Русская равнина
план-конспект урока по географии (8 класс)

Аюшиева Билигма Батомункуевна

Урока соответствует логике изучения комплексной географической характеристики с использованием различных источников географических знаний. Структура урока построена с использованием систем развивающего обучения учащихся. + Самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_ravnina._urok.samoanaliz_.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии.

Урок  в 8 классе. Тема: «Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы

Цели урока: Создать условия для осознания и осмысления  природы Русской равнины;

  1. Образовательная: Познакомить обучающихся с особенностями географического положения и рельефа Русской равнины;
  1. Развивающая: Развивать умение анализировать карты атласа, самостоятельно изучать материал темы, рефлексировать свою деятельность Развивать умение работы с контурными картами и картами атласа, 
  2. Воспитательная: Воспитать чувство Родины, патриотизма
  3. Методы: беседа с использованием презентации, работа с картой, ….

Тип урока:  урок изучения нового материала с элементами практикума

Формы учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа обучающихся по карте, в рабочих тетрадях, работа у доски, работа в парах, фронтальная

Оборудование: Карты атласа, учебник, раздаточный материал (подготовлен учителем), презентация (подготовлена учителем)

Технологии: ИКТ,

Литература:

  1. И.И. Баринова. География России. Природа 8 кл. М.-: Дрофа 2007 год.

.

Структура урока

Орг момент

Целеполагание и мотивация

Актуализация

Первичное усвоение материала

Осознание и осмысление учебной информации первичное закрепление учебного материала

Информация о домашнем задании

Рефлексия

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Вводно-мотивационный этап

1.Организационный момент

Сегодня 31 января 21 -й лунный день — активный, творческий, счастливый день, только вот резервы здоровья небольшие, хотя их можно повысить, занимаясь работой, повышающей духовный уровень. День пробудившейся отваги, бесстрашия, упорства в достижении цели. Провести его лучше спокойно, но не пассивно. Будут удачны путешествия, поездки наземным транспортом. Это день дружбы, объединения людей, поэтому особенно успешны работа в коллективе, групповые занятия. И так начнем

Приветствуют учителя, рассаживаются по местам, готовятся к уроку.

Целеполагание и мотивация

Учитель. Ребята! контур какого природного объекта я держу в руках?

Ее изображали художники, восхваляли поэты, посвящали песни. Давайте посмотрим некоторые из них.

 Как вы представляете себе Русскую равнину? Какие зрительные образы возникают у вас при упоминании о ней?

 (Слайд) М.Ю. Лермонтов.

«Но я люблю, за что не знаю сам

Её степей холодное молчание

Её степей безбрежных колыханье

Разливы рек её, подобные морям.

Люблю дымок спаленной жнивы

В степи кочующих обоз

И на холмах средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Русская равнина

Актуализация знаний и умений

  1. Учитель: Что в природе Русской равнины чарует человека, придает ему духовные и физические силы, влияет на его хозяйственную деятельность? На этом уроке нам предстоит с географической точки зрения познакомиться с Русской равниной.

Что бы вы хотели узнать о русской равнине?

  1. Географическое положение.
  2. Тектоническое  строение и рельеф.
  3. Климат.
  4. Внутренние воды.
  5. Природные зоны.

  1. Операционно-содержательный этап

  1. Изучение нового

Давайте разделимся на 2 группы:

 I.  Географическое положение Русской равнины.

  1. Сделать вывод о географическом положении равнины, отвечая на вопросы:
  • Какое место в России и мире Восточно-Европейская (Русская) равнина занимает по площади территории?
  • Определив географическое положение, предположите, каковы климатические условия на территории Русской равнины?
  • С какими природными объектами граничит?
  • Какие природные зоны встречаются на ее территории?

Отметьте на контурной карте границы Русской равнины

Учитель: Важной особенностью равнины являются размеры ее территории, которые обусловили разнообразие форм рельефа, климатических условий и природных комплексов. Это явление подтверждается известным вам принципом взаимосвязи природных компонентов на земле. Необходимо отметить, что существует мнение о взаимосвязи природных условий, видов деятельности населения и характера людей. Так характер человека, выросшего в горах, отличается от характера жителя равнин, для которого характерна созерцательность, открытость, задумчивость, степенность. Такая взаимосвязь приводит к появлению своеобразных культурных традиций территории.

