-2: оценивает

ие №2)

ископаемые

с.297)

3 группа: Климатологи

Русскую равнину с

(см.план

точки зрения

4 группа: Гидрологи

с.296)

особенностей

природных факторов

Отчет о полученных исследованиях. Заполните

и процессов

Показывают географические объект на карте.

используя различные

таблицу.

источники

(2 минуты)

информации

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ (5 минут)

Прием «Общее уникальное»

Обучающиеся  называют,  одну  особенность  Русской

равнины,  которая  им

ЛР-1: обосновывает

запомнилась, для каждого элемента кластера, который они составляли в начале

значимость для

Составление

схемы

совместно

с

урока. Записывают в тетрадь, в схеме кластер.

гражданина РФ

российской

обучающимися

гражданской

идентичности:

любовь и уважение к

Отечеству, любовь к

природе;


Геологи

Климатологи

Картографы

Холмистая равнина

Большая равнина

Умеренно-континентальный

климат

Русская

равнина

Биологи

Гидрологи

Почвоведы

почвоведы

Волга

Давайте вернемся к ответам в таблице «Верю

Сверяют ответы, если есть ошибки делают исправления в тетрадях.

РУД-3:

не верю», проверим правильность ответов.

осуществляет

контроль

деятельности;

РУД-4: проводит

рефлексию и

самооценку

деятельности на

уроке;

Сегодня мы нашли много географических

ПР-1: составляет по

объектов, покажите их на карте:

картам

возвышенности,  низменности, реки, озера,

географическую

характеристику

водохранилища.

От  каждой  экспедиции  по  1  представителю  (по  желанию)  входят  к  доске  и

территории,

показывают географические объекты.

называет и

показывает на карте

Работают с

географические

объекты;


Подведение итогов урока.

Выскажитесь о том, что вы сегодня узнали на уроке, продолжив фразу….

РУД-4:

проводит

-Теперь я знаю……

рефлексию

и

-Теперь я могу……

самооценку

деятельности

на

-Я хочу знать……….

-Я думаю, что работал ….(хорошо, отлично, превосходно)

уроке;

Выставление

оценок

(2,5 минут)

самооценка

Домашнее задание (2 минуты)




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У этой равнины есть сток в океан, Свои в ней низины, и свой в них туман. В зелёных ладонях лежит многогран, Роман многотомный народов и стран. Пылают над нею века-облака, Здесь небо синее, нежнее река. И селится густо люд всяк там и тут. Но всё-таки ….. Равнину зовут!!

Слайд 2

Восточно-Европейская равнина Географическое положение и особенности природы.

Слайд 3

№ Верю Не верю 1 2 3 4 5 6

Слайд 4

Как угрюмый кошмар исполина. Поглотивший луга и леса, Без конца протянулась равнина И краями ушла в небеса. И краями пронзила пространство, И до звёзд прикоснулась вдали, Затенив мировое убранство Монотонной печалью земли. К.Д. Бальмонт

Слайд 5

Представьте, что вы собираетесь на научную конференцию юных географов, которая будет проходить на Камчатке.

Слайд 6

Что вы смогли бы рассказать о территории, на которой живёте жителям Дальнего Востока?

Слайд 7

Я знаю Хочу узнать Что узнал(а) нового

Слайд 8

Флора и фауна Почвы Природные зоны Воды Климат ГП Тектоника и рельеф Русская равнина История освоения

Слайд 9

Картографы Геологи Климатологи Гидрологи Характеристика ГП равнины. Характеристика тектонического строения, рельефа. Полезные ископаемые. Характеристика климата Характеристика вод Таблица «Русская равнина. Географическая характеристика» условные знаки: V – я прав, я так и думал «-» я не прав, моё мнение ошибочно + новая информация

Слайд 10

Вопросы для обсуждения: 1 группа: Как географическое положение определяет особенности природы Русской равнины? 2 группа: Как сформировался современный рельеф равнины? 3 группа: Почему на Русской равнине сформировался умеренно-континентальный климат? 4 группа: Как вы объясните слова А.И.Воейкова: «Реки – продукт климата?»

Слайд 11

Я знаю Хочу узнать Что узнал(а) нового

Слайд 12

Русская равнина Картографы Геологи Гидрологи Климато логи

Слайд 13

Расскажите о том, что вы сегодня узнали на уроке, продолжив фразу…. Теперь я знаю …… Теперь я могу ……. Я хочу знать …. Я думаю, что работал ……. (хорошо, отлично, превосходно)

Слайд 14

1. Территория Русской равнины,омывается водами....океанов: А. Индийским,Тихим; б. Атлантическим,Индийским; в. Тихим,Атлантическим; г. Атлантическим,Северным Ледовитым. 2. Площадь Русской равнины составляет....млн.км.кв. : А. 4; б. 3; в. 10; г. 7. 3. Русская равнина расположена: А. на древней платформе; б. на молодой платформе; в. на щите; г. на складчатых областях. 4. Русская равнина имеет рельеф: А. плоский; б. холмистый; в. плоский и холмистый; г. горный. 5. Какие территории равнины имеют наибольшую высоту: А. северо-западные территории; б. юг равнины; в. восточные территории; г. юго-восточные территории.

