Главные вкладки

    План-конспект урока по географии (6 класс) на тему:
    Конспект урока географии в 6 классе "По дорогам плана и карты"

    Эпова Валентина Николаевна

    Конспект открытого урока по географии в 6 классе ФГОС "По дорогам плана и карты". Данная разработка проведена для учителей географии района.Урок получил высокую оценку коллег. Интересные и увлекательные задания,презентация на интерактивной доске сделали урок необычайно интересным. К уроку использовался фрагмент мультфильма "Клад кота Леопольда"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_geografii_v_6_kl.fgos_.doc73.5 КБ
    Microsoft Office document icon samoanaliz.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока «По дорогам плана и карты»

    Цель урока:

    Создать условия для  повторение и систематизации полученных знаний и умений, комплексного применения знаний в практической деятельности.

    Планируемые  образовательные результаты:

    -предметные – должны знать понятия « план местности» и «географическая карта», способы изображения объектов с помощью условных знаков; приемы определения  на карте и плане различных объектов;

    -метапредметные – развитие умения работать с информацией; развитие умения соединять теоретические результаты с практической деятельностью; развитие операций мышления (анализ, синтез)

    -личностные – проявляют внимание, интерес к новым знаниям и умениям, понимают необходимость учиться.

    Решаемые учебные проблемы:

          образовательная: повторение и систематизация полученных знаний и умений, комплексное применение знаний в практической деятельности,

    формирование умений работы с картой

    развивающая: развитие пространственного картографического мышления,    

    внимания, памяти

    воспитательная: формирование познавательного интереса в форме

    сотрудничества, атмосферы увлеченности и ощущения

    успешности.

    Основные понятия используемые на уроке:

     глобус, градусная сеть, параллели, меридианы, тропики, полярные круги, географическая широта и долгота, географические координаты; план местности, масштаб, азимут, географическая карта;

    Вид используемых средств ИКТ:

    1.Физическая карта полушарий.2. Физическая карта России 3.Атласы.4. Контурные карты.5. Интерактивная доска  6. Фрагмент мультфильма «Клад кота Леопольда».7.Музыкальный фрагмент «Розовая пантера» 8. Географический словарь, 9.Презентация «По дорогам плана и карты»

    Программное обеспечение: Smart Notebook 11

    Образовательные интернет-ресурсы:

    Основная часть (организационная структура урока):

    Образовательный результат/группа образовательных результатов:

    1. Знать практическое значение географических знаний в решении проблем человека.
    2. Знать основные географические понятия, источники географической информации
    3. Уметь ориентироваться на местности, использовать один из «языков» международного общества – географическую карту.
    4. Иметь представление о способах изображения земной поверхности, различиях изображения местности на рисунках, аэрофотосъёмках и плане.

    1. Уметь определять на плане: направления, расстояния, объекты местности, абсолютную высоту отдельных точек; на карте: направления, географические координаты и относительную высоту точек. 

    Методы обучения:

    Фрупповая, фронтальная, индивидуальная форма работы; использование приемов проблемного обучения, практические задания с различными картами и заданием ГИА; частично-поисковый,  побуждающая беседа с целью проверки качества  знаний и активизации опорных знаний.

    Средства обучения для реализации отобранных видов учебной деятельности:

    задания для определения уровня усвоения знаний по определению географических координат, ориентирование по плану и карте с использованием условных знаков, определение направлений и расстояний на плане местности, изображение плана местности с помощью условных знаков, задания на знание терминов, фрагмент мультфильма «Клад кота Леопольда», музыкальный фрагмент «Розовая пантера», использование дополнительной литературы(работа со словарем)

    Тип урока – обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД

    Методы обучения: беседа, практические задания с различными картами, работа с заданиями ГИА, работа в парах, самостоятельная работа.

    Ход урока

    1. Организационный момент. 1 мин.

    Учитель приветствует детей, проверяет готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, атласа, контурных карт), создает у детей хорошее настроение и настрой на работу (просмотр фрагмента мультфильма «Клад кота Леопольда».

    1. Определение темы урока. 4 мин.

    Дети должны попытаться определить тему урока самостоятельно в результате ответов на проблемные вопросы:

                      Ребята, что позволило героям нашего сюжета найти клад?