Учитель: По тектонической карте определите части Русской платформы, которые отличаются от всей остальной территории.

  1. Чем можно объяснить равнинность рельефа изучаемой территории?

  1. Что такое щиты?
  2. Сравните тектоническую карту с геологической в районе Балтийского щита и Прикаспийской низменности. Где выходят на поверхность самые древние породы и самые молодые?
  1. Климат и природные зоны

Для анализа предлагается таблица (раздаточный материал).

Природная зона

Город

Средняя температура, *С

Средняя годовая облачность, %

Коэффициент увлажнения

января

июля

года

Тундра и лесотундра

Нарьян-Мар

-16,8

12,1

-3,5

76

1,30

Тайга

Пермь

-15,4

18,0

1,3

70

1,25

Смешанные и широколиственные леса

Москва

-10,3

17,8

3,6

64

1,14

Казань

-13,0

20,0

2,7

68

0,72

Лесостепь

Тамбов

-10,7

20,1

4,8

60

0,73

Степь

Саратов

-10,8

21,2

4,9

56

0,43

Полупустыни и пустыни

Астрахань

-7,0

25,2

9,2

50

0.22

Пользуясь таблицей ответьте на вопросы (устно)

  1. Проанализируйте средние температуры самого холодного месяца. Как они изменяются?
  2. Определите, как изменяется средняя температура самого теплого месяца. Года?
  3. Как изменяются облачность и увлажнение?
  4. Какую закономерность отражают климатические показатели Восточно-Европейской равнины?

Задание 1. По показателям определите природную зону: Среднегодовая температура +3,5*С, облачность 65%, коэффициент увлажнения 1,1. ( Зона лесов.)

Задание 2. Выясните, правильно ли охарактеризована зона степей: средняя температура января -2,0*, июля-+21*С, облачность 75%, коэффициент увлажнения 0,8. Какие показатели не соответствуют зоне степей? Почему? ( В степи континентальный климат, зимой холодно, морозы, а облачность менее 75% и коэффициент увлажнения меньше)

IV. Внутренние воды.

Работа по карте: отметить на контурной карте реки русской равнины

Демонстрация слайдов

Вывод по изученной теме:
Восточно-Европейская (Русская) равнина обладает исключительно разнообразными природными условиями и ресурсами. Это обусловлено геологической историей развития и географическим положением. С этих мест началась русская земля, с давних пор равнина заселялась и осваивалась людьми. Не случайно, что именно на Русской равнине расположена столица страны – Москва, наиболее развитый экономический район – Центральная Россия с самой высокой плотностью населения. Длительное хозяйственное использование ресурсов равнины привело к ряду экологических проблем. Поэтому основной стратегией хозяйственной деятельности людей должно стать рациональное природопользование.

Учащиеся озвучивают полученные выводы:

  1. По площади территории равнина уступает в мире лишь Амазонской низменности, крупнейшая в России;
  2. Находится на северо-востоке Европы, на севере омывается Баренцевым и Белым морями, затем граница совпадает с государственными границами России и Финляндии, на юге омывается Черным, Азовским и Каспийским морями, на востоке расположены Уральские горы;
  3. Равнина расположена в пределах субарктического и умеренного типов климата;
  4. Природные зоны на территории равнины: тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыни, пустыни.

Учащиеся получают задания провести анализ физической и тектонической карт и конкретизировать предложенную характеристику согласно следующим вопросам:

Рефлексия

Закончите предложение.

  1. 1.Русская равнина по площади занимает … место после … низменности в мире.
  2. 2.Протяжённость равнины с севера  на юг … км, а с запада на восток …км.
  3. 3.Равнинность рельефа обусловлена наличием в основании … .
  4. 5.На Кольском полуострове и Карелии выходит на поверхность фундамент, в виде  … .
  5. К  поднятиям фундамента приурочены  возвышенности …  .
  6. При отступлении ледника  образовались огромные озёра … .
  7. Основная часть равнины расположена в … климатическом поясе.
  1. Равнина находится под влиянием  … , приходящих с Атлантики и получает много осадков.
  2. Крупными реками являются: … .