Слайд 15

6. Климат Русской равнины : а. морской; б. умеренно-континентальный; в. континентальный; г. муссонный. 7. На территории большей части Русской равнины господствуют: а антициклоны; б циклоны; в ураганы; г сильные ветры. 8. Реки Русской равнины имеют....питание: а дождевое; б ледниковое; в снеговое; г смешанное. 9. "Озерным краем" называют: а. центр Русской равнины; б северо-восток Русской равнины; в северо-запад Русской равнины; г юг Русской равнины. 10. Самое крупное озеро Русской равнины: А. Ладожское; б. Онежское; в. Чудское; г. Селигер.

Слайд 16

(г) 2(б) 3 (а) 4 (б) 5 (а) 6 (б) 7 (б) 8 (г) 9 (в) 10 (а) Количество ошибок Оценка 1 5 2 4 3 3 Более 4 2

Слайд 17

№ Вид работы Моя оценка 1 «Отправляемся в путь» - определение темы урока 2 Я знаю о Русской равнине 3 «Моя миссия в отряде» - выполнение задания в группе 4 «Моё участие в обсуждении заданий» 5 Тест "Русская равнина" 6 Итоговая оценка моей работы на уроке « Оцени себя » - оцени свою работу как члена группы Критерии оценки: + знаю, умею, могу ? сомневаюсь - не знаю, не умею, не могу Я получаю «5» - у меня 5 и более + Я получаю «4» - у меня 3 или 4 + Я закрепляю изученное дома. менее 4 +



Предварительный просмотр:

Группа №1    картографы

Проблемный вопрос: Как географическое положение определяет особенности природы Русской равнины?

Задания.

1. Моря, омывающие территорию Русской равнины.

2. К бассейну какого океана они относятся.

3. Какой из океанов имеет наибольшее влияние на особенности природы равнины? Определите протяженность равнины с севера на юг, с запада на восток

4. На каком материке и в какой части находится равнина.

Вывод. Занесите в таблицу. Таблицу «Русская равнина. Географическая характеристика»

Группа №2      геологи

Проблемный вопрос: Как сформировался современный рельеф равнины?

Задания:

1. Сопоставляя физическую и тектоническую карты, сделайте вывод:

Как влияет тектоническое строение на рельеф равнины? Что такое древняя платформа?

2. Какие территории имеют наибольшую и самую низкую абсолютные высоты? Как повлияло четвертичное оледенение на современный рельеф равнины.

3. Рельеф равнины разнообразный. Почему? Какие внешние процессы формировали рельеф равнины?

Вывод. Занесите в таблицу. Таблицу «Русская равнина. Географическая характеристика»

Группа №3  климатологи

Проблемный вопрос: Почему на Русской равнине сформировался умеренно-континентальный климат?

Задания:

1. Назовите климатообразующие факторы, определяющие климат равнины.

2. Какое влияние оказывает Атлантический и Северный Ледовитый океаны на климат равнины?

Проанализируйте климатическую карту и ответьте на вопросы:

3. Какую погоду приносят циклоны? В каких климатических поясах располагается равнина? Назовите типы климата равнины. Под влиянием, каких воздушных масс сформировался климат равнины?

4. По климатической карте: определите средние температуры января и июля, годовое количество осадков в Петрозаводске, Москве, Воронеже, Волгограде.

Проследите, в каком направлении изменяются январские и июльские температуры? Почему?

Вывод. Занесите в таблицу. Таблицу «Русская равнина. Географическая характеристика»

Группа №4    гидрологи

Проблемный вопрос: Как вы объясните слова А.И.Воейкова: “Реки – продукт климата”?

1. Найдите и назовите крупные реки равнины, к бассейнам каких океанов они относятся?

2. Почему реки текут в разные стороны?

3. Климат оказывает влияние на реки. В чем оно выражается?

4. На территории Русской равнины много крупных озер. Большинство их находится на северо-западе равнины. Почему?

Вывод. Занесите в таблицу. Таблицу «Русская равнина. Географическая характеристика»



Предварительный просмотр:

Русская равнина.Географическое положение,особенности природы.

