Урок "Озера"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Власова  Вера Семеновна

По  государственной программе «География: начальный курс» 6 класс для общеобразовательных учреждений  на изучение темы «Озера» отводится 1 учебный час. Тема «Озера» изучается в разделе «Оболочки Земли», «Гидросфера», «Воды суши».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok-ozera.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  • Класс: 6
  • Название курса: Начальный курс географии.
  • Название раздела/темы: Земные оболочки. Гидросфера. Воды суши.
  • Название темы урока: Озера.
  • Автор: Власова Вера Семеновна, учитель географии ГБОУ лицей с. Хрящевка.

Роль и место данной темы в курсе.

По  государственной программе «География: начальный курс» 6 класс для общеобразовательных учреждений  на изучение темы «Озера» отводится 1 учебный час. Тема «Озера» изучается в разделе «Оболочки Земли», «Гидросфера», «Воды суши».

Цели и задачи включения компьютерного сопровождения в содержание урока: «Озера».

1) Повышение мотивации обучения и как следствие активизация познавательной деятельности.

2) Развитие наглядно - образного мышления, представлений, восприятия, зрительной памяти.

3) Открытие для обучающихся возможности лучше осознать характер изучаемого объекта, активно включаясь в процесс его познания.

4) Применение компьютерного изображения в сочетании с рассказом учителя позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей.

5) Развитие коммуникативных компетенций, как средство повышения эффективности и результативности учебного процесса, за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности.

6) Организация индивидуальной практической работы обучающихся, развитие их познавательной самостоятельности и творчества.

Отбор содержание и логика структуры урока.

Структура урока

1. Актуализация субъективного опыта учащихся - опорных знаний об озерах. Подготовка к восприятию нового материала, мотивация. Постановка целей и задач.
2. Получение новых знаний.

3. Сообщения учащихся об удивительных озерах. Озера - уникумы.

4. Первичное закрепление новых знаний (по каждому пункту плана урока).

5. Закрепление и применение новых знаний: практическая работа «Описание озера», работа в рабочих тетрадях.

6. Оценки. Домашнее задание.
7. Подведение итогов. Обобщение. Рефлексия.
    Презентация отражает основные этапы урока.

Содержательной основой выделения этапов урока является логика процесса усвоения знаний: 1) восприятие; 2) осмысление; 3) запоминание; 4) применение; 5) обобщение; 6) рефлексия.

На этапе целеполагания и мотивации визуальные медиасредства организуют внимание учащихся и, как основное условие - возбуждают интерес, любопытство. С этим тесно связано то, что медиасредства содействуют интенсификации восприятия через образное представление.

На этапе изучения нового материала,  предъявления новой информации, обучающиеся знакомятся с основными объектами и явлениями, учитель фронтально объясняет тему с использованием презентации.

Иллюстративный ряд представлен фотографиями, схемами, которые взаимосвязаны друг с другом, что помогает развитию целостного восприятия. Отдельные слайды презентации представлены  в виде рисунков, к ним даются различные задания. Иллюстрации служат информированию, представлению и передаче образов объектов.

Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Каждый учебный эпизод складывается в логически  выстроенную цельную канву урока.

На этапе закрепления и подведения итогов урока приобретаются следующие умения и навыки:

  • Четкое структурирование  информации.
  • Интеграция информации из разных отраслей знания (окружающий мир, биология).
  • Умение исследовать имеющуюся информацию и творчески ее применить.
  • Умение самостоятельно работать и организовывать себя.

  Закрепление изученного материала идет вместе с повторением, что дает возможность связать новые знания с заранее полученными. Повторение осуществляется во второй половине урока, когда дети работают самостоятельно в индивидуальном темпе.

Считаю, что  на  данном уроке наиболее эффективными методами являются проблемный и частично поисковый, способствующие развитию личности ученика, что проявляется в познавательной активности, развитии умения структурировать и систематизировать новую информацию. Данные методы создают возможности активного умственного роста каждого ученика, глубокому  и осмысленному усвоению знаний.