Сенквейн?

Домашнее задание

Домашнее задание: параграф 27 учебника,  совершить заочное путешествие по природным   объектам русской равнины, подготовить сообщение о Карелии, о Мещере

Самоанализ урока.

Урок проходил в 8  классе, предмет–география.

Тема урока: русская равнина

Место урока в изучении раздела географическая карта:

Урок в теме «Географическая карта». На изучение темы отводится 5 часов. Это второй урок.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практикума

Формы учебно-познавательной деятельности:  самостоятельная работа обучающихся по карте, в рабочих тетрадях, работа у доски, работа в группах, фронтальная

Методы: беседа с использованием презентации, работа с картой, частично-поисковые, ….

Технологии: ИКТ, Здоровье сберегающая технология Базарного

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления  природы Русской равнины;

  1. Образовательная: Познакомить обучающихся с особенностями географического положения и рельефа Русской равнины;
  2. Развивающая: Развивать умение анализировать карты атласа, самостоятельно изучать материал темы, рефлексировать свою деятельность Развивать умение работы с контурными картами и картами атласа, 
  3. Воспитательная: Воспитать чувство Родины, патриотизма

На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, эвристическая беседа, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, проблемное изложение вопросов, индивидуальная работа, фронтальная беседа, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения комплексной географической характеристики с использованием различных источников географических знаний. Структура урока построена с использованием систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, домашнее задание на выбор 1) творческого характера, постановка новых задач к последующему уроку, 2) работа с учебником

На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная.

Урок состоит из 7 этапов, логически связанных между собой:

  1. Организационного (1 минута).
  2. Постановка цели. Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором выявляется учащимися цель и задачи урока.
  3. Мотивация опирается на эмоции учащихся.
  4. Первичное усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков с помощью карточки, сравнение, обобщение,
  5. Проверка усвоения нового материала. На этапе проверки понимания учащимися нового материала  использовалась интерактивная доска.
  6. Рефлексия. На этом этапе учащиеся выполняют тест  с выбором ответов.
  7. Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки, мотивирование домашнего задания, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее  задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся (2 минуты).

Виды и формы контроля.

В течение всего урока поддерживалось три вида контроля индивидуальный, письменный, устный.

Формы контроля: самоконтроль, а также сочетание количественной и качественной оценки фронтального опроса.

Структурно урок выдержан.  

Использованная структура урока,  методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом

При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровье сберегающий аспект проводится в виде упражнений для глаз по методике Базарного.

Подготовка учащимися опережающих заданий способствовала созданию ситуаций успешности у учеников.

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.

Активность класса можно оценить как высокую.

Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу  на уроке. Считаю, что урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока географии " Путешествие по Русской равнине"

Конспект урока при изучении памятников природы Русской равнины....

Презентация к уроку "Русская равнина. ГП. Геологическое строение и рельеф"

Интерактивная резентация. Поможет ученикам провести практическую работу в контурных картах по обозначению форм рельфа, а также даст представление о них (фотографии форм рельефа)....

Интегрированный урок по географии, литературе, истории "Образ Русской равнины"

Этот урок представляет собой учебный проект по теме "Образ Русской равнины" при изучении природных районов России в 8 классе. Совместно с учителями литературы, истории и искусства ребята готовили мини...

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Разработка урока по теме: "Восточно-европейская (русская) равнина" 8 класс

Разработка урока "Восточно-европейска (русская) равнина" 8 класс используется при изучении тем "Русская (Восточно-европейская) равнина", "Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы", " Про...

Проект "Самарская Лука -жемчужина Русской равнины"

Актуальность: Неповторимые формы рельефа, своеобразный микроклимат, удивительная красота гор, голубое ожерелье обрамляющей их Волги, уникальная флора и фауна снискали Жигулям и Самарской Луке в ц...