    • Музыканты из разных стран понимают друг друга используя нотную грамоту. Для математиков языком общения стали цифры и символы. Для танцоров существует язык жестов, пластика движений  А  каким международным языком владеют географы?... Правильно! Это язык карты. Знаки и обозначения на ней поймет без труда ученый и военный, полярник и геолог, летчик и моряк. Этот язык помогает людям создавать планы местности, ориентироваться на любой территории
    • Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке?

    В конечном итоге учащиеся должны выйти на тему урока   «План и карта» (обобщение знаний)

    Вы молодцы, правильно определили тему урока.  Сегодня у нас необычный урок-путешествие.  Надеюсь, что знания, которые вы получили в ходе изучения этой темы помогут вам в пути. За каждый ваш правильный ответ вы получите жетоны зеленого, синего и красного цвета, что означает оценки «3», «4», «5». Успехов вам, ребята

    “Хоть выйди ты не в белый свет,
    А в поле за околицей, –
    Пока идешь за кем-то вслед,
    Дорога не запомнится,
    Зато, куда б ты ни попал
    И по какой распутице,
    Дорога та, что сам искал,
    Вовек не позабудется”.

    .Итак, в путь!

    1. Отгадай загадку

    1 Он крутит стрелкой так и сяк
       Как будто чутким носом:
       Найти дорогу не пустяк     Чтоб указать матросам

               (Компас)

    2. Моря есть – плавать нельзя                           3. Шар не велик, да лениться не велит
    дороги есть – скакать нельзя                              если знаешь предмет, то покажет весь свет           
    земля есть – пахать нельзя                                                                                     
    (Глобус)
    луга есть – косить нельзя

                                   (Карта)

    4. Их давным-давно открыли                                    
    из под снега их отрыли                                              
    Землю всю, проткнув насквозь                                  
    вышла к ним земная ось                                                                          
    (Полюса)                                                                   

    5.Это линия то черная, то синяя

    Он  нужен нам,

     Он делит Землю пополам

    Чтобы нам не спутать вдруг,

     Где же север, а  где юг. (Экватор)

     

    6.Посмотри перед тобою

     Длинные предлинные,

    Словно делят шар земной

     На дольки апельсиновые. (Меридианы)

    Всем угадавшим - зеленые жетоны.

    Давайте, ребята, поработаем с терминами, которые встречались в ходе изучения темы: «План и карта»

    Задание №1 (3 уровень)

    Вставьте в слова пропущенные буквы; сгруппируйте их: аз…мут, мер…диан, полю…, гор…зонтали, ..кватор, п…слойная …краска

    Задание №2 (2 уровень)

    Закончите предложения, вставляя пропущенные слова:

    Каждая точка на земной поверхности имеет свою… и …, которым определяют ее точное положение на Земле.
    Длина окружности Земли равна….
    Масштабы на планах бывают трех видов….
    Чем чаще проведены горизонтали на планах, тем склон….

    Задание №3 (2 уровень)

    Найдите в словаре слова картография и топография

    За каждый правильный ответ задания I уровня, ученики получают зеленый жетон, II уровня – синий, III – красный.

    4.. Есть в нашем русском фольклере былинный герой, которому надоело сидеть на печи и отправился богатырь в путь-дорогу. Помогите ему составить план местности, чтобы  он не заблудился в незнакомой местности;   Нарисуйте план фломастерами на листе бумаги (задание 3 уровня).

    Илья Муромец сел на доброго коня и выехал из деревни «Ключи» на восток по грунтовой дороге. Проехав по деревянному мосту через речку Студёная,  по лугу, мимо ветряной мельницы, он въехал в смешанный лес. Узкая тропинка привела его на перепутье, откуда на право шла грунтовая дорога, ведущая к избе  лесника, налево – пешеходная тропа к гнилому болоту, а прямо – еле заметная тропинка к роднику с живой водой, спрятавшемуся в зарослях кустарника.

    От лица Ильи Муромца я хочу сказать:

    «Теперь мне не страшно
    В поход отправляться
    Я с планом нигде
    Не смогу потеряться
    Условные знаки понятны
    Как строчки
    И план я читаю
    От точки до точки».