Учебное взаимодействие строится на основе диалога, который стимулирует интеллектуальное развитие ребенка,  дает прочные знания и в итоге воспитывает активную личность.

Гигиенические нормы достигаются благодаря чередованию разных методов и форм работы.

Технологическая карта урока 

Тип урока

Урок изучения нового материала (комплексного применения знаний и умений)

Цели деятельности учителя

Сформировать понятие озеро, организовать работу учащихся по усвоению знаний о многообразии озер Земли, происхождении озерных котловин, бессточных и сточных озерах, озерах - рекордсменах;

 продолжить работу по совершенствованию навыка работы с географической картой. 

Образовательные ресурсы

Учебник «География. Начальный курс. 6 класс» Т.П.Герасимова, Н. П. Неклюкова, М.: Дрофа, 2014;  География. Проблемные задания и тесты. 5-6 классы. И.М. Савкин, Д.И. Савкин - Волгоград: «Учитель»; атлас «География 6-7 классы»; рабочая тетрадь «География. Начальный курс. 6 класс» Т. А. Карташева, С. В. Курчина, М.: Дрофа, 2015; презентация «Озера»; физическая карта полушарий; физическая карта и атласы Самарской области.

План урока

  1. Что такое озеро?
  2. Происхождение озерных котловин
  3. Питание озер
  4. Сточные и бессточные озера
  5. Пресные и соленые озера
  6. Болота
  7. Значение озер
  8. Экология озер

Методы и форм обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные и групповые.

Основные понятия

Лимнология,  озеро,  озерная котловина,  карст, старица,  сточные и бессточные озера,  болота.

Межпредметные связи

Геология,  биология, экология 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

  • Дадут определение понятиям  озеро, озерная котловина, сточное, бессточное озеро;
  • Узнают типы озерных котловин, источники питания и виды озер;
  • Научатся составлять описание озера по плану.
  • Получат возможность научиться объяснять зависимость размещения озер от климата и рельефа, определять по карте ГП и размеры крупнейших озер мира

Познавательные:

  • Смогут находить в учебнике необходимую  информацию,
  • Выделять главное, систематизировать и обобщать,
  • Выдвигать версии, рассуждать, делать выводы, определять понятия;

Регулятивные:

  • Организовывать свое рабочее место;
  • Определять цель и алгоритм выполнения заданий на уроке;
  • Выбирать средства достижения цели при работе в паре  и индивидуально;
  • Овладевать способами самооценки и самоконтроля выполнения действия;

Коммуникативные:

  • Излагать свое мнение;
  • Знать и применять первоначальные способы поиска информации;
  • Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;
  • Развитие навыков сотрудничества;
  • Развивают познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе географических наблюдений, самостоятельного приобретения новых знаний по географии
  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению ;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • формирование целостного мировоззрения;
  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи при выполнении определенных заданий по теме;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • осознание собственных достижений при освоении темы.

                                             

                                    Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация).

                 Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Ребята, я предлагаю вам вспомнить:

Какую оболочку Земли мы изучаем?

Какую часть гидросферы мы с вами изучаем?

С каким водным объектом мы познакомились на последнем уроке?

Как называют реки нашей планеты?

Сегодня на уроке мы будем изучать одни из самых загадочных и таинственных мест на нашей планете. Эти места в народе называют «глазами Земли».

Какие виды внутренних вод называют  «голубыми глазами Земли» (или жемчужинами)?

Ответ на этот вопрос и тему нашего урока вы сможете сформулировать сами, отгадав загадку:

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядят в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц, и звезды-

В нём всё отражается …          Слайд №1

Что это за зеркало и как оно называется?

 О каком объекте гидросферы идет речь?

Ответы обучающихся.

Версии обучающихся, обсуждение.