  1. Территория Русской равнины,омывается водами....океанов:

 Индийским,Тихим; 
 Атлантическим,Индийским; 
 Тихим,Атлантическим; 
 Атлантическим,Северным Ледовитым. 

  1. Площадь Русской равнины составляет....млн.км.кв. :

4; 
3; 
10; 
7. 

  1. Русская равнина расположена:

 на древней платформе; 
 на молодой платформе; 
 на щите; 
 на складчатых областях. 

  1.  Русская равнина имеет рельеф:

 плоский; 
 холмистый; 
 плоский и холмистый; 
 горный. 

  1. Какие территории равнины имеют наибольшую высоту:

 северо-западные территории; 
 юг равнины;
 восточные территории; 
 юго-восточные территории. 

  1. Климат Русской равнины :

 морской; 
 умеренно-континентальный; 
 континентальный; 
 муссонный. 

  1. На территории большей части Русской равнины господствуют:

 антициклоны; 
 циклоны; 
 ураганы; 
 сильные ветры. 

  1. Реки Русской равнины имеют....питание:

 дождевое; 
 ледниковое; 
 снеговое; 
 смешанное. 

  1. "Озерным краем" называют:

 центр Русской равнины; 
 северо-восток Русской равнины; 
 северо-запад Русской равнины; 
 юг Русской равнины. 

  1. Самое крупное озеро Русской равнины:

 Ладожское; 
 Онежское; 
 Чудское; 
 Селигер. 



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист                            дата __________

ФИ ______________________________________

Тема ________________________________________

  1.       Стихотворение Валентины Хромовой:

У этой равнины есть сток в океан,

Свои в ней низины, и свой в них туман.

В зелёных ладонях лежит многогран,

Роман многотомный народов и стран.

Пылают над нею века-облака,

Здесь небо синее, нежнее река.

И селится густо люд всяк там и тут.

Но всё-таки  ….. Равнину зовут!!

  1.      Приём «Верю не верю»

Верю

Не верю

1. Русская равнина занимает 2 место по площади среди равнин Земного шара.

2. В основании равнины лежит древняя платформа.

3. Рельеф Русской равнины формировался под воздействием внешних сил – четвертичного оледенения.

4. Равнина имеет наклон на север.

5. Русская равнина получает самое маленькое количество тепла и влаги по сравнению с другими равнинами России.

6. Волга самая полноводная и длинная река не только Русской равнины но и Европы.

  1.      Стих о равнине К.Д. Бальмонт

Как угрюмый кошмар исполина.

Поглотивший луга и леса,

Без конца протянулась равнина

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство,

И до звёзд прикоснулась вдали,

Затенив мировое убранство

Монотонной печалью земли.

  1.      Представьте, что вы собираетесь на научную конференцию юных географов, которая будет проходить на камчатке.    Что вы смогли бы рассказать о территории, на которой живёте жителям Дальнего Востока?

  1.    Таблица «Я знаю …»

Я знаю

Хочу знать

Что узнал(а) нового

  1.     Схема кластера

        

  1. Таблица «Русская равнина. Географическая характеристика»

Работая с текстом учебника вы должны проверить выдвинутые вами предположения и карандашом на полях поставить условные знаки:

V – я прав, я так и думал

«-»   я не прав, моё мнение ошибочно

+     новая информация

Картог

рафы

Геологи

Климатологи

Гидрологи

  1.  «Общее уникальное»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон сохранения энергии. Презентация к открытому уроку в 10 классе 12.12.2018 г

презентация к уроку физики в 10 классе по теме: "Решение задач. Закон сохранения энергии"...

Грамота за большую разъяснительную работу по мотивации профсоюзного членства и проведение открытого профсоюзного урока в 2017-2018 учебном году

Грамота за большую разъяснительную работу по мотивации профсоюзного членства и проведение открытого профсоюзного урока в 2017-2018 учебном году...

Открытый урок в 5 классе к конкурсу "Педагог года -2018"

Данный открытый урок - задание конкурса "Педгог года"...

Открытый урок по теме "Осмотр дома " , 5 класс 2018-2019 у.г.

Практическая цель: совершенствование лексических, грамматических навыков по теме; создание условий для формирования у учащихся умений планировать и выполнять творческий мини-проект, работать в группах...

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...

Отзыв на открытый урок (муниципальный) 13.11.2018

Открытый урок был дан в рамках проведения методических дней в образовательных учреждениях МО "Баргузинский район" в ноябре 2018г....

Открытый урок русского языка в 7 классе (2018/2019 уч.год)

В своей работе я очень охотно применяю ИКТ, интерактивную доску. Данный урок -обобщение проведен с использованием интерактивной доски....