    А теперь проверим каждый у себя. Есть ошибки? Что исправили?

    Молодцы! Вы замечательно справились! Прошу прикрепить ваши планы на доске

    5.«Шифровка» Ребята, нам в дороге подбросили шифровку, попробуем ее разгадать

    Задание 3 уровня

    Перед вами  загадочное письмо, расшифруйте, что в нём написано (вместо цифр надо подставлять буквы). Ключом к расшифровке послужит шкала компаса и знание как определять азимут.

    30, 120, 270, 150, 90, 330, 210, 0, 240, 60, 300, 180.

    Во время расшифровки включается музыкальный фрагмент «Розовая пантера».

    Ответ:  Найди масштаб.

    Определите масштаб, если улица длиной 700 метров имеет длину 7 см (Ответ1:10000)

    (1 уровень)

    6. Задача (3 уровень -групповая работа) Раздать цифры:

    В жаркий, знойный день 2 группы туристов отправились на экскурсию от д.Анино и д.Уткино в хвойный лес . Кто быстрее доберется до домика лесника? Предложите самый лучший вариант пути.

    Идет обсуждение в группах, один человек от группы дает ответ.  Один представитель рисует на интерактивной доске доске Кто , по вашему мнению , был самым точным в ориентировании, а кто правильно посчитал? Обе группы молодцы!

    7. Найди географические приборы, которые нам пригодятся в пути (1 уровень) (работа на интерактивной доске)

    Для работы на местности и в пути нам необходимы: теодолит, невелир и дальномер

    Ребята смайликами или другими знаками на интерактивной доске отмечают географические приборы

    8.Далее наш путь будет проходить по пересеченной местности.( Работа на интерактивной доске)

    Как изобразить на плане повышение или понижение рельефа? (задание 1 уровня)

    Как определить какой склон пологий, а какой крутой?(1 уровень)

    Проведите горизонтали и подпишите их (3 уровень)

    9.Перед вами план местности и 3 задания к нему: Работа с карточками:

    (1 уровень): определить расстояния по прямой от точки В до домика лесника;

    2 уровень: В каком направлении находится дом лесника?

    3 уровень – задача:определить где можно кататься на горных лыжах? Ответ обоснуйте..

    –  Молодцы, ребята!

    Подведем итоги: мы вспомнили, что план – это чертеж небольшого участка местности, выполненный в крупном масштабе с помощью условных знаков.

     Планы нам дают исчерпывающую информацию о местности, но они охватывают небольшую территорию.  А в чем различие между планом и картой? А с глобусом?

    А сейчас перейдем от плана к карте.

    – Задание 10 (на контурных картах – 3 уровень )

    Вы командир вертолета и должны спасти альпинистов. Координаты вашего аэродрома – 55 с.ш. и 40 в.д. Альпинисты находятся в месте с координатами 28 с.ш. и 88 в.д. Обозначьте эти районы флажками на карте. Расскажите, в каком направлении вы полетите, и опишите местность, над которой вам предстоит лететь

    – Задание 11. ( 3уровень )

    Определите координаты Ростова на Дону (48с.ш и 40 в. Д.) В каком направлении от Москвы находится наш город? Определите расстояние.

    Задание №12 (3 уровень)

     «Бутылочная  почта»

    Уже сотни лет существует бутылочная почта. При  бедствии в море, в надежде на спасение, моряки бросали записки, запечатанные в бутылку. Иногда помощь и приходила

    I. Нас унесло ура… на …   ов    54° ю. … 68°з … Помо…
    II. Наш самолет упал в А…      мо…14° с… 65° в… OS!
    III. Потерпели крушение у  остр… хи… 32° ю… 110° … д…

    Ответ:

    I. Нас унесло ураганом  на остров    54° ю.ш. 68°з. д.   Помогите
    II. Наш самолет упал в Аравийское  море 14° с.ш.65° в.д SOS!
    III. Потерпели крушение у  острова Пасхи 32° ю.ш. 110° з.д.

    – В литературных произведениях свойства карт получают интересное отражение. Так, у А.С.Пушкина в «Борисе Годунове» есть сцена, где царь Борис, входя в палаты, видит сына Федора, рисующего карту. Царь обращается к сыну со словами:

    Царь: А ты,мой сын, чем занят? Что это?