2. Формулирование темы урока, (1мин)

Попробуйте сформулировать тему урока!

                                                          Слайд №2

Версии обучающихся, обсуждение.

3. Изучение нового материала (21 мин)

4.Физкультминутка (2мин)

5.Практикум (5мин)

6.Первичное закрепление и проверка усвоения новых знаний (2 мин).

7. Оценивание работы групп (3мин).

8. Домашнее задание (1мин): 

9.Рефлексия (2мин).

Ребята, наш урок я предлагаю провести в необычной форме. Сегодня вы – не обычные ученики, а я – не  учитель. Сегодня вы - специалисты, а я - директор Научно-исследовательского института Лимнологии. 

(Лимнология, озероведение – наука об озерах).

 В нашем институте действуют 4 лаборатории, которые будут проводить различные исследования в области лимнологии.                                  Слайд №3

 Нам предстоит сегодня решить много задач. Поэтому в конце урока каждая лаборатория даст объективную оценку работе соседней лаборатории.

 Каждый ученый  накануне  исследования определяет цель. Ученые-лимнологи, поставьте и вы перед собой цель нашего исследования, исходя из темы урока.

 

Озер на Земле очень много – около 5 млн. Воды в них  в 30 раз больше, чем в реках.

Ребята, а кто из вас видел озеро? Поднимите руки.

Те из вас,  которые не видели озеро,  помогут вам слайды презентации.

 С какими словами у вас  ассоциируется озеро?

                                                    Слайды № 4-9

Задание. Попытайтесь, сформулировать определение понятие “озеро”. 

Давайте сравним с тем определением, которое нам предлагают авторы учебника на странице  95.

                                                  Слайд №10

 

.

Это углубление называется – озерная котловина.

 

Лимнологи, сравните озеро с рекой и морем. В чем их сходство и различие?                    

                                                            Слайд №11

Продолжим наше исследование по карте и атласам.

Ваша задача: определить размещение озер по территории мира.                                                    

Используя карты атласа, определить размещение озер на различных материках. Результаты своих исследований – это показ озер на физической карте полушарий.

Лимнологи, как вы думаете, какие условия необходимы для образования озера? Попытайтесь их выделить и обосновать.                                     Слайд №12

А теперь  вернемся к озерным котловинам. Как директор научно-исследовательского института я ставлю перед лабораториями задачу.                                              

 Используя видеоролик «происхождение озерных котловин», вы должны выявить причину образования озерной котловины.

Ученые-лимнологи, доложите результаты ваших исследований.

Какие причины, на ваш взгляд вызывают образования озерных котловин?

Дотягиваемся до вершины гор;
приседаем столько раз, сколько материков на Земле;
переплываем Атлантический океан, открываем Америку;

сели, отдыхаем, руки на коленях;

 радуемся Солнцу, делаем радугу!

Лимнологи,  откройте свои рабочие тетради  с.79  и      письменно  ответьте на задания №2 и №3.

Вначале нашего занятия мы определили, что озеро – это углубление, заполненное водой.

 А как вы думаете, откуда берется вода в этих углублениях?

 Чем же питаются озера?              Слайд №13

Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы: сточные и бессточные.   Слайд №14

     Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию солей.

Давайте вспомним, что такое соленость?

А в чем она выражается?

     Все озера по солености можно разделить на 2 группы: пресные и соленые.

Подумайте, почему в одних озерах вода пресная, а в других - соленая? От чего это зависит?

Откройте атласы, посмотрите в легенду карт. В чем различие изображения соленых и пресных озер по карте?

                                                                 Слайды №15-17

Лимнологи,  как вы считаете, каким образом происходит развитие озера? Какие факторы влияют на этот процесс?

                                                               Слайды №18-19

Демонстрация видеоролика «Зарастание озера»

Лимнологи, мы живем с вами в Самарской области. Назовите  реки, протекающие по территории нашей области?

А озера есть в нашей области?

Учитель знакомит с некоторыми озерами области                  ( Голубое, Серное, Васильевские).

 

                                                                  Слайды №20-25

Лимнологи, каково значение озер в жизни человека?

                                                              Слайд №26

Лимнологи, зависит ли судьба озер от влияния хозяйственной деятельности  людей?

                                                                 Слайд №27

Лимнологи, откройте рабочие тетради на странице 80. Письменно выполните задание №3.

Лимнологи, я хотела бы узнать, какие новые знания вы получили сегодня на нашем уроке?

                                                               Слайд №28

п.24(1-3); рабочая тетрадь, с.79(1); сообщение об интересном озере мира.

 Слайд №29-30

Версии обучающихся, осуждение.

Выяснить что такое озеро?

Как образуются озера?

Какие виды озер бывают?

Значение и использование озер.

Жизнь озер.

 Многообразие озер.

Ответы обучающихся: маленькие, большие, глубокие, мелкие, круглые и т.д.

Обучающиеся дают определение,  что такое озеро и сравнивают его  с учебником.

 Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

Ответы обучающихся:

 Озеро отличается от реки тем, что  вода в озере не течёт, как поток в русле у  реки.

Озеро отличается от моря тем, что

не имеет связи с океаном. С морями, океанами озёра соединяют только вытекающие из них реки.

Каждая лаборатория по атласу исследует определенный материк:

1 группа – Евразия.

2 группа – Африка.

3 группа – Северная Америка.

4 группа – Южная Америка и Австралия.

Версии обучающихся, обсуждения.

1. Влажный климат (Атмосферные осадки)

2. Наличие котловины

3. Близость подземных вод

Каждая лаборатория ученых специалистов получает конкретное задание объяснить происхождение одной озерной котловины.

1 группа – тектонические озера.

2 группа – вулканические озера.

Дополнительный вопрос: «Как, вы думаете, почему вулканические озера существуют не на всех вулканах?»

3 группа – ледниковые озера.

4 группа – запрудные озера.

Дополнительный вопрос: «Почему они возникают именно в горных районах, а не на равнинах?»

По ходу проверки выступают обучающиеся с короткими сообщениями.  

Работа с рабочими тетрадями, страница79. Обучающиеся выполняют задания №2,3.

Версии обучающихся, обсуждение. 

1.Атмосферными осадками.

 2.Подземными водами.

 3.Водами втекающих рек.

Ответ обучающихся:

Количество минеральных веществ в 1 литре воды.

В промилле – тысячных долях числа.

Версии обучающихся, обсуждение.

Ответ обучающихся: пресные – голубым цветом, а соленые – розовым.

Продолжительность жизни озера зависит от его глубины и размеров. Быстро зарастают растительностью, наполняются осадками и постепенно превращаются в болота, более мелкие водоемы. Болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью.

Ответы обучающихся.

Ответы обучающихся:

пути сообщения

запасы пресной воды;

 регуляция стока рек;

 создание микроклимата на прилегающей территории;

 рыбный промысел;

 водоплавающие птицы и животные;

 водная растительность;

 лечебные грязи;

 нефть, соль;

места отдыха;

 

Ответы обучающихся

промышленными отходами;

нефтью;

 выбросом в озёра тёплых вод, используемых

для охлаждения электростанций;

загрязненными водами с полей;

 коммунальными, сельскохозяйственными отходами,

в результате чего очень быстро развиваются

сине-зелёные водоросли, которые, отмирая,

разлагаются и отравляют воду.

Каждая лаборатория описывает одно озеро мира по плану.

1 группа – Ладожское озеро.

2 группа  - озеро Танганьика.

3 группа – озеро Верхнее.

4 группа – озеро Титикака.

Ответы обучающихся:

Каждая лаборатория оценивает работу соседней лаборатории!

Организация деятельности обучающихся по самооценке

.