    Федор:

    Чертеж земли Московской, наше царство.
    Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
    Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
    Вот прелестные дремучие леса.
    А вот Сибирь.

    Царь:

    А что это такое
    Узором здесь веется?

    Федор: Это Волга.

    Царь:

    Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
    Как с облаков ты можешь обозреть
    Все царство вдруг: границы, грады, реки.

    – Прекрасны эти Пушкинские строки, схватившие самую суть карты: ее обзорность, способность «вдруг», разом представить огромные пространства, а слова «вот сладкий плод ученья» хочется взять эпиграфом ко многим картам и атласам.

    Два мира есть у человека:
    Один – который нас творил,
    Другой, – который мы от века
    Творим по мере наших сил.

    – А теперь подойдем к выводам, что же общего и различного между планами, картами и глобусом.

    Давайте попробуем составить памятку «Что нужно знать при работе с планом и картой.?

    1.Условные знаки.

    2.Масштаб.

    3.Стороны горизонта.

    4. Азимут.

    5.Координаты

    6 Абсолютную и относительную высоту места

    – Ребята, вы сегодня творчески подошли к решению предложенных вам вопросов, были находчивы и сообразительны. Давайте подведем итог, чем мы занимались на уроке, что для вас было интересно?

    Рефлексия:

    «Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое» И.А.Крылов

    – Отметьте, пожалуйста, на доске, с каким настроением вы уходите с урока.

    Дома: написать рассуждение на тему: «Профессии, в которых необходима карта»



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ урока географии в 6 классе

    учителя  МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ Эповой В.Н.

    Класс: 6                                         Дата: 12 ноября 2013 года

    Тема урока: По дорогам плана и карты

    Тип урока и его структура:

    1.Это последний урок в разделе «Развитие географических знаний о земной поверхности» Урок – обобщение по всей теме.

     2. В 6 классе -9 учащихся, 2 ученицы –занимаются на отлично, еще 3 ученика учатся на «4» и «5», остальные ребята также проявляют повышенный интерес к предмету и довольно активны на уроках географии. При планировании урока были учтены эти особенности, хотелось показать как индивидуальную работу, так и работу в парах и малых группах

    3. Урок составлен на основе  требований Федерального государственного образовательного стандарта  по географии.  УМК под редакцией Алексеева А.И., Климановой О.В.

    Цель урока:

    Создать условия для повторения и систематизации полученных знаний и умений, комплексного применения знаний в практической деятельности.

    Планируемые  образовательные результаты:

    -предметные – должны знать понятия « план местности» и «географическая карта», способы изображения объектов с помощью условных знаков; приемы определения  на карте и плане различных объектов;

    -метапредметные – развитие умения работать с информацией; развитие умения соединять теоретические результаты с практической деятельностью; развитие операций мышления (анализ, синтез)

    -личностные – проявляют внимание, интерес к новым знаниям и умениям, понимают необходимость учиться.

    Решаемые учебные проблемы:

          образовательная: повторение и систематизация полученных знаний и умений, комплексное применение знаний в практической деятельности,

    формирование умений работы с картой

    развивающая: развитие пространственного картографического мышления,    

    внимания, памяти

    воспитательная: формирование познавательного интереса в форме

    сотрудничества, атмосферы увлеченности и ощущения успешности.

    Урок выполнен с использованием программы SMART Notebook 10.

    Методы обучения:

    Фрупповая, фронтальная, индивидуальная форма работы; использование приемов проблемного обучения, практические задания с различными картами и заданием ГИА; частично-поисковый,  побуждающая беседа с целью проверки качества  знаний и активизации опорных знаний.

    Средства обучения для реализации отобранных видов учебной деятельности:

    задания для определения уровня усвоения знаний по определению географических координат, ориентирование по плану и карте с использованием условных знаков, определение направлений и расстояний на плане местности, изображение плана местности с помощью условных знаков, задания на знание терминов, фрагмент мультфильма «Клад кота Леопольда», музыкальный фрагмент «Розовая пантера», использование дополнительной литературы(работа со словарем)

    Тип урока – урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД.

    Методы обучения: беседа, практические задания с различными картами, работа с заданиями ГИА, работа в парах, самостоятельная работа.

    Эта тема с большим интересом воспринимается учащимися.  Они систематически включаются в процесс решения практических задач при работе с планом и картой и проблемных задач, построенных на содержании программного материала, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний, развитие приемов логического мышления, зрительного и пространственного восприятия.

    Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и   закрепления  материала с использованием информационных технологий. . Учащиеся с большим интересом работали как на интерактивной доске, а также с планом местности и картами атласа. Задания были подобраны таким образом, чтобы дети могли применить знания и умения в новой ситуации при решении задач практической направленности.  На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

    Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с интерактивной доской, атласом -  способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся.  Предложенные задания быстро сменяли друг друга. Эти формы работы позволили усилить коммуникативную направленность, которая предполагает формирование готовности к диалогу, общению со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы. Чтобы оценивание было на всех этапах урока, детям раздавались жетоны зеленого, синего и красного цвета. Что соответствует оценкам :3,4,5.

    Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

    Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся  универсальных учебных действий (УУД):

    -Познавательные – способность понимать учебную задачу урока (включая действия исследования) и стремиться ее выполнять, отвечать на вопросы, делать выводы, обобщения; а также работа с информацией.

    -Коммуникативные – развивать способности слушать собеседника, вести диалог, умение договариваться, работать в паре;

    -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    -умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решения, брать ответственность на себя.

    -Личностные – обеспечивающие ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, ответственность);

    - умение соотносить свои поступки с этическими чувствами(вина, совесть, стыд);

    - желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков;

    - желание и умение ответить на вопрос, какое значение для него имеют те или иные знания.

    - Регулятивные –

    - целеполагание: дети сами определили цель урока;

    - планирование, как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

    - контроль, как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами (сравнение);

    - саморегуляция, как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

    - коррекция, как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

    - самооценка, как способность осознать, что уже усвоено и то, что еще нужно усвоить.

    Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и  закрепления  материала я оцениваю как хороший. В конце урока учениками  был сделан вывод и составлена памятка.  На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

    Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

    На  уроке прослеживалась межпредметная связь: учащиеся научились  измерять расстояния с помощью масштаба(связь с математикой) и работа с терминами (связь с русским языком),литературой(отрывок и з А.С. Пушкина «Борис Годунов»), ИЗО(составление плана местности цветными фломастерами)

    Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. Чтобы повысить двигательную активность, детям было разрешено двигаться,, выходить к доске, переходить из группы в группу на разных этапах урока под руководством учителя.

    Возможности учебного кабинета использованы полностью.

    Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока географии в 6 классе по теме "Вулканы.Горячие источники"

    Урок формирует у учащихся представление о происхождении вулканов, гейзеров, знакомит с отличиями действующих и потухших вулканов, развивает навыки работы с картой, самостоятельность. Слайдовая презент...

    План-конспект урока географии в 6 классе "Форма, размеры и движение Земли" (ФГОС)

    Конспект урока "Форма, размеры и движение Земли" содержит подробную технологическу карту изучения темы. Урок проводится с использованием ЭОР....

    Урок по географии в 6 классе "Виды планов и их использование"(в рамках ФГОС ООО)

    В данный урок входят  конспект урока, задания для групповой работы и индивидуальная работа. Материал разработан в соотвествии ФГОС ООО по учебнику А.А. Летягина (под редакцией Дронова) издательст...

    Конспект урока географии в 6 классе «Землетрясения: причины и последствия»

    Учебник: «География. Землеведение.5-6 кл.», О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.КимТип урока: урок открытия новых знаний.Технология урока: технология проблемного обучения....

    Конспект урока географии в 6 классе "Горные породы и минералы"

    Технологичкская карта урока в 6 классе "Горные породы и минералы"...

    Технологочиская карта урока географии в 6 классе - Мировой океан и его части

    УМК Учебник: «География. Начальный курс» Авторы учебника: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова Издательство: «Дрофа» 2013г. Тема урока Мировой океан и его части Дата проведения 20.1...

    Конспект урока географии в 6 классе «Горные породы и минералы».

    Конспект урока географии в 6 классе  «Горные породы и минералы»....